Конспект урока "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Познакомить с дымковским промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научить выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка; обобщить знания о геометрических фигурах; развивать у учащихся наблюдательность, изобразительные способности, художественный вкус; диагностировать знание геометрических фигур, умение выделять их в предмете, различать оттенки цвета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok16.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 16.
ИЗО, 1кл.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ.
Цели деятельности педагога | Познакомить с дымковским промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научить выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка; обобщить знания о геометрических фигурах; развивать у учащихся наблюдательность, изобразительные способности, художественный вкус; диагностировать знание геометрических фигур, умение выделять их в предмете, различать оттенки цвета |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные умения: познакомятся с промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научатся выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять анализ художественных произведений, добывать новые знания о геометрическом орнаменте, используя учебник, рабочую тетрадь; регулятивные – научатся работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка; коммуникативные – научатся высказывать свое мнение, выслушивать мнения своих товарищей. Личностные: сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие русского народного искусство; самостоятельность в поиске решения поставленных изобразительных задач |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, игровой; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://ru.wikipedia.org/wiki/ |
Оборудование | Акварельные краски, кисть, стакан с водой, альбом, салфетка, палитра, комплект геометрических фигур |
Наглядно-демонстрационный мате-риал | Геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал); образец педагогического рисунка, аудиозапись русской народной песни «Ах вы, сени…» |
Основные понятия и термины | Орнамент, геометрический орнамент, круглые кисти, плоские кисти |
Ход урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Вы уже научились рисовать узоры, состоящие из листочков и ягодок. Сегодня вы придумаете и создадите новые узоры | Показывают приготовленные к уроку Слушают и обсуждают тему урока | Фрон-тальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека | Устный опрос |
II. Изучение нового мате- | Словесно-иллюстративный рассказ «Орнамент». | – Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с орнаментом. Что это такое? Узор, который вы придумали и нарисовали на прошлом уроке, | Слушают учителя, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, | Фрон-тальная работа | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Просмотр мультимедийной презентации «Знаки-символы в русском орнаменте». Словесно-иллюстративный Физкультминутка – игра-танец «Разноцветные флаж- | орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые и волнистые линии, ромбы. Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. – Орнамент имеет несколько разновидностей. Мы с вами сегодня поз-накомимся с геометрическим. Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся) и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей Учитель показывает слайды, учащиеся рассказывают, какие геометрические фигуры они видят в орнаменте. – У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии, каждая черточка имела свое значение. Люди пытались графическими символами выразить такие общие понятия, как солнце Держит в руках четыре флажка разного цвета: красный, желтый, фиолетовый, синий. Предлагает одному из учащихся взять В стихотворении меняются слова с обозначением того цвета, флажок которого взял очередной ученик. | задают Слушают учителя, смотрят слайды, отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации. Выполняют упражнения | составляют осознанное речевое высказывание в уст- ной форме. Регулятивные: сохраняют принятую познавательную цель при выполнении учебных Личностные: понимают пользу от занятий двигательной |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ки в музыкальном сопровождении(аудиозапись русской народной песни «Ах вы, сени…») | Желтый, желтый, ярко-желтый У меня в руке флажок. С желтым, желтым, ярко-желтым Потанцую хорошо. Разноцветные флажки У ребят у наших. С разноцветными флажками Весело попляшем. С разноцветными флажками Весело шагаем. Красный, желтый, голубой – Все цвета мы знаем | |||||
III. Акту-ализация | Словесно-иллюстративный рассказ «Что мы будем рисовать». Объяснение нового материала. Рассматривание дымковских игрушек. | – Сегодня на уроке мы геометрическим орнаментом украсим дымковскую игрушку. Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая – создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Для ее производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки, продолжающейся от двух до двадцати дней, и обжига при температуре 700–800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществля- | Слушают учителя, отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации. | Фрон-тальная работа | Познавательные: осуществляют поиск | Устные ответы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Использование широкой цветовой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. | работы; знают способы работы с материалами и инструментами. Регулятивные: понимают смысл за-даний учителя Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации | |||||
Демонстрация приемов работы Рассматривание кистей разных видов | – Если раньше для выполнения узоров пользовались палочками и перьями, то сейчас мы рисуем кистью. Давайте посмотрим, какие бывают кисти. Как видите, кисти различаются не только по размеру, но и внешний вид у них разный. Есть кисти круглые и плоские. Круглой кистью удобно выполнять прием примакивания и рисовать лепестки и листочки, линии, точки. А вот плоской кистью хорошо делать широкие мазки, проводить прямые линии. Как вы думаете, от чего будет зависеть ши-рина линии? Демонстрирует приемы работы кисточками разной формы, обращает внимание учащихся на рисунки в учебнике (с. 19). – Чтобы кисти служили долго, с ними нужно обращаться аккуратно. Знаете ли вы правила работы с кистью? Помогает учащимся составить правила бережного обращения | Наблюдают за дей- ствиями учителя. Фиксируют последовательность операционно-технологических действий | Наблюдение | |||
IV. Творческая практическая работа | Рисование акварель- Задание: украсить силуэты дымковс- | Контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют рисунок по | Индиви-дуальная работа | Познавательные: умеют организовать творческое пространство. Регулятивные: сохраняют принятую | Выполнение практической работы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ких игрушек орнаментами | познавательно-практическую цель; умеют регулировать процесс работы | |||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует выставку работ и обсуждение результатов. Проводит беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Всё ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему?
| Рассматривают выставленные работы, отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная | Регулятивные: умеют Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого. Личностные: способны оценить причины успеха или не-успеха при вы полнении учебных действий | Оцени-вание |
Домашнее за-дание | Учебник, с. 16–19 | Объясняет задание: – Найдите дома вещи, на которых есть орнамент, сфотографируйте их и принесите фотографии на следующий урок | Слушают учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества».
Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества»:Три царевны Акварельного царства.Как две царевны — Красная и Желтая — в гости друг к ...
конспект занятия "Знакомство с красками"
Для детей 3-4 лет....
конспект занятия по рисованию "Краски весны"
Занятие пр рисованию проведено в ГПД для детей 2 класса школы I-II вида....
ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Такие красивые нарядные глиняные игрушки делают и по сей день в заречной слободе Дымково, что недалеко от реки Вятки. А игрушки называют – дымковские....
Конспект занятия "Украсим платьице чувашским узором"
Конспект непосредственно-организационной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в средней группе...
Конспект занятия "Петух и краски"
Методическая разработка занятия по курсу "Подготовка к письму" для детей дошкольного возраста...
Конспект занятия кружка "Яркие краски осени"
Приорбщить учащихся к наблюдению заокружающей природой, уметь видеть красоту, открывать для себя новое, радоваться открытиям....