Адаптированная программа по природоведению с КТП, 5 класс для детей с легкой умственной отсталостью
рабочая программа по природоведению
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | Адаптированная образовательная программа по природоведению для обучающихся ГКОУ школа-интернат №12 |
Основания для разработки Программы | Конституция РФ , Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов , ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др. |
Заказчик Программы | Администрация ГКОУ школы-интерната №12 |
Координатор Программы | Администрация ГКОУ школы-интерната №12 |
Основной разработчик Программы | Администрация ГКОУ школы-интерната №12 |
Стратегическая цель Программы | Создание в ГКОУ школе-интернате №12 гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ с целью социально-персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве |
Стратегические задачи Программы | Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования; Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса; Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ; Расширение материальной базы м ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ; Совершенствование системы кадрового обеспечения. |
Сроки реализации программы | 2020-2021 учебный год |
Основные мероприятия Программы | Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве. Качественная организация социально-персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью. Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения, привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания учащихся. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса. Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ. |
Источники финансирования | Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Обеспечение высокого качества образования для обучающихся с ОВЗ. Достижение высоких показателей коррекционной работы: -подготовка обучающихся к итоговой аттестации; -увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%. Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50 %. |
Система организации контроля исполнения Программы | Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет. Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам.директора по УВР |
Постановление об утверждении Программы | Решение педагогического совета, Протокол №1, от 27.08.2020 г.. |
- Пояснительная записка
- Адаптированная рабочая программа по природоведению разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона «Об образовании в РФ»;
- Конституции РФ, стат. 43;
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, приказ №1312 от 9 марта 2004г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.06.2013г., №4р-535/07, о коррекционно-инклюзивном образовании.
- Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, Вариант 1, 5-9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018г..
- Учебного плана образовательного учреждения.
- Адаптированной образовательной программы ГКОУ школы-интерната № 12.
Природоведение – интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.
- Цель: освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
- Задачи курса природоведения:
- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природе;
- формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
- формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности;
- формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни;
- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений).
- Принципы:
- принцип коррекционной направленности в обучении;
- принцип воспитывающей, развивающей корригирующей направленности;
- принцип доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
- Типы уроков:
- комбинированный
- сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-диагностический урок)
- обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- экскурсия
- Основные технологии:
- личностно-ориентированные
- информационно-коммуникативные
- здоровьесберегающие
- игровые
- Методы обучения:
- словестные (рассказ, беседа и др.);
- наглядные (гербарии, коллекции, модели, муляжи, таблицы, фотографии, ТСО, презентации и видеоролики, и др.);
- практические (работа по контурным картам, карточки с упражнениями и заданиями, практические и лаб.работы, игры, наблюдения).
- Виды и формы организации учебного процесса:
- Коллективная
- Фронтальная
- Групповая
- Индивидуальная
- Работа в парах
- Общая характеристика учебного предмета, курса
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
При ознакомлении в начальных классах с окружающим миром у учеников формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни.
Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.
В программе прослеживаются взаимосвязи с математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой.
Программа по курсу «Природоведение 5 класс» состоит из 3 разделов:
- «Вселенная»,
- «Наш дом - Земля»,
- «Есть на Земле страна Россия»,
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле.
В разделе «Наш дом Земля» изучаются оболочки Земли. Содержания понятий атмосфера, литосфера и гидросфера, подлежат изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах «Воздух», «Полезные ископаемые», «Вода», «Почва» учащиеся знакомятся с основными свойствами воздуха, воды и почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хоз-ой деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов, обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши (горы, равнины, холмы, овраги) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны).
На уроке учитель используется глобус, физическую карту России и политическую карту мира, предназначенные для нач. школы для демонстрации форм поверхности Земли и расположение суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды – зеленый, коричневый и синий.
В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией, как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе обобщаются знания о своем родном крае, занятиями населения, достопримечательностями.
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная – Солнечная система – планета Земля - оболочки Земли (атмосфера (изучается воздух), литосфера (почва и поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек – часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека.
Такое построение программы помогает сформировать у учащихся с умственной отсталостью целостную картину мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Практические работы имеют различную степень сложности, наиболее трудные необязательные, выполняются только учителем.
На изучение темы «Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводятся, т.к. её изучали в начальной школе. Но ребята ежедневно выполняют наблюдение за погодой и ведут календарь природы и труда, посезонно подводят итоги. На знания учащихся сезонных закономерностей в природе опираемся при изучении всех тем курса.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы адаптированная программа по природоведению в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, из них - 3 часа контрольных административных работ.
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные | Предметные |
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование умения обращаться за помощью к учителю или к одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). -формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях, на прогулке, в парке, в столовой; - формирование к готовности к самостоятельной жизни; - формирование знаний о правилах поведения в быту и природе (соблюдение правил пользования в быту, правила проветривания помещения); - формирования стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и быту (например: соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержание чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха); - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработа полезных ископаемых); - формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающемся мире; - развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.). | Минимальный уровень: -узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, осн-ые достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях фотографиях; - представления о назначении изученных объектов, их роль в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючие полезные ископаемые); - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимания оценки педагога. Достаточный уровень: - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде, в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя; - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (золото – полезное ископаемое, металлы, цветные (благородные) драгоценные металлы); - называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - выделение существенных признаков групп объектов; - знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; - участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявления к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; - выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; - осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. |
- Содержание программы.
АООП по курсу «Природоведение – НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» для 5 класса состоит из 3 основных раздела:
- Вселенная
- Наш дом – Земля
- Есть на Земле страна Россия
Неживая природа (68ч.)
«Введение» - 2 ч.
Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.
«Вселенная» - 6 ч.
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.
Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.
Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Практические работы:
- Зарисовки звездного неба
- Формы Луны и Земли
- Космического корабля
Экскурсия(планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звездным небом.
Межпредметные связи: мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
«Наш дом - Земля» - 44ч.
«ПланетаЗемля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера» – 1ч.
«Воздух» - 10ч.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха. Кислород. Углекислый газ. Азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
«Полезные ископаемые» - 14 ч.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа. Добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства: цвет, запах, текучесть, горючесть. Добыча. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и др. материалы.
Природный газ. Свойства: запах и горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые , используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.
Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.
Охрана недр.
«Вода» - 14 ч.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойство воды как жидкости: непостоянство формы, способность растворять некоторые твердые вещества. Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, Промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Охрана воды.
«Поверхность суши - почва» - 6ч.
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почва – верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Лабораторная работа
- Давление и движение воздуха.
Практические работы:
- проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
- Зарисовка форм поверхности суши
- Составление таблицы «Полезные ископаемые».
- Заполнение схемы «Воды суши».
- Изготовление макетов форм поверхности суши.
- Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсия:
- Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоемы).
Межпредметные связи: мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.
«Есть на Земле страна Россия» - 14 ч.
Россия – Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, горы КМВ, Озеро Байкал и Тамбукан, подземные минеральные воды, реки Волга, Енисей.
Москва – столица России.
Санкт-Петербург.
Крупные города и их достопримечательности: Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток, Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск.
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль. Владимир. Города Золотого кольца.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы Росси. Станица Ессентукская, с.Юца: поверхность, водоемы, занятия населения, достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» .
Практические работы:
- Зарисовка государственного флага России
- Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов)
- Изготовление альбома «Россия – наша Родина!»
- Нахождение России на политической карте
- Составление рассказа о своем селе
- Изготовление альбома «Наше село»
Экскурсии:
- Краеведческий музей
- Музей села Юца
Межпредметные связи: русский язык, чтение, история, обществознание, ручной труд, изобразительная деятельность.
- Критерии оценивания знания учащихся.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из методов учета БУД (ЗУН) для обучающихся с ОВЗ. При оценке устных ответов по естествознанию принимается во внимание:
- Правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- Полнота ответа;
- Умение практически применять свои знания;
- Последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится , если обучающийся обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом на «5», но допускает неточности в подтверждении знаний примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну –две ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы , но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя;
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа на вопрос, искажает их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся самостоятельные работы, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, тестовые задания, и упражнения в рабочих тетрадях.
Контрольные работы состоят из ответов на тестовые задания составленные учителем или ответов на вопросы в письменном виде.
- Контроль за знаниями обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольно-диагностических работ. Тексты контрольно-измерительных материалов созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. При оценивании знаний учащихся используется помощь со стороны учителя.
Контрольная работа
за 1 полугодие 20__-20__г.
по природоведению
ученика 5 класса
------------------------------------------
- Словарный диктант:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 |
- Сколько месяцев в году? Подчеркни правильный ответ.
А) 10 б) 12 в) 20
1 |
- Сколько дней в году?Подчеркни правильный ответ.
А) 365 б) 412 в) 100
1 |
4. Сколько часов в сутках?Подчеркни правильный ответ.
А) 36 б) 24 в) 12
1 |
- Столица нашей Родины - город ____________________.
1 |
- Подпишите, что это ?
Земля, Марс, Венера – это _______________________.
Кислород, углекислый газ, водород – это _______________________.
Дождь, снег, град – это _____________________.
Сентябрь, октябрь, ноябрь - это_______________________.
Весна, лето, осень, зима – это _____________________.
Каменный уголь, нефть, газ – это __________________________ .
3 |
- Зачеркни лишнее.
- Воздух прозрачный, бесцветный, с запахом.
- Торф, золото, нефть.
- Алюминий, медь, глина.
2 |
Итоговое количество баллов
14 |
Результат: «5»-от 12 до 14, «4»-от 9 до 11 ,
«3»-от 6 до 8 , «2»-ниже 5 . Оценка
Контрольная работа
за 20__-20__ уч.год
по природоведению
учени___ 5 класса
_____________________
_____________________
- Словарный диктант________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3 |
- Графический диктант «Животные леса».
___________________________________________________________________________.
2 |
- Полезные ископаемые. Подпиши значки.
- _________________________ - _____________________________
- _________________________ - _________________________
2 |
- В какой стране вы живете? Подчеркни правильный ответ.
Америка Украина Москва
Ставрополь Россия Англия
1 |
- Подчеркните столицу России.
Ставрополь Париж Москва Ессентуки
1 |
- Подчеркни полезные ископаемые.
Железная руда, вода, нефть, песок, град, туман, перегной, гранит, торф, медь, олово.
2 |
- Зачеркни лишнее.
- Вода прозрачная, бесцветная, с запахом, солёная.
- Торф, золото, нефть.
- Алюминий, медь, песок.
- Перегной, песок, Луна.
- Равнина, осадки, холм, горы.
3 |
Итоговое количество баллов:
14 |
«5»-от 12 до 14, «4»-от 9 до 11, «3»-от 6 до 8, «2»-ниже 5. Оценка
9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 5-9 классы, Вариант 1, М.: Просвещение, 2018г.
- Т.М. Лифанова, Е.Н. Смирнова, Природоведение: Учеб. для 5 класса.- М.: Просвещение, 2018.
- Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебно-методическое пособие для учителей. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003 г.
- Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А. Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005г.
- Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001
- Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г.
- Зайцев Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма; Детство-пресс, 1999.
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»; М.: ВАКО, 2004.
- Природоведение. 5 класс : учеб. Для специальных(коррекц.) образоват. учреждений 8 вида / Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2011.
Интернет – ресурсы:
- Российский общеобразовательный порталhttp://school.edu.ru
- Большая перемена www.newseducation.ru
- Федерация интернет-образования www.fio.ru
- Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/
- Учитель.ru http://teacher.fio.ru
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- http://tana/ucoz.ru - современные уроки природоведения
- http://pedsovet.su – методические материалы для уроков природоведения
- http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://www.uchportal.ru – учительский портал
- http://festival.1sentember – фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
- http://moi-sat.ru – портал «Мой университет», факультет коррекционной педагогики
- http://www.proshkolu.ru/club/zhisn/list клуб учителей коррекционных школ
- http:// pedsovet.su/load/344 – материалы для коррекционных школ и классов, биология.
5 класс
№ | Кол-во часов | Тема (стр.) | Дата | Тип урока | Целевая установка | Основные понятия | Планируемые предметные результаты (в соответствии с ФГОС) | |
Минимальные | Достаточные | |||||||
ВВЕДЕНИЕ – 2 ч. | ||||||||
1 | 1 | Вводный урок. Что такое природоведение? | Вводный | Формирование представления о предмете природоведение, предметах и явлениях, которые на нем изучаются | Что изучает природоведение? Природа и человек. Явления природы. Знакомство с учебником, тетрадью | Узнавание природных предметов и явлений на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе, называние природных предметов и явлений | Выделение существенных признаков объектов природы, отнесение предметов к природе, название природных предметов и явлений. | |
2 | 1 | Предметы и явления неживой и живой природы | Урок изучения новых знаний | Формирование представления о предметах и явлениях живой и неживой природы, умения дифференцировать живую и неживую природу | Природа живая и неживая. Признаки живой природы. Тела неживой природы. Явления природы. | Узнавание объектов неживой природы на иллюстрациях и фотографиях, Отнесение объектов к живой или неживой природе; название изученных объектов живой и неживой природы | Выделение существенных признаков объектов живой и неживой природы, отнесение объектов к живой или неживой природе, установление взаимосвязей между живой и неживой природой. | |
Вселенная – 6 ч. | ||||||||
3/1 | 1 | Небесные тела: планеты, звезды Солнечная система. Солнце. | Урок изучения новых знаний | Формирование представления о небесных телах Формировать представления о Солнце как центре Солнечной системы, показать значение Солнца для жизни на Земле, дать краткую характеристику планетам Солнечной системы | Небесные тела. Звезды. Планеты. Солнце. Земля. Луна. Астрономия (астрономы). Вселенная. Солнцне – раскаленный шар. Солнечная система. Планеты. Вращение планет вокруг Солнца. Земля. | Называние изученных небесных тел. Называние изученных небесных тел- Солнце, планеты, планета Земля. Солнечная система. | Называние изученных небесных тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков, отнесение небесных тел к разным группам на основании признаков. Называние изученных небесных тел – звезды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2-3 другие планеты Солнечной системы – и ихпризнаки; знать, что входит в состав Солнечной системы | |
4/2 | 1 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с исследованиями космоса и их значением для человечества | Вселенная. Солнечная система. Искусственный спутник .Значение. Космические корабли. | Узнавание искусственных спутников и космических кораблей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов | Узнавание и название искусственных спутников и космических кораблей, знать их назначение | |
5/3 | 1 | Полеты и космос | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с исследованиями космоса, формировать представления о полетах человека в космос и первых космонавтах | Космические корабли. Космонавты. Ю.А. Гагарин. В.В. Терешкова | Называние первого космонавта Ю.А. Гагарина, первой женщины-космонавта В. В. Терешковой | Знать фамилии первых космонавтов, иметь представления о современных полетах в космос и их значении | |
6/4 | 1 | Смена дня и ночи | Комбинированный урок | Формирований представлений о суточном вращении Земли и смене дня и ночи | Вращение Земли, смена дня и ночи, день, ночь, сутки . | Определение на иллюстрациях и фотографиях частей суток, называние их. | Знать название частей суток, их признаки и причины смены дня и ночи. | |
7/5 | 1 | Смена времен года. Сезонные изменения в природе. | Комбинированный урок | Формирование представлений о годовом движении Земли | Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Времена года. | Определение времен года на иллюстрациях и фотографиях, название изученных времен года и их основных признаков (1-2) | Знать признаки времен года, осуществлять классификацию времен года на основании основных признаков. Причины смены времен года. | |
8/6 | 1 | Экскурсия за сезонными изменениями в природе, и наблюдение за звездным небом. | Экскурсия | Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе, о небесных телах. | ||||
Наш дом – Земля. Воздух - 10ч. | ||||||||
9/1 | 1 | Планета Земля. Оболочки Земли. | Комбинированный урок | Закрепить знания о Солнечной системе. Формировать представления о Земле как планете, показать отличие Земли от других планет Солнечной системы. | Планета Земля. Вращение Земли вокруг Солнца. Форма Земли. Оболочки Земли: воздух, вода, суша (литосфера). Отличие Земли от других планет | Называние планеты Земля и ее основных оболочек – вода, суша, воздух. | Знать, что Земля – часть Солнечной системы; знать форму Земли и узнаватьЗемлю на фотографиях и иллюстрациях; называть основные оболочки Земли (твердая, воздушная, водная); знать основное отличие Земли от других планет | |
10/2 | 1 | Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. | Урок изучения новых знаний | Формировать представления о воздухе, уточнить и обобщить знания о значении воздуха для жизни человека, животных и растений. Формировать представления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха. | Воздух. Значении воздуха для жизни человека, животных и растений. | Знать значение воздуха для жизни человека, животных и растений. | Знать и называть состав воздуха и его значение. | |
11/3 | 1 | Свойства воздуха | Комбинированный урок | Формировать в процессе демонстрации опытов представления о свойствах воздуха (прозрачность, бесцветность, упругость, теплопроводность) и об использовании этих свойств в быту | Свойства воздуха. Воздух прозрачный и бесцветный, без запаха. Воздух занимает место, упругий, сохраняет тепло. | Называние свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов | Узнавать и называть свойства воздуха после демонстрации опытов,о писывать опыты, демонстрирующие свойства воздуха, знать свойства воздуха и использование его в быту | |
12/4 | 1 | Давление и движение воздуха | Комбинированный урок | Формировать представления о свойствах (упругость, сжатие), и движение воздуха. | Свойства воздуха. Упругость воздуха. Воздух сжимается. Движение воздуха. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Знание об использовании свойств воздуха в быту (накачивание шин, матрасов, игрушек, шаров) | Зн6ать свойства воздуха (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается), называть свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умение использовать свойства воздуха в быту. | |
13/5 | 1 | Температура воздуха. Термометр. | Комбинированный урок | Формировать представления о термометре и его устройстве, формировать умение измерять температуру воздуха, читать показания термометра | Термометр, Температура воздуха. Устройство термометра. Правила измерения температуры воздуха. | Указывание термометра на иллюстрациях и фотографиях, чтение записанной температуры воздуха, понимание положительных (со знаком плюс) и отрицательных (со знаком минус) температур | Узнавание термометра в естественных условиях, иметь представление о назначении термометра; уметь читать показания термометра; уметь использовать показания термометра в повседневной жизни (одежда, температура воздуха) | |
14/6 | 1 | Движение воздуха в природе. Ветер. | Комбинированный урок | Формировать представления о движении воздуха – ветре, силе ветра и использовании ветра человеком | Ветер. Сила ветра. Ураган. Шторм. Использование человеком силы ветра . | Узнавание ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях, называние ветра, урагана, иметь представления об использовании силы ветра человеком | Знать названия движения воздуха разной силы (ветер, ураган, шторм), причины появления ветра | |
15/7 | 1 | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение | Комбинированный урок | Формирование представлений о составе воздуха, о значении кислорода и его свойствах | Воздух,газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот, кислород. Значение кислорода. Свойства кислорода. | Называние свойств кислорода, отнесение кислорода к газам, входящим в состав воздуха, значение кислорода для человека, животных и растений | Называние газов, входящих в состав воздуха; знание свойств кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности | |
16/8 | 1 | Состав воздуха. Углекислый газ и азот. | Комбинированный урок | Формирование представлений о значении воздуха, о значении углекислого газа и азота, их свойствах. | Воздух, газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот. Значение . Свойства. | Называние газов, входящих в состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. | Называние газов, входящих в состав воздуха. Значение свойств углекислого газа, азота, роль в жизни растений и наличие представлений об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. | |
17/9 | 1 | Значение и охрана воздуха. | Комбинированный урок | Формирование представлений о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами принимаемыми для охраны воздуха. | Воздух. Чистый воздух. Значение воздуха. Мероприятия, принимаемые для охраны воздуха. | Иметь представление о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты. | Знать о роли воздуха для жизни на Земле; Устанавливать с помощью учителя, зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни. | |
18/ 10 | 1 | Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана. | Обобщающий урок | Обобщить и систематизировать понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных | Состав воздуха. Свойства кислорода, углекислого газа. Охрана воздуха от загрязнения (высадка растений, установка специальных фильтров на промышленных предприятиях для очистки воздуха). Поддержание чистоты воздуха в классе и дома. | Иметь представление о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах принимаемых для его защиты | Знать состав воздуха, свойства воздуха, роль воздуха для жизни на Земле, устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека, знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни. | |
Полезные ископаемые – 14 ч.. | ||||||||
19/1 | 1 | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи | Урок изучения новых знаний | Формировать представления о полезных ископаемых, их видах и значении | Полезные ископаемые. Месторождения. Способы добычи. Виды полезных ископаемых (твердые , жидкие, газообразные, горючие, негорючие). Значение полезных ископаемых. Охрана. | Иметь представления о назначении полезных ископаемых. | Знание названий полезных ископаемых, выделение признаков полезных ископаемых, отнесение полезных ископаемых разным группам (твердые, жидкие, газообразные, горючие, негорючие) | |
20/2 | 1 | Строительные полезные ископаемые. Гранит, известняк. | Комбинированный | Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, - гранит известняк | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, мрамор. | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит), называние изученных полезных ископаемых, отнесение полезных ископаемых к группе ископаемых в строительстве, иметь представление о назначении данной группы полезных ископаемых | Узнавание и называние полезных ископаемых, используемых в строительстве, выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве, называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять свое решение. | |
21/3 | 1 | Песок, глина | Комбинированный | Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, - песке, глине. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Песок, глина. | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина), называние изученных полезных ископаемых, отнесение полезных ископаемых к группе ископаемых в строительстве, иметь представление о назначении данной группы полезных ископаемых | Узнавание и называние полезных ископаемых, используемых в строительстве, выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве, называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять свое решение. | |
22/4 | 1 | Горючие полезные ископаемые. Торф. | Комбинированный | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о торфе. | Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана. | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф), называние изученных полезных ископаемых, отнесение торфа к группе полезных ископаемых, иметь представление о назначении торфа. | Узнавание и называние представителей горючих полезных ископаемых, , выделять признаки горючих полезных ископаемых и торфа, относить торф к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений). | |
23/5 | 1 | Каменный уголь. Свойства. | Комбинированный | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о каменном угле. | Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь. Внешний вид. | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь), называние изученных полезных ископаемых, отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых, иметь представление о назначении каменного угля. | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых –каменного угля, выделять признаки горючих полезных ископаемых и каменного угля, относить каменный уголь к горючим полезным ископаемым. | |
24/6 | 1 | Добыча и использование каменного угля | Комбинированный | Формировать представление о каменном угле, способах добычи и значении каменного угля | Каменный уголь. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана. | Отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых, иметь представление о значении каменного угля. | Относить каменный уголь к различным группам, с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знать способы добычи каменного угля | |
25/7 | 1 | Нефть. Внешний вид и свойства | Комбинированный | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о нефти. | Горючие полезные ископаемые. Нефть. Внешний вид. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана | Называние изученных полезных ископаемых (нефть), отнесение нефти к группе полезных ископаемых. | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых – нефти, выделять признаки нефти, относить нефть к группе полезных ископаемых, горючих полезных ископаемых. | |
26/8 | 1 | Добыча и использование нефти. | Комбинированный | Формировать представление о нефти, способах добычи. Значение. Использование человеком. Охрана. | Горючие полезные ископаемые. Нефть. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана. | Отнесение нефти к группе полезных ископаемых, иметь представление о значении нефти. | Относить нефть к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знать способ добычи нефти | |
27/9 | 1 | Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | Комбинированный | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа. Формировать умение соблюдать привила безопасного пользования газом в быту. | Природный газ. Внешний вид. Свойства. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Правила обращения в быту. | Называние изученных полезных ископаемых (природный газ), отнесение газа к группе полезных ископаемых, иметь представление о значении природного газа, называть (с помощью учителя) привила пользования газом в быту. | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых – природный газ, выделять признаки природного газа, относить природный газ к различным группам с учетом разных классификаций, знать способы добычи газа. | |
28/ 10 | 1 | Полезные ископаемые используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. | Комбинированный | Формировать представления о черных металлах. Формировать представление о стали, чугуне, способах получения и использования в промышленности и в быту. | Черные металлы. Сталь. Чугун. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | Называние черных металлов (чугун, сталь), представление об использовании черных металлов. | Узнавать и называть черные металлы – чугун и сталь, знать способ получения черных металлов, выделять признаки черных металлов, свойства стали и чугуна. | |
29/ 11 | 1 | Цветные металлы | Комбинированный | Формировать представления о цветных металлах. Формировать представление о алюминии и меди, способах получения и использования в промышленности и в быту. | Цветные металлы.. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Использование цветных металлов. | Называние цветных металлов, представление об использовании цветных металлов | Узнавать и называть цветные металлы – алюминий, медь, знать способ получения цветных металлов, выделять признаки цветных металлов, производить классификацию цветных металлов (относить алюминий, медь к металлам и цветным металлам) | |
30/ 12 | 1 | Благородные металлы (драгоценные) | Комбинированный | Формировать представления о благородных металлах. Формировать представление о золоте, серебре, платине, использовании в промышленности и в быту. | Благородные металлы. Золото. Серебро. Платина. Внешний вид. Использование. | Называние благородных металлов, представление об использовании драгоценных металлов. | Узнавать и называть благородные металлы – золото, серебро, платину; выделять признаки цветных металлов, производить классификацию драгоценных металлов (относить золото, серебро, платину к металлам и драгоценным металлам). | |
31/ 13 | 1 | Охрана полезных ископаемых | Комбинированный | Формирование представлений о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых | Полезные ископаемые. Запасы полезных ископаемых. Меры, принимаемые по охране полезных ископаемых | Называть полезные ископаемые, знать о необходимости охраны полезных ископаемых. | Узнавать и называть полезные ископаемые, знать способы охраны полезных ископаемых | |
32/ 14 | 1 | Полезные ископаемые | Обобщающий урок | Обобщить и систематизировать понятия о полезных ископаемых, воздухе, их составе свойствах, значении для человека, растений, животных. | Полезные ископаемые. | Иметь представления о полезных ископаемых, их значении для людей. | Узнавать и называть полезные ископаемые, проводить классификацию полезных ископаемых; относить полезные ископаемые к группам, объяснять свой выбор, знать свойства полезных ископаемых, знать меры по их охране. | |
Вода – 14 ч. | ||||||||
33/1 | 1 | Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов | Урок получения новых знаний | Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных | Вода. Вода на Земле. Значение воды для жизни растений, животных, человека | Представление о воде в природе; знание о значении воды для растений, животных и человека | Узнавание на рисунках и фотографиях и называние воды в разных формах существования в природе | |
34/2 | 1 | Свойства воды | Комбинированный урок | Формирование представлений о свойствах воды | Свойства воды: текучесть, отсутствие формы, отсутствие запаха, прозрачность, отсутствие вкуса, вода – растворитель. | Называние свойств воды (совместно с учителем) после демонстрации опытов | Узнавать и называть свойства воды после демонстрации опытов; описывать опыты, демонстрирующие свойства воды; знать свойства воды и использование этих свойств в быту | |
35/3 | 1 | Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. | Комбинированный | Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах | Вода. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Виды растворов. Питьевая вода. | Иметь представления о питьевой воде и растворах, называть растворы | Знать и называть растворимые и нерастворимые вещества; узнавать растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и назвать их; иметь представления о назначении растворов; выделять существенные признаки питьевой воды, использовать полученные знания при выполнении практических работ (создание растворов – сладкий водный раствор, соленый водный раствор) | |
36/4 | 1 | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | Комбинированный | Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды. | Чистая вода. Мутная вода. Состав мутной воды. Очистка воды отстаиванием и фильтрованием. | Узнавать чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках; знать признаки мутной и чистой воды. | Выделять признаки чистой и мутной воды; относить воду к разным группам; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ (очистка воды отстаиванием, фильтрованием) | |
37/5 | 1 | Три состояния воды. Температура и ее измерение. | Комбинированный | Формирование представлений о различных агрегатных состояний воды. | Три состояния воды. Твердое (лед), газообразное (пар), жидкое (вода). Температура замерзания. Температура кипения. Переход из одного состояния в другое. | Узнавать воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках. | Выделять признаки воды в разных агрегатных состояниях; устанавливать зависимости между температурой и состоянием воды; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем (измерение температуры) | |
38/6 | 1 | Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании | Комбинированный | Формирование представлений об изменении состояния воды под воздействием температуры | Вода сжимается при охлаждении, вода расширяется при нагревании. Температура кипения. | Узнавание и называние состояния воды при нагревании и охлаждении | Узнавание и называние состояний воды в естественных условиях и на картинах; выделение существенных признаков воды при замерзании и нагревании; уметь использовать полученные знания в быту. | |
39/7 | 1 | Свойства воды. Лабораторная работа. | Практический урок | Формирование умения применять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя. | Лабораторная работа | Выполнять лабораторные работы совместно с учителем; называть свойства воды после проведения опыта | Выполнять лабораторные работы под контролем учителя; прогнозировать результаты опытов; делать выводы о свойствах воды. | |
40/8 | 1 | Работа воды в природе | Комбинированный | Формирование представлений о работе воды в природ и изменениях, которые происходят под влиянием воды. | Вода размывает почву, овраги, пещеры, ущелья; наводнение | Узнавание и называние последствий работы воды – оврагов, пещер, наводнений. | Устанавливать взаимозависимости между явлениями природы (работа воды и форма поверхности) | |
41/9 | 1 | Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | Комбинированный | Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воды | Чистая вода, пресная вода, использование воды в быту, сельском хоз-ве, промышленности. Охрана воды, очистка воды, меры принимаемые по охране воды | Знание значение воды для жизни человека; умение называть (совместно с учителем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран) | Знать и называть меры, принимаемые для охраны воды; применять знания об охране воды на практике; выполнение доступных возрасту действий | |
42/ 10 | 1 | Вода в природе | Комбинированный | Формирование представления о круговороте воды в природе | Вода в природе, осадки, воды суши: реки, ручьи, озера, моря, океаны. Облака, тучи. Круговорот воды в природе. | Знание и называние разных состояний воды; узнавание на иллюстрациях дождя, пара, облаков, туч. | Узнавание и называние состояния воды на разных этапах ее круговорота; установление причинно-следственных зависимостей | |
43/ 11 | 1 | Воды суши: ручьи, реки | Комбинированный | Формирование представлений о водах суши: ручьях и река | Воды суши. Вода пресная и соленая. Естественные и искусственные водоемы. Ручей. Река. Образование. Значение. Охрана | Узнавание ручьев и рек на иллюстрациях и фотографиях; название изученных объектов; представление об использовании рек | Иметь представления о внешнем виде рек и ручьев и образовании изученных водоемов, уметь выполнять доступные возрасту действия | |
44/ 12 | 1 | Озера, болота, пруды | Комбинированный | Формирование представлений о водах суши: озерах, болотах, прудах | Озера. Болота. Пруды. Водохранилища. Внешний вид. Режим. Использование человеком. Обитатели водоемов. | Узнавание озер, болот, прудов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемов | Иметь представления о внешнем виде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изученных водоемов; уметь устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости | |
45/ 13 3 | 1 | Моря и океаны. Использование и охрана воды | Комбинированный | Формирование представлений о морях и океанах, и их использовании | Моря . Океаны. Внешний вид. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Использование океанов и морей в жизни человека. Использование океанов и морей человеком. | Узнавание морей и океанов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемов | Иметь представления о внешнем виде морей и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоемов | |
46/ 14 | 1 | Охрана воды | Комбинированный | Формирование представлений о охране воды и мерах, принимаемых по охране водоемов | Охрана воды. Бережное отношение к воде в быту. | Иметь представление об использовании воды | Знать и называть меры принимаемые для охраны водоемов; применять знания об охране воды на практике | |
Поверхность суши. Почва – 6 ч.. | ||||||||
47/1 | 1 | Равнины, холмы, овраги | Урок изучения новых знаний | На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком | Равнины, холмы, овраги. Внешний вид. Роль в жизни человека. Поверхность своей местности. | Узнавание и называние форм поверхности на иллюстрациях и фотографиях | Выделение существенных признаков изученных форм поверхности суши; называние холмов и оврагов, известных из личного опыта | |
48/2 | 1 | Горы | Комбинированный | На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли | Горы. Внешний вид. Природа. Жизнь людей в горах. Занятия людей. | Узнавание и называние гор на иллюстрациях и фотографиях | Выделение существенных признаков гор; называть занятия людей, живущих в горах; устанавливать простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения; называние гор, известных из личного опыта | |
49/3 | 1 | Почва – верхний слой земли. Состав почвы. | Комбинированный | Формирование представлений о почве, ее образовании. Закрепить знания о роли почвы в жизни растений | Почва. Состав почвы: перегной, песок, глина, вода, воздух, минеральные соли. | Знать и называть назначение почвы | Узнавание и называние почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах; называть вещества, входящие в состав почвы и их значение | |
50/4 | 1 | Разнообразие почв | Комбинированный | Формирование представлений о видах почв, их особенностях | Почва. Плодородие, черноземные почвы, глинистые, песчаные почвы | Называть виды почв (не менее 2); называть свойства черноземных почв | Называть виды почв и их основные признаки; выделять существенные признаки разных видов почв; устанавливать связи между разными видами почв и растительностью; умение применять эти знания на практике. | |
51/5 | 1 | Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. | Комбинированный | Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значении | Почва. Перегной. Черноземные почвы. Плодородные почвы. Обработка почвы. Весенняя обработка почвы. Уход за почвой летом. Осенняя обработка почвы. | Иметь представление об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая | Называть способы обработки почвы в зависимости от сезона; иметь представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; уметь применять знания о сезонной обработке почвы на практике | |
52/6 | 1 | Экскурсия. Охрана почвы | Комбинированный | Закрепление представлений о значении почвы. Формирование представлений о необходимости охраны почв, о мерах, принимаемых для охраны почв. | Почва. Охрана почв. Разрушение плодородного слоя почвы (костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер). Меры, принимаемые по охране почв (высадка лесов, защита от загрязнения) | Представление о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы | Называть вредные воздействия на почву; костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называть меры, принимаемые для охраны почв | |
Есть на Земле страна РОССИЯ – 14 ч. | ||||||||
53/1 | 1 | Место России на земном шаре. Знакомство с картой. | Урок изучения новых знаний | Формирование представлений о России, размере территории, климате, рельефе | Россия. Россия – самое большое государство. Разнообразие поверхности и климата. Обозначение суши и рек на карте. | Знать и называть название своей страны. | Назвать особенности климата и рельефа России; узнавание на карте России реки и суши (по цвету); устанавливать причинно-следственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом | |
54/2 | 1 | Моря и океаны, омывающие берега России | Комбинированный | Формирование представлений о морях и океанах, омывающих берега России | Моря. Океаны. Тихий океан. Черное море. Балтийское море, Азовское море, Балтийское море Северный Ледовитый океан | Знать, что территорию России омывают теплые и холодные моря; называть основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж) | Называть моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; знать их основные признаки. | |
55/3 | 1 | Горы и равнины на территории нашей страны | Комбинированный | Формирование представлений о формах поверхности России | Основные формы поверхности. Равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Горы: Кавказские, Уральские горы. | Узнавать на иллюстрациях различные формы поверхности – горы, равнины; знать, что на территории России находятся горы и равнины | Называть горы и равнины России: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Кавказские горы, Уральские горы; знать их основные признаки. | |
56/4 | 1 | Реки и озера России | Комбинированный | Формирование представлений о реках и озерах России | Крупнейшие реки: Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Озера: Байкал, Каспийское. | Узнавать на иллюстрациях реки; знать, что на территории России находятся реки и озера; называть 1-2 реки России | Называть реки и озера России: 3-4 названия, знать их основные признаки. | |
57/5 | 1 | Москва – столица России | Комбинированный | Формировать представление о столице России – Москве. | Столица. Правительство. Достопримечательности: Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Театр кукол им. С.В. Образцова, стадион «Лужники», Останкинская телебашня, транспорт. | Узнавание и называние достопримечательностей: Кремль, Стадион Лужники на иллюстрациях и фотографиях; называние столицы России | Узнавание и называние Москвы и основных достопримечательностей (Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня); знать названия видов транспорта Москвы | |
58/6 | 1 | Санкт-Петербург | Комбинированный | Формировать представление о городе Санкт-Петербурге | Достопримечательности: Эрмитаж, петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект, Река Нева. Разводные мосты. Порт. | Узнавание и называние достопримечательностей: разводные мосты, Дворцовая площадь – на иллюстрациях и фотографиях. | Узнавание и называние Санкт-Петербурга и его основных достопримечательностей. | |
59/7 | 1 | Ярославль. Владимир. Города Золотого кольца | Комбинированный | Формировать представление о городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Ростове. | Древние города России: Ярославль. Владимир. История. Достопримечательности. Народные промыслы. Туризм. | Называние городов Золотого кольца: Ярославль. Владимир | Узнавание и называние Ярославль. Владимир. Ростов. Называние основных достопримечательностей: набережная в Ярославле, собор и Золотые ворота во Владимире, Ростовская площадь. | |
60/8 | 1 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград | Комбинированный | Формировать представления о городах Нижний Новгород, | Города России. Река Волга. Нижний Новгород. Казань. Волгоград. История. Достопримечательности. Промышленность. | Называние городов Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | Узнавание и называние городов Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Называть основные достопримечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган), называние городов, известных из других источников. | |
61/9 | 1 | Новосибирск, Владивосток | Комбинированный | Формировать представления о городах Новосибирск, Владивосток | Сибирь, Дальний Восток. Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Промышленность. | Называние городов Новосибирск, Владивосток | Узнавание и называние городов Новосибирск, Владивосток. Называть основные достопримечательности городов. Называние городов, известных из других источников. | |
62/ 10 | 1 | Население и народы России | Комбинированный | Формировать представления о населении России и России как многонациональное государство. | Население России. Городское и сельское население. Россия – многонациональное государство. Национальности. Народы. Традиции. Обычаи. Народные промыслы. | Называние отдельных представителей народов России; называть места, где проживает население России; узнавать на иллюстрациях и называть городское и сельское население. | Называть представителей народов России, традиции и обычаи населения России, занятия городского и сельского населения. | |
63/ 11 | 1 | Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. | Комбинированный | Формировать представление о вашей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний. | Название. Область. Поверхность. Водоемы. Растительный и животный мир. Население. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. | Называть основные географические объекты своей местности. | Называть промышленные предприятия, население вашей местности, традиции и обычаи. | |
64/ 112 | 1 | Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия | |||||
65/ 113 | 1 | Обобщающий урок | Обобщающий урок | Закрепить знания о России: рельеф, водоемы, города, население. Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы | Россия. Разнообразие поверхности и климата России, моря, океаны, горы, равнины, города России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Сибирь, Дальний Восток, Новосибирск, Владивосток. Население России. Природа. Неживая природа. Признаки неживой природы. Планета Земля. Солнечная система. Вода. Воздух. Полезные ископаемые. Почва. Связь живой и неживой природы. | Называние отдельных городов России, отдельных представителей народов России. Узнавание и называние изученных предметов на иллюстрациях и фотографиях; отнесение изученных предметов к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); называние предметов, относящихся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды или воздуха; знание элементарных правил безопасного поведения в природе; представление о значении неживой природы в жизни человека. | Называть особенности климата и рельефа России, называть моря, омывающие берега России: Черное, Азовское, Балтийское; называть отдельные реки, озера, горы, равнины России; знать названия отдельных городов России и их достопримечательностей. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природе. Узнавание и называние изученных предметов неживой природы на картинках, схемах и в натуральном виде; отнесение предметов неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); выделение существенных признаков каждой группы; представление о взаимосвязях между неживой и живой природой; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе. |
3 ч. – контрольно-диагностические работы (вводная, полугодовая, годовая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой, и прогр...
Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета «Природоведение » для 5 коррекционного класса
Программа по предмету составлена на основе авторской программы Кмытюк Л. В., Воронкова В. В.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « В...
Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета «Природоведение » для 5 коррекционного класса
Программа по предмету составлена на основе авторской программы Кмытюк Л. В., Воронкова В. В.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « В...
Адаптированная основная общеобразовательная программа для слепых детей с легкой умственной отсталостью (вариант 3.3.)
Адаптированная программа...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Английский язык», 6 класс для детей с легкой умственной отсталостью на 2018-2019 учебный год.
Предметными результатами изучения курса «Английский язык» в 6-м классе для детей с ОВЗ являются:Говорениерассказывать о себе, своей семье, друзьях, сообщать краткие сведения о своем городе...
Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих детей с легкой умственной отсталостью( 9 класс).
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа с...