План - конспект занятия "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Шамшитова Олеся Рафаилевна

Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Дымковская игрушка

(Лепка коня по мотивам дымковской игрушки)

Цель:

- Обучить основным приемам лепки дымковской игрушки

Задачи:

- Познакомить обучающихся с историей возникновения дымковской игрушки. Научить лепить из глины дымковскую игрушку «Коня»

- Воспитывать художественный вкус, трудолюбие, уверенность в себе.

- Развивать творческие способности, историческую и культурную память.

Тип занятия: сообщения и усвоения новых знаний

Методы проведения:

- Объяснение; показ слайдов; беседа; практическая работа.

Оборудование:

Для обучающихся: глина, дощечка для лепки, гуашевые краски, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Для педагога: дымковские игрушки, слайды, методические таблицы «Последовательность лепки дымковских игрушек», «Дымковские игрушки», глина, дощечка для лепки, гуашевые краски, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Ход занятия:

http://www.1-kvazar.ru/Img/transpar.gif

  1. Организационный момент

  1. Сообщение темы занятия 

Слайд 1(Название темы)

3. Объяснение новой  темы

Слайд 2 – 8 (Фотографии мастериц и видеофильм «Дымковская игрушка")

Слайд 9-10 (Слобода Дымково)   

Слайд 11-16 (Показ дымковских игрушек)

(Загадки)

Слайд 17 (легенда)

Слайд 18-27 (Дымковские игрушки)

(Ответы детей)

Слайд 28 («Конь»)

Слайд 29-30

(Этапы лепки коня)

4. Физкультминутка

Слайд31 (ТБ)

5. Самостоятельная работа.

6. Рефлексия

Итог занятия

- Здравствуйте, ребята! сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную слободу Дымково к мастерам-умельцам народной игрушки. Вы готовы? Вам нужно совсем немного: глина,  воображение и желание лепить.

Какой ребенок не любит игрушек! Все вы любите игрушки. А знаете ли вы об истории игрушек? Сегодня мы познакомимся с дымковской игрушкой, историей ее возникновения.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем Алексея  Ивановича Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся.

                                       

 

Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту их рождения – они из Слободы Дымково. С высоко берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать какая эта дымковская игрушка?

1. Посмотрите, пышный хвост

 У него совсем непрост -

 Точно солнечный цветок,

 А высокий гребешок?

 Красной краскою горя,

 Как корона у царя (индюк)

 2. Заплелись густые травы,

 Закудрявились луга,

 Да и сам я весь кудрявый,

 Даже завитком рога (баран).

 3. Голосисты эти птицы

 И нарядны, словно ситцы! (Петушок)

 4. Не пахарь, не столяр,

 не кузнец, не плотник,

 а первый на селе работник (конь)

 5. Посмотри как хороша

 Эта девица - душа

 Щечки алые горят,

 Удивительный наряд. (Барышня)

Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушки дымковские? 

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму.

Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды к городу Вятке подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку города дружинники, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают вятичи свой праздник “Свистопляска” - “Свистунья”. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, без ярмарки, без шумного веселья.

 

Лепили из глины также дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей.

Ещё раз посмотрите внимательно на дымковские игрушки и ответьте на вопросы

1) Какие цвета любят мастера Дымково?

 (Яркие: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, алый, зеленый.)

2) Какие геометрические фигуры используют в росписи дымковских игрушек? (Круги, клетки, полоски, точки, линии, кольца, ромбы и др.)

 3) Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего?

- Сегодня, ребята, вы будете мастерами – умельцами, будем лепить коня. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки (глина). И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил.

- Из каких частей состоит конь? (Голова, туловище, конечности)

- Какие детали можно выделить в игрушке? (Грива, хвост, уши.)

Приемы лепки игрушки.

Дымковскую игрушку не тянут из кома глины, а лепят по частям, соединяя части в целое в определенной последовательности:

1.  Катаем шар (чуть больше половины куска).

2.  Раскатываем  в форме цилиндра (туловище).

3. Из шара меньшего размера раскатываем удлиненный конус. Придаём  ему перегибанием форму головы и шеи.

4. Ноги делаем в форме усеченного конуса.

5. Раскатывают жгуты (для гривы и хвоста)
6. Затем соединяем части в целое: к туловищу присоединяем конечности, голову, затем отдельные детали: гриву, хвост, уши.
Примазывание отдельных частей выполняем  как можно тщательнее.
Следы примазки старательно разглаживаем сырой тряпочкой, пальцами. Все части, как и фигурка, должны быть ровными, гладкими.

Прежде чем, как начать практическую часть давайте немного отдохнем, сделаем физкультминутку

А теперь, ребята, встанем,
Руки медленно поднимем,
Пальцы сожмем, потом разожмем,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вы за дело.

Мы с вами немного отдохнули, а сейчас вспомним технику безопастности при работе с глиной. Посмотрите внимательно на экран.

Техника безопасности при работе с глиной

  1. При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках или на клеенке
  2. На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.                   
  3. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении  рядом сидящего человека                      
  4. При завершении работ готовые глиняные     изделия сушат на специальных отведенных местах                                                  
  5. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.

(В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Звучит веселая негромкая народная музыка)

 Ребята у нас занятие подходит к концу. Давайте все вместе встанем в круг. Вы по одной подходите ко мне и вытягиваете листы с фразами.

Ваша задача закончить фразу одним предложением.

(Закончи предложение - подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы объединения, увлекательность и полезность выбранных форм работы).  

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 5 классе "Дымковские игрушки"

В пятом классе изучаются связи декоративной группы искусств  с жизнью. Мир декоративного искусства – это мир со своими традициям...

План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.

Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии  и дальнейшее раз...

План-конспект урока в 5 классе: "Древний промысел. Дымковская игрушка"

История появления промысла. Этапы росписи. Роспись игрушки....

План - конспект занятия "Дымковская игрушка"

Применение метода СДО на занятиии декоративно-прикладным творчеством....

План-конспект занятия по теме "Вышитая игрушка черепаха"

Конспект занятия по вышивке игрушки техникой крест.Цель занятия: Научиться вышивать шерстяными нитками швы  гобеленовый и крест.         Задачи:...

План-конспект урока во 2 класс поSpotlight тема "Мои игрушки"

Краткий план-конспект разработан по учебнику Spotlight 2 с включением физминутки и раздаточного материала....