Технологическая карта воспитательного мероприятия "Традиции народа ненцы и игры детей севера"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)
Воспитание патриотизма к своей родине, расширение знаний о культуре и традициях народа ненцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vospitatelnogo_meropriyatiya.docx | 43.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта воспитательного мероприятия
Учебная группа | 1д |
Форма проведения | Интерактивная познавательно-игровая программа. |
Тема занятия | Традиции народа ненцы и игры детей севера. |
Цель | Воспитание патриотизма к своей родине, расширение знаний о культуре и традициях народа ненцы. |
Задачи | Образовательные:расширение и закрепление знаний о традициях народа ненцы и знакомство с играми детей в тундре. Развивающие:содействовать развитию познавательных интересов учащихся, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его, развитие чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера,развитие навыков коллективной деятельности. Воспитательные:воспитание уважения к традициям народов Севера, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живешь. |
Планируемые результаты | Предметные: получат знания о традициях народа ненцы, познакомятся с играми детей в тундре, научаться принимать активное участие в обсуждении нового материала, анализировать и обобщать полученные знания. Метапредметные: понимают поставленную задачу, отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на мероприятии; вступают в речевое общение. Личностные:формирование осознанного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, умение проявлять дисциплинированность, интерес и внимание,уважение и доброжелательное отношение к людям и к культуре других народов. |
Методы и приемы | Беседа, поисковые вопросы, мини-выставка, прослушивание национальной песни, использование загадок, игра; фронтальная, работа в малых группах. |
Основные понятия и термины | Коренные народы, Ямал, малица, ягушка, аркан, куклы «агухуко». |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: слайды «Мой Ямал», мини-выставка: национальные ненецкие костюмы, игрушки и предметы быта. |
Оборудование и материалы | Компьютер, проектор, столы для выставки, лук и стрелы, аркан,модели куропатки, совы, северного оленя |
Организационная структура мероприятия
Этапы мероприятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вводный (актуализация, мотивация, целеполагание) | Педагог встречает учащихся - Здравствуйте ребята. Среди просторов нашей страны есть край где вы живете, где ваш дом родной, а называется он… (Ямало-Ненецкий автономный округ). (Слайд №1) А кратко, как мы его называем…(Ямал). - Что означает Ямал? «Ямал» - в переводе с ненецкого означает «край земли». - Сегодня, мы узнаем новое о земле, на которой живем, о культуре народов Ямала и о северных национальных спортивных играх. - Сегодня мы ждем к нам гостей. Кто они, я думаю вы догадаетесь сами послушав мой рассказ. | Получив целевую установку, слушают педагога. Просматривают слайды о Ямале и отвечают на вопросы. Отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение. Ставят перед собой цель. | Беседа, диалог. Фронтальная работа. | Личностные:умение включаться в разговор, участвовать в диалоге. Познавательны: целеполагание, мотивация на организацию активного отдыха | Устные ответы. |
Основной(организация деятельности по достижению результатов) Деление на две команды. Отгадывание загадок. Игра. Дети играют в национальные игры народов севера. Деление на команды. | - На территории нашего округа проживает много национальностей, но среди них особое место составляют коренные жители народов севера. (Слайд №2) Скажите, какие коренные народы Ямала вы знаете? (ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне). - Как вы думаете, чем занимается коренное население Ямала? (оленеводством, рыболовством, охотой). (Слайд №3) Традиционный вид деятельности для большинства коренных народов - оленеводство. Олень дает практически все, что необходимо для жизни кочующему народу: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кость и рога для изготовления украшений, различных инструментов и деталей для упряжи. Оленья кровь помогает избежать многих болезней, характерных для местных климатических условий. Важную роль в жизни коренных народов имеет охота и рыбная ловля. (Слайд №4) Самый многочисленный из коренного населения Ямала народ - ненцы, почти половина из них до сих пор, как и столетия назад ведет кочевой образ жизни. - Дети, вы догадались кто к нам идет? Сегодня к нам пришли гости, представители тундры, которые вас познакомят с культурой и традициями ненецкого народа. «Хозяйка тундры». - Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся на ненецком языке «Нани Торова!», так здороваются ненцы. Я хочу вам рассказать о своем народе ненцы, научить вас традиционным играм наших детей в тундре и поиграть вместе с вами. Ненцы, как и коми-зыряне живут в тундре, растят детей, занимаются оленеводством, рыболовством, собирают ягоды, охотятся. Ненцы мудрый народ, мудрости они учатся у природы, их так и называют «дети природы». Они никогда лишнего не берут у природы, они ловят столько рыбы, сколько могут съесть, собирают столько ягод, сколько могут унести, не губят даже травинку попросту, если семья идет по тропике от стойбища к стойбищу идут по одной тропинке, лишнюю тропинку не топчут, не ломают деревья, цветами только радуются, лишнего не берут ничего. - Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи). - Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, одежда, разные узоры, игрушки делают из разных материалов и даже дома у них разные.
- Здравствуйте ребята! Рассмотрим одежду народов севера, начнем с ненецкой женской одежды. Приложение №1. - Как называется ненецкая женская одежда? (ягушка). - Как называется мужская ненецкая одежда? (малица). Одежда максимально приспособлена к условиям жизни в тундре. У мужчин – малица, у женщин - паны, ягушка, детям шьют меховую двухслойную одежду с капюшоном. Такую теплую одежду носят и взрослые и дети. - Зимнюю и летнюю одежду украшают орнаментом. Женская ягушка напоминает халат, так как она распашная, полы завязываются тесемками. Женщина ягушку подвязывает поясом, чтобы при работе она ей не мешала. Мальчики в тундре носят малицу, к праздничной малице одевается маличная рубаха украшенная орнаментами. К малице пришиваются варежки и капюшон, это чтобы во время работы мужчина не искал свои варежки. - Что еще входит в комплект женской ненецкой одежды: национальное ненецкое платье, юбка у него расклешенная с выточками. Еще входит коса женская, которую украшают колокольчики и металлические бляшки. Коса женская завязывается между собой металлическими украшениями или бляшками, либо украшениями из бус. Во время траура в чуме женщина свою косу, бусы развязывает, когда траур проходит снова тесемки завязывают. Колокольчики служат отпугиванием злых духов. Коса невесты праздничная, чтобы мужчина знал, где по тундре идет его жена. В комплект одежды входит пояс, мы уже сказали, он бывает мужской и женский. Мужчина носит пояс весь день, снимает его только вечером, когда ложится спать. Пояса делают из ниток, из бисера, из кости оленя, из мамонтовой кости, но это уже очень дорогой пояс. Детям тоже делают пояса из бисера. Женщина в тундре девочкам шьет сумочки для рукоделия, вначале сумочка служит для кукол из утиного клюва. Девочка поиграла куклами и складывает их в сумочку, по чуму она их не разбрасывает. Потом мама ей шьет большую сумочку, которая постепенно переходит для рукоделия, туда она складывает лоскутки, иголки, нитки. Дети в тундре играют в куклы, которые называются «АГУХУКО», они сделаны из утиного клюва. Люлька. Давайте рассмотрим как она выглядит: бортик в форме яйца, сверху дуга, чтобы укрывать ребенка от холода и от ветра, чтобы ребенка не продуло. В зимнее время поверх люльки надевают меховой чехол, оставляют отверстие и накрывают сверху ситцевой тканью, чтобы ребенок дышал. Папа делает люльку с рождения ребенка и она передается из поколение в поколение. Эти веревочки служат, чтобы люльку привязывать к шестам, когда мама работает ребенок спокойно качается и засыпает. «Хозяйка тундры». А сейчас я предлагаю послушать ненецкую песню в исполнении Антонина Салиндер. «Хозяйка тундры».- Культура народов севера очень разнообразна. Очень много игр, сказок, мифов, легенд народов севера и все они неразрывно связаны с природой. Сегодня мы с вами будем играть в национальные игры народов севера, но для начала я прошу вас отгадать загадки (команды по очереди отгадывают загадки). - Любите загадки, но слушайте:
Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко Рога раскинув широко (олень, лось).
Просыпается весной А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой (медведь).
«Хозяйка тундры». - А вы знаете, что скоро день оленевода? - В феврале-марте будут проходить 25 юбилейные игры «День оленевода». - Какие национальные виды спорта народов Севера вы знаете? (правильно, метание топора на дальность, тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег с палкой на 3 км по пересеченной местности, тройной национальный прыжок). Как зарождались национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мастерство. Коренные жители испокон веков передают своим детям традиционные северные ремесла: охоту, рыбную ловлю, оленеводство, через игры детям передаются навыки и любовь к труду, необходимые в быту северянам на протяжении всей жизни. - Какие игры детей Севера вы знаете? - Чем они отличаются от игр вашего детства? На стойбище детям предоставлена полная свобода, но есть и запреты. Например, нельзя заходить на чужую территорию. Ограничения снимаются во время совместных, коллективных детских игр. Основные контакты происходят на улице – соседской, своей или нейтральной территории, иногда в чуме. Во время игр не принято громко разговаривать, кричать. Дети в ненецких семьях воспитываются на примере взрослых. Подрастая, ребята помогают родителям во всём. Но это не значит, что у ребёнка в кочевье нет детских игр и забав. Вначале через игры, а затем и труд приобщают детей к настоящей взрослой жизни. Почти в каждой семье можно увидеть даже у совсем маленьких мальчиков, только начавших ходить, поясные наборы с настоящими ножнами с деревянной копией ножа. Также широко распространены детские луки с разнообразными стрелами, санки-нарты. Так через игры ребёнок учится мудрости кочевой жизни. В играх ненецких детей отражается образ жизни людей живущих в тундре, их быт, труд, устои и обычаи. У каждого народа есть свои традиционные игры. А сейчас будем играть в национальные игры. Приложение №2. 1. «У оленя дом большой» (дети встают в круг и повторяют движения с увеличением скорости) - У оленя дом большой. - Он глядит в свое окно. - Заяц по лесу бежит. - В дверь к нему стучит. - Тук-тук дверь открой. - Там в лесу охотник злой. - Заяц, заяц забегай. - Лапу мне подай. 2. «Ручейки и озера» (дети встали в две команды, 2 ручейка, ручейки берутся за руки) - Скоро наступит весна, наступят теплые дни и по тундре побегут ручейки. - Ручейки, как бегут по тундре? (ручейки бегают по тундре и со словом ОЗЕРА, превращаются в озера, затем делятся на три ручейка и т.д., чей ручеек быстрее превратился в озеро, та команда победила). - Вы живете в городских условиях, играете в разные игры, а в тундре этого нет. Для того, чтобы жить в тундровых условиях, надо уметь выживать. Дети живущие в тундре, должны уметь собирать ягоды. 3. «Сбор ягод» (играют девочки). Быстро пролетает короткое лето, наступает пора сбора ягод. - Как собирают черемуху? (дети вспоминают как растет черемуха и двигаясь по кругу показывают как надо собирать черемуху). - Собираем морошку (присев дети двигаясь по поляне собирают морошку, полное лукошко). - Как собирают бруснику? (на одном месте) 4. «Охота на куропатку и сову» (играют мальчики). - В тундре папа своему сыну строгает лук и стрелы из дерева, чтобы ребенок учился меткости («Хозяйка тундры» учит мальчиков, как надо правильно держать лук и заряжать стрелу, мальчики друг за другом стреляют из лука по куропатке и сове). Надо подкрадываться, присев, так как куропатка может улететь. 5. «Ловим оленя» («Хозяйка тундры» учит мальчиков, как надо правильно собирать аркан (начинать с петли), в левой руке держим конец, а правой рукой закидываем петлю из-за плеча, тянем оленя). | Слушают педагога, отвечают на вопросы. Просматривают слайды и отвечают на вопросы, обсуждают, анализируют. Беседа с гостями тундры, участие в беседе. Просмотр мини-выставки с одеждой и предметами быта народа ненцы, внимательно слушают рассказ гостей тундры. Отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение, задают и отвечают на вопросы Прослушивание песни в исполнении Антонины Салиндер. Дети с интересом слушают песню. Отзывчиво и эмоционально команды выражают свое отношение к прослушиванию загадок и активно пытаются найти правильный ответ. В форме игры выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы. | Фронтальная работа и работа в малых группах. | Личностные: умение строить межличностные отношения, действовать в сотрудничестве со сверстниками. стремятся к приобретению новых знаний, осознают свои эмоции; адекватно выражают и контролируют их. Познавательны: умение слушать педагога, понимать правила игры. Регулятивные: принимать и соблюдать правила игры, умение оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: обмениваются мнениями, работают в коллективе, уважают мнение других участников воспитательного процесса. | Устные ответы. |
Заключительный (рефлексия) Рефлексивная мишень. Фото в национальной одежде. | «Хозяйка тундры» - Вы узнали, как играют дети в тундре, став взрослыми ненецкие мужчины полученные навыки демонстрируют на празднике «День оленевода», защищая честь своего района. - Дети, что вам запомнилось из нашей встречи, что понравилось? (ответы детей). - Кто ответит на вопросы о крае, в котором вы живете? 1. Как называется столица Ямало-Ненецкого автономного округа? 2. Коренные жители имеют традиционное жилье. Как оно называется? Из чего состоит? 3. Перечисли известных тебе животных, которые обитают на территории ЯНАО? 4. Весной в наш округ слетаются множество птиц. Какие из них вам известны? 5. Какие растения можно встретить на территории нашего округа? 6. С помощью какого животного передвигаются по тундре народы Севера? Как называется основное транспортное средство? 7. Какие предметы национальной одежды народов Севера вам известны? Рефлексия: «Рефлексивная мишень» Фото на память. - А сейчас мы вам предлагаем на память о нашей встрече сделать фото в ненецкой одежде. Приложение №3. “С небом живите!” – так говорят ненцы, прощаясь. До свидания! До новых встреч! | Отвечают на поставленные вопросы. Заслушиваются ответы учащихся. Оценивают свое состояние после участия в играх, высказывают свое мнение о личных достижениях используя рефлексию. | Фронтальная работа. | Личностные: высказывают свои мнения, чувства, личностную значимость участия в играх. Познавательны: оценивают новые знания, приобретенные во время участия в играх и познавательных беседах. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают свое мнение. | Устные ответы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта воспитательного занятия "Рисуем музыку"
Направление: приобщение детей к культурному наследию...
Технологическая карта воспитательного мероприятия«Великий подвиг народа»
Тема: «Великий подвиг народа» (к 74-годовщине Победы)Возраст: 15 летЦель: воспитание у учащихся любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам, воспитание патриоти...
Технологическая карта воспитательного занятия "Вирус сквернословия"
Технологическая карта воспитательного занятия "Вирус сквернословия"...
Технологическая карта воспитательного занятия "Жизнь это ..."
Воспитательное занятие: "Жизнь это ..."Группа/возраст: 14-17 летТип занятия его роль в изучаемой теме: комбинированное занятиеФорма организации: философский столЦель: уметь определять ...
Технологическая карта "Мы – многонациональный народ"
Класс: 5Предмет: ОбществознаниеТпи урока: урок «открытия» нового знания Тема урока: "Мы - многонациональный народ"УМК: «Обществознание», 5 кл., под ред. Л....
Технологическая карта по теме: "Народы, языки, религии".
Технологическая карта по теме: "Народы, языки, религии". По учебнику География- автора д-р географических наук А.И. Алексеев....
Технологическая карта урока с разными категориями учащихся ( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)
Технологическая карта урока с разными категориями учащихся( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)Цель:формирование исторической культуры личности через примеры борьбы русского народа проти...