Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в орнаменте русской вышивки отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_kartia_uroka-rushnik5b.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения
на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 |
Тип урока | исследовательский урок |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема урока | Символика русских рушников(06.10.2018) |
Цель урока | Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в орнаменте русской вышивки отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные термины, понятия | Рушник, кружево,орнамент,пава(рыина),солярный знак |
Планируемый результат
Личностные | Сформировать: уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение коммуникативную компетентность в общении со сверстниками потребность в самостоятельной практической творческой деятельности умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Метапредметные | Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Предметные | Уметь сравнивать, оценивать символические образы, декор рушников, выполненых разными мастерами, распознавать и называть уже знакомые ранее символические образы ; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции; осваивать характерные для данного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения. |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная работа Индивидуальная работа | Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская Образцы фрагментов рушников, компьютерная презентация, краски, фломастеры, ножницы, клей |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
Организационная часть Мотивация учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Цели: - Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. - Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения Цели: выявить место затруднения Построение проекта выхода из затруднения. Цели: Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний Цели: - организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи. Вкючение в систему знаний и повторений. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока. Самостоятельная работа. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону, самооценку Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - Зафиксировать новое содержание урока; - Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку. -Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт. -Мы продолжаем знакомство с народным искусством. И сегодня мы попробуем угадать о каком промысле пойдет речь. Просмотр слайдов. -Прочитайте цель нашего сегодняшнего урока(презентация) -Ответьте на вопрос: какой язык считается самым древним?(в презентации две подсказки) -Просмотр слайдов с древними образами на черепках найденных археологами при раскопках курганов, прялках, вышивке и т. д. -Как вы думаете, что общего между этими предметами? (Ответы детей—везде орнамент, не один предмет не обойден вниманием, а в орнаменте уже знакомые нам образы) -Что это за предмет народного быта, мы с ним встречались изучая интерьер крестьянского жилища? (рушник на слайде) - Итак,попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока - «Символика русских рушников». Осваивая тему урока, нам будет необходимо изучить несколько новых образов: -что это за образ?(женский) -что он символизировал?(рассуждаем) - знакомый уже образ….коня. Что символизировал? -еще один новый образ—ПАВА или РЫБИНА -крылатый пёс Симаргл-Переплут(охранитель посевов) -рассматриваем композицию «ЛАДЬЯ» -делаем выводы( на слайде)Что нового мы узнали об орнаменте?(обрядовое значение, ему поклонялись и передавали из поколения в поколение) -можно предположить , что и выбор цвета то же символичен. Какой цвет преобладает и что он что он мог бы обозначать ? Подготовка к творческой работе. Нам нужно выполнить проект рушника с имитацией выщивки икружева Работа индивидуальная Рассматриваем лучшие работы учащихся прошлого года. Определяем последовательность выполнения задания: -как выполнить имитацию кружева? -как выполнить имитацию вышивки(где расположить)? Рассмотри раздаточный материал—стилизованное изображение элементов орнамента Обрати внимание, что в орнаменте эти элементы чередуются и повторяются через определенный интервал Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
Что же нового мы сегодня узнали на уроке ? Закрепление знаний полученных на уроке Ответы учащихся: -узоры не ради украшения выполнялись, они имели обрядовое значение -узнали что обозначают образы в узорах русских вышивок -как их стилизовать Домашнее задание. Принести формат А4, кисти, краски. Уборка рабочих мест. Благодарю за урок. Вы – молодцы! | Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Осознанно слушают Учащиеся объединяются в группы-артели по выбранному промыслу. Возможно появление мастера-одиночки Слушают и выполняют задания; Формулируют задачи, которые предстоит решить на уроке Осознанно слушают Под руководством учителя выявляют место затруднения используя метод информационного поиска дополняют ответы Демонстрация остальным учащимся работ вывешенных на доске Участие в беседе Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно фиксируют приобретённые знания. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | ЛУУД: действие смыслообразования. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания, Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста. Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь слушать и слышать (КУУД) Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД) Умение владеть монологической формой речи (КУУД) Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств) Поиск и выделение необходимой информации (ПУУД) Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд) Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные ууд) Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки (РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"
В технологической карте учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...
Блок уроков по теме "Древние образы в современных народных игрушках" для 5 класса
Данный блок уроков позволяет познакомить обучающихся с современной народной игрушкой. Уроки составлены в логической последовательности: от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания обучающихс...
Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"
Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...
Конспект урока и презентация к уроку, по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"
Конспект урока по теме:"Девние образы в современных народных игрушках" 5 класс...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках...