Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5_klasse.doc | 62.5 КБ |
tehn.karta_uroka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема урока: Древние корни народного искусства, декор русской избы
Цель урока:
познакомиться с основными элементами декора и особенностями украшения русской избы.
Задачи урока
- Сформировать навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении избы, предметов быта.
- Развитие интереса к внутреннему миру человека.
- Освоение художественного наследия
- Сохранение наглядного и практического смысла, связи с фольклором.
- Создание игровой атмосферы
- Формирование художественных знаний, умений и навыков
Формирование культуры общения в коллективной деятельности
Развитие коллективного творчества и общности интересов.
Материалы: акварель, фломастеры, карандаши, клей.
Оборудование: эскиз избы на листе ватмана (5шт), заготовки шаблонов полосок бумаги для декоративных элементов, 5 памяток с символикой, клей, фломастеры, карандаши.
Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе. Элементы декоративного убранства русских изб.
Музыкальный ряд: народные мелодии – плясовая, русская народная песня, народная музыка в инструментальном изложении.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)
СЛАЙД 1 (Урок изо в 5 классе, ФИО)
Учитель: Здравствуйте дети, я рада видеть вас.
Сегодня на уроке мы с вами - все мастера декоративно-прикладного искусства. А что мы будем украшать, вы узнаете из стихотворения.
(звучит музыка, учитель читает стихотворение)
За далекими морями,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит.
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса.
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла –
Все природа отдала.
Оглядись и ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Учитель: Может вам поможет правильно ответить на мой вопрос ребус:
Слайд2 Б
Б Б
Б Б (И З Б А)
Б Б
ББББББББ
Б Б
Б Б
Итак, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети: - О русском доме, избе.
Слайд 3( на слайде русская изба). Тема урока: «Русская изба. Элементы декора»
Учитель: Итак, тема урока – русская изба. Слово «изба» произошло от древнего «истьба», «истопка» -(слайд+ «истьба», «истопка» ) изначально так называлась часть дома, в которой топилась печь. Сегодня на уроке мы окажемся в мире русской старины. Вам предстоит выступить в роли народных умельцев, которые делали замечательные украшения для русской избы.
Слайд 3
Вот изба перед тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Учитель: Вот мы и вошли в калитку и оказались перед самым домом. Давайте повнимательнее его рассмотрим!
Слайд 3
Учитель: - Итак, дом красив? Как вы думаете, просто ли создать такую красоту? Должен ли умелец что-то особенное «уметь» и знать?
Дети: отвечают
Учитель: Вы сегодня тоже умельцы, которые будут украшать русскую избу.
(Выход на цель) А вам какие знания и умения понадобиться? Слова-подсказки на экране: Должны вспомнить… Должны узнать…Должны научиться…
Дети: отвечают
Учитель: Итак, наша цель…
Слайд (Цель….. )
Обратим внимание на элементы декора. А знаете ли вы, что у каждой резной доски есть свое название?
Слайд 5
Учитель: - Как назывались резные доски, которые украшали окна?
Слайд 6
Дети: -НАЛИЧНИКИ
Учитель: А почему они так называются? - Окна – глаза дома.
Обратите внимание над окнами расположилась резная доска. Она называется
Слайд 7
Дети: - ЛОБОВАЯ ДОСКА А почему? Раз окна - это глаза , то выше над глазами находится лоб , поэтому и название отсюда.
Учитель:
Слайд 8
А по краю крыши спускаются доски, которые называются - ПРИЧЕЛИНЫ
Слайд 9 Узорная доска, которая располагается в центре крыши, называется
Дети: - ПОЛОТЕНЦЕ
Учитель: - Взгляните на крышу. Ее венчает бревно - охлупень в форме головы коня. А вот почему он имеет форму коня вы найдете сами. (д/з)
Слайд 10
Итак, мы узнали новые слова и новые понятия. Давайте проверим ваши знания. У вас на столах лежат два конверта, откройте первый конверт, там слова с которыми мы познакомились, а во втором конверте определения к этим словам. Задание: Соотнесите определения с данными словами.
Проверьте правильность ваших ответов. Слайд 12
Поднимите руки, если ваша группа выполнила это задание правильно.
Молодцы, ребята!
Учитель: СЛАЙД Посмотрите, с какой выдумкой, фантазией, любовью мастера украшали свои дома!!
(видео фильм песня «Русская изба»)
Учитель: Итак, дорогие умельцы, за работу! У вас на столах макеты русской избы, они ничем не украшены. У вас есть шаблоны досок: причелины, наличники, лобовая доска, полотенце. Ваша задача: придумать украшение для своей избы, используя шаблоны. Обратите внимание, что украшения дома должны быть выполнены в едином стиле. Наши предки использовали для декора особые символы: солнце, изображения животных, птиц, растительности.
Вспомните о значении симметрии при изображении узора.
Практическая групповая работа детей
При оформлении избы опирайтесь на карточки, лежащие перед вами. В них вы найдете элементы орнаментов росписи русской избы. Удачи вам, ребята!
Анализ результатов.
В конце урока, на заранее подготовленном учителем фоне ученики строят из своих избушек деревню. Каждая группа рассказывает о своем декоративном решении. Работы обсуждаются.
Учитель: Посмотрите, какой красивой у нас получилась деревня! Все бы захотели жить в ней!!
Давайте подведем итог урока. Я попрошу вас оценить собственную работу, высказать свои впечатления об уроке. Чтобы вам было легче сформулировать ответ, выберите вариант начала предложения и продолжите фразу.
СЛАЙД
Сегодня я узнал…
Было интересно..
У меня получилось…
Мне захотелось..
Я смог…
Слайд 11
И | Я | Щ | Д | Е | Р | Е | В | О | Ъ | И | В |
З | Н | А | Л | И | Ч | Н | И | К | И | Т | Й |
Б | У | П | О | Л | О | Т | Е | Н | Ц | Е | К |
А | В | Х | Ы | К | О | Н | Ё | К | Ч | П | Н |
Л | О | Б | О | В | А | Я | Д | О | С | К | А |
Ф | П | Р | И | Ч | Е | Л | И | Н | А | Э | З |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе
Тема | Декор русской избы |
Педагогическая цель: | Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти). |
Тип урока | Урок изучения новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
Личностные (ЛР) | - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка |
Образовательные ресурсы. | В/ф «Русская изба». Презентация «Русская изба». Иллюстрации с изображениями русских народных изб. Акварель, кисти, цветные карандаши, клей. |
Ход урока.
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация. | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. | Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба». | Объясняют смысл понятия «изба». |
3. Постановка учебной задачи. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4. Решение учебной задачи. | Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о выборе места под усадьбу, освящении специальной символикой. | Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении выбора места под усадьбу, о значении освящения жилища крестьянина. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | - При помощи акварели или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию. | С. 4 РТ или рисование избы. Применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
6. Оценка. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) | Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ. |
7. Итог. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: - Для чего люди наполняли своё жилище различными образами? - Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома? | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее усвоенных ЗУНов | -Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы. | Запись д/з в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы»
Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы» ...
Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс
Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс ...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском народном костюме, обычаях и традициях...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...