Адаптированная программа по природоведению с КТП, 5 класс для детей с легкой умственной отсталостью
рабочая программа по природоведению

Лещенко Инна Васильевна

по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_5_klass-programma_ktp_2020.docx698.97 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование программы

Адаптированная образовательная программа по природоведению для обучающихся ГКОУ

школа-интернат №12

Основания для разработки Программы

Конституция РФ ,

Конвенция о правах ребенка,

Конвенция о правах инвалидов ,

ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в РФ»,

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»,

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.

Заказчик Программы

Администрация ГКОУ школы-интерната №12

Координатор Программы

Администрация ГКОУ школы-интерната №12

Основной разработчик Программы

Администрация ГКОУ школы-интерната №12

Стратегическая цель Программы  

Создание в ГКОУ школе-интернате №12 гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ с целью социально-персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве

Стратегические задачи Программы

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы м ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации программы

2020-2021 учебный год

Основные мероприятия Программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Качественная организация социально-персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения, привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное  повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники финансирования

Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Обеспечение высокого качества образования для обучающихся с ОВЗ.

Достижение высоких показателей коррекционной работы:

-подготовка обучающихся к итоговой аттестации;

-увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50 %.

Система организации контроля исполнения Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам.директора по УВР

Постановление об утверждении Программы

Решение педагогического совета,

Протокол №1, от 27.08.2020 г..

  1. Пояснительная   записка
  1. Адаптированная рабочая программа по природоведению разработана на  основании следующих нормативно-правовых документов:
  1. Закона «Об образовании в РФ»;
  2.  Конституции РФ, стат. 43;  
  3.  Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, приказ №1312 от 9 марта 2004г.;
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 07.06.2013г., №4р-535/07, о коррекционно-инклюзивном образовании.
  5. Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, Вариант 1, 5-9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018г..
  6. Учебного плана образовательного учреждения.
  7. Адаптированной образовательной программы ГКОУ школы-интерната № 12.

Природоведение – интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.

  1. Цель: освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
  2. Задачи курса природоведения:
  • сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природе;
  • формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
  • воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • воспитание социально значимых качеств личности;
  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни;
  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений).
  1. Принципы:
  • принцип коррекционной направленности в обучении;
  • принцип воспитывающей, развивающей корригирующей направленности;
  • принцип доступности обучения;
  • принцип систематичности и последовательности в обучении;
  • принцип наглядности в обучении;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

  1. Типы уроков:
  • комбинированный
  • сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-диагностический урок) 
  • обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  • экскурсия
  1. Основные технологии:
  • личностно-ориентированные
  • информационно-коммуникативные
  • здоровьесберегающие
  • игровые
  1. Методы обучения:
  • словестные (рассказ, беседа и др.);
  • наглядные (гербарии, коллекции, модели, муляжи, таблицы, фотографии, ТСО, презентации и видеоролики, и др.);
  • практические (работа по контурным картам, карточки с упражнениями и заданиями, практические и лаб.работы, игры, наблюдения).
  1. Виды и формы организации учебного процесса:
  • Коллективная
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Работа в парах

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

При ознакомлении в начальных классах с окружающим миром у учеников формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.

      Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни.

      Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.

       В программе прослеживаются взаимосвязи с математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой.

      Программа по курсу «Природоведение 5 класс» состоит из 3 разделов:

  • «Вселенная»,
  • «Наш дом - Земля»,
  • «Есть на Земле страна Россия»,

       При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле.

      В разделе «Наш дом Земля» изучаются оболочки Земли. Содержания понятий атмосфера, литосфера и гидросфера, подлежат изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах «Воздух», «Полезные ископаемые», «Вода», «Почва» учащиеся знакомятся с основными свойствами воздуха, воды и почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хоз-ой деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов, обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши (горы, равнины, холмы, овраги) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны).

      На уроке учитель используется глобус, физическую карту России и политическую карту мира, предназначенные для нач. школы для демонстрации форм поверхности Земли и расположение суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды – зеленый, коричневый и синий.

      В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией, как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе обобщаются знания о своем родном крае, занятиями населения, достопримечательностями.  

     В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная – Солнечная система – планета Земля -  оболочки Земли (атмосфера (изучается воздух), литосфера (почва и поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек – часть  Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека.

     Такое построение программы помогает сформировать у учащихся с умственной отсталостью целостную картину мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

     Программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.  Практические работы имеют различную степень сложности, наиболее трудные необязательные, выполняются только учителем.

     На изучение темы «Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводятся, т.к. её изучали в начальной школе. Но ребята ежедневно выполняют наблюдение за погодой и ведут календарь природы и труда, посезонно подводят итоги. На знания учащихся сезонных закономерностей в природе опираемся при изучении всех тем курса.

     

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

     В соответствии с учебным планом школы адаптированная программа по природоведению в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, из них - 3 часа контрольных административных работ.

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.  

Личностные

Предметные

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование умения обращаться за помощью к учителю или к одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.).

-формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях, на прогулке, в парке, в столовой;

- формирование к готовности к самостоятельной жизни;

- формирование знаний о правилах поведения в быту и природе (соблюдение правил пользования в быту, правила проветривания помещения);

- формирования стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и быту (например: соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержание чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха);

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями  нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработа полезных ископаемых);

- формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающемся мире;

- развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).

Минимальный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, осн-ые достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роль в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючие полезные ископаемые);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимания оценки педагога.

Достаточный уровень:

-  узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде, в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (золото – полезное ископаемое, металлы, цветные (благородные) драгоценные металлы);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов;

- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-  выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявления к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.  

  1. Содержание программы.

     АООП по курсу «Природоведение – НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» для 5 класса состоит из 3 основных раздела:

  • Вселенная
  • Наш дом – Земля
  • Есть на Земле страна Россия

Неживая природа (68ч.)

«Введение» - 2 ч.

     Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.

«Вселенная» - 6 ч.

    Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.

    Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.  

     Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Практические работы:

  • Зарисовки звездного неба
  • Формы Луны и Земли
  • Космического корабля

Экскурсия(планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звездным небом.

Межпредметные связи: мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.

«Наш дом - Земля» - 44ч.

«ПланетаЗемля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера»  – 1ч.

«Воздух» - 10ч.

    Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

    Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

    Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

    Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

    Состав воздуха. Кислород. Углекислый газ. Азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

    Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

«Полезные ископаемые» - 14 ч.

    Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа. Добыча и использование.

    Каменный уголь. Внешний вид и свойства: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

    Нефть. Внешний вид и свойства: цвет, запах, текучесть, горючесть. Добыча. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и др. материалы.  

    Природный газ. Свойства: запах и горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые , используемые для получения металлов.

    Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

    Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.

    Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.

    Охрана недр.

«Вода» - 14 ч.

    Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

    Свойство воды как жидкости: непостоянство формы, способность растворять некоторые твердые вещества. Учет и использование свойств воды.

    Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.

    Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

    Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды.

     Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

     Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).

     Значение воды в природе. Использование воды в быту, Промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.

     Вода в природе: осадки, воды суши.

     Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

     Охрана воды.

«Поверхность суши - почва» - 6ч.

    Равнины, холмы, овраги. Горы.

    Почва – верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.

     Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

     Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

     Эрозия почв. Охрана почв.

Лабораторная работа

  • Давление и движение воздуха.  

Практические работы:

  • проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
  •  Зарисовка форм поверхности суши
  • Составление таблицы «Полезные ископаемые».
  • Заполнение схемы «Воды суши».
  • Изготовление макетов форм поверхности суши.
  • Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».  

Экскурсия:

  • Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоемы).

Межпредметные связи: мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.

«Есть на Земле страна Россия» - 14 ч.

     Россия – Родина моя. Место России на карте мира.

     Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, горы КМВ, Озеро Байкал и Тамбукан, подземные минеральные воды, реки Волга, Енисей.

     Москва – столица России.

     Санкт-Петербург.

     Крупные города и их достопримечательности: Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток, Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск.

     Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль. Владимир. Города Золотого кольца.

     Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы Росси. Станица Ессентукская, с.Юца: поверхность, водоемы, занятия населения, достопримечательности.

     Обобщение раздела «Неживая природа» .

Практические работы:

  • Зарисовка государственного флага России
  • Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов)
  • Изготовление альбома «Россия – наша Родина!»
  • Нахождение России на политической карте
  • Составление рассказа о своем селе
  • Изготовление альбома «Наше село»

Экскурсии:  

  • Краеведческий музей
  • Музей села Юца

Межпредметные связи: русский язык, чтение, история, обществознание, ручной труд, изобразительная деятельность.

  1. Критерии оценивания знания учащихся.

Оценка устных ответов

    Устный опрос является одним из методов учета БУД  (ЗУН) для обучающихся с ОВЗ. При оценке устных ответов по естествознанию принимается во внимание:

  • Правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
  • Полнота ответа;
  • Умение практически применять свои знания;
  • Последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится , если обучающийся обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом на «5», но допускает неточности в подтверждении знаний примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи;  при работе с текстом допускает одну –две ошибки, которые исправляет с помощью учителя;

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание основных положений данной  темы , но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя;

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа на вопрос, искажает их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1»  за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ

    К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся самостоятельные работы, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, тестовые задания, и упражнения в рабочих тетрадях.

    Контрольные работы состоят из ответов на тестовые задания составленные учителем или ответов на вопросы в письменном виде.

  1. Контроль  за знаниями обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольно-диагностических работ. Тексты контрольно-измерительных материалов созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. При оценивании знаний учащихся используется помощь со стороны учителя.

Контрольная работа

за 1 полугодие 20__-20__г.

по природоведению

ученика 5 класса

------------------------------------------    

  1. Словарный диктант:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5

  1. Сколько месяцев в году? Подчеркни правильный ответ.

        А) 10              б) 12              в) 20              

1

  1. Сколько дней в году?Подчеркни правильный ответ.

            А) 365             б) 412              в) 100

1

4.  Сколько часов в сутках?Подчеркни правильный ответ.

              А) 36            б) 24           в) 12  

1

  1. Столица нашей Родины  - город ____________________.

1

  1. Подпишите, что  это ?

Земля, Марс, Венера – это _______________________.

Кислород, углекислый газ, водород  – это _______________________.

Дождь, снег, град – это _____________________.

Сентябрь, октябрь, ноябрь - это_______________________.

Весна, лето, осень, зима – это _____________________.

Каменный уголь, нефть, газ – это __________________________ .

3

  1. Зачеркни лишнее.  
  • Воздух прозрачный, бесцветный, с запахом.
  • Торф, золото, нефть.
  • Алюминий, медь, глина.

2

Итоговое количество баллов

14

 Результат: «5»-от 12   до 14,       «4»-от 9 до 11   ,

          «3»-от 6 до 8  ,           «2»-ниже 5    .                            Оценка

Контрольная работа

за 20__-20__ уч.год

по природоведению

учени___ 5 класса

 _____________________

 _____________________

  1. Словарный диктант________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3

  1. Графический диктант «Животные леса».

___________________________________________________________________________.

2

  1. Полезные ископаемые. Подпиши значки.

   - _________________________                - _____________________________

    - _________________________               - _________________________

 2

  1. В какой стране вы живете? Подчеркни правильный ответ.

Америка          Украина         Москва

Ставрополь        Россия            Англия

1

  1. Подчеркните столицу России.

Ставрополь         Париж         Москва        Ессентуки

1

  1. Подчеркни полезные ископаемые.

Железная руда, вода, нефть, песок, град, туман, перегной, гранит, торф, медь, олово.

   2

  1. Зачеркни лишнее.  
  • Вода прозрачная, бесцветная, с запахом, солёная.
  • Торф, золото, нефть.
  • Алюминий, медь, песок.
  • Перегной, песок, Луна.
  • Равнина, осадки, холм, горы.

   3

 Итоговое количество баллов:

14

 «5»-от 12   до 14, «4»-от 9 до 11, «3»-от 6 до 8,  «2»-ниже 5.       Оценка                           

9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 5-9 классы, Вариант 1, М.: Просвещение, 2018г.
  2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Смирнова,  Природоведение: Учеб. для 5 класса.- М.: Просвещение, 2018.
  3. Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебно-методическое пособие для учителей. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003 г.
  4.  Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А. Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005г.
  5. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001
  6. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г.
  7. Зайцев Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма; Детство-пресс, 1999.
  8. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»; М.: ВАКО, 2004.
  9. Природоведение. 5 класс : учеб. Для специальных(коррекц.) образоват. учреждений 8 вида / Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2011.

Интернет – ресурсы:

  1. Российский общеобразовательный порталhttp://school.edu.ru
  2. Большая перемена www.newseducation.ru
  3. Федерация интернет-образования www.fio.ru
  4. Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/
  5. Учитель.ru  http://teacher.fio.ru
  6. Социальная сеть работников образования nsportal.ru  
  7. http://tana/ucoz.ru - современные уроки природоведения
  8. http://pedsovet.su – методические материалы для уроков природоведения
  9. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  10.  http://www.uchportal.ru – учительский портал
  11. http://festival.1sentember – фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  12. http://moi-sat.ru – портал «Мой университет», факультет коррекционной педагогики
  13.  http://www.proshkolu.ru/club/zhisn/list клуб учителей коррекционных школ
  14. http:// pedsovet.su/load/344 – материалы для коррекционных школ и классов, биология.

C:\Users\Inna\Desktop\Лещенко И.В. на сайт 2020 год\природовед\кален  5.jpg

                                                                                                    5 класс

Кол-во часов

Тема (стр.)

Дата

Тип урока  

Целевая установка

Основные понятия

Планируемые предметные результаты

(в соответствии с ФГОС)

Минимальные

Достаточные

ВВЕДЕНИЕ – 2 ч.

1

1

Вводный урок.

Что такое природоведение?

Вводный  

Формирование представления о предмете природоведение, предметах и явлениях, которые на нем изучаются

Что изучает природоведение? Природа и человек. Явления природы. Знакомство с учебником, тетрадью

Узнавание природных предметов и явлений на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе, называние природных предметов и явлений

Выделение существенных признаков объектов природы, отнесение предметов к природе, название природных предметов и явлений.

2

1

Предметы и явления неживой и живой природы

Урок изучения новых знаний

Формирование представления о предметах и явлениях живой и неживой природы, умения дифференцировать живую и неживую природу

Природа живая и неживая. Признаки живой природы. Тела неживой природы. Явления природы.

Узнавание объектов неживой природы на иллюстрациях и фотографиях,

Отнесение объектов к живой или неживой природе; название изученных объектов живой и неживой природы

Выделение существенных признаков объектов живой и неживой природы, отнесение объектов к живой или неживой природе, установление взаимосвязей между живой и неживой природой.

Вселенная – 6 ч.

3/1

1

Небесные тела: планеты, звезды

Солнечная система. Солнце.

Урок изучения новых знаний

Формирование представления о небесных телах

Формировать представления о Солнце как центре Солнечной системы, показать значение Солнца для жизни на Земле, дать краткую характеристику планетам Солнечной системы

Небесные тела. Звезды. Планеты. Солнце. Земля. Луна. Астрономия (астрономы).

Вселенная. Солнцне – раскаленный шар. Солнечная система. Планеты. Вращение планет вокруг Солнца. Земля.

Называние изученных  небесных тел. Называние изученных небесных тел- Солнце, планеты, планета Земля. Солнечная система.

Называние изученных небесных тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков, отнесение небесных тел к разным группам на основании признаков. Называние изученных небесных тел – звезды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2-3 другие планеты Солнечной системы – и ихпризнаки; знать, что входит в состав Солнечной системы

4/2

1

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с исследованиями космоса и их значением для человечества

Вселенная. Солнечная система. Искусственный спутник .Значение. Космические корабли.

Узнавание искусственных спутников и космических кораблей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов

Узнавание и название искусственных спутников и космических кораблей, знать их назначение

5/3

1

Полеты и космос

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с исследованиями космоса, формировать представления о полетах человека в космос и первых космонавтах

Космические корабли. Космонавты. Ю.А. Гагарин. В.В. Терешкова

Называние первого космонавта Ю.А. Гагарина, первой женщины-космонавта В. В. Терешковой

Знать фамилии первых космонавтов, иметь представления о современных полетах в космос и их значении

6/4

1

Смена дня и ночи

Комбинированный урок

Формирований представлений о суточном вращении Земли и смене дня и ночи

Вращение Земли, смена дня и ночи, день, ночь,  сутки .

Определение на иллюстрациях и фотографиях частей суток, называние их.

Знать название частей суток, их признаки и причины смены дня и ночи.

7/5

1

Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Комбинированный урок

Формирование представлений о годовом движении Земли

Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Времена года.

Определение времен года на иллюстрациях и фотографиях, название изученных времен года и их основных признаков (1-2)

Знать признаки времен года, осуществлять классификацию времен года на основании основных признаков. Причины смены времен года.

8/6

1

Экскурсия за сезонными изменениями в природе, и наблюдение за звездным небом.

Экскурсия

Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе, о небесных телах.

Наш дом – Земля.

Воздух - 10ч.

9/1

1

Планета Земля. Оболочки Земли.

Комбинированный урок

Закрепить знания о Солнечной системе. Формировать представления о Земле как планете, показать отличие Земли от других планет Солнечной системы.

Планета Земля. Вращение Земли вокруг Солнца. Форма Земли. Оболочки Земли: воздух, вода, суша (литосфера). Отличие Земли от других планет

Называние планеты Земля и ее основных оболочек – вода, суша, воздух.

Знать, что Земля – часть Солнечной системы; знать форму Земли и узнаватьЗемлю на фотографиях и иллюстрациях; называть основные оболочки Земли (твердая, воздушная, водная); знать основное отличие Земли от других планет

10/2

1

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Урок изучения новых знаний

Формировать представления о воздухе, уточнить и обобщить знания о значении воздуха для жизни человека, животных и растений. Формировать представления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха.

Воздух. Значении воздуха для жизни человека, животных и растений.

Знать значение  воздуха для жизни человека, животных и растений.

Знать и называть состав воздуха и его значение.

11/3

1

Свойства воздуха

Комбинированный урок

Формировать в процессе демонстрации опытов представления о свойствах воздуха (прозрачность, бесцветность, упругость, теплопроводность) и об использовании этих свойств в быту

Свойства воздуха. Воздух прозрачный и бесцветный, без запаха. Воздух занимает место, упругий, сохраняет тепло.

Называние свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов

Узнавать и называть свойства воздуха после демонстрации опытов,о писывать опыты, демонстрирующие свойства воздуха, знать свойства воздуха и использование его в быту  

12/4

1

Давление и движение воздуха

Комбинированный урок

Формировать представления о свойствах (упругость, сжатие), и движение воздуха.

Свойства воздуха. Упругость воздуха. Воздух сжимается. Движение воздуха. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Знание об использовании свойств воздуха в быту (накачивание шин, матрасов, игрушек, шаров)

Зн6ать свойства воздуха (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается), называть свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умение использовать свойства воздуха в быту.

13/5

1

Температура воздуха. Термометр.

Комбинированный урок

Формировать представления о термометре и его устройстве, формировать умение измерять температуру воздуха, читать показания термометра

Термометр, Температура воздуха. Устройство термометра. Правила измерения температуры воздуха.

Указывание термометра на иллюстрациях и фотографиях, чтение записанной температуры воздуха, понимание положительных (со знаком плюс) и отрицательных (со знаком минус) температур

Узнавание термометра в естественных условиях, иметь представление о назначении термометра; уметь читать показания термометра; уметь использовать показания термометра в повседневной жизни (одежда, температура воздуха)

14/6

1

Движение воздуха в природе. Ветер.

Комбинированный урок

Формировать представления о движении воздуха – ветре, силе ветра и использовании ветра человеком

Ветер. Сила ветра. Ураган. Шторм. Использование человеком силы ветра .

Узнавание ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях, называние ветра, урагана, иметь представления об использовании силы ветра человеком

Знать названия движения воздуха разной силы (ветер, ураган, шторм), причины появления ветра

15/7

1

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

Комбинированный урок

Формирование представлений о составе воздуха, о значении кислорода и его свойствах

Воздух,газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот, кислород. Значение кислорода. Свойства кислорода.

Называние свойств кислорода, отнесение кислорода к газам, входящим в состав воздуха, значение кислорода для человека, животных и растений

Называние газов, входящих в состав воздуха; знание свойств кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности

16/8

1

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

Комбинированный урок

Формирование представлений о значении воздуха, о значении углекислого газа и азота, их свойствах.

Воздух, газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот. Значение . Свойства.

Называние газов, входящих в состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

Называние газов, входящих в состав воздуха. Значение свойств углекислого газа, азота, роль в жизни растений и наличие представлений об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности.

17/9

1

Значение и охрана воздуха.

Комбинированный урок

Формирование представлений о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами принимаемыми для охраны воздуха.

Воздух. Чистый воздух. Значение воздуха. Мероприятия, принимаемые для охраны воздуха.

Иметь представление о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты.

Знать о роли воздуха для жизни на Земле;

Устанавливать с помощью учителя, зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни.

18/

10

 1

Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана.

Обобщающий урок

Обобщить и систематизировать понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных

Состав воздуха. Свойства кислорода, углекислого газа. Охрана воздуха от загрязнения (высадка растений, установка специальных фильтров на промышленных предприятиях для очистки воздуха). Поддержание чистоты воздуха в классе и дома.

Иметь представление о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах принимаемых для его защиты

Знать состав воздуха, свойства воздуха, роль воздуха для жизни на Земле, устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека, знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни.

Полезные ископаемые – 14 ч..

19/1

1

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи

Урок изучения новых знаний

Формировать представления о полезных ископаемых, их видах и значении

Полезные ископаемые. Месторождения. Способы добычи. Виды полезных ископаемых (твердые , жидкие, газообразные, горючие, негорючие). Значение полезных ископаемых. Охрана.

Иметь представления о назначении полезных ископаемых.

Знание названий полезных ископаемых, выделение признаков полезных ископаемых, отнесение полезных ископаемых разным группам (твердые, жидкие, газообразные, горючие, негорючие)

20/2

1

Строительные полезные ископаемые. Гранит, известняк.

Комбинированный

Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, - гранит известняк

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, мрамор.

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит), называние изученных полезных ископаемых, отнесение полезных ископаемых к группе ископаемых в строительстве, иметь представление о назначении данной группы полезных ископаемых

Узнавание и называние полезных ископаемых, используемых в строительстве, выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве, называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять свое решение.

21/3

1

Песок, глина

Комбинированный

Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, - песке, глине.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Песок, глина.

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина), называние изученных полезных ископаемых, отнесение полезных ископаемых к группе ископаемых в строительстве, иметь представление о назначении данной группы полезных ископаемых

Узнавание и называние полезных ископаемых, используемых в строительстве, выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве, называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять свое решение.

22/4

1

Горючие полезные ископаемые. Торф.

Комбинированный

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о торфе.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид.  Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана.

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф), называние изученных полезных ископаемых, отнесение торфа к группе полезных ископаемых, иметь представление о назначении торфа.

Узнавание и называние представителей горючих полезных ископаемых, , выделять признаки горючих полезных ископаемых и торфа, относить торф к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений).  

23/5

1

Каменный уголь. Свойства.

Комбинированный

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о каменном угле.

Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь.  Внешний вид.  

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь), называние изученных полезных ископаемых, отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых, иметь представление о назначении каменного угля.

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых –каменного угля, выделять признаки горючих полезных ископаемых и каменного угля, относить каменный уголь к горючим полезным ископаемым.

24/6

1

Добыча и использование каменного угля

Комбинированный

Формировать представление о каменном угле, способах добычи и значении каменного угля

Каменный уголь. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана.

Отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых, иметь представление о значении каменного угля.

Относить каменный уголь к различным группам, с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знать способы добычи каменного угля

25/7

1

Нефть. Внешний вид и свойства

Комбинированный

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о нефти.

Горючие полезные ископаемые. Нефть. Внешний вид.  Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана

Называние изученных полезных ископаемых (нефть), отнесение нефти к группе полезных ископаемых.

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых – нефти, выделять признаки нефти, относить нефть к группе полезных ископаемых, горючих полезных ископаемых.

26/8

1

Добыча и использование нефти.

Комбинированный

Формировать представление о нефти, способах добычи. Значение. Использование человеком. Охрана.

Горючие полезные ископаемые. Нефть. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана.

Отнесение нефти к группе полезных ископаемых, иметь представление о значении нефти.

Относить  нефть к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знать способ добычи нефти

27/9

1

Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

Комбинированный

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа. Формировать умение соблюдать привила безопасного пользования газом в быту.

Природный газ. Внешний вид. Свойства. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Правила обращения в быту.

Называние изученных полезных ископаемых (природный газ), отнесение газа к группе полезных ископаемых, иметь представление о значении природного газа, называть (с помощью учителя) привила пользования газом в быту.

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых – природный газ, выделять признаки природного газа, относить природный газ к различным группам с учетом разных классификаций, знать способы добычи газа.

28/

10

1

Полезные ископаемые используемые для получения металлов. Черные металлы.  Сталь. Чугун.

Комбинированный

Формировать представления о черных металлах. Формировать представление о стали, чугуне, способах получения и использования в промышленности и в быту.

Черные металлы. Сталь. Чугун. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Называние черных металлов (чугун, сталь), представление об использовании черных металлов.

Узнавать и называть черные металлы – чугун и сталь, знать способ получения черных металлов, выделять признаки черных металлов, свойства стали и чугуна.

29/

11

1

Цветные металлы

Комбинированный

Формировать представления о цветных металлах. Формировать представление о алюминии и меди, способах получения и использования в промышленности и в быту.

Цветные металлы.. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Использование цветных металлов.  

Называние цветных металлов, представление об использовании цветных металлов

Узнавать и называть  цветные металлы – алюминий, медь, знать способ получения цветных металлов, выделять признаки цветных металлов, производить классификацию цветных металлов (относить алюминий, медь к металлам и цветным металлам)

30/

12

1

Благородные металлы (драгоценные)

Комбинированный

Формировать представления о благородных металлах. Формировать представление о золоте, серебре, платине, использовании в промышленности и в быту.

Благородные металлы. Золото. Серебро. Платина. Внешний вид. Использование.

Называние благородных металлов, представление об использовании драгоценных металлов.

Узнавать и называть благородные металлы – золото, серебро, платину; выделять признаки цветных металлов, производить классификацию драгоценных металлов (относить золото, серебро, платину к металлам и драгоценным металлам).

31/

13

1

Охрана полезных ископаемых

Комбинированный

Формирование представлений о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых

Полезные ископаемые. Запасы полезных ископаемых. Меры, принимаемые по охране полезных ископаемых

Называть полезные ископаемые, знать о необходимости охраны полезных ископаемых.

Узнавать и называть полезные ископаемые, знать способы охраны полезных ископаемых

32/

14

1

Полезные ископаемые

Обобщающий урок

Обобщить и систематизировать понятия о полезных ископаемых, воздухе, их составе свойствах, значении для человека, растений, животных.

Полезные ископаемые.
Виды, значение, способы добычи. Горючие полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Черные металлы. Цветные металлы. Благородные металлы.

Иметь представления о полезных ископаемых, их значении для людей.

Узнавать и называть полезные ископаемые, проводить классификацию полезных ископаемых; относить полезные ископаемые к группам, объяснять свой выбор, знать свойства полезных ископаемых, знать меры по их охране.

Вода – 14 ч.

33/1

1

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов

Урок получения новых знаний

Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных

Вода. Вода на Земле. Значение воды для жизни растений, животных, человека

Представление о воде в природе; знание о значении воды для растений, животных и человека  

Узнавание на рисунках и фотографиях и называние воды в разных формах существования в природе

34/2

1

Свойства воды

Комбинированный урок

Формирование представлений о свойствах воды

Свойства воды: текучесть, отсутствие формы, отсутствие запаха, прозрачность, отсутствие вкуса, вода – растворитель.

Называние свойств воды (совместно с учителем) после демонстрации опытов

Узнавать и называть свойства воды после демонстрации опытов; описывать опыты, демонстрирующие свойства воды; знать свойства воды и использование этих свойств в быту

35/3

1

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

Комбинированный

Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах

Вода. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Виды растворов. Питьевая вода.

Иметь представления о питьевой воде и растворах, называть растворы

Знать и называть растворимые и нерастворимые вещества; узнавать растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и назвать их; иметь представления о назначении растворов; выделять существенные признаки питьевой воды, использовать полученные знания при выполнении практических работ (создание растворов – сладкий водный раствор, соленый водный раствор)

36/4

1

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

Комбинированный

Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды.

Чистая вода. Мутная вода. Состав мутной воды. Очистка воды отстаиванием и фильтрованием.

Узнавать чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках; знать признаки мутной и чистой воды.

Выделять признаки чистой и мутной воды; относить воду к разным группам; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ (очистка воды отстаиванием, фильтрованием)

37/5

1

Три состояния воды. Температура и ее измерение.

Комбинированный

Формирование представлений о различных агрегатных состояний воды.

Три состояния воды. Твердое (лед), газообразное (пар), жидкое (вода). Температура замерзания. Температура кипения. Переход из одного состояния в другое.

Узнавать воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках.

Выделять признаки воды в разных агрегатных состояниях; устанавливать зависимости между температурой и состоянием воды; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем (измерение температуры)

38/6

1

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании

Комбинированный

Формирование представлений об изменении состояния воды под воздействием температуры

Вода сжимается при охлаждении, вода расширяется при нагревании. Температура кипения.

Узнавание и называние состояния воды при нагревании и охлаждении

Узнавание и называние состояний воды в естественных условиях и на картинах; выделение существенных признаков воды при замерзании и нагревании; уметь использовать полученные знания в быту.

39/7

1

Свойства воды. Лабораторная работа.

Практический урок

Формирование умения применять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя.

Лабораторная работа

Выполнять лабораторные работы совместно с учителем; называть свойства воды после проведения опыта

Выполнять лабораторные работы под контролем учителя; прогнозировать результаты опытов; делать выводы о свойствах воды.

40/8

1

Работа воды в природе

Комбинированный

Формирование представлений о работе воды в природ и изменениях, которые происходят под влиянием воды.

Вода размывает почву, овраги, пещеры, ущелья; наводнение

Узнавание и называние последствий работы воды – оврагов, пещер, наводнений.

Устанавливать взаимозависимости между явлениями природы (работа воды и форма поверхности)

41/9

1

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Комбинированный

Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воды

Чистая вода, пресная вода, использование воды в быту, сельском хоз-ве, промышленности. Охрана воды, очистка воды, меры принимаемые по охране воды

Знание значение воды для жизни человека; умение называть (совместно с учителем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран)

Знать и называть меры, принимаемые для охраны воды; применять знания об охране воды на практике; выполнение доступных возрасту действий

42/

10

1

Вода в природе

Комбинированный

Формирование представления о круговороте воды в природе

Вода в природе, осадки, воды суши: реки, ручьи, озера, моря, океаны. Облака, тучи. Круговорот воды в природе.

Знание и называние разных состояний воды; узнавание на иллюстрациях дождя, пара, облаков, туч.

Узнавание и называние состояния воды на разных этапах ее круговорота; установление причинно-следственных зависимостей

43/

11

1

Воды суши: ручьи, реки

Комбинированный

Формирование представлений о водах суши: ручьях и река

Воды суши. Вода пресная и соленая. Естественные и искусственные водоемы. Ручей. Река. Образование. Значение. Охрана

Узнавание ручьев и рек на иллюстрациях и фотографиях; название изученных объектов; представление об использовании рек

Иметь представления о внешнем виде рек и ручьев и образовании изученных водоемов, уметь выполнять доступные возрасту действия

44/

12

1

Озера, болота, пруды

Комбинированный

Формирование представлений о водах суши: озерах, болотах, прудах

Озера. Болота. Пруды. Водохранилища. Внешний вид. Режим. Использование человеком. Обитатели водоемов.

Узнавание озер, болот, прудов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемов

Иметь представления о внешнем виде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изученных водоемов; уметь устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости

45/

13

3

1

Моря и океаны. Использование и охрана воды

Комбинированный

Формирование представлений о морях и океанах, и их использовании

Моря . Океаны. Внешний вид. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Использование океанов и морей в жизни человека. Использование океанов и морей человеком.  

Узнавание морей и океанов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемов

Иметь представления о внешнем виде морей и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоемов

46/

14

1

Охрана воды

Комбинированный

Формирование представлений о охране воды и мерах, принимаемых по охране водоемов

Охрана воды. Бережное отношение к воде в быту.

Иметь представление об использовании воды

Знать и называть меры принимаемые для охраны водоемов; применять знания об охране воды на практике

Поверхность суши. Почва – 6 ч..

47/1

1

Равнины, холмы, овраги

Урок изучения новых знаний

На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком

Равнины, холмы, овраги. Внешний вид. Роль в жизни человека. Поверхность своей местности.  

Узнавание и называние форм поверхности на иллюстрациях и фотографиях

Выделение существенных признаков изученных форм поверхности суши; называние холмов и оврагов, известных из личного опыта

48/2

1

Горы

Комбинированный

На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли

Горы. Внешний вид. Природа. Жизнь людей в горах. Занятия людей.

Узнавание и называние гор на иллюстрациях и фотографиях

Выделение существенных признаков гор; называть занятия людей, живущих в горах; устанавливать простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения; называние гор, известных из личного опыта

49/3

1

Почва – верхний слой земли. Состав почвы.

Комбинированный

Формирование представлений о почве, ее образовании. Закрепить знания о роли почвы в жизни растений

Почва. Состав почвы: перегной, песок, глина, вода, воздух, минеральные соли.

Знать и называть назначение почвы

Узнавание и называние почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах; называть вещества, входящие в состав почвы и их значение

50/4

1

Разнообразие почв

Комбинированный

Формирование представлений о видах почв, их особенностях

Почва. Плодородие, черноземные почвы, глинистые, песчаные почвы

Называть виды почв (не менее 2); называть свойства черноземных почв

Называть виды почв и их основные признаки; выделять существенные признаки разных видов почв; устанавливать связи между разными видами почв и растительностью; умение применять эти знания на практике.

51/5

1

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.

Комбинированный

Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значении

Почва. Перегной. Черноземные почвы. Плодородные почвы. Обработка почвы. Весенняя обработка почвы. Уход за почвой летом. Осенняя обработка почвы.

Иметь представление об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая

Называть способы обработки почвы в зависимости от сезона; иметь представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; уметь применять знания о сезонной обработке почвы на практике

52/6

1

Экскурсия.

Охрана почвы

Комбинированный

Закрепление представлений о значении почвы. Формирование представлений о необходимости охраны почв, о мерах, принимаемых для охраны почв.

Почва. Охрана почв. Разрушение плодородного слоя почвы (костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер). Меры, принимаемые по охране почв (высадка лесов, защита от загрязнения)

Представление о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы

Называть вредные воздействия на почву; костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называть меры, принимаемые для охраны почв

Есть на Земле страна РОССИЯ – 14 ч.

53/1

1

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

Урок изучения новых знаний

Формирование представлений о России, размере территории, климате, рельефе

Россия. Россия – самое большое государство. Разнообразие поверхности и климата. Обозначение суши и рек на карте.

Знать и называть название своей страны.

Назвать особенности климата и рельефа России; узнавание на карте России реки и суши (по цвету); устанавливать причинно-следственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом

54/2

1

Моря и океаны, омывающие берега России

Комбинированный

Формирование представлений о морях и океанах, омывающих берега России

Моря. Океаны. Тихий океан. Черное море. Балтийское море, Азовское море, Балтийское море Северный Ледовитый океан

Знать, что территорию России омывают теплые и холодные моря; называть основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж)

Называть моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; знать их основные признаки.

55/3

1

Горы и равнины на территории нашей страны

Комбинированный

Формирование представлений о формах поверхности России

Основные формы поверхности. Равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Горы: Кавказские, Уральские горы.

Узнавать на иллюстрациях различные формы поверхности – горы, равнины; знать, что на территории России находятся горы и равнины

Называть горы и равнины России: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Кавказские горы, Уральские горы; знать их основные признаки.

56/4

1

Реки и озера России

Комбинированный

Формирование представлений о реках и озерах России

Крупнейшие реки: Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Озера: Байкал, Каспийское.

Узнавать на иллюстрациях реки; знать, что на территории России находятся реки и озера; называть 1-2 реки России

Называть реки и озера России: 3-4 названия, знать их основные признаки.

57/5

1

Москва – столица России

Комбинированный

Формировать представление о столице России – Москве.

Столица. Правительство. Достопримечательности: Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Театр кукол им. С.В. Образцова, стадион «Лужники», Останкинская телебашня, транспорт.

Узнавание и называние достопримечательностей: Кремль, Стадион Лужники на иллюстрациях и фотографиях; называние столицы России

Узнавание и называние Москвы и основных достопримечательностей (Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня); знать названия видов транспорта Москвы

58/6

1

Санкт-Петербург

Комбинированный

Формировать представление о городе Санкт-Петербурге

Достопримечательности: Эрмитаж, петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект, Река Нева. Разводные мосты. Порт.

Узнавание и называние достопримечательностей: разводные мосты, Дворцовая площадь – на иллюстрациях и фотографиях.

Узнавание и называние Санкт-Петербурга и его основных достопримечательностей.

59/7

1

Ярославль. Владимир. Города Золотого кольца

Комбинированный

Формировать представление о городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Ростове.

Древние города России: Ярославль. Владимир. История. Достопримечательности. Народные промыслы. Туризм.

Называние городов Золотого кольца: Ярославль. Владимир

Узнавание и называние Ярославль. Владимир. Ростов. Называние основных достопримечательностей: набережная в Ярославле, собор и Золотые ворота во Владимире, Ростовская площадь.

60/8

1

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

Комбинированный

Формировать представления о городах Нижний Новгород,
Казань, Волгоград.

Города России. Река Волга. Нижний Новгород. Казань. Волгоград. История. Достопримечательности. Промышленность.

Называние городов Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

Узнавание и называние городов Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Называть основные достопримечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган), называние городов, известных из других источников.

61/9

1

Новосибирск, Владивосток

Комбинированный

Формировать представления о городах Новосибирск, Владивосток

Сибирь, Дальний Восток. Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Промышленность.

Называние городов Новосибирск, Владивосток

Узнавание и называние городов Новосибирск, Владивосток. Называть основные достопримечательности городов. Называние городов, известных из других источников.

62/

10

1

Население и народы России

Комбинированный

Формировать представления о населении России и России как многонациональное  государство.

Население России. Городское и сельское население. Россия – многонациональное государство. Национальности. Народы. Традиции. Обычаи. Народные промыслы.

Называние отдельных представителей народов России; называть места, где проживает население России; узнавать на иллюстрациях и называть городское и сельское население.

Называть представителей народов России, традиции и обычаи населения России, занятия городского и сельского населения.

63/ 11

1

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.

Комбинированный

Формировать представление о вашей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний.

Название. Область. Поверхность. Водоемы. Растительный и животный мир. Население. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности.

Называть основные географические объекты своей местности.

Называть промышленные предприятия, население вашей местности, традиции и обычаи.

64/

112

1

Экскурсия в  краеведческий музей

Экскурсия

65/

113

1

Обобщающий урок

Обобщающий урок

Закрепить знания о России: рельеф, водоемы, города, население. Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы

Россия. Разнообразие поверхности и климата России, моря, океаны, горы, равнины, города России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Сибирь, Дальний Восток, Новосибирск, Владивосток. Население России. Природа. Неживая природа. Признаки неживой природы. Планета Земля. Солнечная система. Вода. Воздух. Полезные ископаемые. Почва. Связь живой и неживой природы.

Называние отдельных городов России, отдельных представителей народов России.

Узнавание и называние изученных предметов на иллюстрациях и фотографиях; отнесение изученных предметов к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); называние предметов, относящихся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды или воздуха; знание элементарных правил безопасного поведения в природе; представление о значении неживой природы в жизни человека.

Называть особенности климата и рельефа России, называть моря, омывающие берега России: Черное, Азовское, Балтийское; называть отдельные реки, озера, горы, равнины России; знать названия отдельных городов России и их достопримечательностей. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природе. Узнавание и называние изученных предметов неживой природы на картинках, схемах и в натуральном виде; отнесение предметов неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); выделение существенных признаков каждой группы; представление о взаимосвязях между неживой и живой природой; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе.

3 ч. –  контрольно-диагностические  работы (вводная, полугодовая, годовая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой,  и прогр...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета «Природоведение » для 5 коррекционного класса

Программа по предмету составлена на основе авторской программы Кмытюк Л. В., Воронкова В. В.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « В...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета «Природоведение » для 5 коррекционного класса

Программа по предмету составлена на основе авторской программы Кмытюк Л. В., Воронкова В. В.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « В...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Английский язык», 6 класс для детей с легкой умственной отсталостью на 2018-2019 учебный год.

Предметными результатами изучения курса «Английский язык» в 6-м классе для детей с ОВЗ являются:Говорениерассказывать о себе, своей семье, друзьях, сообщать краткие сведения о своем городе...

Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих детей с легкой умственной отсталостью( 9 класс).

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа с...