Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев». Предмет: изобразительное искусство Класс: 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев».
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 3 класс
Место в учебном плане: I триместр, урок 6
Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ СШ № 7 города Ярцева
2018-2019 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tvorchestva._proektnaya_deyatelnost_na_uroke.docx | 45.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 города Ярцева
Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев».
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 3 класс
Место в учебном плане: I триместр, урок 6
Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ СШ № 7 города Ярцева
2018-2019 уч. год
Цели деятельности педагога |
|
Тип урока | Постановки и решения учебной задачи |
Вид урока | Урок творчества |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: познакомятся с работой художника - дизайнера, художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; научатся отличать платок от ткани, создавать орнамент для росписи платка на основе рисунка кленового листочка. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные - научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); регулятивные - научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные - научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, эврестический, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Платок, композиция |
Наглядно-демонстрационный материал | Методические таблицы, платки, образцы детских работ по этой теме, платки павловские, музыкальные записи |
Оборудование, материально – техническое обеспечение |
|
Учебно – методическое обеспечение, образовательные ресурсы |
|
Аннотация к уроку.
Приведенный конспект урока изобразительного искусства на тему «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев» составлен для 3 класса в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство».
Учащиеся продолжат знакомство с декоративно-прикладным искусством и его ролью в жизни человека, расширят свои представления о работе художника и процессе создания эскизов ткани.
Посредством содержания урока у детей воспитывается уважение к традициям народа, нравственные качества, эстетический вкус. На уроке реализуются межпредметные связи с уроками литературного чтения, музыки, истории.
Данный урок является вторым по теме. На первом уроке учащиеся познакомились с историей русского платка, с принципами росписи платков, с особенностями их композиции. Женский платок, как головной убор и элемент одежды, актуален и в современном мире, поэтому учитель подвёл учащихся к решению выполнить проект маминого платка. Главным композиционным элементом становиться кленовый листочек. Первый урок завершается выполнением учениками рисунка кленового листка (способ «домик»). Ученики вырезают его по контуру. Белый лист клёна – основа для живописной работы на следующем уроке. Домашнее задание: рассмотреть и определить палитру осенних листьев. Придумать небольшое стихотворение о красоте осенней природы.
На уроке использованы элементы технологии проблемного обучения, технологии коллективного взаимодействия, смарт – технологии.
Модель урока «Мамин платок.
Композиция из кленовых листьев»
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации взаимодействия на уроке | УУД | Промежуточный контроль |
I.Организационный момент | Подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока. | Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку. Так как урок по теме второй, то учитель напоминает тему урока (записана на доске): «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев». Учитель перед входом в класс предлагает учащимся особую посадку за рабочие места, которая заключается в жеребьёвке: ученики выбирают по настроению и цветовым предпочтениям квадратики синего, красного и желтого цвета. Учащиеся занимают места за столами, где лежат подготовленные для дальнейшей работы, тонированные в эти же цвета листы бумаги (А1), т. о. формируются группы для совместной работы на одном из этапов урока. | Слушают учителя, участвуют в жеребьевке | Фронтальная | Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II.Повторение материала | 1.Словесно - иллюстративный рассказ с элементами беседы 2.Коллективный поиск ответа на вопрос «Палитра цветов осенних кленовых листьев; этапы живописной работы» 3.Практическая индивидуальная работа с красками (Выполнение живописной работы). Музыкальное сопровождение А. Вивальди «Осень» | Учитель: Сегодня мы, ребята, завершаем работу по нашему проекту и как художники – дизайнеры придумаем свой эскиз платка с осенним мотивом для мамы. Что нами уже сделано, что нового и полезного для сегодняшнего урока мы узнали? Какую подготовительную работу мы провели? (Узнали историю русского платка, композиционные особенности, особенности цветового решения, узнали способ рисования листочка клена («Домик»), выполнили рисунок листа клена и подготовили основу для работы над проектом (вырезали по контуру, подготовили для работы красками). Учитель: Вспомним, как мы выполняли рисунок листочка клена (ученики выходят к интерактивной доске и выполняют поэтапное рисование, проговаривая и объясняя свои действия, при необходимости они пользуются помощью класса). Учитель: Ребята, обратите внимание на нарисованные вами листочки клена. Какие трудности вы испытывали при их рисовании, а кто дома тренировался в рисовании? Можем ли мы их сейчас использовать для завершения проекта? Почему нет? (Потеряли цвет, надо разукрасить). Возьмите в руки понравившийся листочек клена (на столе стоят небольшие вазы с оформленными в букет осенними листьями (рисовали и вырезали на 1 – ом уроке по теме). Вспомним, какие цвета являются основными в осенней палитре кленовых листьев? (желтый, красный, коричневый). Правильно, именно в эти цвета волшебница – осень как художница раскрашивает осенние листья. А как это происходит? ( Ребята могут высказать свои предположения, учитель обобщает, подчеркивая своим поощрением самый близкий к правильному ответ или предположение, что этот процесс связан с понижением температуры воздуха осенью). Летние листочки имеют зеленый цвет, в них много зеленой краски – зелёного фермента. Летом тепло и листочки сохраняют свою изумрудную окраску. Осень приносит с собой похолодание и даже заморозки и зеленый фермент в листьях разрушается, меняя цвет на красный, желтый, коричневый. А мы с вами имеем возможность порадоваться и полюбоваться этой красотой. Настоящее волшебство! Я предлагаю вам стать помощниками волшебницы – осени и разукрасить свои листочки в осенние цвета. Учитель: Поможет нам в этом подсказка, обратите внимание на таблицу (прикрепляет на магнитную доску вместо рисунка поэтапной работы «Лист клена»). Ребята, нам знакома эта последовательность работы в красках? (Да, соблюдая эти правила: от локального цвета к оттенкам, от светлого к темному цвету. ( Работали над живописным рисунком листочков берёзы и дуба в 1 и 2 классах). Учитель по запросу учащихся помогает составить последовательность работы над рисунком с опорой на педагогический рисунок и методическую таблицу «Рисование листа клена» (живописная работа); контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает при необходимости в выполнении задания (учитывая индивидуальные особенности). | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации или слайды «Этапы построения кленового листа», ана- лизируют информацию,отвечают на вопросы, делают выводы Участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы, слушают учителя Анализируют педагогический рисунок, информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, проговаривают после- довательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстри рующего некоторые приемы работы | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих впечатлениях, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представления о платке. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, формулируют собственное мнение Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение. Личностные: проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, формулируют собственное мнение Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата | Устные ответы Устные ответы Поэтапное выполнение работы краскам |
III.Физкультминутка | Учитель: Время идет, часики тикают, и наша работа с красками подходит к завершению. Физкультминутку сегодня проводит ________________, он показывает упражнения, а мы повторяем. (Приложение 3) Муз. сопровождение «Часики» | |||||
IV. Творческая практическая деятельность | Завершение проекта «Мамин платок» Музыкальное сопровождение песня «Ах, какая осень» | Учитель: Итак, листочки для нашей композиции уже готовы, и мы приступаем к завершению нашего проекта. Каково его название? Мы хорошо подготовились к нему. Что мы узнали? (Узнали историю русского платка, композиционные особенности, особенности цветового решения, узнали способ рисования листочка клена («Домик»), выполнили рисунок листа клена). На прошлом уроке мы определили варианты композиции в украшении платка и остановились на трёх. Вспомним их. (Обращает внимание на доску. Приложение 1). Как вы думаете, какая группа с каким вариантом будет работать? Что нам служит подсказкой? (Цвет основы – схемы композиции и цвет будущего эскиза платка). Готовы? Есть вопросы по выполнению задания? Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. | Выполняют задание (Приложение 5) | Групповая | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения при работе в группе. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении. Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы выполнения рисунка Регулятивные: оценивают (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Устные ответы, выпол нение эскиза росписи платка |
V. Итог урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ. Обобщение сведений, оценивание результатов работы | Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Учитель: (после презентаций работ и высказываний впечатлений учащихся о проделанной работе) - Ребята, мне кажется, что у нас получились настоящие картины, а картины, как произведения искусства, имеют названия. Какие названия можно дать нашим работам? (Синий платок (например) – «Листопад», красный платок – «Осенний вальс», желтый платок – «Золото осени». (Так как домашним заданием было сочинение по своим впечатлениям стихотворений ( четверостиший) об осени, то на этапе рефлексии как раз и можно послушать юных авторов ( можно соотнести произведения с получившимися работами по ассоциациям). Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ - аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. п.) - Что нового вы узнали на уроке? - Для кого предназначен ваш платок? - Все ли вам удалось в этом задании? - Что не удалось? Почему? - Какое настроение у вас сейчас? Учитель: Прекрасные работы. Вам нравится, что вы сделали вместе? Вы хотели бы, чтобы вашу работу увидели и оценили ваши мамы, учащиеся нашей школы, учителя, гости. Я предлагаю участие ваших проектов в выставке работ, которая проходит у нас в школе. - А теперь я прошу оценить каждого свой личный вклад на нашем уроке, определить для себя, что получилось, а что не совсем удачно сложилось для вас на уроке. У вас на столах вы видите изображение смайликов. Один радостный – у него все получилось, он рад результатам. Другой чуть нахмуренный – что – то всё же у него не совсем получилось, он считает, что ему надо еще поработать самому. Выберите свой смайлик и возле него положите тот ваш цветной квадратик, который участвовал в жеребьевке в начале нашего урока. Спасибо за работу! | Рассматривают выполненные работы. (Приложение 4) Оценивают их, слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают пер- вичными умениями оценки работ одноклассников на основе заданных критериев. Реулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. | Оценивание уча-щихся. Устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».
Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....
Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".
Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.
Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...
Технологическая карта урока " Мамин платок". Неменский, ФГОС, 3 класс
Технологическая карта урока " Мамин платок". Неменский, ФГОС, 3 класс...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...