Рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО "Веселый карандаш"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Программа кружка для 5 класа по ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolyy_karandash2018-2019.docx | 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Красноармейский район посёлок Октябрьский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 30. 08. 2018 года протокол №1
Председатель ______Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Тип программы: ориентированная на достижения результатов определённого уровня
Наименование: кружок : «Весёлый карандаш»
Срок реализации программы: 1 года
Возраст обучающихся: 5 класс
Составитель:
учитель ИЗО и кубановедения
В.В.Белашева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей занятий в кружке является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, знакомство с творчеством лучших мастеров народных промыслов, позволяющее детям увидеть высшие достижения творцов прошлого и искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность.
Главное в курсе – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной степени свойственны всем детям и подросткам.
В кружок принимаются дети, проявившие интерес к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу кружка не входит профессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Материал, изложенный в программе, рассчитан на 1 год обучения .При реализации творческих замыслов в области моделирования и декоративного искусства предлагается применять на стадии эскиза карандаш, мелки, акварель, тушь, фломастеры, цветную и белую бумагу, на стадии воплощения в материале - мука, соль, ткань, картон, гуашь, акварельные краски, а также подсобные материалы.
Задания построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений детей.
В течение обучения дети учатся различным приемам лепки изделий из соленого теста, приемам работы с разными и бросовыми материалами, знакомятся с традициями русского декоративно-прикладного искусства, с правилами построения композиции, выполняют индивидуальные и коллективные работы. Задания, предлагаемые детям, в зависимости от ситуации можно варьировать, переставлять местами.
Подведение итогов может проводиться в форме коллективного обсуждения, выставки творческих работ.
Тематическое планирование 5 класс
№№ | Темы | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические часы | Практические часы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Основы знаний (техника безопасности, правила поведения) | В процессе занятий | ||
2. | Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве Гармония искусства, природы и человека | 2 | 1 | 1 |
3. | Народный быт, традиции | 2 | 1 | 1 |
4. | Синтез искусств на примере годовых календарных праздников | 2 | 1 | 1 |
5. | Традиции народной игрушки | 1 | 1 | |
6. | Композиция в искусстве | 2 | 1 | 1 |
7. | Цвет и тон в живописи, многоцветие в декоративной росписи | 1 | 1 | |
8. | Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов | 2 | 1 | 1 |
9. | Приемы выполнения лепных изделий | 5 | 1 | 4 |
10. | Аппликация | 2 | 2 | |
11. | Композиция | 3 | 1 | 2 |
12. | Работа с разными материалами | 4 | 1 | 3 |
13. | Работа с бросовыми материалами | 4 | 1 | 3 |
14. | Рисование акварелью гуашью. | 4 | 4 | |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Содержание
- Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)
Выполнение правил внутреннего распорядка, техника безопасности при работе с режущими предметами. Правила пожарной безопасности. Способы окраски лепных изделий, токсичность красок и лаков. Правила дорожного движения, безопасный путь домой.
2.Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве
Восприятие природы в произведениях живописи, графики, гравюрах и миниатюрах, обсуждение. Чтение стихотворений, соответствующих тематике представленных картин. История и смысл традиционных садов, фотографий и картин с изображениями домов людей разных культур
Практическая работа. Выполнение графических рисунков на различных форматах бумаги. Рисунки должны передавать характер и образный строй прочитанных стихотворений.
Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, перо, палочка, кисть. Зрительный ряд. Репродукции произведений изобразительного искусства, созданных в жанре пейзажа, фотографии.
3. Народный быт, традиции
Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Русская народная сказка.
Практическая работа. Выполнение иллюстрации к любимой сказке .Материалы. Цветная и белая бумага, акварель, гуашь, белила, палочка, кисть.
Зрительный ряд. Просмотр фрагментов русских народных сказок.
4. Синтез искусств на примере годовых календарных праздников
Масленица, Пасха – религиозные и народные праздники. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Яйца-крашенки, традиции Пасхальной недели. Украшение дома к каждому празднику.
Практическая работа. Зарисовки по памяти, с натуры людей в народных костюмах, в движении, изготовление картин из соленого теста, роспись пасхальных яиц, лепка подставок.
Материалы. Лоскутки, цветная и белая бумага, акварель, гуашь, белила, палочка, кисть, мука, соль, картон
Зрительный ряд. Репродукции картин художников: Б. Кустодиев «Масленица», П. Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста», К.Юон «К Троице», «Сельский праздник», произведений мастеров Федоскина, Холуя, Палеха.
5. Традиции народной игрушки
Глиняная игрушка – Городецкая, Каргопольская, Дымковская. Основные черты народной глиняной игрушки разных регионов России. Ведущие мастера промыслов народной глиняной игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки.
Практическая работа. Лепка и роспись народной игрушки. Технология выполнения игрушки-свистульки. Импровизация по мотивам народной игрушки.
Материалы. Акварель, гуашь, белила, перо, палочка, кисть, мука, соль, глина, пластилин одного цвета.
Зрительный ряд. Компьютерная презентация о народных промыслах России.
6. Композиция в искусстве
Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике. Колорит и освещение как средство объединения фигур в композиции. Исполнение композиции живописными материалами. Выделение первого плана и центра композиции цветом, светом и тоном. Достижение целостности композиционного замысла.
Практическая работа. Изображение натюрморта, пейзажа, жанровой картины, панно из соленого теста.
Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.
Зрительный ряд. Репродукции картин художников: В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», И. Репин «Бурлаки», натюрморты П. Кончаловского, Г.Курбе, пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина.
7. Цвет и тон в живописи, многоцветие в декоративной росписи.
Колорит – система цветных тонов, их сочетание в картине. Выразительные возможности теплых и холодных цветов, цветовые контрасты. Приемы передачи пространства в живописи.
Практическая работа. Создание композиции на тему «Ярмарка», «Городская улица», «Осенний базар».
Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть.
Зрительный ряд. Живопись О. Ренуара. К.Юона, М.Сарьяна, Н.Гончаровой.
8. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и сказочность.
Реалистичное и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.
Практическая работа. Выполнение декоративной композиции натюрморта, создание иллюстрации и лепка панно.
Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.
Зрительный ряд. Натюрморты: И.Хруцкий «Овощи и цветы», «Натюрморт с грибами». П.Сезанн «Натюрморт с яблоками и апельсинами», М.Сарьян «Фрукты», П.Кончаловский «Натюрморт. Фрукты» «Яблоки» и др.
9. Приемы выполнения лепных изделий
Общие этапы изготовления и обработки изделий. Изготовление фруктов и овощей. Общие принципы. Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона. Большие объемные лепные фигурки. Использование ножниц для передачи фактуры. Технология лепки маленьких «хлебобулочных» изделий, кос и венков из теста, ажурных поделок, решеток.
Практическая работа. Изучение приемов передачи в тесте различных поверхностей. Грунтовка, раскрашивание, лакирование изготовленных изделий. Сушка изделий, подрумянивание, глазурование. Изготовление фруктов и овощей. Лепка крупных фигур. Изготовление объемных фигур на каркасе. Изготовление различных предметов с использованием изученных технологий.
Материалы. Мука, соль, вода, акварель, гуашь, кисть, лак.
10. Аппликация
Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.
В процессе занятий у них развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Знакомство с понятиями ритма и симметрии учащиеся при распределении элементов декоративного узора.
Практическая работа .Учить плановой организации работы, которая особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение тематических аппликаций и самостоятельных работ.(«Осенний букет», натюрморт «Дары осени» и т.д.)
Материалы. Картон, цветная бумага, природный материал(засушенные листья, цветы),клей, ножницы.
11. Композиция
Знакомство с композиционными и колористическими основами создания произведений искусства, основами декоративной композиции.
Практическая работа . Композиция признана одной из основных художественных дисциплин, способствующих формированию творческих качеств личности, поэтому особое место отводится для создания самостоятельных композиций на заданную тему.(пейзаж «Золотая осень», натюрморт «Фрукты» и т.д.)
Материалы. Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра.
12. Работа с разными материалами.
Учить преобразовывать и использовать материалы и информации (в том числе с помощью ИКТ), необходимые для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами.
Практическая работа. Выполнение работ из семян и круп.
Материалы. Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра, различные крупы, семена, клей.
13.Работа с бросовыми материалами.
В процессе изготовления поделок из бросового материала наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).
Практическая работа Во время работы с разными материалами ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия (для украшения быта, подарки близким, панно, новогодние игрушки и т.д.).
Материалы. Бросовый материал, ножницы, канцелярский нож, клеевой пистолет, клей, мишура.
14. Рисование акварелью гуашью.
Развивать и совершенствовать навыки работы акварелью и гуашью. Техника работы акварелью «мазками» ,техника работы акварелью «сухая кисть», техника работы акварелью «по - сырому»
Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Учить применять разные техники и технологии в одной композиции.
Практическая работа. Выполнение эскизов на разные темы.
Материалы. Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка рассчитана на 1 год обучение. Кружок комплектуется из учащихся 5 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы – 10-15 человек.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часу
Предполагаемая результативность курса:
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.
1. Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в целом;
2. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3. Приобретение опыта самостоятельного социального действия;
Личностные результаты
-Формирование духовно-нравственных ориентиров
-воспитание эстетических качеств личности
-развитие познавательных интересов к изобразительному искусству и
художественно-изобразительной деятельности
-получение простейших навыков владения разнообразными
художественными материалами
-освоение способов передачи художественных образов на плоскости и в объёме
Метапредметные результаты :
Регулятивные универсальные учебные действия
-уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия.
-оценивать результаты своей и чужой работы
-эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы,
пластических искусств
-последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной
учебной задачи
Познавательные универсальные учебные действия -чётко разделять
известные и новые учебные правила
-уметь видеть и определять роль колорита
-эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства
-сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы
-понимать роль и значение декоративных украшений
-на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи
-уметь перерабатывать реальные образы в фантастические
Коммуникативные универсальные учебные действия
-уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог;
-проявлять выразительность в чтении литературного произведения;
-стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам
при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с другом;
-добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности
при выполнении учебно-творческих задач коллективного типа;
-стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-
индивидуальных работах, а так же в процессе обсуждения выполненных работ.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной
школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов,
представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и
жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
ценностно-эстетической сфере -умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и
свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих
ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в
собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать
шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и
других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать
коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной
художественной деятельности; моделирование новых образов путем
трансформации известных.
Информационно-методическое обеспечение
- Агамирян Ж. Детская картинная галерея. – М., 1979.
- Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М., 1986.
- Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве. Искусство в школе. – 1993. - №3.
- Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы. Книга для учителя. Сост. Н.Н.Фомина.– М., 1995.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М., 2001.
- Большая энциклопедия живописи. Учебное пособие на DVD.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. Учебное пособие на СD.
- Россия на рубеже веков. Мультимедийный учебник.
- Шпикалова Т.Я. Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 5-8 класс. М., «Просвещение», 2002 г.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей кубановедения МБОУ СОШ № 5 от ___________ 2018 года № 1 ___________ Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________Ф.И.О. ______________ 2018 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...