Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Проектная деятельность на интегрированном уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_6kl.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ « Коршуновская СОШ»
Преподаватели:
Маслобоева Надежда Михайловна, учитель музыки
Баранникова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы
Интегрированный урок русского языка и музыки в 6 классе (проектная деятельность на уроках музыки и литературы)
Тема: «Вечные» образы в музыке и литературе»
Цель урока: Создать условия для:
- Интеграции знаний музыки, литературы, ИЗО по восприятию чувства любви к родине в цветовом, музыкальном, словесном выражении;
- Творческой атмосферы, в которой учащиеся самотворят, самовыражаются, самореализуются;
- Формирование мыслительных операций: обобщать, доказывать, учиться, вслушиваться.
Задачи:
Обучающие: Обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных и литературных произведений, показать мастерство писателя при раскрытии характеров главных героев .
Развивающие: Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развитие ассоциативного мышления, дальнейшее формирование и развитие навыков анализа художественного текста; развивать умение соотносить литературное произведение с музыкальными произведениями Н. Паганини, Б. Окуджавы и картинами Анри Руссо.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной земле; бережное отношение к чувствам окружающих; воспитание слушательской культуры, эмоциональное восприятие музыки, живописи, литературного произведения; воспитание эстетического вкуса учащихся.
Оборудование урока:
- Н. Паганини Каприс № 1/ 17, 1/ 24
- Песня « Музыкант» Б. Окуджавы
- Плакат с музыкальными терминами.
- Литературная выставка « Творчество А. Платонова»
- Рисунки ребят.
- Эпиграф к уроку « Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» ( Д.С. Лихачёв)
- Тексты: рассказ Платонова « Любовь к Родине или путешествие воробья»
Ход урока
1.Учитель музыки: Здравствуйте, я рада встрече с вами. Сегодня у нас не совсем обычный урок.( почему?) . Я предлагаю начать урок с песни композитора Б. Окуджавы « Музыкант»
Прослушивание песни.
Ваши первые впечатления ( нужно сказать существительное или прилагательное, которое бы отражали чувства от прослушанного)
На доске лист бумаги, на который учитель записывает слова, сказанные ребятами.
Сколько музыкальных образов вы определили в песне и какие? ( образ музыканта и прохожего). Как эта песня может быть связана с нашим уроком литературы и музыки? С каким литературным произведением можно её связать?
- Учитель литературы: Мы заканчиваем изучать творчество Платонова и прочитали рассказ « Любовь к Родине или путешествие воробья».
- Итак, первые ваши впечатления от рассказа.
2) Кто является главными героями рассказа?
3) Каким вы представляете себе скрипача и как его описывает автор в рассказе?
( выступает группа ребят)
4)Почему он ходил играть на Тверской бульвар? Как вы его представляете?
( работа с иллюстрациями)
( Музыкант хотел жить высшей прекрасной жизнью, он привык трудиться, дарить людям радость, желание быть полезным
Пушкин и скрипач- люди искусства, на постаменте высечены слова : « И долго буду тем любезен я народу…» , Пушкин и музыкант пробуждают добрые чувства своим искусством, они будят в людях желание быть лучше, утешают в жизненных невзгодах).
- Учитель музыки: Давайте представим себя на месте прохожих, которые слушали музыканта. ( Читаю отрывок из произведения) « Первые сумерки спускаются на бульвар, окутывая дома, деревья, лица людей мягкой тенью и делая всё задумчивым и тихим. Даже трамваи звенят глуше, зато воздух наполняется нежными и тревожными звуками скрипки старого музыканта. Он стоит на мраморных ступенях памятника Пушкину и, забыв обо всём на свете, играет для людей, собравшихся вокруг. Его лицо освещено каким-то внутренним светом доброты, глаза полузакрыты, седые волосы тихо перебирает ветер. А музыка льётся и льётся, унося всех в чудесный и счастливый мир».
( слушают Каприс Н. Поганини)
- Какие звуки вы услышали ( назовите прилагательные)
- Музыка что делала? ( назовите глаголы)
- Настроение ( назовите существительные_
- Как вы думаете, почему старик не брал денег за игру? ( Он играл не из-за денег, а просто для людей и считал, что искусство выше денег. Он бескорыстно отдавал людям своё дущевное тепло, своё искусство, и ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей)
4.Учитель литературы: Каким вы представляете себе воробья? ( 2 группа учащихся)
Почему музыкант к нему привязался? ( он был рад, что ему есть о ком заботиться, забота согревает душу)
- Что же случилось с воробьём? Как описывается страна вечного лета? ( 3 группа зачитывают текст и показывают свои рисунки)
- Но почему же воробей тоскует?( доказать словами из текста).
- Где он поселился?
- Нашёл ли себе друга?
- А как жил старый скрипач? ( доказать словами из текста, что он тоскует по воробью)
- Завел себе друга? Почему черепаху?
- Снежный вихрь опять принес воробья на Родину? Почему он погиб?
- Учитель музыки: Как воспринял смерть воробья старый скрипач? ( Он не мог идти на Тверской бульвар, чтобы играть на скрипке. Будто часть его самого ушла куда-то вместе с седым воробьём. « Он вынул скрипку футляра и начал играть…»)
( Слушание Каприса Н. Паганини)
- Подберите музыкальные термины, которые, на ваш взгляд, подходят к этой музыке( называют с помощью слов на плакате)
- Почему музыка была « нежная и счастливая»? Почему « счастливая»? ( скрипач хочет, чтобы маленькой птичке снился вечный сон про родную землю)
- Но в сердце его столько печали, что музыка не может утешить старика. Почему? ( старик лишился друга и ему становится тоскливо и одиноко) «Тогда он положил скрипку на место и заплакал». Как вы думаете, почему старик заплакал? ( музыка не могла вернуть ему гармонии: в ней недоставало чего-то. Он уже не могла обещать « счастье и славную жизнь», потому что никакое искусство не заменит настоящей жизни и настоящих друзей)
- Учитель литературы: Почему же герои несчастны? ( Не могут жить высшей прекрасной жизнью. Что для этого им нужно?
- любовь к земле
- приносить людям добро
- сострадание к чужому одиночеству
- необходимость друга
- бескорыстие
- забота-
( определяется проблема)
У Лихачева есть прекрасные слова « Жизнь- прежде всего творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Творчество – оно беспрерывно, а жизнь есть вечное созидание». Мы сегодня с вами пробовали свои силы в проектной деятельности, давайте же попробуем сотворить прямо сейчас добрую атмосферу. А результатом нашего проекта будет концерт.
7. Задания группам: 1 группа « Лирики» , готовят стихотворения, высказывания по теме урока.
2 группа « Музыканты» выбирают песни.
3 группа « Оформители» готовят « сцену» для концерта.
Самостоятельная работа ребят ( один из них ведущий)
- Защита проекта- концерт из подготовленных номеров самодеятельности.
- Подводим итоги урока и обращаемся к эпиграфу на доске.
- Рефлексия: « Танка» ( высказать своё мнение об уроке)
- Оценки за урок. Благодарность ребятам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....
интегрированный урок музыка. ИЗО, технология "Карнавальная маска" 4 класс
интегрированный урок музыка. ИЗО, технология "Карнавальная маска" 4 класс....
интегрированный урок музыки и внеклассного чтения в 4 классе
интегрированный урок музыки и внеклассного чтения в 4 классе...
Интегрированный урок музыки и литературы в 5-м классе
Интегрированный урок музыки и литературы в 5-м классе. Тема: "Музыка - главный герой басни"....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Интегрированный урок музыки и английского языка для 2 класса. Тема «Инструменты симфонического оркестра».
Интегрированный урок музыки и английского языка для 2 класса. Тема «Инструменты симфонического оркестра».Цели урока:образовательные:·...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...