Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Мехтиева Рената Ирзаевна

 Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx48.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Тематическое планирование по истории России для 6 класса составлено на основе содержания  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Базисного учебного плана 2004 года и Государственных программ по истории.

Главная цель курса состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма.

В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня.

В основу курса положен комплексный подход в изложении отечественной истории.

В данном курсе большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами, и истории культуры (в широком смысле этого слова), т.е. духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизни людей.

Именно поэтому, с одной стороны, внимание сосредоточено на личностях российских правителей и их конкретной деятельности, а с другой, в особые главки выделены не только такие «традиционные» вопросы истории культуры, как литература, архитектура, живопись и т.д., но и повседневная, бытовая жизнь человека средневековой Руси и Российской империи, а также, как важнейший аспект, история церкви, духовной жизни.

При этом говорится не только о православной церкви, существование которой является одной из существеннейших основ российской цивилизации. Уделено внимание также другим религиям народов нашей страны.

В истории культуры также особо выделен вопрос об истории русской письменности и книжности, поскольку именно письменность представляет собой своего рода стержень культуры, дающий ей полноценную жизнь и сохраняющий народную память о прошлом.

История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчёркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсах в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России — Волжской Булгарии, Хазарского каганата, Золотой Орды и других.

Истории Золотой Орды уделено существенное внимание прежде всего потому, что это государство оказало огромное влияние на весь ход истории России, а распад его вызвал к жизни целый ряд современных народов Российской Федерации. Упомянуты, конечно же, и балтские, и финно-угорские этнические и языковые компоненты российской истории.

Всё это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории XVII века автор стремился показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по XVIII веку — со Швецией и Османской империей.

В целом, в основе курса лежит представление о системообразующей роли государства в истории России. Изложение событий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или иной историографической концепции. Материал курсов направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого.

Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстративный ряд учебников, схемы, карты, генеалогические таблицы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху.

Изучение  истории  в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:

  1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие  мировоззренческих убеждений уч-ся   на основе осмысления им  исторически  сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных  и социальных  установок,  идеологических  доктрин.
  2. Развитие  способности  понимать историческую  обусловленность  явлений  и процессов  современного мира,  определять  собственную  позицию по отношению  к окружающей  реальности, соотносить свои взгляды  и принципы  с исторически  возникшими  мировоззренческими  системами.
  3. Освоение  систематизированных  знаний  об  истории человечества, формирование  целостного  представления о месте  и роли России  во всемирно-историческом процессе.
  4. Овладение  умениями  и навыками поиска, систематизации и комплексного  анализа  исторической информации.
  5. Формирование  исторического  мышления – способности  рассматривать  события  и явления  с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные  версии и оценки  исторических событий  и личностей, определять собственное  отношение  к дискуссионным  проблемам  прошлого и современности.

Курс  «История Россия »   призван  решить следующие образовательные  задачи:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и сво бодам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  3. овладение  методами исторического познания, умениями работать с раз личными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  5.       применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
  6. формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Цели курса:

  1. Знать исторические термины,  основные периоды отечественной истории  с древнейших времён до конца  XVI века  и этапы наиболее масштабных событий.
  2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
  3. Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.
  4. Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места важнейших военных сражений.
  5. Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории.  
  6. Учебно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Кален. сроки

Вид занятия

Умения, навыкии

Виды контроля

Основные понятия

Наглядные пособия

1

Введение

1

Вводный урок.

Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Беседа

Быт, летописи, хронология

Презентация, карта

Глава I. Древняя Русь(9 часов)

2

Восточные славяне

1

Комбинированный

Уметь доказывать и опровергать,  чтение исторических карт.

Беседа

Индоевропейская группа народов, славянская языко-вая семья, вервь, вече, дань.

Презентация, карта

3

Соседи восточных славян

1

Комбинированный

Самостоятельная проверка получаемого результата.

Устный опрос

печенеги, хазары, язычество, колонизация, каганат.

Презентация, карта

4

Формирование Древнерусского государства

1

Комбинированный

Выписка нужных материалов из текста

Тест

Администрация, государство, политика,

Презентация, карта

5

Первые киевские князья

1

Комбинированный

Составление плана по тексту и его запись

Письменное задание

Дружина, полюдье, реформа.

Презентация, карта

6

Владимир Святославович. Принятие христианства

1

Комбинированный

Оценивать свою работу и деятельность одноклассников

Беседа

Христианство, ересь, православие, епископ, митрополит, монастырь, десятина.

Презентация, карта

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Комбинированный

Определение причинно – следственных,  межпредметных связей

Устный опрос

Усобицы, половцы, бояре, вотчина, холопы, смерды, рядовичи, посадник

Презентация, карта

8

Культура Древней Руси

1

Комбинированный

Установление межпредметных связей,  выслушивать и объективно оценивать другого.

Устный опрос

Культура, зодчество, житие, самобытный

Патриотизм

Презентация, карта

9

Быт и нравы Древней Руси

1

Комбинированный

Выписка нужных материалов из текста

Тест

Образ жизни, слободы, хоромы.

Презентация, карта

10

Контрольное обобщение по теме:

«Древняя Русь»

1

Контрольный

Составление плана по тексту и его запись

Беседа, тест

Глава II. Политическая раздробленность на Руси (10 часов)

11

Начало раздробленности Древнерусского государства

1

Урок- изучения нового материала

Выписка нужных материалов из текста

Беседа

Феодальная раздробленность, удельное княжество, дворяне

княжеская динас-тия, наместник, рать, эксплуатация

Презентация, карта

12

Главные политические центры Руси

2

Комбинированный

Составление хронологических таблиц, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

Устный опрос

Владыка, стольный.

Презентация, карта

13

Нашествие с Востока

1

Комбинированный

Составление плана по тексту и его запись

Тест

Улус, деспот

Презентация, карта

14

Борьба Руси с западными завоевателями

2

Комбинированный

Выписка нужных материалов из текста

Письменное задание

Рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы,

Презентация, карта

15

Русь и Золотая Орда

1

Комбинированный

Составление плана-схемы изученной темы

Беседа

баскак, ярлык, иго,.

Презентация, карта

16

Русь и Литва

1

Комбинированный

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Устный опрос

Уния

Презентация, карта

17

Культура русских земель в XII – XIII веках

1

Комбинированный

Составлять сложный план

Устный опрос

Национальное самосознание, уникальный, канон.

Презентация, карта

18

Контрольное обобщение по теме:

«Политическая раздробленность на Руси»

1

Контрольный

Беседа, тест

Презентация, карта

Глава III. Русь Московская (14 часов)

19

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1

Урок- изучения нового материала

Организовывать деятельность в  парах,  уметь вести диалог

Беседа

Иерархия, рубеж, предпосылки.

Презентация, карта

20

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Комбинированный

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

Устный опрос

Маневр, привилегия.

Презентация, карта

21

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

1

Комбинированный

Составление характеристик  деятелей Просвещения

Тест

Диалект, уния.

Презентация, карта

22

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1

Комбинированный

Установление межпредметных связей

Письменное задание

Государь, поместье

Презентация, карта

23

Московское государство в конце XV -  начале XVI века

1

Комбинированный

Формулировать проблемные вопросы

Беседа

Боярская дума, чин, кормление.

Презентация, карта

24

Церковь и государство в конце XV -  начале XVI века

1

Комбинированный

Формулировать проблемные вопросы

Устный опрос

Дьякон, православие, церковный собор

Презентация, карта

25

Реформы Избранной рады

1

Комбинированный

Составление хронологических таблиц

Устный опрос

Земский собор, сословия, сословно-представительная монархия.

Презентация, карта

26

Внешняя политика Ивана IV

1

Комбинированный

Установление межпредметных связей

Тест

казачество

Презентация, карта

27

Опричнина

2

Комбинированный

Правильное применение счета лет, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

Письменное задание

Опричнина, земщина, посад, крепостное право.

Презентация, карта

28

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV- XVI веках

1

Комбинированный

Чтение исторической карты, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

Беседа

культура

Презентация, карта

29

Архитектура и живопись в XIV- XVI веках

1

Комбинированный

Уметь вести дискуссию, диалог.

Устный опрос

Презентация, карта

30

Быт в XV- XVI веках

1

Комбинированный

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Устный опрос

народность

Презентация, карта

31

Контрольное обобщение по теме:

«Русь Московская»

1

Контрольный

Выписка нужных материалов из текста,  чтение исторической карты

Беседа, тест

Учебно – тематическое планирование

Класс  6        

Учитель  Мехтиева Рената Ирзаевна

Количество часов: 34, в неделю  2  часа

Плановых контрольных уроков  - 2.

Административных контрольных уроков          - 1

Планирование составлено на основе  Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации. Истории 6 -9 класс

Учебник  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI век» (М.: Дрофа, 2009 г).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

Тема 1. Введение (1 час)

Глава I. Древняя Русь (9 часов)

В главе изучается история Древнерусского государства до начала удельного периода. Материалы этого раздела имеют очень важное значение, поскольку в них изложены фундаментальные для дальнейшей русской истории события, такие, как образование Русского государства и принятие христианской веры.

Учащиеся получают представление о следующих проблемах:

а) причины, сам процесс и этапы образования Древнерусского государства;

б) значение христианизации Руси и её этапы;

в) культурное развитие древнерусского государства;

г) причины княжеских усобиц и распада Руси на самостоятельные княжества.

Опорные понятия и термины: государство, дружина, дань, купцы, города, торговые пути, полюдье, варяги, печенеги, усобица, воевода, посадник, митрополит, епископ, священник, монастырь, смерды, бояре, вотчина, тиуны, вече, уделы, письменность, кириллица, летопись, зодчество, иконопись.

Персоналии: Кий, Рюрик, Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Ярославичи, Владимир Мономах, Феодосии и Антоний Печерские, Иларион, Константин (Кирилл) и Мефодий, Алимпий, Агапит.

Тема 2. Восточные славяне

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление.

Тема 3. Соседи восточных славян

Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

Тема 4. Формирование Древнерусского государства

Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.

Тема 5. Первые киевские князья

Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги. Походы князя Святослава.

Тема 6. Владимир Святославович. Принятие христианства.

Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Тема 7. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои населения.

Тема 8. Культура Древней Руси

Особенности культуры Древней Руси. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Тема 9. Быт и нравы Древней Руси

Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда.

Тема 10. Контрольное обобщение по теме «Древняя Русь»

Глава II. Политическая раздробленность на Руси (10 часов)

Материалы главы призваны познакомить учащихся с предпосылками и причинами распада Киевской Руси на отдельные княжества, с политической историей наиболее значительных из этих русских земель, с их географическими и природными особенностями, населением, экономическим развитием, политическим устройством, культурой. Обращается внимание на внешнюю политику русских княжеств в связи с историей половецкого народа. Учащимся предлагается оценить положительные и отрицательные стороны удельной системы на Руси.

В главе содержится большой фактический материал, охватывающий историю соседних с Русью государств — Монгольской империи и Золотой Орды, Ливонского ордена, Великого княжества Литовского. Учащиеся получают представление об исторических процессах международного масштаба, к которым оказались причастны и русские земли. В процессе изучения материалов раздела привлекаются знания учащихся по всеобщей истории Средневековья, расширяется их общеисторический кругозор. Подчеркивается географическое положение Руси на стыке Запада и Европы. Показаны не только завоевательные походы на Русь, но и особенности положения русских земель в период ордынского ига и в составе Литовского государства, последствия иноземных нашествий, разделение исторических судеб восточных славян.

Учащиеся ориентируются на сравнение государственного и общественного строя западных и восточных стран и на изучение тех изменений, которые произошли в русской жизни под влиянием этих государств и культур.

Опорные понятия и термины: уделы, княжеские династии, раздробленность, усобицы, города, князья, бояре, вотчинники, вече, степняки, нашествие, завоевание, монголы, ордынцы, татары, иго, хан, улус, ярлык, баскак, украинцы, белорусы, литовцы, шляхта, рыцари.

Персоналии: Мстислав Великий, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Тугоркан, Кончак, Чингисхан, Батый, Михаил черниговский, Александр Невский, Биргер, Узбек, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Ягайло.

Тема 11. Начало раздробленности Древнерусского государства

Половецкая угроза и распад союза Ярославовичей. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности.

Тема 12. Главные политические центры Руси

Освоение Северо – Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо – восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко – Волынское княжество.

Тема 13. Нашествие с Востока

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу.

Тема 14. Борьба Руси с западными завоевателями

Походы шведов. Походы крестоносцев. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище.

Тема 15. Русь и Золотая Орда

Образование золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Тема 16. Русь и Литва

Формирование Литовско – Русского государства. Гедимин. Характер Литовско – Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Тема 17. Культура русских земель в XII – XIII веках

Особенности культуры XII – XIII вв. Накопление научных знаний. Литература.  Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Тема 18. Контрольное обобщение по теме «Политическая раздробленность на Руси»

Глава III. Русь Московская (14 часов)

В главе содержится фактический материал, рассказывающий о создании Московского царства:

а) окончательное объединение русских земель московскими великими

князьями;

б) ликвидация ордынского господства и борьба с наследниками Золотой

Орды;

в) создание централизованного государственного управления;

г) установление полной независимости Русской православной церкви;

д) формирование культуры единого Московского царства.

Учащиеся знакомятся не только с позитивными сторонами процесса создания централизованного государства, но и с особенностями русского самодержавства, превратившегося при Иване Грозном в тиранию. Особое внимание уделено новой государственной, общественной, экономической и идеологической системе Русского государства.

Учащиеся ориентируются на понимание процессов централизации и образования единого Русского государства.

Опорные понятия и термины: объединение, централизация, княжества, крестьяне, дань, иго, набеги, ордынцы, татары, митрополия, монашество, уния, ереси, царство, Боярская дума, земский собор, приказы, уезды, сословия, боярство, дворянство, вотчины, поместья, слободы, посады, тягло, стрельцы, крепостное право, барщина, оброк, казачество, патриаршество, книгопечатание, парсуна.

Персоналии: Михаил тверской, Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш, Тамерлан, Василий I, Василий II, Юрий галичский, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, митрополиты Пётр, Алексей, Иона, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Афанасий Никитин.

Тема 19. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Тема 20. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Борьба на поле Куликовом. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Тема 21. Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

Василий I. Московская усобица. Распад золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.

Тема 22. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.

Тема 23. Московское государство в конце XV -  начале XVI века

Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.

Тема 24. Церковь и государство в конце XV -  начале XVI века

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – третий Рим»

Тема 25. Реформы Избранной рады

Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного самоуправления. Военная реформа.

Тема 26. Внешняя политика Ивана IV

Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Покорение Западной Сибири. Начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны.

Тема 27. Опричнина

Разрыв Ивана IV с Избранной Радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного.

Тема 28. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV- XVI веках

Особенности развития русской культуры в XIV- XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература. Развитие литературы XVI века.

Тема 29. Архитектура и живопись в XIV- XVI веках

Зодчество в XIV- XVI веках. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись XIV века. Феофан Грек. Русская живопись XV-XVI века. Андрей Рублев.

Тема 30. Быт в XV- XVI веках

Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Тема 31. Контрольное обобщение по теме «Русь Московская»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать: 

  1. основные периоды в истории России с IX по XVI века.;
  2. место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий древней и  средневековой  России;
  3. существенные черты социального положения людей в России в древности и  средние века;
  4. существенные черты политического устройства России;

Учащиеся должны уметь:

  1. работать с картами и атласами;
  2. описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху;
  3. ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
  4. сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  5. рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников  культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;
  6. соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному  признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Контролирующие элементы, заложенные в программе по Истории 6 класс.
I. Хронологические знания и умения:
1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4.Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.
  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  «История России   с древнейших времён до конца XVI века» учебник  для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.
  3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России   с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.
  4. Колесниченко Н. Ю.  «История России с древнейших времён до конца  XVI века. Поурочные планы по  учебнику  А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.
  5. Колесниченко Н. Ю.  История России конец XVI- XVIII  в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
  6. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России   с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
  7. Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.
  8. Электронное приложение к учебнику История России : с древнейших времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.

Список карт:
1.  Первобытный строй на территории нашей страны.
2. Феодальная раздробленность.
3. Борьба против захватчиков в 13 веке.
4. Объединение Русских земель вокруг Москвы
5. Россия в XVI веке
6. Атласы по истории Средних веков и по истории России (с древности по XVI век).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.  Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.  Методика преподавания истории в школе: практическое пособие  для учителей.- М., 1999.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.  Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – ВЛАДОС, 2001.
  4. Забелин И.Е  Домашний быт русского народа в  XVI -  XVII  веках. -М., 1995.
  5. История внешней политики России. XVIII  век. -М., 2000.
  6. История государства  российского. Хрестоматия. XVII  век. – М., 2000
  7. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.
  8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.-  М., 1996.
  9. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.
  10. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: «ВЛАДОС». 2000.
  11. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.
  12. Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000.
  13. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.
  14. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого.  М.: Аванта – Плюс, 2002.
  15. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Методическая разработка раздела Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. образовательной программы курса "История России" 9 класс

В данной методической разработке реализовывалась цель сориентировать обучающихся в содержании современных общественно-политических воззрений на ключевые события Великой Отечественной войны. Для этого ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «РОССИЯ В 1762 – 1801 ГОДАХ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по истории  России для 7 класса общеобразовательных учреждений.  Составлена на основе Федерального компонента государственного о...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...