Открытый урок в 5-м классе по теме "О чём рассказывают гербы и эмблемы?"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Конспект урока по изо искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-konspekt_5_klass.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1164» (ГБОУ школа №1164)
Открытый урок в 5-м классе по теме
"О чём рассказывают гербы и эмблемы?"
Выполнила: учитель
изобразительного искусства
Швайко Ольга Александровна
г. Москва, 2015
Класс: 5 класс
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Тема четверти: Декор – человек, общество, время.
Тема урока: Гербы и эмблемы.
Тип урока: урок - получение новых знаний
Форма урока: индивидуальная работа.
Методы и приемы: Словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Цели урока:
Продолжить формирование понятия о символическом характере декоративно-прикладного искусства на примере гербов, эмблем;
Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру искусства;
Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами;
Прививать такие качества как толерантность, навыки работы в команде;
Воспитывать интерес к истории, уважение к культуре, и символике своей страны, своего города, края
Задачи урока:
дать представление о гербах России и родного края
познакомить с элементами и символическими значениями в гербах
развивать творческий интерес, ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественным материалом
научить выполнять выразительные композиции гербов (герб своей семьи)
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы твоорчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные правила построения композиции и сочетание цветов в искусстве геральдики, научиться выполнять выразительные композиции гербов.
Наглядный и дидактический материалы:
Индивидуальный: учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н. А. Горяевой - 5 класс, варианты упражнений, памятка к уроку, словари русского языка.
Общеклассный: плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг), схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба, презентация «Экскурс в геральдику (основы, история, правила)»
Литературный ряд: текст Гимна России.
Музыкальный ряд: Гимн России.
ИКТ-оборудование:
Индивидуальное: нет.
Общеклассное: компьютер.
Художественные материалы: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Регулятивные УУД: Целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование и материалы:
Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
Схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба.
Презентация (слайды представлены отдельными картинками).
I. Вступление
подготовка учащихся к уроку
II. Основная часть
истоки геральдики
рождение гербов
основа герба (щит)
значение цвета и символов в гербах
составление собственного герба (практическая работа)
происхождение российского государственного герба
происхождение герба Москвы
герб САО
выполнение практического задания (завершение работы)
III. Заключительная часть
обсуждение выполненного задания учащимися
подведение итогов
Ход урока
1.Организационно-мотивационный этап
Проверка готовности рабочих мест.
Введение в тему урока.
Звучит гимн (слайд №1)
- Ребята, что за музыка сейчас звучала? ( Это гимн России)
А что такое гимн? (Это отличительный знак, символ нашего государства)
- Какие еще государственные символы вы знаете? (герб, флаг)
- Тема урока «О чём рассказывают гербы и эмблемы» 1 урок. (слайд №2)
Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, ты сразу понимаешь: это больница. На светофоре загорелся зелёный человечек — это означает, что путь для пешехода свободен. Идя по улице, ты наблюдаешь различные таблички, где изображены разные знаки, которые несут различную информацию. Всё это — знаки и символы.
2. Систематизация знаний
- Что такое герб, эмблема? (слайд №3)
Эмблема (от греч. emblema – условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи. 1) Эмблема состоит из трех частей (надписи, рисунка, подписи), 2) В эмблеме текст и рисунок имеют равнозначные смыслы, скорее усиливая друг друга, чем дополняя. 3) Эмблема выражает некую общую идею, концепцию
Слово «герб» происходит от немецкого Erbe, что значит наследство. Герб государственный, законодательно утверждённая, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является внешним признаком суверенитета и международного признания.
Геральдика – это наука, которая объясняет расположение и цвет символов на гербах.
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах (штандартах) и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определённое значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода. Именно в эпоху средневековья в Европе появились новое искусство и новая наука – геральдика, связанная с составлением гербов. Геральдические фигуры делят щит на несколько полей определённого цвета.
(слайд №4)
Рыцарь. Геральдические фигуры на щитах. Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. В XIV – XV веках в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. (слайд 6) Основой герба является щит. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба. Щит - это вооружение древнего воина.
Для чего он был нужен воину? Щит нужен воину для защиты. Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья. Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: варяжский, испанский, итальянский, французский, английский, византийский, немецкий, ромбический, квадратный. (слайд 7) Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.
(слайд №5)
Геро́льд (от лат. heraldus — глашатай или от нем. «herald») — глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах.
Герольд ведал составлением гербов и родословий.
(слайд №6)
В геральдике используется семь цветов.
- Золотой - богатство, сила, верность, постоянство.
- Серебряный - невинность, чистота, девственность.
- Голубой - величие, красота, ясность.
- Красный - храбрость, мужество.
- Зеленый - надежда, изобилие, свобода.
- Черный - скоромность, ученость, печаль.
Герб служил, прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что эмаль может наноситься только на металл, а металл только на эмаль (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах). Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации.
Негеральдические фигуры в украшении гербов, имеющих условно-изобразительный характер: естественные (человек, животные, растения, явления природы, планеты, звезды), искусственные, созданных самим человеком (постройки, оружие, корабли, атрибуты охоты и войны, предметы быта, орудия труда), а также фантастические (единорог, дракон, гриф, сказочные птицы).
(слайд 7) Каждое условное изображение имело своё значение: коронованный лев – символ силы и власти, мужества и благородства; дуб, медведь - сила; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – слава; крылатый змей – зло, смута; дракон – могущество; рука – храбрость.
- О чём может рассказать герб, эмблема?
В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ вёлся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
И сейчас почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак — свой герб. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах.
Герб отражает:
историю
географическое положение
традиции
занятия его жителей.
(слайд №8)
- Знаете ли вы герб России, Москвы, округа и микрорайона где проживаете?
«Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». Символом императорской власти в Византии служил двуглавый орёл. Одна его голова была обращена на запад, где находился Рим, а другая – на Восток – в сторону Константинополя. Над двуглавым орлом красовалась корона императора Аркадия, первого византийского императора. Двуглавый орёл пришёл в Россию на правах престолонаследия – через брак Ивана III Васильевича с наследницей византийского престола царевной Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI.
(слайд №9)
Вот герб Москвы. Сначала «читаем» цвет. Красный – символ мужества, неустрашимости. Голубой цвет мы видим на плаще Георгия Победоносца как символ величия и красоты. На гербе показана сцена поражения крылатого змея копьем. В литературе и искусстве образ Георгия-змееборца позаимствован из православной религии, которая представляет этого святого заступником от сил зла. Именно поэтому московские князья избрали этот символ в качестве покровителя своего города.
Рассказывают: в одном царстве-государстве поселился в озере огромный змей. Каждый день жители царства должны были отдавать ему на съедение одного ребёнка. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь. И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьём в руках и пронзил чудище. Конь растоптал змея… Этим всадником был святой воин Георгий Победоносец
(слайд № 10)
Объяснение символики гербовой эмблемы северного административного округа города Москвы
Узкий серебряный пояс символизирует канал имени Москвы, проходящий по территории округа. Два золотых соединенных крыла символизируют воздушное сообщение города, аэровокзал и аэропорт "Шереметьево".
Серебряная восьмилучевая звезда символизирует полярную звезду и указывает на расположение округа в северной части города.
Золотой корабль с серебряными парусами символизирует речной транспорт и расположенный на территории округа северный грузовой речной порт.
Серебряные кони указывают на находящийся на территории округа ипподром. Капители серебряных колонн коринфского стиля воспроизводят портики московского ипподрома.
(слайд №11-12)
В большинстве случаев щит бывает разделён на несколько частей, каждая из которых называется полем. Это деление образуется раскраской щита несколькими тинктурами, вследствие чего и образуются геральдические фигуры - почётные и простые. Основных делений четыре: рассечение, пересечение, скошение справа и скошение слева. Эти деления могут сочетаться разнообразными способами. Вот основные варианты:
Рассеченный - производится перпендикулярной линией, опущенной из середины главы на основание. Пересеченный - производится прямой горизонтальной линией, соединяющей середины правой и левой сторон. Скошенный - производится диагональной линией из верхнего угла щита - если из правого, то получается скошение справа, если из левого - скошение слева.
Скошенный - слева. Существуют и другие формы щитов. Со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм.
3. Самостоятельная работа
- Вы должны договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.
Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.
Придумайте девиз вашей семьи, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.
- А теперь приступим к работе.
Задания: (написано на доске)
- Выбрать форму герба.
- Определить и выбрать соответствующую образу символику.
- Выбрать цвет геральдических фигур.
- Составить композицию.
Создать проект:
герба своей семьи;
1 урок: Выбрать форму щита, его деление и цветовую гамму (геральдические фигуры)
4. Рефлексия. Анализ работ.
После выполнения работы проводится анализ работ :
а) по соответствию выбранных символов,
б) правильности построения композиции,
в) сочетанию цветов в композиции.
- Что нового сегодня Вы узнали на уроке?
- Понравилось ли Вам занятие?
- Что означает выражение «прочитать герб»? Прочитать герб – это значит рассказать о значении цвета и используемых символах.
- Что вам известно об истории появления двуглавого орла на российской символике?
Двуглавый орёл имеет древнюю историю. Символом императорской власти в Византии служил двуглавый орёл. Одна его голова была обращена на запад, где находился Рим, а другая – на Восток – в сторону Константинополя. Над двуглавым орлом красовалась корона императора Аркадия, первого византийского императора. Двуглавый орёл пришёл в Россию на правах престолонаследия – через брак Ивана III Васильевича с наследницей византийского престола царевной Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI.
- Что означают короны в гербе России? Центральная корона – законодательная власть, две другие короны – судебную и исполнительную власти
Подведение итогов. Выставка и защита работ “Герб моей семьи”.
5.Домашнее задание.
Принести карандаш, ластик,краски, кисти, А-3 лист, баночка для воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по теме: «О чем рассказывают гербы»
Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.Флаг – прикрепленная к древку или шнуру полотнище определе...
Технологическая карта урока по ИЗО в 5 классе на тему "О чем рассказывают гербы"
Технологическая карта урока по ИЗО в 5 классе на тему "О чем нам рассказывают гербы"...
конспект урока музыки для 6 класса на тему " О чем рассказывает музыка М.Равель болеро
Закрепить с помощью примеров понятие "ритм", познакомить с танцем болеро...
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс по теме "Заповеди" (конспект урока и презентация)
Тема:"Заповеди" к учебнику Данилюк А, Я....
Открытый урок в 7 Б классе по теме "Деепричастие". Презентация урока
Конспект урока русского языка по теме, которая вызывает затруднение у учащихся с использованием краеведческого материала....
Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС...
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....