Самоанализ урока изо "Троицына неделя и ее образы в искусстве"
материал по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока изобразительного искусства в 5 классе
«Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве.
Троицына неделя и её образы в искусстве.»
Учитель изобразительного искусства МОУ «Бадарская средняя общеобразовательная школа» Царева Е.В.
Тема «Троицына неделя и образы ее в искусстве» является вводным занятием темы «Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве» открывающий цикл занятий по данной теме. Основной педагогической целью которого является знакомство учащихся с понятием «Троицына неделя», «традиции», с историей появления праздника и особенностями его встречи. Воспитание любови к национальному искусству, к различным видам народного творчества, развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.
Урок строится на основе использования проектной деятельности учащихся, продуктом которой является коллективная творческая работа «Праздник Троица».
Использовался совместно-взаимодействующий метод коллективной деятельности специфика которого заключается в следующем: учащиеся класса разделены на рабочие группы, выполняющие отдельные части единой творческой композиции. Сначала учащиеся работают с текстом, выделяют главное и на основе этого разрабатывают сюжет – традиция празднования праздника «Троица».
При планировании урока были учтены следующие особенности школьников среднего возраста:
- внимание в этом возрасте произвольное, достаточно устойчивое, достаточно хорошо развит самоконтроль и самоанализ;
- не последнее место занимает воображение и фантазия, школьники осознают значение практического труда, стремятся к развитию приобретенных умений и навыков;
- школьники запоминают яркий и интересный материал, увлекательные и эмоциональные образы;
- активно развивается творческого воображение, увеличивается разнообразие сюжетов, появляется возможность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое.
На уроке в полном объеме были решены следующие задачи:
1. Личностные – формирование интереса к предметно-познавательной деятельности; формирование таких качеств личности как дружелюбие, осознание ответственности за себя и своих товарищей; первичные умения оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
2. Предметные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение образов-символов в народном искусстве); развитие эстетического вкуса, художественного мышления, умение строить логически обоснованные рассуждения; использование различных средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
3. Метапредметные – определение цели и задач урока, участие в учебном диалоге, изложение собственного суждения, осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, презентации, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта); планирование собственной деятельности.
4. Коммуникативные – формирование умений оперирования специальными терминами; умений работать в сотрудничестве; умений оценивать свою деятельность.
5. Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, способность к мобилизации сил и энергии.
Выбранная структура занятия была рациональной для решения поставленных задач:
- организация начала занятия;
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
- усвоение новых знаний; первичная проверка усвоения учащимися нового материала на репродуктивном уровне;
- закрепление новых знаний в коллективной деятельности с использованием проблемно-поискового метода;
- обобщение и систематизация знаний; контроль и самоконтроль полученных знаний; подведение итогов урока и рефлексии.
Между этапами занятия существовала логическая связь.
На уроке использовались различные методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения - один из наиболее экономных способов передачи знаний. Был применен в начале изучения новой темы, когда у учащихся отсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала. Использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации.
- Проблемно-поисковое задание применила с той целью, чтобы ученики самостоятельно выполнили определенные виды действий, которые подведут их к усвоению и закреплению новых знаний, был использован прием «чтение с пометками». Практика показывает, что метод достаточно эффективен в тех случаях, когда содержание материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний; когда содержание доступно для самостоятельного поиска школьников, т. е. проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей школьников.
На уроке были использованы различные формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная форма способствует сплочению коллектива, учит ребят умению слушать других. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию.
- групповая форма была эффективной, на уроке были созданы учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой цели. В самом начале занятия был обеспечен контакт с классом, привлечено внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию. Использовалось не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно - иллюстративное изложение нового материала. Во время выполнения коллективной работы к учащимся применялся дифференцированный подход, который включал в себя не только объем предстоящего задания, но и его сложность.
Проверка степени понимания учащимися новой темы проводилось систематически, при этом внимание школьников концентрировалось на главном. Ученики привлекались для исправления недочетов, проводилась связь учебного материала с жизнью.
В ходе занятия школьники показали высокую активность, самостоятельность, дисциплинированность, умение работать индивидуально и в коллективе. Время на занятии использовалось рационально за счет умелой организации учебного процесса. Для предупреждения перегрузок была введена физминутка.
Вывод:
Предложенные технологии и виды учебной деятельности, формы и методы обучения способствуют достижению высоких образовательных результатов. Развивают у учащихся эмоциональную отзывчивость, чувство эмпатии, а также формируют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, мотивов личных достижений и творческого самовыражения личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс
Проектная деятельность на интегрированном уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...
Конспект и самоанализ урока по изобразительному искусству в 6 классе "Сатирические образы человека"
Конспект урока и презентация по изобразительному искусству "Сатирические образы человека"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-880597-1484896742.jpg)
Самоанализ урока изобразительного искусства по теме «Театральная афиша»
Эффективное владение и применение современных психолого-педагогических технологий, различных способов формирования у обучающихся мотивации к обучению. Представлен комплексный подход к достижению ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-880597-1484896742.jpg)
Самоанализ урока изобразительного искусства по теме «Цветение сакуры. Японский веер»
Использование особых методов преподавания искусства, направленных на развитие творческой активности личности: метод широких ассоциаций (мифология Японии, поэзия «хокку», музыка японская, п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-545518-1418044961.jpg)
Троицына неделя и её образы в искусстве. Презентация по изобразительному искусству для 5 класса
Троицына неделя и её образы в искусстве. Презентация по изобразительному искусству для 5 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/25/picture-637201-1432577674.jpg)
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Самоанализ урока изобразительного искусства 5кл "Древние образы в современных народных игрушках"
Самоанализ урока изо в 5 классе по ФГОС...