Волшебные узоры Сибири. Роспись Рабочая программа внеурочного курса.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6, 7 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебные узоры Сибири» разработана для 6 -7 классов на 34 часа в год. Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений; овладение способами художественной деятельности;развитие дарования, индивидуальности и творческих способностей ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loskutova_mv_vneurochka_6_kl_gotovye.docx | 52.07 КБ |
loskutova_mv_vneurochka_7_klas_gotovye.docx | 48.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНА: на заседании МО учителей физкультуры, технологии, ИЗО, музыки и ОБЖ Пр. № 1 от 30.08.2019 г. Руководитель МО ___________________ /М.В. Лоскутова/ | СОГЛАСОВАНА: Зам.директора по НМР __________/Р.В. Смагина | УТВЕРЖДЕНА: Приказ № 216 о/д от 02.09.2019г. директор_______________ /Е.К. Пешкова/ |
Волшебные узоры Сибири. Роспись
Рабочая программа внеурочного курса.
6 класс
Составитель:
Лоскутова М.В. ,
Учитель изобразительного искусства.
Белый Яр
2019
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Белоярская СОШ №1 на период 2019-2020 г.;
- Учебный план МБОУ Белоярская СОШ №1 на 2019-2020 учебный год;
- Календарный график работы МБОУ Белоярская СОШ №1 на 2019-2020 учебный год;
- Локальный акт «Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов (ФГОС)», 2016г
- Примерная программа общего образования по искусству, 2010 год.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебные узоры Сибири» разработана для 6А, Б и В классов на 34 часа в год (из расчёта 1 час в неделю в соответствии с УП).
Рабочая программа использует ресурс учебника «Изобразительное искусство» 5 класс, под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Москва, «Просвещение» 2015 г, 207 с. и учебника «Изобразительное искусство» 6 класс, под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Москва, «Просвещение» 2015-16 г г, 240 с.
Цель и задачи курса внеурочной деятельности:
- приобщение к искусству как духовному опыту поколений;
- овладение способами художественной деятельности;
- развитие дарования, индивидуальности и творческих способностей ребёнка.
- сформировать опыт смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- создавать условия для освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- развивать творческий опыт;
- формировать способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формировать активное, заинтересованное отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах;
- развивать способность ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- создавать условия для овладения средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- создавать условия для овладения основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Форма организации учебного процесса – занятие, мастер-класс.
Виды учебной деятельности: Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления, дизайн, изобразительные техники) – 30 часов.
Наблюдения за видимым миром (беседы) – 4 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие своего края;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и Сибири, творческой деятельности эстетического характера.
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение фольклорного художественного творчества во всем его многообразии;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- приобретение опыта создания художественного произведения в декоративно-прикладном жанре;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями народного искусства, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения народного искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Обучающиеся научатся:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
- понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, умело им пользоваться, выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- культуре зрительского восприятия;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении декоративного искусства;
- активно воспринимать произведения декоративного искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия;
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Обучающиеся научатся:
- понимать связи декоративного искусства с всемирной историей и историей Отечества;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
- осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- умению обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
- понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Обучающиеся научатся:
- создавать композиции на заданную тему на плоскости используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе;
- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
Виды декоративно-прикладного искусства
Обучающиеся научатся:
- различать виды декоративно-прикладного искусства, понимать их специфику и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, умело им пользоваться, выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять шедевры национального и мирового декоративно-прикладного искусства;
Особенности содержания курса внеурочной деятельности «Волшебные узоры Сибири. Роспись» является то, что в соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов народов Сибири. Учтены местные условия и возможности при обучении детей, используется в работе доступный материал для изделий, знакомство с традициями местных промыслов, предусматривает выход для предъявления результатов творческой деятельности на ежегодном фестивале детского творчества «Этнокультурный калейдоскоп Сибири».
Содержание курса внеурочной деятельности
Структура курса «Волшебные узоры Сибири. Роспись» содержит три раздела: «Гжель», «Урало-сибирская роспись» и «Жостовский поднос».
Тема 1: Вводное занятие (1 часа).
Раздел 1: Гжель (12 часа).
Тема 2: Знакомство с самобытным искусством гжельской росписи.
Тема 3-5: Изучение техники кистевого письма гжельских мастеров.
Тема 6-7: Особенности орнаментарных композиций.
Тема 8: Составление композиций по мотивам гжели.
Тема 9-10: Составление эскиза для росписи блюда в стиле гжели.
Тема 11-12: Роспись блюда по эскизу.
Раздел 2: Урало-сибирская роспись (9 часов).
Тема 13: Знакомство с промыслом Урало-сибирская роспись.
Тема 14: Изучение техники выполнения элементов урало-сибирской росписи.
Тема 15: Составление композиций по мотивам урало- сибирской росписи.
Тема 16: Составление эскиза для росписи кухонного набора по урало- сибирским мотивам.
Тема 17: Подготовка деревянной основы для росписи.
Тема 18-20: Выполнение росписи, с последующей обработкой лаком.
Тема 21: Выставка работ с предварительной подготовкой экспозиции
Раздел 3: Жостовский поднос (12 часа).
Тема 22: Знакомство с промыслом.
Тема 23 – 24: Изучение техники росписи в стиле жостовских мастеров.
Тема 25: Выполнение цветов и листьев.
Тема 26: Оформление кромок изделия.
Тема 27: Составление композиций по Жестовским мотивам.
Тема 28: Отработка навыков росписи. Составление эскиза для росписи подноса.
Тема 29 – 30: Выполнение росписи на изделии.
Тема 31 – 33: Изготовление изделия по индивидуальному творческому проекту
Тема 34: Подготовка к выставке и последующая экспозиция.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе контрольных работ |
Раздел 1 | Гжель. | 12 часов | 1 |
Раздел 2 | Урало-сибирская роспись. | 9 часов. | 1 |
Раздел 3 | Жостовский поднос. | 12 часов | 1 |
Список используемой литературы:
Для учителя:
- «Дети и народное творчество», Шевчук Л.В. Москва «Просвящение» 2015г.
- «У истоков мастерства», Максимова Ю.В. Москва «Просвящение» 2013г.
- «Русская народная живопись», Шепелова С.Н. Москва «Просвящение» 2016г.
- «Русская Роспись. Техника. Приемы. Изделия».Н. Величко Москва. АСТ-Пресс,2012 г.
- «Исследования и статьи», Бакушинский А.В. Москва 2010 г.
- «Художественная обработка дерева», Барадулин В.П. Москва 2012г.
Для ученика:
- «Гжель».: Дорошин Ю. Альбомы для детского творчества Мозаика-синтез 2012г.
- «Жестовский поднос». Дорошин Ю. Альбомы для детского творчества: Мозаика-синтез 2012г.
- «Уралосибирская роспись». Дорошин Ю. Альбомы для детского творчества: Мозаика-синтез 2012г.
- «Изобразительное искусство» 5 класс, под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Москва, «Просвещение» 2015 г, 207 с.
- «Изобразительное искусство» 6 класс, под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Москва, «Просвещение» 2015 г, 240 с.
Технические средства обучения:
- Компьютер;
- проектор;
- интерактивный комплекс;
Методический фонд:
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Необходимые материалы:
- кисти колонок или белка №2, №4-5,
- гуашь 6 цветов.
- цветной картон не глянцевый и цветная бумага
- палитра
- альбом для рисования
- ластик
- простой карандаш
- ножницы
- ватные диски
- ватные палочки
- баночка под воду
- деревянная основа для росписи
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема урока | Колличество уроков | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Примечания (контрольные работы, проектные работы, ИКТ, экскурсии) | |
По плану | По факту | ||||||
I ЧЕТВЕРТЬ: 8 часов | |||||||
Гжель. 12 часов | |||||||
1 | 05.09 | Вводное занятие | 1 | беседа | П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Р: адекватно использовать речь; составлять план работы по достижению планируемого результата. Л: ценностное отношение к труду и культуре своего народа, народным традициям. | ||
2 | 12.09 | Знакомство с самобытным искусством гжельской росписи. беседа | 1 | беседа | |||
3-5 | 19.09 26.09 03.10 | Изучение техники кистевого письма гжельских мастеров. | 3 | индивидуальная, фронтальная, изображение на плоскости элементов росписи. | |||
6-7 | 10.10 17.10 | Особенности орнаментар- ных композиций. | 2 | ||||
8 | 24.10 | Составление композиций по мотивам гжели. | 1 | индивидуальная | 1 | ||
1 четверть Часов по плану - 8 часов; Часов по факту - Причины невыполнения - Коррекция: | |||||||
II ЧЕТВЕРТЬ: 8 часов | |||||||
9 | 07.11 | Составление эскиза для росписи блюда в стиле гжели. | 1 | Индивидуальная, работа в группе | П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Р: адекватно использовать речь; составлять план работы по достижению планируемого результата. Л: ценностное отношение к труду и культуре своего народа, народным традициям. | ||
10 | 14.11 | Составление эскиза для росписи блюда в стиле гжели. | 1 | Индивидуальная, работа в группе | |||
11-12 | 21.11 28.11 | Роспись блюда по эскизу. | 2 | Индивидуальная, работа в группе | |||
Урало-сибирская роспись. 9 часов. | |||||||
13 | 05.12 | Знакомство с промыслом Урало-сибирская роспись. | 1 | беседа | П: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Рассуждать о характерных признаках народного орнамента. Узнавать и называть породы древесины. К: аргументировать свою позицию. задавать вопросы, формулировать свои затруднения Р: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Л: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. Ценностное отношение к культуре своего края. | ||
14 | 12.12 | Изучение техники выполнения элементов урало-сибирской росписи. | 1 | Индивидуальная, фронтальная, декоративное рисование. | |||
15 | 19.12 | Составление композиций по мотивам урало- сибирской росписи. | 1 | ||||
16 | 26.12 | Составление эскиза для росписи кухонного набора по урало- сибирским мотивам. | 1 | Индивидуальная, работа в группе | 1 | ||
2 четверть Часов по плану - 8 часов; Часов по факту - Причины невыполнения - Коррекция: | |||||||
III четверть. 10 часов. | |||||||
17 | 16.01 | Подготовка деревянной основы для росписи. | 1 | Индивидуальная, фронтальная. | П: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Рассуждать о характерных признаках народного орнамента. Узнавать и называть породы древесины. К: аргументировать свою позицию. задавать вопросы, формулировать свои затруднения Р: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Л: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. Ценностное отношение к культуре своего края. | ||
18-20 | 23.01 30.01 06.02 | Выполнение росписи, с последующей обработкой лаком. | 3 | Индивидуальная, работа в группе. | |||
21 | 13.02 | Выставка работ с предварительной подготовкой экспозиции | 1 | ||||
Жостовский поднос. 12 часов | |||||||
22 | 20.02 | Знакомство с промыслом. | 1 | беседа | П:узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации К: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Р: использовать речь для регуляции своих действий; составлять план последовательности действий вносить необходимые изменения в действие; адекватно использовать речь. Л: самооценка на основе критериев успешной деятельности. Уважительное отношение к иному мнению. | ||
23-24 | 27.02 05.03 | Изучение техники росписи в стиле жостовских мастеров. | 2 | индивидуальная, фронтальная, изображение на плоскости элементов росписи. | |||
25 | 12.03 | Выполнение цветов и листьев. | 1 | ||||
26 | 19.03 | Оформление кромок изделия. | 1 | 1 | |||
3 четверть Часов по плану - 10 часов; Часов по факту - Причины невыполнения - Коррекция: | |||||||
IV четверть. 8 часов. | |||||||
27 | 02.04 | Составление композиций по Жестовским мотивам. | 1 | индивидуальная, фронтальная, работа в группе. | П:узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации К: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Р: использовать речь для регуляции своих действий; составлять план последовательности действий вносить необходимые изменения в действие; адекватно использовать речь. Л: самооценка на основе критериев успешной деятельности. Уважительное отношение к иному мнению. | ||
28 | 09.04 | Отработка навыков росписи. Составление эскиза для росписи подноса. | 1 | индивидуальная, | |||
29-30 | 16.04 23.04 | Выполнение росписи на изделии. | 2 | ||||
31-33 | 30.04 07.05 14.05 | Изготовление изделия по индивидуальному творческому проекту | 3 | ||||
34 | 21.05 | Подготовка к выставке и последующая экспозиция. | 1 | индивидуальная, фронтальная, работа в группе. | 1 | ||
4 четверть Часов по плану - 8 часов; Часов по факту - Причины невыполнения - Коррекция: | |||||||
Итого часов по плану 34 часа; Часов по факту - Причины невыполнения - Коррекция: |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНА: на заседании МО учителей физкультуры, технологии, ИЗО, музыки и ОБЖ Пр. № 1 от 30.08.2019 г. Руководитель МО ___________________ /М.В. Лоскутова/ | СОГЛАСОВАНА: Зам.директора по НМР __________/Р.В. Смагина | УТВЕРЖДЕНА: Приказ № 216 о/д от 02.09.2019г. директор_______________ /Е.К. Пешкова/ |
Волшебные узоры Сибири.
Рабочая программа внеурочного курса.
7 класс
Составитель:
Лоскутова М.В. ,
Учитель изобразительного искусства.
Белый Яр
2019
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Белоярская СОШ №1 на период 2019-2020 г.;
- Учебный план МБОУ Белоярская СОШ №1 на 2019-2020 учебный год;
- Календарный график работы МБОУ Белоярская СОШ №1 на 2019-2020 учебный год;
- Локальный акт «Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов (ФГОС)», 2016г
- Примерная программа общего образования по искусству, 2010 год.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебные узоры Сибири» разработана для 7 А, Б и В классов на 34 часа в год (из расчёта 1 час в неделю в соответствии с УП).
Рабочая программа использует ресурс учебника «Изобразительное искусство» 5 класс, под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Москва, «Просвещение» 2015 г, 207 с. и учебника «Изобразительное искусство» 6 класс, под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Москва, «Просвещение» 2015-16 г г, 240 с.
Цель и задачи курса внеурочной деятельности:
- приобщение к искусству как духовному опыту поколений;
- овладение способами художественной деятельности;
- развитие дарования, индивидуальности и творческих способностей ребёнка.
- сформировать опыт смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- создавать условия для освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- развивать творческий опыт;
- формировать способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формировать активное, заинтересованное отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах;
- развивать способность ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- создавать условия для овладения средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- создавать условия для овладения основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Форма организации учебного процесса – занятие, мастер-класс.
Виды учебной деятельности: Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления, дизайн, изобразительные техники) – 30 часов.
Наблюдения за видимым миром (беседы) – 4 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие своего края;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и Сибири, творческой деятельности эстетического характера.
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение фольклорного художественного творчества во всем его многообразии;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- приобретение опыта создания художественного произведения в декоративно-прикладном жанре;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями народного искусства, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения народного искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Обучающиеся научатся:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
- понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, умело им пользоваться, выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- культуре зрительского восприятия;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении декоративного искусства;
- активно воспринимать произведения декоративного искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия;
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Обучающиеся научатся:
- понимать связи декоративного искусства с всемирной историей и историей Отечества;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
- осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- умению обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
- понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Обучающиеся научатся:
- создавать композиции на заданную тему на плоскости используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе;
- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
Виды декоративно-прикладного искусства
Обучающиеся научатся:
- различать виды декоративно-прикладного искусства, понимать их специфику и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, умело им пользоваться, выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять шедевры национального и мирового декоративно-прикладного искусства;
Особенности содержания курса внеурочной деятельности «Волшебные узоры Сибири. Роспись» является то, что в соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов народов Сибири. Учтены местные условия и возможности при обучении детей, используется в работе доступный материал для изделий, знакомство с традициями местных промыслов, предусматривает выход для предъявления результатов творческой деятельности на ежегодном фестивале детского творчества «Этнокультурный калейдоскоп Сибири».
Содержание курса внеурочной деятельности
Структура курса «Волшебные узоры Сибири. Роспись» содержит три раздела: «Гжель», «Урало-сибирская роспись» и «Жостовский поднос».
Тема 1: Вводное занятие (1 час).
Раздел 1: Мезенская роспись. (11 часов).
Тема 2. | Знакомство с самобытным искусством мезенской росписи. |
Тема 3-5 | Изучение техники мезенских мастеров. |
Тема 6-7 | Особенности орнаментарных композиций. |
Тема 8 | Составление композиций по мотивам Мезени. |
Тема 9 | Составление эскиза для росписи блюда в стиле мезенской росписи. |
Тема 10-12 | Роспись блюда по эскизу. |
Раздел 2: Петриковская роспись. (9 часов).
Тема 13 | Изучение техники выполнения элементов Петриковской росписи. |
Тема 14 | Изучение техники выполнения «приписок» |
Тема 15 | Составление композиций по мотивам Петриковской росписи. |
Тема 16 | Составление эскиза для росписи кухонного набора по мотивам Петриковской росписи. |
Тема 17 | Подготовка деревянной основы для росписи. |
Тема 18-19 | Выполнение росписи, с последующей обработкой лаком. |
Тема 20-22 | Выставка работ с предварительной подготовкой экспозиции |
Раздел 3: Кемеровская роспись. (13 часов).
Тема 23 | Знакомство с промыслом. |
Тема 24-25 | Изучение техники росписи. |
Тема 26 | Выполнение цветов и листьев. |
1Тема 27 | Оформление кромок изделия. |
Тема 28 | Составление композиций по мотивам Кемеровской росписи. |
Тема 29 | Отработка навыков росписи. Составление эскиза для росписи подноса. |
Тема 30-31 | Выполнение росписи на изделии. |
Тема 32-33 | Изготовление изделия по индивидуальному творческому проекту |
Тема 34 | Подготовка к выставке и последующая экспозиция. |
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе контрольных работ |
Раздел 1 | Мезенская роспись. | 11 часов. | |
Раздел 2 | Петриковская роспись. | 9 часов. | |
Раздел 3 | Кемеровская роспись. | 14 часов |
Список используемой литературы:
Для учителя:
- «Дети и народное творчество», Шевчук Л.В. Москва «Просвящение» 2005г.
- «У истоков мастерства», Максимова Ю.В. Москва «Просвящение» 2003г.
- «Русская народная живопись», Шепелова С.Н. Москва «Просвящение» 2006г.
- «Русская Роспись. Техника. Приемы. Изделия».Н. Величко Москва. АСТ-Пресс,2012 г.
- «Исследования и статьи», Бакушинский А.В. Москва 2010 г.
- «Художественная обработка дерева», Барадулин В.П. Москва 2012г.
Для ученика:
- «Изобразительное искусство» 5 класс, под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Москва, «Просвещение» 2015 г, 207 с.
- «Изобразительное искусство» 6 класс, под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Москва, «Просвещение» 2015-16 г, 240 с.
Технические средства обучения:
- Компьютер;
- проектор;
- интерактивный комплекс;
Методический фонд:
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Необходимые материалы:
- кисти колонок или белка №2, №4-5,
- гуашь 6 цветов.
- цветной картон не глянцевый и цветная бумага
- палитра
- альбом для рисования
- ластик
- простой карандаш
- ножницы
- ватные диски
- ватные палочки
- баночка под воду
- деревянная основа для росписи
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема урока | Колличество уроков | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Примечания (контрольные работы, проектные работы, ИКТ, экскурсии) | ||||||
По плану | По факту | |||||||||||
I ЧЕТВЕРТЬ: 8 часов | ||||||||||||
Мезенская роспись. 11 часов. | ||||||||||||
1 | 04.09 | Вводное занятие | 1 | беседа | ||||||||
2 | 11.09 | Знакомство с самобытным искусством мезенской росписи. | 1 | беседа | П: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Рассуждать о характерных признаках народного жилища. К: аргументировать свою позицию. задавать вопросы, формулировать свои затруднения Р: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Л: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. Ценностное отношение к культуре своего края. | |||||||
3-5 | 18.09 25.09 02.10 | Изучение техники мезенских мастеров. | 3 | индивидуальная, фронтальная, изображение на плоскости элементов росписи. | ||||||||
6-7 | 09.10 16.10 | Особенности орнаментарных композиций. | 2 | |||||||||
8 | 23.10 | Составление композиций по мотивам Мезени. | 1 | индивидуальная | 1 | |||||||
1 четверть Часов по плану - 8 часов; Часов по факту - Причины невыполнения - Коррекция: | ||||||||||||
II ЧЕТВЕРТЬ: 8 часов | ||||||||||||
1 | 06.11 | Составление эскиза для росписи блюда в стиле мезенской росписи. | 1 | Индивидуальная, работа в группе | П: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Рассуждать о характерных признаках народного жилища. К: аргументировать свою позицию. задавать вопросы, формулировать свои затруднения Р: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Л: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. Ценностное отношение к культуре своего края. | |||||||
2-4 | 13.11 20.11 27.11 | Роспись блюда по эскизу. | 3 | Индивидуальная, работа в группе | ||||||||
Петриковская роспись. 9 часов. | ||||||||||||
5 | 04.12 | Изучение техники выполнения элементов Петриковской росписи. | 1 | Индивидуальная, работа в группе | П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Р: составлять план работы по достижению планируемого результата. Л: ценностное отношение к труду и культуре своего народа, народным традициям. | |||||||
6 | 11.12 | Изучение техники выполнения «приписок» | 1 | беседа | ||||||||
7 | 18.12 | Составление композиций по мотивам Петриковской росписи. | 1 | Индивидуальная, фронтальная, декоративное рисование. | ||||||||
8 | 25.12 | Составление эскиза для росписи кухонного набора по мотивам Петриковской росписи. | 1 | Индивидуальная, фронтальная, декоративное рисование. | 1 | |||||||
2 четверть Часов по плану - 8 часов; Часов по факту - Причины невыполнения - Коррекция | Индивидуальная, работа в группе | |||||||||||
III четверть. 10 часов. | ||||||||||||
1 | 15.01 | Подготовка деревянной основы для росписи. | 1 | Индивидуальная, фронтальная. | П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Р: составлять план работы по достижению планируемого результата. Л: ценностное отношение к труду и культуре своего народа, народным традициям. | |||||||
2-3 | 22.01 29.01 | Выполнение росписи, с последующей обработкой лаком. | 2 | Индивидуальная, работа в группе. | ||||||||
4-5 | 05.02 12.02 | Выставка работ с предварительной подготовкой экспозиции | 2 | |||||||||
Кемеровская роспись. 14 часов | ||||||||||||
6 | 19.02 | Знакомство с промыслом. | 1 | беседа | П:узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; К: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи Р: использовать речь для регуляции своих действий; составлять план последовательности действий вносить необходимые изменения в действие; адекватно использовать речь. Л: самооценка на основе критериев успешной деятельности. Уважительное отношение к иному мнению. | |||||||
7-8 | 26.02 04.03 | Изучение техники росписи. | 2 | индивидуальная, фронтальная, изображение на плоскости элементов росписи. | ||||||||
9 | 11.03 | Выполнение цветов и листьев. | 1 | индивидуальная, фронтальная, работа в группе. | ||||||||
10 | 18.03 | Оформление кромок изделия. | 1 | индивидуальная, | 1 | |||||||
3 четверть Часов по плану - 10 часов; Часов по факту - Причины невыполнения - Коррекция: | ||||||||||||
IV четверть. 8 часов. | ||||||||||||
1 | 01.04 | Составление композиций по мотивам Кемеровской росписи. | 1 | индивидуальная, фронтальная, работа в группе. | П:узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; К: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи Р: использовать речь для регуляции своих действий; составлять план последовательности действий вносить необходимые изменения в действие; адекватно использовать речь. Л: самооценка на основе критериев успешной деятельности. Уважительное отношение к иному мнению. | |||||||
2 | 08.04 | Отработка навыков росписи. Составление эскиза для росписи подноса. | 1 | индивидуальная, | ||||||||
3-4 | 15.04 22.04 | Выполнение росписи на изделии. | 2 | индивидуальная, фронтальная, работа в группе. | ||||||||
5-7 | 29.04 06.05 13.05 | Изготовление изделия по индивидуальному творческому проекту | 3 | индивидуальная, | ||||||||
8 | 20.05 | Подготовка к выставке и последующая экспозиция. | 1 | индивидуальная, фронтальная, работа в группе. | 1 | |||||||
4 четверть Часов по плану - 8 часов; Часов по факту - Причины невыполнения Коррекция: | ||||||||||||
Итого часов по плану 34 часа; Часов по факту - Причины невыполнения - Коррекция: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного курса общекультурной направленности для обучающихся, осваивающих уровень начального образования.
Внеурочный курс «Творческая палитра» ориентирован на обучающихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Задания направлены на освоение язы...
рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс) Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательно...
Рабочая программа внеурочного курса "Я творю музей"
Авторская работа курса, разработанная на основе технологии "Музейной педагогики"...
Рабочая программа внеурочного курса по ФГОС в системе духовно-нравственного воспитания "Проба пера".
Программа внеурочного курса по духовно-нравственному воспитанию «Проба пера» ориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей личности посредством текстопорождения, разработана...
Рабочая программа внеурочного курса "История в 3D моделировании" 2017-2018 год
Программа курса внеурочной деятельности ля 5-7 классов....
Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"
Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...
Рабочая программа внеурочного курса "Структура английского предложения" для 5 класса
Рабочая программа разработана для внеурочной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся....