Открытый урок в 7 Б классе по теме "Деепричастие". Презентация урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока русского языка по теме, которая вызывает затруднение у учащихся с использованием краеведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_7_kl.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Саранск – город, в котором я живу и который люблю безгранично...
Лингвистическая разминка “ Найди лишнее слово ” ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ; БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ; ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ; ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ. Мотивация познавательной деятельности
Цели урока: Тема: Деепричастие Образовательные: познакомиться с грамматическими особенностями деепричастия, определить синтаксическую функцию, отработать практическое умение образовывать деепричастия, формировать умение находить их в тексте Развивающие: работа по развитию речи, расширение словарного запаса, формирование умения делать выводы, конструировать предложения с деепричастиями
Цели урока: III. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, раскрывая его богатство и величие, любовь к родному краю, городу.
Путешествие по страницам словаря Деепричастие произошло от двух слов : дее ( от деяти в значении делать ) + причастие ( ср. причастность ) Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале Х YII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
Лингвистическая разминка “ Найди лишнее слово ” ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ , ГОРДИТЬСЯ; БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ ; ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ , УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ; ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ .
Задание : составить предложения, используя деепричастия на тему «Мой город – Саранск»
«Мой город – Саранск»
1. Индивидуальная работа. Монолог Деепричастия. 2. Работа в парах. Заполнить таблицу признаки глагола признаки наречия 1. 1. 2. 2. 3. 3.
1. Индивидуальная работа Монолог Деепричастия 2. Работа в парах Заполнить таблицу признаки глагола признаки наречия 1. Добавочное действие 1. Неизменяемость 2. Вид 2. Вопрос как? 3. Возвратность 3. Синтаксическая роль
Работа в парах: образовать деепричастия Признавать – признавая Признать – Любить - Полюбить – Встречаться – Встретиться - Создавать – Создать - Возвеличить – Возвеличивать - Мини – исследование: выделить суффиксы деепричастий
Работа в парах Морфемный разбор: Рисуя Желая Увидев Запомнив Задумавшись Мини – исследование: выделить суффиксы деепричастий
Деепричастия несовершенного вида ( Что делая? ) Деепричастия совершенного вида ( Что сделав? ) -а, -я, -учи, - ючи (в устаревших формах слов) -в, -вши, - ши (в разговорном стиле) гуляя, начина я , буд учи открыв, улыбну вши сь Суффиксы деепричастий
Исследовательская работа Причастный оборот – причастие +зависимое слово Деепричастный оборот - ? какой? х х Сущ., / / ?, / _ . _ . _ / Определить синтаксическую роль деепричастия
Определить синтаксическую роль деепричастия Мы, россияне, объединенные общей исторической судьбой, созидая государственность на нашей земле, сознавая себя творцами всего нового и лучшего, желая занять достойное место в мировом сообществе, понимая свою высокую ответственность перед будущими поколениями, обязуемся жить и трудиться по законам правого государства ради процветания Родины.
Роль деепричастия в художественном произведении В местах болотистых и топких, Определив себе простор, Ты жил трудом своим нелегким, Умел врагу давать отпор. Ю. Попков Уходя в глубь веков, Время укрытой тайной даль манит. О прошлом память — вечный зов — Душа народная хранит. «Душа народная хранит»
Роль деепричастия в художественном произведении Люблю тебя, как мать свою, И, радуясь в душе, Горжусь, что повезло родиться мне На этой вот земле! С. Кумакшин «Мордовская земля» Огни Мордовии моей Мерцают, как глаза живые, Сливаясь с трепетом огней, Великой Матери-России. И.Калинкин «Огни Мордовии»
Тест на определение уровня. КЛЮЧ 1. Признаки каких частей речи объединяются в деепричастии? Подчеркните правильные ответы: а) имени существительного б) имени прилагательного в) глагола г) местоимения д) наречия 2. Что обозначает деепричастие? Подчеркните правильный ответ: а) признак предмета; б) признак предмета по действию; в) основное действие; г) добавочное действие предмета. 3. Какие грамматические признаки деепричастие берет у глагола? Подчеркните правильные ответы: а) вид; б) время; в) склонение; г) переходность (непереходность); д) спряжение; е) лицо; ж) возвратность (невозвратность). 4. Как изменяются деепричастия? Подчеркните правильный ответ: а) по лицам и числам (спрягаются); б) по числам и падежам (склоняются); в) не изменяются вовсе.
Тест на определение уровня. КЛЮЧ 5. Каким членом предложения обычно бывают деепричастия? Подчеркните правильный ответ: а) определением; б) обстоятельством; в) дополнением; г) сказуемым. 6. Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида? Подчеркните правильный ответ: а) – а, -я; б) – в, -вши; в) – ши 7. Подчеркните в рядах глагольных форм деепричастия: а) плачущий, плача , плачет, плачь; б) отдохнув , отдохнувший, отдохну, отдохни; в) прикасаясь , прикасался, прикасается, прикасайся; г) испугавшийся, испугавшись , испугаешься, испугался; д) сойди, сойдя , сойду, сойдёт; е) указав , указавший, указал, указать; ж) чувствуют, чувствующий, чувствуя , чувствуем. 8. Образуйте деепричастия несовершенного вида и совершенного вида от глаголов: Касаться – касаясь, коснувшись , Встретить – встречая, встретив .
Правильно выполненным считается вопрос, если задание выполнено полностью без ошибок. Определите свой уровень: I ур. – 1 задание II ур. – 2-3 задания III ур. – 4-5 заданий IV ур. – 6-7 заданий V ур. – 8 заданий
Дополнительный материал Найти и исправить грамматические ошибки. Подъезжая к городу, вдруг замелькали огни. Гуляя по Саранску, нас охватило радостное волнение. Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
Рефлексия ... себя называю, ... действие обозначаю, На вопрос... отвечаю, ... и ... вида бываю, ... поясняю. Чтобы от глагола меня образовать, надо ... взять.
Домашнее задание Написать сочинение – миниатюру на тему: «Мой город – Саранск», включив деепричастия и деепричастные обороты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Презентация к уроку в 5 классе «Смешанные числа 2 урок» из двух частей
Презентация к уроку двух частей...
Фрагменты урока в 1 классе"Буква ц".Презентация к уроку по окружающему миру"Одежда".
Знакомство с буквой "Ц".Умение находить ее среди других букв.Написание буквы "Ц".Знакомство с видами одежды и с периодом ее появления....
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...
Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»
Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...