Методическая разработка. Рабочая программа по ИЗО. 6 класс.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для шестого класса по Неменскому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_6_kl_2019-20_uch.god_.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативная основа программы
Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов» (Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0) и Положением о разработке рабочих программ ГБОУ № 371, а также на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству
-авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов» Б.М. Неменского
- Образовательной программы основного общего образования ГБОУ школы № 371 (5 – 9 классы, ФГОС)
- Учебного плана ГБОУ школы № 371 на 2019–2020 учебный год
Цели и задачи обучения по предмету
Цель: формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Задачи:
- развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях декоративно-прикладного искусства;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;
- формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Отличительные особенности по сравнению с примерной программой
В примерную учебную программу внесены следующие изменения и дополнения:
- содержание тем 2,4,6,7,8,9 дополнено вопросами, углубляющими и расширяющими базовые знания, связанными с изменениями в программе олимпиады школьников по предмету;
-объединены темы «Натюрморт в графике» и «Цвет в натюрморте» ; «Пейзаж в графике» и «Городской пейзаж»; «Роль цвета в портрете» и «Великие портретисты прошлого».
Данные изменения внесены для обеспечения прохождения программы в полном объеме с учетом графика общегосударственных праздничных и выходных дней на второе полугодие 2019 и первое полугодие 2020 года.
Кроме того, при составлении календарно - тематического планирования выделены резервные часы для проведения внутренних и внешних мониторингов оценки качества образования.
Количество учебных часов, на которое рассчитана программа
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, что соответствует содержанию образования в рамках Примерной программы по изобразительному искусству – 1 час в неделю.
Межпредметные связи и метапредметные результаты учебного предмета
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы для создания более яркой эмоциональной атмосферы на уроке, с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрические формы).
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в 6 классе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Виды и формы контроля
Виды контроля:
- Фронтальный (контроль всех учащихся)
- Индивидуальный
- Выборочный (контроль нескольких учащихся по выбору учителя).
По цели (по смыслу) проверки контроль может быть:
- Диагностический (на начальном этапе)
- Тематический (по конкретной теме)
- Промежуточный (в конце каждой четверти)
- Текущий (на любом из уроков)
- Итоговый (в конце учебного года).
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих форм:
-устный опрос,
-письменный опрос,
-творческая работа (художественно-творческие задания и упражнения),
-тест,
-доклад,
-мультимедийная презентация.
Критерии оценивания
Критериями оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.
Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.
При оценке практической работы следует принимать во внимание:
1. выполнение учебной задачи урока;
2. художественную выразительность композиции;
3. владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.
А так же:
активность участия, умение собеседника прочувствовать суть вопроса, искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность, самостоятельность, оригинальность суждений.
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критерии оценки устных ответов:
1. Активность участия.
2. Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческих работ:
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента
(как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие
оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.
Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.
Оценка выполнения учащимися домашних заданий
Проверка домашних заданий может осуществляться путем устного опроса и путем
проверки творческих работ или других письменных работ. При проверке домашних заданий путем
устного опроса применяются критерии оценивания устных ответов. При проверке
рисунков оценка выставляется по критериям оценивания творческих работ. При
отсутствии домашнего задания без уважительной причины выставляется
неудовлетворительная оценка («2»).
Критерии и принцип выставления отметки по учебному предмету за четверть, за год
При выставлении отметки за четверть учитывается рекомендуемая электронным
журналом отметка и результаты выполнения работ по контролю знаний.
Отметка «2» ставится при среднем балле менее 2,56.
Отметка «3» ставится при среднем балле от 2,56.
Отметка «4» ставится при среднем балле от 3,6.
Отметка «5» ставится при среднем балле от 4,6.
Годовая отметка выставляется как итог за четыре четверти. При наличии двух пар
равнозначных отметок учитываются четверти, в которых получены эти отметки. Годовая
отметка не может быть выше результата IV-ой четверти.
Условия и сроки исправления работ с неудовлетворительной отметкой.
Работы с домашней подготовкой не пересдаётся (т.е. исправить оценку, переписав
работу, нельзя).
Работы по контролю знаний, умений и навыков без домашней подготовки ученик имеет
право переписать 1 раз, при этом отметка, выставленная в электронном журнале, не
исправляется.
В день исправления выставляется отметка, полученная за переписанную работу, и
делается запись-комментарий для родителей : «Исправил (-а) работу от …..(указывается
дата получения неудовлетворительной отметки («2») за работу по контролю знаний,
умений и навыков) ».
Работа может быть исправлена в течение недели после публикации результатов в
электронном журнале.
Исправлению подлежат только работы с неудовлетворительной отметкой («2»).
Используемый учебно-методический комплект
- Учебник для 6 класса «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», Л.А. Неменская под редакцией Неменского Б.М., учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2015г.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов |
6 класс «Искусство в жизни человека» | ||
1 | «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» | 9 часов |
2 | «Мир наших вещей. Натюрморт» | 7 часов |
3 | «Вглядываясь в человека. Портрет» | 7 часов |
4 | «Человек и пространство. Пейзаж» | 8 часов |
5 | Резерв | 3 часа |
Всего: | 34 часа |
Содержание рабочей программы
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 часов)
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов)
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей... Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (7 часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра. Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Тип урока | Основные элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Контроль | Планируемые сроки | Дата прове-дения |
«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» 34 часа | |||||||
1 четверть «Древние корни народного искусства» 9 часов | |||||||
1. | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | Урок получения новых знаний | Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника? Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей. Роль пространственных искусств в создании предметно -пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире. Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художник и зритель: художественный диалог. Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия. Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя. | Предметные - называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства, характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира. Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение. Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определённых знаний и умений. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные – воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Фронтальный контроль творческих работ | 05.09 | |
2. | Художественные материалы | Урок решения практических задач | Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественный материал и художественный изобразительный язык. Художественный материал и художественная техника. Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения. Графические материалы и их особенности. Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника | Предметные - иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа. Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа. Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам. Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные – воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос и контроль творческих работ | 12.09 | |
3. | Рисунок- основа изобразительного творчества. | Урок получения новых знаний. | Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств. Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности графических материалов. Навыки работы с графическими материалами. Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. | Предметные - приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные – воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос и контроль творческих работ | 19.09 | |
4. | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий | Урок решения практических задач | Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров. | Предметные - приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Объяснять, что такое ритм и каково его значение в создании изобразительного образа. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др. Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Знать и называть линейные графические рисунки известных художников Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Индивидуальные доклады и выборочный контроль творческих работ | 26.09 | |
5. | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | Урок получения новых знаний | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст. Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна. Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно. | Предметные — овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения. Приобретать навыки обобщённого, целостного видения формы. Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.) Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос и контроль творческих работ | 03.10 | |
6. | Цвет. Основы цветоведения. | Урок решения практических задач | Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета. Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала. Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен. Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие. | Предметные - знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета
Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | выборочный контроль творческих работ | 10.10 | |
7. | Цвет в произведениях живописи. | Урок обобщения | Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах. Искусство живописи. Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие тёплого и холодного цвета. Понятие «локальный цвет».Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника. Умение видеть цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. | Предметные - характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятия: цветовые отношения, тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть тёплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятие «колорит». Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Фронтальный тест, выборочный контроль творческих работ | 17.10 | |
8. | Объёмные изображения в скульптуре. | Урок решения практических задач | Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь, железо), дерево и др. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры.
| Предметные - называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами (в техниках лепки, бумагопластики и др.) Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос, индивидуальные доклады | 24.10 | |
9. | Основы языка изображения | Урок обобщения | Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения. Культуросозидающая роль изобразительного искусства. | Предметные - рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение. Объяснять, почему изобразительное искусство — особый образный язык. Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос, индивидуальные доклады | 07.11 | |
2 четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» 7 часов | |||||||
10. | Реальность и фантазия в творчестве художника | Урок получения новых знаний | Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства. | Предметные – рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для то го, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объёмных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос, фронтальный контроль творческих работ | 14.11 | |
11. | Изображение предметного мира — натюрморт | Урок решения практических задач | Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции. | Предметные - Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объёмных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации изобразитель ной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Индивидуальные доклады, выборочный контроль творческих работ | 21.11 | |
12. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | Урок решения практических задач | Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы. | Предметные – характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Фронтальный контроль творческих работ | 28.11 | |
13 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | Урок решения практических задач | Плоскость и объём. Изображение трёхмерного пространственного мира на плоскости. Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел. Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс. | Предметные - Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира. Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос, фронтальный контроль творческих работ | 05.12 | |
14. | Освещение. Свет и тень | Урок решения практических задач | Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и тёмного как средство построения композиций драматического содержания. Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения. Появление станковой картины. Картина натюрморт XVII—XVIII веков. | Предметные – Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. Углублять представление об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины. Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Знакомиться с картинами натюрмортами европейского искусства XVII—XVIII веков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Фронтальный тест и выборочный контроль творческих работ. | 12.12 | |
15. | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте | Урок решения практических задач | Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники. Печатная графика и её виды. Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп — оттиск печатной формы. Цвет в живописи, богатство его вы разительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. | Предметные – Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне. Получать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Индивидуальные доклады , фронтальный контроль творческих работ | 19.12 | |
16. | Выразительные возможности натюрморта | Урок обобщения | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. | Предметные – Узнавать историю развития жанра натюрморта. Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Групповые доклады | 26.12 | |
3 четверть «Вглядываясь в человека. Портрет » 8 часов | |||||||
17. | Образ человека - главная тема искусства | Урок получения новых знаний | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определённого реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты. | Предметные – Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос, фронтальный контроль творческих работ | 16.01 | |
18. | Конструкция головы человека и её основные пропорции Изображение головы человека в пространстве | Урок обобщения | Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Задание: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесёнными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т.д.). Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Задание: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесёнными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т.д.). Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Беседа и рассматривание рисунков мастеров. | Предметные - Получать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. Получать представления о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека. Вглядываться в лица людей, подмечать особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объёмной конструкции головы. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Фронтальный тест, выборочный контроль творческих работ | 23.01 | |
19. | Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок | Урок решения практических задач | Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурный портрет литературного героя. Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала. | Предметные – Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор). Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека. Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос, контроль творческих работ | 30.01 | |
20. | Сатирические образы человека | Урок получения новых знаний | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение дружеского шаржа. | Предметные - Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный письменный опрос и контроль творческих работ | 06.02 | |
21. | Образные возможности освещения в портрете | Урок решения практических задач | Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Задание: наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. | Предметные – Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разных источнике и характере освещения. Различать освещение по свету, против света, боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос и контроль творческих работ | 13.02 | |
22. | Роль цвета в портрете Великие портретисты прошлого | Урок решения практических задач | Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон (тёмное — светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности героя портрета. Цвет и живописная фактура. Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон (тёмное — светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности героя портрета. Цвет и живописная фактура, индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. | Предметные - Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос и контроль творческих работ | 20.02 | |
23. | Портрет в изобразительном искусстве XX века | Урок обобщения | Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве ХХ века. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.). Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве ХХ века. Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремлённости и созидательной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечественных портретистов XX века. | Предметные - Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве ХХ века. Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве ХХ века. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете. Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос и контроль творческих работ | 27.02 | |
24. | Резерв | 06.03 | |||||
25. | Резерв | 13.03 | |||||
26. | Резерв | 20.03 | |||||
4 четверть «Человек и пространство. Пейзаж» 8 часов | |||||||
27. | Жанры в изобразительном искусстве | Урок получения новых знаний | Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник, называется «содержанием произведения». Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства. | Предметные – Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос и контроль творческих работ | 03.04 | |
28. | Изображение пространства | Урок получения новых знаний | Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Особенности системы изображения в культурах Древнего Востока: Древний Египет, Месопотамия. Пространственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве Средневековья. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов. Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в эпоху Возрождения. Изображение глубины пространства, присутствие наблюдателя и открытие правил линейной перспективы. Картинная плоскость и пространство изображения, организованное художником. Перспектива как одно из художественных средств выражения, как форма определённого содержания, обусловленного культурой эпохи и мировоззрением художника. | Предметные - Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос и контроль творческих работ | 10.04 | |
29. | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива | Урок получения новых знаний | Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, пространственные сокращения. Прямая и угловая перспектива. Представления о высоком и низком горизонте. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Изменения тона и цвета предметов по мере удаления. | Предметные – Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Индивидуальные доклады, выборочный контроль творческих работ | 17.04 | |
30. | Пейзаж -большой мир | Урок обобщения | Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление картиныпейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. Пейзаж как выражение величия и значительности нашего мира. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного пространства в картине. Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. | Предметные – Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Фронтальный тест , выборочный контроль творческих работ | 24.04 | |
31. | Пейзаж настроения. Природа и художник | Урок получения новых знаний | Изменчивость состояний природы при разной погоде (сумрак, туман, солнечная погода) в разное время суток (утро, вечер, полдень). Роль освещения в природе. Изменчивость цветовых состояний в природе и умение их наблюдать. Живопись на природе — пленэр. Импрессионизм — направление в живописи XIX века. Задача изображения новых колористических впечатлений. Постимпрессионизм. Состояние в природе и настроение художника, его внутренний мир. Роль колорита в пейзаже настроения. Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном окружающем мире. | Предметные - Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX веке. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос и контроль творческих работ | 08.05 | |
32. | Пейзаж в русской живописи | Урок закрепления знаний | История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников. Учиться А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели». Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры. | Предметные - Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И. Шишкина, И. Левитана. Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины. Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Итоговая мульт-презентация или доклад | 15.05 | |
33. | Пейзаж в графике Городской пейзаж | Урок закрепления знаний | Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Самостоятельное художественное пейзажа. Выразительность графических образов великих мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Печатная графика и её роль в раз витии культуры. Задание: создание графической работы на тему «Весенний пейзаж». Материалы: графические материалы (по выбору). Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Воз рождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт-Петербурга, других русских городов. Значение этих произведений для современной культуры. Образ города в искусстве ХХ века. Разнообразие в понимании образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная среда современной жизни. Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры: каменная летопись истории. Значение охраны исторического образа современного города. | Предметные - Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт- Петербурга, родного города. Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения. Овладеть навыками композиционного творчества в технике коллажа. Приобретать новый коммуникативный опыт в процессе создания коллективной творческой работы. Метапредметные - уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Выборочный устный опрос и контроль творческих работ | 22.05 | |
34. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | Урок обобщения | Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира. | Предметные - Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного отображения, её претворении в художественный образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся. Метапредметные – уметь определять цели своего обучения, планировать деятельность, соотносить действия с результатами и корректировать их в изменяющейся ситуации, владеть основами самоконтроля, организовывать совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.Личностные - воспитание патриотизма, формирование целостного мировоззрения; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; коммуникативной компетентности, развитие эстетического сознания через освоение наследия народов. | Итоговая мульт-презентация или доклад |
Требования к уровню подготовки
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
● О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.
● О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.
● Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.
● Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
● Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.
● Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
● Общие правила построения изображения головы человека.
● О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.
● О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
● Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки
● Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
● Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
● Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.
● Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя:
1. Учебник для 6 класса «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», Л.А. Неменская под редакцией Неменского Б.М., учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2015г.
2. Методическое пособие для 6 класса «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», Неменская Л.А , - М , Просвещение, 2015г.
3. Б.М. Неменский, Изобразительное искусство и художественный труд, программы для общеобразовательных учреждений. 1-9 классы, 7-е издание, -М ,.: Просвещение, 2015, -141с.
Дополнительная литература:
1. «Наш вернисаж», альбом для детского творчества, Филимоновская игрушка, наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей, И.А. Лыкова, -М , издательство «Карапуз», 2010г
2. «Наш вернисаж», альбом для детского творчества, Золотая хохлома, наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей, И.А. Лыкова, -М , издательство «Карапуз», 2010г
3. Ч. Стивен, Учитесь рисовать человека в движении, пер. с англ, Н.В. Кремко, худ. Обл. М.В. Драко. –Минск, ООО «Попури», 2002, -48 с, (серия «Учитесь рисовать»)
4. Д. Браун, Учитесь рисовать птиц, пер. с англ, Н.В. Кремко, худ. Обл. М.В. Драко. –Минск, ООО «Попури», 2002, -48 с, (серия «Учитесь рисовать»)
5. М. Сеймур, Учитесь рисовать цветы и растения, пер. с англ А.Д. Швед, худ. Обл. М.В. Драко. –Минск, ООО «Попури», 2002, -48 с, (серия «Учитесь рисовать»)
6. Б. Робертсон, Предметы, пер. с англ, П.А. Самсонов, худ. Обл. М.В. Драко. –Минск, ООО «Попури», 2002, -64 с, (серия «Интенсивный курс рисования»)
7. О.В. Корчинова, Детское прикладное творчество, 3е издание, -Ростов-на Дону, Феникс, -2007, -315 с., (серия «Мир вашего ребёнка)
Мультимедийные электронные наглядные пособия
8. PC 2-CD-ROM, Мировая художественная культура, библиотека электронных наглядных пособий, МО РФ, 2003, ГУ РЦ ЭМТО – мультимедиа каталог более 1000 наглядных пособий, тематические мультимедиа альбомы, справочники, интернет-ресурсы.
9. PC 2-CD-ROM, «История искусства», электронное средство учебного назначения, программный комплекс «Библиотека электронных наглядных пособий», МО РФ, 2003, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», разработано для учителей и учащихся
10. CD-ROM, «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», состоит из 4х разделов: «Мастера», «Музеи», «Экскурсии», и «Термины», АО КОМИНФО, -Москва.
11. DVD- VIDEO, Видеофильм «Москва» (Кремль, музеи, монастыри), С-Петербург, продолжительность 1час 30 минут, 2004
Литература для обучающихся:
1. Учебник для 6 класса «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», Л.А. Неменская под редакцией Неменского Б.М., учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2015г.
Адреса интернет сайтов по ИЗО
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
Газета «Искусство» издательского дома «Первое сентября»
http://art.1september.ru
Портал «Музеи России»
http://www.museum.ru
Архитектура России
http://www.rusarh.ru
Искусство в школе: научно-методический журнал
http://art-in-school.narod.ru
Медиаэнциклопедия ИЗО
http://visaginart.nm.ru
Виртуальный музей
http://www.museum-online.ru
Музей истории изобразительного искусства
http://www.ssga.ru/erudites_info/art/muzey
Биография мастеров искусств
http://biography.artyx.ru
Изобразительное искусство. История, стили, художники, картины
http://www.arthistory.ru
Галерея русской классической живописи
http://www.taralex.da.ru
Словарь – изобразительное искусство – художники
http://artdic.ru
Натюрморт. Картинная галерея
http://stilleben.narod.ru
Художник Карл Брюллов
http://www.brullov.ru
Русский портрет. Картинная галерея
http://rusportrait.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"
Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....
Авторская методическая разработка "Рабочая программа для 5 класса по Истории Древнего мира (по учебнику Ф.А. Михайловского)".
Программа по Истории древнего мира, автор учебника Ф.А. Михайловский...
Методическая разработка. Рабочая программа для 7 класса "Подготовка к кэмбриджским экзаменам"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса.ю...
Методическая разработка "Рабочая программа Обществознание 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов"
Здесь предствлена рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник
Программа рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме 68 часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...
Методическая разработка "Рабочая программа. Литература 6 класс ".
Методическая разработка "Рабочая программа. Литература 6 класс "....