конспект урока" Роспись дымковских игрушек"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rospis_dymkovskoy_igrushki.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Роспись дымковской игрушки »
Тип урока: комбинированный
Цель:сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; научить украшать дымковскую игрушку по готовому контуру.
Задачи:
- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории;
- формировать навыки работы художественной росписью;
-развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД:
способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников;
Предметные УУД:
использовать разнообразные приемы работы кистью, умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки – горошины);
Личностные УУД:
эмоционально – ценностное отношение к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование, материалы и наглядные пособия:
- Компьютер и проектор;
- Презентация;
- Дымковские игрушки;
- Таблицы-иллюстрации «Дымковские игрушки»;
- Шаблоны для обводки контура «Дымковской игрушки»
Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
Оргмомент | Учитель приветствует учеников: Прозвенел уже звонок. | Ученики приветствуют учителя. Дети садятся на свои места | Регулятивные УУД.Ориентация в социальныхролях и межличностных отношениях |
Актуализация знаний | - Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. - Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? -Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь. - А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. - В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы ... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (Слайд 1). Вот эти игрушки, посмотрите! (Демонстрация игрушек.) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Учащиеся слушают объяснения учителя Ученики рассматривают игрушки | Познавательные УУД.Построение речевого высказывания. Личностные УУД. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний Познавательные УУД. Формировать умение осуществлять анализ данных объектов. |
Самоопределение к деятельности | - Послушайте сказку-рассказ. Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. - Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково… (Слайды 2-3). - Несколько учеников нашего класса подготовили сообщения, давайте их послушаем. (Хорошо читающие дети из поисковой группы информируют учеников обистории Дымковской игрушки (материал взят из разных источников). - Как вы думаете,чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках. - Кто догадался какая тема нашего урока? - Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? | Учащиеся слушают рассказ учителя. Сообщения учеников (по слайду 4-6) Об игрушках Познакомиться с дымковской игрушкой. Научиться расписывать игрушку. | Коммуникативные УУД. Формировать умение слушать собеседника. Личностные УУД. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний Познавательные УУД Осуществлять актуализацию жизненного опыта. Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Изучение нового материала: фиксирование затруднения, поиск решения | - Молодцы, вы сами решили, что будете сегодня делать и для себя поставили цель урока. - Издавна в Дымковской слободе жили гончары. (Слайд 7). - Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Свистульки в виде птичек и зверюшек лепили не просто так. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья». - Игрушки отвозили на ярмарку. Позднее ярмарка- праздник стала называться «Свистунья». - Спрос на игрушки очень большой.Сейчас и мы с вами окажемся на этой ярмарке. (Слайд 8-10). | Учащийся читает объяснение слова в словаре.(Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.) Хорошо читающий ученик читает по книге Учащихся слушают пояснения учителя | Коммуникативные УУДФормировать умение строить монологическое высказывание. Коммуникативные УУД Формировать умение слушать собеседника. Познавательные УУД Формируем умение осуществлять анализ данных объектов. |
Физкультминутка | - Теперь подошло время для физминутки. Повторяйте упражнения за мной. Учитель показывает движения разминки. - Все молодцы! Продолжим урок. | Учащиеся выполняют комплекс разминки | Релаксация |
Исследовательская работа | - Вас ожидают новые задания. Вы готовы? - А теперь проверим насколько вы внимательно рассмотрели игрушки с ярмарки. - Что общего у всех игрушек? - А где вы в природе встречаете белый цвет? Цвет чего? - Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг белым – бело. Вот сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне. - Какие цвета встречаются?
- Какие элементы использовали мастера? - Что обозначают круги? - Что имеет круглую форму? -Да, круги означали солнце. - А волнистые линии, что могли обозначать? - Правильно, волнистые линии – вода; маленькие кружочки – семена, засеянное поле. - Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля. | Учащиеся настраиваются на работу. Яркие краски, белый фон, геометрические узоры. Белый бывает снег – это цвет чистоты Красный,синий, желтый, черный. зеленый. Полоски, круги, овалы, клетки, линии, точки. Солнце, земля Волны | Саморегуляция Познавательные УУД Формировать умение осуществлять анализ данных объектов. |
Практическая работа: тренировка в рисовании элементов росписи. ________________ Закрепление изученного | - Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской игрушки. - А теперь подошло время подготовить наши пальчики для работы. Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрем, Отдохнем совсем немножко, А потоп опять начнем. -Давайте потренируемся в рисовании элементов росписи. (Учитель выполняет рисование элементов на листе бумаги прикрепленной к доске). - Нарисуйте желтый, синий круги. - Теперь красной краской волнистую линию. – Как ее можно украсить? - Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри. - Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков. - А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга.___ - Сегодня, на ваш выбор, мы будем расписывать коней или дымковских барышень. - Эти фигурки мы выбрали не случайно. В древности считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия. - Сначала обведите их по шаблону. - А теперь закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню или коня, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию. - Не забудьте, что узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись. Узор на фигурках будем рисовать тоненькой кисточкой , бумажным тычком и ватной палочкой. Тычок используется для изображения ровных кругов и овалов. Его мы сделали из листочков бумаги. Цвет может быть у всех разный. - Желаю вам успехов в работе! | Учащиеся смотрят памятку Фрагменты геометрического орнамента при выполнении росписи Дымковской игрушки. Учащиеся выполняют гимнастику для пальчиков Учащиеся рисуют отдельные элементы росписи. ______________ Учащиеся слушают рассказ учителя Учащиеся расписывают игрушку, индивидуальная помощь детям. | Познавательные УУД Формировать умение осуществлять анализ данных объектов. Релаксация Познавательные УУД Умение применять полученные знания на практике. __________________ Коммуникативные УУД Формировать умение слушать собеседника Личностные УУД Развивать самостоятельность, эстетические чувства. Регулятивные УУД Коррекция, внесение необходимых дополнений, изменений в результат своей деятельности. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Понравились ли вам ваши барышни и лошадки? - Все ли у вас получилось? - С какой росписью вы сегодня познакомились? (Слайд 11). - А сейчас давайте устроим выставку работи посмотрим, какие у вас интересные работы получились. - Ребята, посмотрите на ваши работы. В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется. - Из ваших работ мы оформим выставку – ярмарку«Эти забавные фигурки» ивсе гости нашего класса, а также ваши родители посмотрят на искусство учеников школы и своих детей. Всем будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни. - Вы сегодня хорошо и творчески поработали на уроке. Молодцы! - Понравился ли вам урок? - Что нового вы узнали? - У вас на столах лежат три солнышка. Выберите и покажите мне то солнышко, который соответствует вашему настроению после нашего урока. - Спасибо за урок! (Слайд 13). | Дети дают оценку своейработе, индивидуальныеответы учащихся. Дети устраивают выставку работ | Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Дымковская игрушка"
Задачи: познакомить детей с русским народным промыслом -дымковской игрушкой, историей возникновения промысла, технологией изготовления игрушек, с особенностями росписи дымковских игрушек: белый фон, ц...
План - конспект занятия "Дымковская игрушка"
Применение метода СДО на занятиии декоративно-прикладным творчеством....
Конспект урока Изготовление игрушек, сборка из готовых деталей
Цель урокаИзготовление игрушечного табурета из готовых деталей.Задачи урока:1. Обучающая: закрепить теоретические знания и практические умения при сборке деталей в готовое из...
Конспект урока "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ."
Познакомить с дымковским промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научить выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка; об...
План - конспект занятия "Дымковская игрушка"
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника....
Конспект НОД по декоративному рисованию "Роспись дымковских игрушек. Юбка"
Дымковские игрушки всегда интересны детям. Это занятие часть проекта по деокративному рисованию...
Конспект НОД по декоративному рисованию "Роспись дымковских игрушек. Юбка"
Дымковские игрушки всегда интересны детям. Это занятие часть проекта по деокративному рисованию...