Конспект и самоанализ урока по изобразительному искусству в 6 классе "Сатирические образы человека"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Конспект урока и презентация по изобразительному искусству "Сатирические образы человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекта урока

ФИО педагога  Дариуш Генриетта Владимировна

Полное название ОУ   МБОУ «СОШ №60»

Предмет (форма занятия)  Изобразительное искусство    Класс 6 «Б» УМК «Школа России» учебник Л.А.Неменской «Изобразительное искусство»

Тема урока (занятия)  «Сатирические образы человека»

Дата проведения урока (занятия)  18.02.2014г.

Этапы урока, время

Планируемый результат в области

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Организационный момент

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

Научатся определять понятия, художественные термины; знакомиться с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны.; проявлять положительное отношение к юмору; приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.

Метапредметные:

Научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему художественного преувеличения, способа достижения цели; создавать письменный текст; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознавать  свои цели и интересы, эмоции. Адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение.

Регулятивные:

Определяют цель и проблему в учебной деятельности.

Личностные:

Проявляют интерес к изучению нового материала.

-Перед вами «диаграмма учебной нагрузки». Отстающие ребята довольные и розовощекие, а успевающие осваивать учебную нагрузку – зеленые и худенькие. Автор утрирует близкую  нам ситуацию. Чего он хочет добиться он таким приемом?

 А вот еще несколько  репродукции художников, на которых изображены ситуации  школьной жизни.

Репродукция картины И.Е.Репина «Опять двойка». И теперь посмотрите на еще один рисунок. Знаете ли вы, как называется изображение, намеренно подчеркивающее и преувеличивающее что-либо отрицательное, при этом пользующееся неизменным интересом?

Слово «карикатура» с итальянского - преувеличение.

Что вы знаете о карикатуре?

Слушают учителя.

Рассматривают иллюстрации.

Отвечают на вопросы. Осмысливают цель урока.

Объяснительно-иллюстративный;

фронтальная работа.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Чем карикатура отличается от портретного изображения человека?

Отвечают на вопрос.

Фронтальная работа.

Объяснение нового материала

Познавательные:

определяют понятия, художественные термины, знакомятся с формами художественного преувеличения, с известными карикатуристами.

Коммуникативные:

Соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные:

Проявляют познавательную активность.

-Сатирический рисунок появился еще в эпоху Возрождения. Перед вами рисунок Леонардо да Винчи «Скарамуччья». Он делал эти рисунки с натуры, исследуя характер, изучая убедительные возможности эмоций человека. Посмотрим на современные сатирические рисунки – шаржи.

Все любят рассматривать сатирические рисунки. И сегодня карикатура не утратила своей актуальности. Эти рисунки о школьной жизни, которые вы сейчас рассматриваете, печатались в советское время. Прошли годы, а кажется, что они нарисованы сегодня, так знакомы нам некоторые события, изображенные в этих карикатурах.

Одними из известных карикатуристов Советского времени были Кукрыниксы. Это псевдоним по первым слогам фамилий и имен  художников: Куприянов, Крылов, Николай Соколов.

Большую часть творчества Кукрыниксов занимают дружеские шаржи. Если вначале Кукрыниксы рисовали безобидные шаржи на писателей, поэтов, художников и литературных героев, то постепенно их творчество становилось все острей и злободневней.

.

 Ребята знакомятся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, сатирическими образами в искусстве, карикатурой и дружеским шаржем. Рассматривают рисунки, слушают учителя, отвечают на вопросы.

Объяснительно-иллюстративный;

фронтальная работа.

Закрепление учебного материала

Познавательные:

Осваивают приемы художественного преувеличения, отбирают детали, «обостряют образы».

Регулятивные:

Планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели.

Личностные:

Осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают, понимают эмоциональное состояние других людей.

Коммуникативные:

Создают письменный текст, осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией, поддерживают товарища.

Регулятивные:

Выдвигают версии. Работают по плану.

Личностные:

идут на взаимные уступки в разных ситуациях; учатся критически осмысливать свое поведение.

-Предлагаю вам сегодня объединиться в группы по парам. Выбрать для своей группы псевдоним, по подобию Кукрыниксов (первые слоги ваших фамилий).

Проиллюстрировать небольшой рассказ о  том, как ученик идет в школу с невыученным уроком, не зная расписания, задерживаясь в столовой и пытается спастись от двойки.

Сюжеты рассказа распределим на части, чтобы задание досталось каждой паре по подобию вашей любимой игры. Итак, делим сюжеты сначала по рядам (1 ряд – ученик не знает расписание, 2 ряд – ученик не успевает доесть обед в столовой, 3 ряд – для урока физкультуры нет спортивной одежды), затем по партам:

1.кто (портрет ученика)

2.что делал (ситуация, в которую попал ученик)

3.что из этого вышло (как он оправдывается на уроке)

4.возвращение домой (встреча с родителями, как он объясняет произошедшую ситуацию в школе)

Помните, в карикатуре

-нарушение пропорций вызывает смех,

-ассиметрия не повредит карикатуре,

-одежда может быть велика или мала,

-голова может быть больше туловища,

-ноги короче рук и т.д.

Не забывайте, что хотя карикатура высмеивает пороки людей,  делает это весело. Добавьте  короткие надписи, чтобы рисунок был понятен всем.

Подводя итог урока, объединим полученные сюжеты в единое целое, прочитаем с выражением надписи под своим сюжетом, так, чтобы получился веселый рассказ.

Каждая пара готовит рабочее место, размещает художественные материалы. Распределяют сюжеты. Ищут пути решения учебной задачи.

Рисуют.

Ребята демонстрируют свои работы, объединяют их в единый рассказ, придумывают надписи, создавая короткий текст к сюжету. Один ученик из пары читает надпись под рисунком.

Работа в парах. Индивидуальная работа.

Задание на дом

Попробовать нарисовать дружеский шарж любимого учителя.

На следующий урок формат А4, цветная бумага, ножницы, клей.

Запись в дневник.

Индивидуальная работа.

Самоанализ урока

ФИО педагога  Дариуш Генриетта Владимировна

Полное название ОУ   МБОУ «СОШ №60»

Предмет (форма занятия)  Изобразительное искусство    Класс 6 «Б» УМК_ «Школа России» учебник Л.А.Неменской «Изобразительное искусство»

Тема урока (занятия)  «Сатирические образы человека»

Дата проведения урока (занятия)  18.02.2014г.

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

организационный момент

Н - ученик не готов к уроку

Б - ученик готов к уроку, проявляет интерес к изучению нового материала.

М – ученик готов к уроку, помогает учителю с раздаточным материалом, проявляет интерес к изучению нового материала.

Ученик не готов  уроку.

Ученик не может организовать себя для начала урока, не проявляет интерес к изучению нового материала.

Предложить ученику «запасной вариант».

Заинтересовать ученика, привлечь его внимание дополнительными вопросами.

опрос учащихся по заданному на дом материалу

Н – ученик не помнит что такое портрет, как выглядит силуэтный портрет;

Б – ученик знает, что такое портрет, понимает, в чем разница обычного портрета и силуэтного;

 М - ученик знает, что такое портрет, понимает, в чем разница обычного портрета и силуэтного, демонстрирует рисунки, сделанные дома дополнительно.

Ученик не помнит что такое портрет, как выглядит силуэтный портрет.

Повторить термины и понятия.

объяснение нового материала

Н – не соблюдает нормы коллективного общения, не проявляет познавательную активность.

Б - определяет понятия, художественные термины, знакомится с формами художественного преувеличения, с известными карикатуристами, соблюдает нормы  коллективного общения.

М - определяет понятия, художественные термины, знакомится с формами художественного преувеличения, с известными карикатуристами, соблюдает нормы коллективного общения, проявляет познавательную активность.

Ученик не соблюдает нормы коллективного общения, не проявляет познавательную активность.

Заинтересовать ученика, привлечь его внимание дополнительными вопросами.

закрепление учебного материала

Н – не может освоить  приемы художественного преувеличения, отобрать детали, «обострить образы», определить проблему художественного преувеличения, способа достижения цели, не может  адекватно выразить свои эмоции.

Б – осваивает приемы художественного преувеличения, отбирает детали, «обостряет образы», определяет проблему художественного преувеличения, способы достижения цели, осознает свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражает, понимает эмоциональное состояние других людей. Создает письменный текст, осознанно использует речевые средства в соответствии с ситуацией, поддерживает товарища. Работает по плану. Идет на взаимные уступки в разных ситуациях,  критически осмысливает свое поведение.

М - осваивает приемы художественного преувеличения, отбирает детали, «обостряет образы», планирует деятельность в учебной ситуации; определяет проблему художественного преувеличения, способы достижения цели, осознает свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражает, понимает эмоциональное состояние других людей. Создает письменный текст, осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией, поддерживает товарища. Выдвигает версии. Работает по плану. Идет на взаимные уступки в разных ситуациях; учится критически осмысливать свое поведение.

Не может освоить  приемы художественного преувеличения, отобрать детали, «обострить образы», определить проблему художественного преувеличения, способа достижения цели, не может  адекватно выразить свои эмоции.

Индивидуальная работа с учеником на уроке.

задание на дом

Н – нет дневника, не записывает д\з.

Б - записывает д\з.

М - записывает д\з.

Нет дневника, не записывает д\з.

Индивидуальная работа с учеником.

Н - низкий уровень

Б – базовый

М - максимальный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сатирические образы человека

Слайд 7

Ф.П.Решетников «Опять двойка»

Слайд 9

Карикатура в переводе с итальянского – преувеличение.

Слайд 10

Современные сатирические рисунки – дружеские шаржи

Слайд 14

Карикатуры о школьной жизни

Слайд 19

Владимир МАЯКОВСКИЙ, шарж Кукрыниксов .

Слайд 20

С.Я. Маршак Дружеский шарж Кукрыниксов

Слайд 22

Если вначале Кукрыниксы рисовали безобидные шаржи на писателей, поэтов, художников и литературных героев, то постепенно их творчество становилось все острей и злободневней.

Слайд 23

В годы Великой Отечественной войны Кукрыниксы создают карикатуры на военную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта урока по изобразительному искусству и окружающему миру 4 класс. по теме: "Образ культуры Древней Греции"

Цель данного урока: сформировать представление о своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры Древней Греции . Целостность культуры-также важнейший элемент содержания урока. Представление о х...

Самоанализ урока по изобразительному искусству "Выразительные возможности натюрморта в технике коллаж"

 17 марта 2021 года был мной проведен урок по предмету изобразительное искусство в 6 классе. Тема урока звучит следующим образом: Выразительные возможности натюрморта в технике коллаж. Дан...

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»по учебнику "Изобразительное искусство"для 5 класс...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по изобразительному искусству на тему: «Образ человека — главная тема в искусстве»

Человек — одна из основных тем в искусстве. Художников всегда привлекали образы людей, их индивидуальность. Портрет в изобразительном искусстве — это изображение человека или группы людей,...

Урок по изобразительному искусству на тему «Сатирические образы человека».

Урок по изобразительному искусству на тему«Сатирические образы человека»....