Технологическая карта урока по ИЗО в 5 классе на тему "О чем рассказывают гербы"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Технологическая карта урока по ИЗО в 5 классе на тему "О чем нам рассказывают гербы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«О чем рассказывают нам гербы»
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Бахметьева Марина Владимировна | |
Место работы | МОУ «СОШ п. Тепличный Саратовского района Саратовской области» | |
Должность | учитель | |
Предмет | ИЗО | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | О чем рассказывают нам гербы Урок №8 Декор – человек, общество, время. | |
Базовый учебник | Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.Просвещение: 2014 |
- Цель урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о современной символике.
9. Задачи:
- личностные - воспитание интереса к истории, развитие ассоциативно - образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами;
-метапредметные – развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер, активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию;
-предметные- научить располагать геральдические элементы в определенном композиционном пространстве;
-систематизировать знания о геральдических фигурах, символике цвета и негеральдических фигурах как об основных элементах композиции герба;
закрепить навыки работы с различными материалами (гуашь, акварель).
- Тип урока – открытие новых знаний.
- Формы работы учащихся – фронтальная, в парах, индивидуальная, просмотр – анализ работ.
- Необходимое техническое оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, тексты, наглядные пособия.
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных предметных или метапредметных результатов | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие. Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сохраним доброжелательное настроение на весь урок. Садитесь. | Ученики проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Улыбаются, занимают свои места. | Личностные: -определение общих для всех правил поведения; -уважительное отношение к культуре своей страны. | 1 мин. |
2. | Этап актуализации и пробного учебного действия | Учитель предлагает обучающимся обратить внимание на слайд и ответить на вопрос «Что на нем изображено?» «Что означает герб государства?» «А какие еще есть гербы?» Слайд 2. -Как составляются гербы? А что означают изображения на гербах, вы знаете, ребята? У каждого государства, города есть герб, который отображает особенности этой страны, региона языком символов. -Вы бы хотели научиться составлять герб по всем правилам? -А как бы, вы определили тему нашего урока? | Ученики смотрят на экран и отвечают на вопрос – «Герб России». -Это символ государства. -Гербы городов. -Мы затрудняемся ответить. -Да. -О чем рассказывают гербы. | Регулятивные: -определение проблемы, цели учебной деятельности. Личностные: -осознание своих интересов. Познавательные: -усваивание информации в разных формах. Коммуникативные: -изложение своего мнения в диалоге. | 2 мин. |
3. | Этап выявления места и причины затруднения | -Итак, мы уже выяснили, что пока не знаем, что означают изображения на гербах? -Мы пока не можем составить герб? - Для того чтобы этому научиться, мы должны обратиться к истории. | -Да. -Не можем. | Регулятивные: -определение проблемы, цели учебной деятельности. Личностные: -осознание своих интересов. Познавательные: -усваивание информации в разных формах. Коммуникативные: -изложение своего мнения в диалоге. | 1 мин. |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения | -Ребята, давайте распределим по пунктам, что нам нужно сделать: 1.Рассмотреть формы гербов; 2.Изучить символику, её значение; 3.Изучить значение цвета на гербах. | Ученики знакомятся с планом действий. | Познавательные: - умение планировать действия выхода из затруднений при знакомстве с новым материалом. Личностные: -осознают свои интересы. | 1 мин. |
5. | Этап реализации построенного проекта | Ребята, поработаем в парах. Перед вами лежат тексты, найдите в тексте №1, когда и где появились первые гербы. - Ребята, посмотрите на экран, видите, как выглядел средневековый рыцарь. Рыцари – это воины, защищающие во время воин свое государство, а в мирное время они участвовали в рыцарских турнирах. Слайды 3,4.Еще свои гербы были и у ремесленников. Слайд 5. - А что означает слово герб? Кто прочитает? Слайд 6. - А какая наука занимается искусством составления гербов? Рассмотрите формы щитов и геральдические фигуры, которые делят щит на несколько полей определенного цвета. Слайд и плакат на доске. Слайд 7. Форма щита говорила о национальности рыцаря, например: овальный – итальянский, квадратный с закруглением – французский, фигурный – немецкий. - А какие еще бывают фигуры на гербовых щитах? Найдите в тексте. -И при этом каждое изображение имело свое значение (учитель показывает плакат на доске). - Цвет тоже имеет символическое значение. Учитель предлагает ученикам рассмотреть плакат, на котором написана символика цвета. - Ребята, возьмите текст №2. Найдите в нем, какие еще дополнительные элементы украшали самую важную часть герба – щит? | Ребята читают: самые первые гербы появились в Западной Европе в Средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые помещали на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Дети рассматривают на экране рыцаря.
На доске плакат и ребята читают, что герб (наследство) унаследованный от предков. Это композиция символов, которая отражала степень знатности рода, заслуги рыцаря перед государством. Ребята находят в тексте и читают: «Именно в эпоху Средневековья в Европе появились новое искусство и новая наука – геральдика, связанная с составлением гербов. Ученики слушают учителя и рассматривают наглядное пособие на доске. Ребята находят в тексте и читают: негеральдические фигуры – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и др.) При этом снова смотрят на наглядное пособие. Ребята рассматривают плакат, находят строчки в тексте, читают. Ученики читают, что желтый означает золото и символ богатства и справедливости; белый (серебро) – невинность и чистоту; червленый (темно-красный) – любовь, смелость; голубой – красота и величие; зеленый – изобилие; пурпурный – могущество; черный – мудрость. Ребята рассматривают иллюстрацию и находят в тексте: щит поддерживают фигуры щитодержателей (это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах). Вверху изображена корона или шлем, Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – налет. В нижней части герба лента с девизом, указывающая на жизненные ценности его владельца. Иногда герб дополняет изображение мантии, которая делает его еще более декоративным и торжественным. Ребята рассматривают изображения. | Познавательные: -умения искать и выделять необходимую информацию; понимать и выделять ее существенные признаки; строить ответ в устной форме; использовать научную терминологию. Коммуникативные: - излагают свое мнение в диалоге, строят понятные для собеседника высказывания. Личностные: - уважение мнения других, - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; умение выслушать. | 10 мин. |
6. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Физкультминутка. Пришло время немного отдохнуть Итак, давайте закрепим, то что мы сегодня узнали на уроке. -Ребята, где и когда появились первые гербы? - Назовите науку составления гербов? - Для кого составляли гербы? - Что является главным в гербе? - Какие бывают фигуры на щитах? -Что мы можем сказать, рассматривая герб рыцаря? Т.е. – это своего рода характеристика рыцаря. - Ребята, что мы будем сейчас с вами делать? Вам нужно составить и изобразить свой личный герб или герб своей семьи. - Давайте составим план наших действий. С чего начнем свою работу? - Следующий этап? - Продумываем цветовое решение? - Выполняем работу, можем украсить свой герб дополнительными элементами, какими? -Есть вопросы по выполнению задания? Приступаем к работе. Для вас на столе лежат шаблоны формы щита, обведите их на альбомный лист. Раскрашивать можно фон – красками, символы красками, фломастерами, карандашами. | Ребята выполняют упражнения. - В западной Европе в эпоху Средневековья. - Геральдика. - Для рыцарей и ремесленников. - Щит с изображением на нем. - Геральдические, которые разделяют щит герба, негеральдические – это все изображения, которые имеют символическое значение, также как и цвета. - Какой он человек по характеру, по поступкам. - Рисовать герб. - Нарисуем форму щита. - Продумаем, какие символы будем изображать на щите. (каждый свои, характеризующие себя, свои увлечения и т.д.) _ Щитодержатель, корона, мантия и т.д. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; | 3 мин. |
7. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Учитель проговаривает задание для обучающихся. Составь и нарисуй свой собственный герб или герб своей семьи. Учитель контролирует выполнение работы учащихся. | Ученики рисуют каждый свой герб. Следят за последовательностью по составленному плану. Ребята могут пользоваться текстами и наглядными пособиями на доске. | Познавательные: Работа над составлением герба по символике изображений и цветов. Регулятивные: Планируют деятельность и работают по плану. | 20 мин |
8. | Этап включения в систему знаний и повторений | - Ребята, вы нарисовали личный герб. Посмотрите, вы выполнили работу по плану? Вам это помогло в реализации своего замысла. Расскажите о своей работе. | Ученики сверяют план. В парах обмениваются работами и читают герб своего одноклассника. Ребята высказывают свое мнение.
| Коммуникативные: понимают позицию другого, умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями. Познавательные: - осознавать познавательную задачу. | 5мин. |
9. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Продолжи предложения: «Я узнал(а)……» «Мне понравилось…» Знаковая Красный – у меня всё получилось, я доволен; Синий – не всё задуманное получилось; Жёлтый – мне мало что удалось, я не доволен результатом. СПАСИБО ЗА УРОК! | Ученики отвечают на вопрос, оценивают свою работу. | Личностные: - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков. | 2 мин. |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока русского языка 7 класс "О чем может поведать герб нашей республики?"
Творческая работа учащихся Цели:Продолжить изучение понятия «причастном оборот», продолжить знакомство с графическим обозначением причастного оборота в предложении;Довести...
Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"
Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"...
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...