Технологическая карта урока по ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока | Набросок фигуры человека. | |
Цель | Ознакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, в которых изображается человек; учить анализировать объекты рисования, делать наброски фигуры человека, учитывая анатомическое строение; развивать наблюдательность, навыки работы карандашом; воспитывать интерес к изобразительной деятельности | |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания | |
Класс | 7 | |
Технология | Практико-ориентированная | |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная | |
Основные понятия и термины | Набросок | |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация по теме «Набросок фигуры человека», карандаши, бумага. | |
Оборудование | Альбом, графический материал (карандаши, мелки, фломастеры). | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: построение нового знания о понятии “набросок”; изучение техники работы над наброском; сформировать представление о роли и значении наброска в творчестве художника; формировать навыки работы с художественными материалами. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные — научатся формулировать проблему, самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (из рассказа учителя, собственного жизненного опыта), осуществлять анализ фигуры человека при ее рисовании; Регулятивные — овладеют способностями понимать учебную задачу урока; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и критично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания учащимися; коммуникативные - овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: развитие самостоятельности в решении различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей; овладение различными приемами и техниками изобразительного искусства; отработка навыков самостоятельной работы. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развиваю-щие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Формы контро-ля |
I. Моти-вация учебной деятель-ности | Эмоциональная, психологическая и мо-тивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. - Скажите, что вам труднее всего рисовать? Многие ответят: «Человека». | Эмоционально настраиваются на урок. Слушают учителя. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы | Устные ответы |
II. Акту- ализа-ция знаний | Беседа организацией повторения. | Проводит параллель с ранее изученным материалом: - Да, это действительно непростая задача. Но научиться этому можно. Что вам для этого нужно знать? (Основные законы изображения, пропорции человеческой фигуры, тренироваться в ее рисовании, приобретая необходимые навыки). | Слушают учителя, Отвечают на вопрос | Фронтальная | Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Коллек-тивное обсуждение темы | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Просмотр слайдов | В процессе рассказа создает условия для формулировки темы урока учащимися. - Действительно, образ человека, его деяния, мысли и чувства являются одной из самых популярных тем в изобразительном искусстве. Давайте посмотрим изображения, выполненные Александром Дейнеки и Павлом Федотовым. (На слайде представлены работы, выполненные в графике и расположенные в два ряда. (Слева – академические рисунки, справа - наброски). | Слушают учителя, отвечают на вопро-сы, обсуждают тему урока и пытаются | Фронтальная | Личностные: проявля- ют интерес к художест- венной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения | Устные ответы |
- Охарактеризуйте работы: что общего в этих работах, а чем они отличаются? - Назовите работы в правом ряду одним словом – существительным и таким образом определите тему урока. Обобщает ответы учащихся, уточняет и называет тему урока. - Тема урока «Набросок фигуры человека» | самостоя-тельно формулиро-вать. | Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, делают выводы | ||||
IV. Реализа-ция постро-енного проек-та | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Просмотр слайдов, работа со справочными материалами | Просит найти определение «наброска». Слушает учащихся: Набросок - грубый рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения. Набросок - предварительный, неоконченный вариант какого-либо произведения, изделия и т. п.; то, что составлено, намечено, написано лишь предварительно, в общих чертах. Обобщает, делает вывод, озвучивает определение: - Таким образом, мы можем сказать: НАБРОСКИ — это быстрые рисунки, в которых карандаш художника схватывает то, что ему потом будет необходимо для работы над задуманным произведением. Вот перед вами картина Павла Федотова «Сватовство майора». Здесь все полно движения: убегает, уронив платок, жеманная невеста, мать ее удерживает, схватив за оборки платья, волнуется сваха: понравится ли хозяину-купцу жених, которого она привела. А сам герой переполоха в соседней комнате лихо крутит свой ус. | Слушают учителя, обраща-ются к Википедиианализируют информацию, рассматривают произведения живописи, делятся впечатлениями. | Фронтальная. | Личностные: проявля- ют интерес к художест- венной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, Википедии Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы. | Устные ответы. |
замысел. На рынках старого Петербурга и в торговых рядах он искал старух, с которых мог бы писать образ свахи. Пожалуй, ни к одной своей картине художник не сделал столько рисунков-набросков, как к этой. Не всегда наброски художники делают с натуры. Часто художники рисуют по памяти. Художники Федотов, Иванов, Репин, Суриков оставили в наследство нам много набросков, некоторые представляют собой самостоятельные произведения искусства | ||||||
V. Пер-вичное закреп- ление | Игровое задание «Что делает человек?». Физкультминутка | Продолжает беседу, задает задание: Для правильного рисования фигуры человека, выполняющего какое-либо движение, художники составляют схемы. Вы с этим методом знакомились на предыдущих уроках. Посмотрите наброски фигуры человека, занимающие то или иное положение. Назовите действие, которое выполняют люди на этих рисунках. Проведение физкультминутки. | Слушают учителя, рассматри-вают наброски на слайде, выполняют задание. Выполняют упражнения | Фронтальная., индивиду-альная | Личностные: проявля- ют интерес к художест- венной деятельности, положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью; Познавательные: извлекают необходимую информацию из просмотренного слайда; Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, отвечают на вопросы. | Устные ответы. Наблюдение за выполнением упражнений |
VI. Само-стоя-тель-ная работа с само-провер-кой | Организация рабочего места. Беседа «Что мы будем рисовать?». Демонстрация приемов работы. | Демонстрирует приемы работы. Организовывает самостоятельное выполнение задания учащимися и самопроверку, создает ситуацию успеха для каждого ребенка. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, помогает учащимся. - Вам предстоит выполнить рисунок фигуры своего одноклассника в разных позах на уроке в формате быстрых набросков. Выполняя вспомогательный набросок для уточнения позы натуры, можно ограничиться наброском-схемой. Такие наброски помогают понять положение тела и отдельных его объемов в листе бумаги, проанализировать распределение веса и движение крупных форм. Всю форму тела нужно намечать последовательно: сначала место для головы и ее размер, потом продлевают линию до пяток. Всего одной линией намечаем форму человека в движении. Потом уточняем контур модели и разметку ног. Сегодня вы будете выполнять наброски фигуры человека. Не забывайте, карандашом нужно работать легко, не нажимая на него, иначе на листе бумаги будет грязь. Нарисовав фигурку, «оденьте» ее в одежду. | Организуют свое рабочее место. Анализируют информацию, выполняют наброски. Выявляют и исправляют ошибки | Индивидуальная. Фронтальная. | Познавательные: анализируют информацию о приемах рисования фигуры человека в разных позах. Регулятивные: работают по плану работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы его выполнения. Личностные: имеют желание рисовать, понимают значимость правильной организации рабочего места. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка | Устные ответы. Наблюдение. |
VII. Рефлексия | Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. | В процессе окончания выполнения набросков организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Учащимся предлагается продолжить предложения:
| Рассматривают выполненные рисунки, оценивают качество выполнен-ной работы по критериям: аккурат-ность, | Индивидуальная. Фронтальная. | Личностные: обладают умениями оценки собственной учебной деятельности на основе заданных критериев. Коммуникативные: Излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения | |
Домашнее задание |
Выполнить набросок с члена семьи в домашней обстановке, используя карандаши, восковые мелки, краски, уголь, тушь, перо, кисть, пастель. | оригинальность и т. д. Продолжа-ют предло- жения. Слушают учителя | . Индивидуальная. | Регулятивные: Оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают информацию учителя и учащихся, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...