Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
рабочая программа по экологии (10 класс)

Громова Тамара Викторовна

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriksunov_10._ekologiyap.docx48.63 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                «Средняя общеобразовательная школа № 102» г. Барнаула

СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

Протокол №_1___

От «____»_______2019 г.

Руководитель МО

Громова Т.В.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №_1___

От «____»___________2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №102»

___________Т.К. Новоселова

Приказ №___________

От «____»____________2019 г.

 

    

Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник

                                        2019 – 2020 учебный год

                                                                                       

                                            Составитель: Громова Т.В.

                      Учитель биологии. Высшая квалификационная   категория.                                     

                                                        

                                         

                                   

                                             Барнаул, 2019

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г .

 Цели изучения экологии:        

  • овладение учащимися знаниями о закономерностях функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношения в природе, основными методами их изучения, учебными умениями;
  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира;
  • становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие;
  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, направленных и на улучшение состояния окружающей среды;
  • подготовка школьников к практической деятельности в области экологии, охраны природы, здравоохранения.

Программа  рассчитана  на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме  68  часов. В программу внесены изменения в связ уменьше-нием количества часов по программе: в объеме 1 часа в неделю, в общем объеме  35  час. 

Формы организации учебного процесса : урок,  лекция с элементами беседы, лабораторная работа. Лабораторные работы носят ознакомительный , демонстрационный характер, с целью популяризации, развития интереса к предмету.

Педагогические технологии : системно – деятельностный подход в обучении, здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные технологии

Содержание учебно-методического комплекта:

1.Авторская  учебная программа "Экология 10(11) класс". Авторы программы : Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г

2. Учебник : Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник .: Экология . 10(11 ) класс Издательство «Дрофа» 2001г

 

                                                                 

                             Учебно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Введение

1

Раздел 2. Организмы и среда их обитания

4

Раздел 3 Экология популяций

3

Раздел 4. Экологические взаимоотношения организмов

3

Раздел 5. Организация и экология сообществ

8

Раздел 6 Антропогенное воздействие на биосферу

5

Раздел 7 Окружающая среда и здоровье человека

8

Заключение

3

ИТОГО

35

                                                      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА                                                                                                                            

Введение.(3 час)

Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками.

История развития экологии как науки.

Экскурсия

Антропогенное воздействие на природную среду.

 Тема 1. Организмы и среда их обитания.(6 час)

Биосфера. Роль живых организмов в эволюции Земли. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и др. приспособленность организмов к существованию в различных средах.

Средообразующая деятельность организмов. Виды воздействия организмов на среду обитания.

Экологические факторы и их виды. Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Кривые толерантности и их изменения. Адаптация. Закон минимума.

Экологические ресурсы. Виды экологических ресурсов. Солнечное излучение как энергетический ресурс фотосинтеза.

Соответствие между организмами и средой их обитания, объяснения ее природы  Ч.Дарвином. морфологическая адаптация. Жизненные формы организмов и их многообразие. Ритмы жизни, их соответствие  изменениям условий существования организмов. Реакция организмов на сезонные изменения  условий жизни.

Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Общее количество энергии, требуемое организму в единицу времени. Затраты энергии на передвижение. Жнецы и охотники.

Тепловой баланс организма. Приспособление организмов к поддержанию теплового баланса в условиях непостоянной среды. Экто- и эндотермные организмы. Связь энергетического бюджета и теплового баланса. Преимущества и недостатки различных способов поддержания теплового баланса организмов.

Экологическая ниша., мерность ниши. Различия между понятиями «местообитание» и «экологическая ниша».

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, фрагментов кино -  и видеофильмов.

∙ Лабораторные работы

Строение растений в связи с условиями жизни.

Жизненные формы растений (на примере комнатных растений).

Жизненные формы животных (на млекопитающих).

Описание экологических ниш двух-трех организмов.

Экскурсия

Среда жизни и ее обитатели.

Тема 2. Экология популяций.(7час)

Определение популяции. Популяция как биологическая и экологическая категория. Существование биологических видов в форме популяций. Взаимоотношения организмов в популяции. основные характеристики популяций – демографические показатели.

Популяционное обилие и его показатели. Абсолютная и относительная численность. плотность. Индексы численности. Методы измерения обилия.

Рождаемость, ее показатели. Удельная рождаемость. Максимальная и экологическая рождаемость. Смертность и ее показатели. Факторы смертности. Связь смертности с продолжительностью жизни организмов. Кривые выживания и их типы.

Возрастная структура популяций, механизмы формирования возрастного спектра. Свойства популяций с различной возрастной структурой.

Динамика популяций. Типы кривых роста численности популяций. Явления, лежащие в основе различных типов кривых роста. Колебания численности популяций и их типы. Природа цикличных изменений численности организмов. Механизмы регуляции динамики популяций.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, схем, слайдов.

∙ Лабораторные работы

Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.

Изучение возрастного спектра популяций.

Тема3. Экологические взаимоотношения организмов.(6 час)

 Типы экологических взаимодействий. Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, мутуализм, симбиоз, протокооперация, конкуренция, хищничество. Иные виды взаимоотношений между организмами.

Конкуренция как один из важнейших видов биологических взаимодействий. Типы конкурентных отношений. Внутривидовая конкуренция. Территориальность. Межвидовая конкуренция. конкурентное вытеснение и его примеры. Факторы, оказывающие влияние на исход конкурентной борьбы. Смещение экологических ниш. Конкуренция как экологический и биологический фактор.

Хищничество. Формы хищничества. Взаимозависимость популяций хищников и его жертвы. Возникновение адаптации у хищников и их жертв в ходе эволюции. Коэволюция. Особенности воздействия хищника на популяцию жертвы, примеры; «расчетливость» хищника. Динамика популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе и жизни человека.

Паразитизм. Признаки паразитизма. Сходство паразитизма и хищничества. Экологические категории паразитов. Парахитоиды, микро- макропаразиты. Значение паразитов в природе и жизни человека. Циклы развития и передача паразитов. Популяционная динамика паразитизма. Факторы распространения эпидемий.

Демонстрация  таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков, влажных препаратов паразитических червей, корней бобовых растений.

∙ Лабораторная работа

Изучение упрощенной модели взаимодействующих популяций.

Тема 4. Организация и экология сообществ.(13 час)

Сообщество, его основные свойства и показатели. Сходство и различия между понятиями «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Структура сообщества, ее основные показатели. Видовая структура. Видовое разнообразие как признак экологического разнообразия. Морфологическая структура. Соотношение между числом видов и жизненных форм организмов в сообществе. пространственное обособление организмов и его значение: ярусы, микрогруппировки.

Трофическая структура и ее показатели. Пищевая сеть, пищевая цепь, трофические уровни. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Консументы и редуценты.

Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Основной источник энергии и особенности ее передачи по пищевым цепям; правило «десяти процентов». Пирамиды численности и биомассы.

Пастбищные и детритные пищевые цепи, сходство и различия между ними. Мертвое органическое вещество. Значение детритных пищевых цепей.

Круговорот веществ в экосистеме. Макро- и микротрофные вещества. Главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов. Биохимические циклы углерода и фосфора.

Продуктивность сообщества. Скорость продуцирования  биомассы организмами (продукция), ее источники. Общая и чистая продукция. Изменения продукции на разных трофических уровнях. Распределение биомассы и первичной продукции на суше ив Мировом океане. Факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах.

Экологическая сукцессия. Развитие сообществ во времени, их природа. Внутренние факторы развития. Дыхание сообщества. Равновесие между продукцией и дыханием. Типы равновесия. направление изменений, происходящих в ходе экологической сукцессии. Автотрофная и гетеротрофная сукцессии. Первичная и вторичная сукцессии, их примеры; сериальные стадии. Окончательное равновесие. Лабораторная модель сукцессии.

Основные типы сукцессионных изменений. Факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Значение экологической сукцессии в природе и хозяйстве человека.

Демонстрация  таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков, схем, кино- и видеофильмов.

∙ Лабораторные работы

Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).

Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое.

Тема 5. Антропогенное воздействие на биосферу.(15 час)

Современное состояние природной среды. Загрязнители окружающей среды и их основные виды. Предельно допустимый сброс (ПДС. предельно допустимая концентрация (ПДК). Мониторинг.

Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Состав воздуха. Круговороты кислорода, углекислого газа и азота в биосфере. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере. Загрязнение атмосферы. Основные источники естественного и антропогенного загрязнения. Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.

Почва – биокосная  система. Компоненты почвы. Развитие и формирование почв. Соответствие типов почв определенным типам растительных сообществ. Круговорот веществ в почве. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.

Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Испарение. Транспирация. Круговорот воды. Загрязнение природных вод, его виды и последствия.

Радиоактивность в биосфере. Особенности радиоактивного заражения биосферы. Источники радиоактивного заражения биосферы. Количественные характеристики воздействия на человека.

Экологические проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные).

Основы рационального управления природными ресурсами и их использование. Цели и задачи рационального управления природными ресурсами. Оптимальные способы эксплуатации экосистем. Биологические ресурсы. Минеральные ресурсы. Природосберегающее общество.

Демонстрация  таблиц по экологии и охране природы, графиков, схем, кино- и видеофильмов.

∙ Лабораторные работы

Определение загрязнения воздуха.

Определение загрязнения воды.

Состав и свойства почвы.

Экскурсия

Ознакомление с очистными сооружениями и их работой.

Тема 6. Окружающая среда и здоровье человека.(13 час)

Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсичные вещества. Хронические отравления. Лучевая болезнь.

Биологические  загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Возбудители болезни. Переносчики инфекции. Меры профилактики инфекционных и природно-очаговых заболеваний.

Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовое загрязнение. Уровень шума. Шумовая болезнь. Пути предупреждения шумовой болезни.

Физические факторы среды и самочувствие человека. Ритмичность в природе. Биоритмы. Суточные ритмы. Влияние погодных условий на самочувствие и работоспособность человека.

Питание и здоровье человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты.

Ландшафт как фактор здоровья. Природный ландшафт. Городской ландшафт. Населенный пункт кА экосистема. Требования к экосистеме современного города. Экологические проблемы современного города и их влияние на человека.

Проблемы адаптации человека  к окружающей среде. Влияние производственной деятельности на биологическую эволюцию человека. Напряжение и утомление. Резервные возможности человека. Практическое значение изучения способности людей к адаптации.

Демонстрация  таблиц по экологии и охране природы, кино- и видеофильмов.

∙ Лабораторная работа

Изучение загрязнения пищевых продуктов.

∙ Практические работы

Составление экологической карты населенного пункта, микрорайона города.

Составление экологического паспорта помещения.

Заключение.(3 час)

Формирование у каждого человека новой социальной и экологической нравственности. Природоохранная деятельность.

Решение экологических задач. Проведение экологических конференций и ролевых игр.

 

                                   

                                                 Тематический поурочный план

Колич.

час.

 Номер темы и её название

дата

                                      Раздел 1. Введение (1 час)

1 (1).

Что изучает  экология .Разделы экологии

Экскурсия: «Антропогенное воздействие на природную среду»

1нед.сен

                                      Раздел 2. Организмы и среда их обитания (4 час.)

1 (2).

Биосфера. Приспособленность организмов к существованию в различных  средах. Л.р №1 «Строение растений в связи с условиями жизни».

2нед.сен

2 (3).

Экологические факторы и их виды.

 Л.р.№2 « Жизненные формы растений» (комнатных)

3нед.сен

3 (4)

Ритмы жизни, их соответствие изменениям условий существования организмов Л.р. № 3  «Жизненные формы  животных»

4 нед.сен

4 (5).

Экологическая ниша , мерность ниши

Л.р. № 4 «Описание экологических ниш двух -трех  организмов»

1нед.окт

                                         Раздел 3.Экология популяций (3 час)

1 (6).

Популяции как биологическая и экологическая категория

2нед.окт

2 (7).

Основные характеристики популяций -демографические показатели

 Л.р.№5 «Подсчет индексов плотности для определения видов растений».

3нед.окт

4 нед.окт

3 (8).

Динамика популяций Л.р.№6 «Изучение возрастного спектра популяций».

                       Раздел 4. Экологические взаимоотношения организмов( 3 час)

1 (9).

Типы экологических взаимодействий.

5 нед окт

2 (10).

Конкуренция как один из важнейших видов биотических взаимодействий

2 нед .н

3(11).

Хищничество. Паразитизм

 Л.р №7 «Изучение упрощенной модели взаимодействующих популяций».

3 нед.н

                           Раздел 5. Организация и экология сообществ( 8 час)

1 (12).

Сходство и различия между понятиями "экосистема", "биогеоценоз", ""биосфера"

4 нед.н

2 (13).

Структура сообщества, её основные показатели

1 нед.дек

3 (14).

Морфологическая структура

2 нед.дек

4(15).

Трофическая структура и её показатели

Л.р.№8: «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме»

3 нед.дек

5 (16).

Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме

4 нед.дек

6(17).

Круговорот веществ в экосистеме

2нед ян

7 (18).

Биогеохимические циклы углерода и фосфора

3 нед .ян

8 (19).

Экологическая сукцессия

Л.р.№9: «Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое».

4 нед .ян

                       Раздел 6. Антропогенное воздействие на биосферу(5 час)

1(20)

Загрязнители окружающей среды и их основные виды

 

1 нед.ф

2(21)

Загрязнение атмосферы

2нед. ф

3(22)

Виды загрязнения почв

3 нед ф.

4(23)

Загрязнение природных вод, его виды и последствия

4 нед ф.

5(24)

Экологические проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные)

1 нед.м

                           Раздел 7 Окружающая среда и здоровье человека (8)

1(25)

Химическое загрязнение среды и здоровье человека

2 нед.м

2(26)

Биологические загрязнения и болезни человека

3 нед .м

3(27)

Влияние звуков и шума на организм человека

1 нед.а

4(28)

Физические факторы среды и самочуствие человека

2 нед.а

5(29)

Ритмичность в природе. Биоритмы

3 нед.а

6(30)

Питание и здоровье человека

4 нед.а

7(31)

Ландшафт  как фактор здоровья человека

1 нед.мая

8(32)

Резервные возможности человека

2 нед.мая

                                         Заключение(3)

1(33)

Природоохранительная деятельность

3 нед.мая

2(34)

Решение экологических задач

4 нед.мая

3(35)

Проведение экологических конференций и ролевых игр.

5 нед.мая

Планируемые образовательные результаты

Знать:

  • что изучает экология и как происходило ее становление;
  • определение основных экологических понятий;
  • о соответствии между организмами и средой их обитания;
  • о значении факторов среды;
  • об энергетическом бюджете и тепловом балансе различных организмов;
  • о популяции, и ее основных свойствах;
  • о различных типах взаимодействия организмов;
  • об особенностях конкурентных отношений и факторах, определяющих исход конкурентной борьбы;
  • о составе и основных свойствах экосистем;
  • о закономерностях продуцирования биологического вещества в биоценозах;
  • о направлениях и темпах изменений природных экосистем;
  • об основах рационального управления природными ресурсами;
  • о современном состоянии природной среды;
  • об основных источниках загрязнения биосферы;
  • о путях охраны окружающей среды от загрязнения;
  • о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.

Уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;
  • применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;
  • определять источники загрязнения окружающей среды;
  • характеризовать экологическую обстановку в своей местности;
  • составлять экологические паспорта помещений;
  • осуществлять природоохранные мероприятия.

Учебно-методическое обеспечение:

1.Авторская  учебная программа "Экология 10(11 ) класс". Авторы программы : Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г

2. Учебник : Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник .: Экология . 10(11 ) класс Издательство «Дрофа» 2001г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по курсу "Занимательная математика в 5 классе""

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных нав...

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб

Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской ку...

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...

Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Комплексный анализ текста. Практикум по русскому языку »

. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....

Практикум по экологии 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов, В.В. Пасечник

Практикум к рабочей программе по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник

Программа  рассчитана  на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме  68  часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...

Методическая разработка рабочей программы кружка "Юный эколог"

Изучение курса «Юный эколог» направлено на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в природоохранной деятельности своей местности, а так же ...