программа внеурочной деятельности "Дизайн"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Борисенко Татьяна Викторовна

программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo_programma_vneurochka_dizayn_2015.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 37 станицы Алексеевской муниципального образования Тихорецкий район

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол №  1

от « 29» августа 2015  г.

Председатель педсовета

 директор МБОУ СОШ № 37

______Панченко С.А.

Программа внеурочной деятельности

(общекультурное  направление)

Кружок  «Дизайн»

Уровень образования                  основное общее образование ( 5  классы)     

Количество часов                   всего  34 часа  (1 час в неделю)

Учитель            Борисенко Татьяна Викторовна, учитель изобразительного искусства

 МБОУ СОШ № 37 ст.Алексеевской

Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ  Минобрнауки  РФ №1897  от 17.12.2010 г.)

1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ №1897  от 17.12.2010 г.), основной образовательной программы  основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы     № 37 станицы Алексеевской муниципального  образования Тихорецкий район.  

 2.Общая характеристика курса

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства. В программу включены следующие виды художественно-творческой деятельности:

ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

изобразительная деятельность (основы художественного изображения);

декоративно-прикладная деятельность (основы декоративно-прикладного искусства);

художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна);

художественно-творческая  и проектная деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном курса «Дизайн» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной и проектной деятельности.

Изучение курса «Дизайн» выстроено на овладении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История», «Черчение», «Биология», «Геометрия», «Технология».

Проектная  деятельность обучающихся направлена  на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося. Она ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

3.Описание места курса в учебном плане.

Сроки реализации программы – 1 год.  На изучение курса отводится 1 ч.  в  неделю,  всего на курс — 34 ч. (при 1 ч в неделю).  

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты курса.

Программа курса «Дизайн»  ориентирована на развитие компетенций в художественной области «Дизайн», умения ориентироваться в произведениях мировой художественной культуры, современных  направлениях  развития дизайна, на создание у обучающихся единых представлений  о роли дизайна в современном обществе.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Дизайн»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных и дизайне;
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

5.Содержание учебного курса

Курс рассчитан на ознакомление учащихся 5 класса с видами дизайна, с нетрадиционными  техниками рисования, спецификой работы по каждому направлению, основами композиции. Данный курс развивает творческие способности учащихся, пространственное мышление, художественный вкус, умение логически мыслить, расширяет кругозор через проектную деятельность. Курс может быть интересен не только будущим дизайнерам, но и тем, кто выберет другую профессию. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся учащимся в жизни: помогут изменить имидж, грамотно подбирать гардероб, внести изменения в интерьер своей комнаты.

Программа имеет целью приобщения школьников к пониманию и к самостоятельной осознанной деятельности по созданию художественно-организованного пространства.

6.Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1

Любование природой «Этот радужный  мир!»  

1

1

2-3

Основа работы дизайнера-рисунок. Графика.

1

1

2

4-5

В мире цвета и света. Живопись пластилином.

1

1

2

6-7

Смешные тени и их серьезные родственники. Основы проецирования.

1

1

2

8-9

Макет в творчестве дизайнера. Аппликация «Кубанская ярмарка» из бросового материала.

1

1

2

10-11

Проект-любование  «Природа и художник». Разбор  геометрической конфигурации  предметов.

1

1

2

12-13

Дизайн-художественное проектирование.

1

1

2

14-15

Основы композиции. Скрапбукинг.

1

1

2

16-17

 Виды и мотивы  орнаментов (в полосе, замкнутый, сетчатый)

0,5

1,5

2

18-19

Творческая мастерская. Проект «Снежная Метелица». Офорт.

2

2

20-21

Коллективная работа. «Мир вокруг нас. Букашки-таракашки».

2

2

22-23

Проект  «Цветочки-лепесточки». Квиллинг.

1

1

2

24-26

Работа с  сырой  бумагой «Отражение в воде». Симметрия и асимметрия.

0,5

2,5

3

27-31

Творческая мастерская «Царство деревьев». Монотипия.

1

4

5

32-33

Изготовление и роспись изделия из солёного теста «Дары природы»

0,5

1,5

2

34

Творческий вернисаж работ.

1

1

итого

13,5

20,5

34 ч.

7.Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Д -демонстрационный экземпляр(1)

К- полный комплект (исходя из реальной  наполняемости класса)

Ф – комплект для фронтальной работы(1 экземпляр на 2х учащихся)

П- комплект необходимый для практической работы в группах  (3-4 экземпляра)

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

% оснащенности

по требованиям

фактически

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

1

100%

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Д

1

100%

Рабочие программы по изобразительному

искусству

Д

1

100%

Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной

для проведения уроков изобразительного искусства

К

1

100%

Учебники по изобразительному искусству

К

1

100%

Рабочие тетради

К

100%

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

Д

1

100%

Методические журналы по искусству

Д

1

100%

Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

1

100%

Хрестоматии литературных произведений к урокам  изобразительного искусства

Д

100%

Энциклопедии по искусству,  справочные издания

Д

1

100%

Альбомы по искусству

Д

1

100%

Книги о художниках и художественных музеях

Д

1

100%

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

-

-

Словарь искусствоведческих терминов

П

1

100%

2. Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников

Д

1

100%

Таблицы по цветоведению, перспективе,

построению орнамента

Д

1

100%

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

-

-

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

1

100%

Таблицы  по  народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному

искусству

Д

-

-

Дидактический раздаточный материал:

карточки по художественной грамоте

К

1

100%

3. Информационно-коммуникационные средства

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники

Д

-

-

Электронные библиотеки по искусству

Д

-

-

Игровые художественные компьютерные программы

-

-

4. Технические средства обучения (ТСО)

Музыкальный центр

Д

-

-

СО/DVD-проигрыватели

Д

-

-

Телевизор

Д

-

-

Видеомагнитофон

Д

-

-

Мультимедийный компьютер

Д

1

100%

Слайд-проектор

Д

1

100%

Мультимедиа-проектор

Д

1

100%

Принтер

Д

1

100%

Сканер

Д

-

-

Аудиторная доска и приспособлениями для крепления таблиц и репродукций

Д

1

100%

Экран (на штативе или навесной)

Д

1

100%

Фотоаппарат

П

-

-

Видеокамера

Д

-

-

Графический планшет

Д

-

-

5. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

Д

1

100%

Имеется возможность поиска в сети Интернет

DVD-фильмы:

— памятники архитектуры;

— художественные музеи;

виды изобразительного искусства;

— творчество отдельных художников;

— народные промыслы;

— декоративно-прикладное искусство;

— художественные технологии

Д

1

1

Презентации на СD или DVD-дисках:

по видам изобразительных    (пластических) искусств;

— по жанрам изобразительных искусств;

— по памятникам архитектуры России и

мира;

— по стилям и направлениям в искусстве;

— по народным промыслам;

— по декоративно-прикладному искусству;

— по творчеству художников

Д

1

1

1

1

1

1

1

6. Учебно-практическое оборудование

Мольберты

К

-

-

Настольные  скульптурные станки

К

-

-

Комплекты резцов для линогравюры

К

-

-

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Ф

1

100%

Краски акварельные

К

1

100%

Краски гуашевые

К

1

100%

Краска офортная

П

1

100%

Валик для накатывания офортной краски

П

1

100%

Тушь

К

1

100%

Ручки с перьями

К

1

100%

Бумага АЗ, А4

К

1

100%

Бумага цветная

К

1

100%

Фломастеры

К

1

100%

Восковые мелки

К

1

100%

Пастель

Ф

1

100%

Сангина

К

1

100%

Уголь

К

1

100%

Кисти беличьи №5, 10, 20

К

1

100%

Кисти, щетина №3, 10, 13

К

1

100%

Емкости для воды

К

1

100%

Стеки (набор)

К

1

100%

Пластилин/глина

К

1

100%

Клей

Ф

1

100%

Ножницы

К

1

100%

Подставки для натуры

П

-

-

7. Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов (комплект)

Д

1

100%

Муляжи овощей (комплект)

Д

1

100%

Гербарии

Ф

1

100%

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

1

100%

Гипсовые  геометрические тела

Д

1

100%

Гипсовые орнаменты

Д

-

-

Маски античных голов

Д

-

-

Античные головы

Д

-

-

Обрубовочная голова

Д

-

-

Модуль фигуры человека

П

-

-

Капители

Д

1

100%

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

1

100%

Драпировки

П

1

100%

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П

1

100%

8. Игры и игрушки

Конструкторы

Ф

1

100%

Театральные куклы

Д

1

100%

Маски

Д

1

100%

9. Специализированная учебная мебель

Столы рисовальные

К

1

100%

Стулья

К

1

100%

Стулья брезентовые складные

К

-

-

Стеллажи для книг и оборудования

Д

1

10%

Мебель для хранения таблиц и плакатов

Д

-

-

Основная литература

1.  Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

7. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

9. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева  Академия развития 2006

10. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская  «детство-пресс» 2004

11.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

8.Планируемые результаты  изучения курса

К концу обучения учащиеся

 научатся:

        -восхищаться красотой природных форм (уроки любования);

-видеть пропорции предметов;

-передавать впечатление от явления, а не только копировать образ;

-изучить основы объёмного изображения, перспективу линейную и световую;

-сформировать представление о композиции в дизайне;

-быть оригинальным в выборе сюжета;

-составлять простейшие композиции в оформлении предметов и пространства;

-знать и понимать основные термины дизайна;

-распознавать виды дизайна;

 смогут  научиться:

  • Применять различные средства художественного выражения (цвет, линию, объем) для осуществления своего замысла;
  • самостоятельно проектировать и выполнять макеты предметов, применяя геометрические фигуры и тела;
  • анализировать степень гармоничности окружения;
  • способам формотворчества (вносить изменения в элементы дизайна).

Учитель                                                              Т.В.Борисенко

СОГЛАСОВАНО                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                            Заместитель директора по УВР

методического объединения                             __________    Мисаль Р.Д.

учителей ИЗО и технологии                                Подпись       расшифровка    

 от ________№___                                                « 28 » августа  2015   года        

Руководитель      

_____________Т.С.Евич

Подпись           расшифровка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...