План - конспект занятия "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Дымковская игрушка
(Лепка коня по мотивам дымковской игрушки)
Цель:
- Обучить основным приемам лепки дымковской игрушки
Задачи:
- Познакомить обучающихся с историей возникновения дымковской игрушки. Научить лепить из глины дымковскую игрушку «Коня»
- Воспитывать художественный вкус, трудолюбие, уверенность в себе.
- Развивать творческие способности, историческую и культурную память.
Тип занятия: сообщения и усвоения новых знаний
Методы проведения:
- Объяснение; показ слайдов; беседа; практическая работа.
Оборудование:
Для обучающихся: глина, дощечка для лепки, гуашевые краски, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.
Для педагога: дымковские игрушки, слайды, методические таблицы «Последовательность лепки дымковских игрушек», «Дымковские игрушки», глина, дощечка для лепки, гуашевые краски, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.
Ход занятия:
Слайд 1(Название темы) 3. Объяснение новой темы Слайд 2 – 8 (Фотографии мастериц и видеофильм «Дымковская игрушка") Слайд 9-10 (Слобода Дымково) Слайд 11-16 (Показ дымковских игрушек) (Загадки) Слайд 17 (легенда) Слайд 18-27 (Дымковские игрушки) (Ответы детей) Слайд 28 («Конь») Слайд 29-30 (Этапы лепки коня) 4. Физкультминутка Слайд31 (ТБ) 5. Самостоятельная работа. 6. Рефлексия Итог занятия | - Здравствуйте, ребята! сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную слободу Дымково к мастерам-умельцам народной игрушки. Вы готовы? Вам нужно совсем немного: глина, воображение и желание лепить. Какой ребенок не любит игрушек! Все вы любите игрушки. А знаете ли вы об истории игрушек? Сегодня мы познакомимся с дымковской игрушкой, историей ее возникновения. Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем Алексея Ивановича Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка». Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся.
Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту их рождения – они из Слободы Дымково. С высоко берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково. Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать какая эта дымковская игрушка? 1. Посмотрите, пышный хвост У него совсем непрост - Точно солнечный цветок, А высокий гребешок? Красной краскою горя, Как корона у царя (индюк) 2. Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога (баран). 3. Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! (Петушок) 4. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник (конь) 5. Посмотри как хороша Эта девица - душа Щечки алые горят, Удивительный наряд. (Барышня) Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушки дымковские? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму. Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу Вятке подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку города дружинники, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают вятичи свой праздник “Свистопляска” - “Свистунья”. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, без ярмарки, без шумного веселья.
Лепили из глины также дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей. Ещё раз посмотрите внимательно на дымковские игрушки и ответьте на вопросы 1) Какие цвета любят мастера Дымково? (Яркие: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, алый, зеленый.) 2) Какие геометрические фигуры используют в росписи дымковских игрушек? (Круги, клетки, полоски, точки, линии, кольца, ромбы и др.) 3) Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? - Сегодня, ребята, вы будете мастерами – умельцами, будем лепить коня. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки (глина). И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. - Из каких частей состоит конь? (Голова, туловище, конечности) - Какие детали можно выделить в игрушке? (Грива, хвост, уши.) Приемы лепки игрушки. Дымковскую игрушку не тянут из кома глины, а лепят по частям, соединяя части в целое в определенной последовательности: 1. Катаем шар (чуть больше половины куска). 2. Раскатываем в форме цилиндра (туловище). 3. Из шара меньшего размера раскатываем удлиненный конус. Придаём ему перегибанием форму головы и шеи. 4. Ноги делаем в форме усеченного конуса. 5. Раскатывают жгуты (для гривы и хвоста) Прежде чем, как начать практическую часть давайте немного отдохнем, сделаем физкультминутку А теперь, ребята, встанем, И беритесь вы за дело. Мы с вами немного отдохнули, а сейчас вспомним технику безопастности при работе с глиной. Посмотрите внимательно на экран. Техника безопасности при работе с глиной
(В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Звучит веселая негромкая народная музыка) Ребята у нас занятие подходит к концу. Давайте все вместе встанем в круг. Вы по одной подходите ко мне и вытягиваете листы с фразами. Ваша задача закончить фразу одним предложением. (Закончи предложение - подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы объединения, увлекательность и полезность выбранных форм работы). сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока в 5 классе "Дымковские игрушки"
В пятом классе изучаются связи декоративной группы искусств с жизнью. Мир декоративного искусства – это мир со своими традициям...
План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.
Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии и дальнейшее раз...
План-конспект урока в 5 классе: "Древний промысел. Дымковская игрушка"
История появления промысла. Этапы росписи. Роспись игрушки....
план-конспект урока в 5 классе по ИЗО "Дымковская игрушка"
План -конспект урока, презентация....
План - конспект занятия "Дымковская игрушка"
Применение метода СДО на занятиии декоративно-прикладным творчеством....
План-конспект занятия по теме "Вышитая игрушка черепаха"
Конспект занятия по вышивке игрушки техникой крест.Цель занятия: Научиться вышивать шерстяными нитками швы гобеленовый и крест. Задачи:...
План-конспект урока во 2 класс поSpotlight тема "Мои игрушки"
Краткий план-конспект разработан по учебнику Spotlight 2 с включением физминутки и раздаточного материала....