Рабочая программа для кружка "Графика. Живопись"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Рабочая программа для кружка "Графика.Живопись" в средней школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Направленность образовательной программы «Графика. Живопись» - художественно-эстетическая. Она сохраняет задачи и содержание курса обучения основам академического рисунка, станковой живописи и композиции в целом и по каждой области в отдельности, и, в то же время, дает возможность творческого поиска новых тем, заданий, форм и методов работы с учащимися.

Новизна, актуальность  данной программы, а    также ее педагогическая целесообразность заключается в объединении разделов обучения (рисунок, живопись, композиция), расширяет творческий процесс выбором новых техник, материалов, их совмещения, предложения разнообразных тем, отвечающих требованиям современности. У учащихся необходимо воспитать понимание современного искусства и его значения в жизни человека и общества.

Цели программы:

  • Развивающая: познакомить учащихся с основами академического рисунка, станковой живописи и композиции.
  • Обучающая: дать знания последовательности создания рисунка с натуры и по представлению, сформировать навыки работы различными художественными материалами.
  • Профессионально-ориентировочная: ознакомление с профессией, формирование допрофессиональных навыков.

Задачи:

  • дать учащимся знания основ художественной грамотности;
  • отработать навыки работы над рисунком с натуры;
  • сформировать базовые знания законов и средств композиции;
  • обучить возможностям создания собственных изображений, используя живописные и графические средства художественной выразительности;
  • познакомить с правилами построения падающих теней и отражений;
  • рассмотреть возможности работы в различных материалах и техниках;
  • обучить возможностям создания собственных изображений, на основе знания законов и средств композиции;
  • отработать навыки компоновки учебного рисунка, постановки предметов на плоскость и передача объема и пространства через светотень и перспективу;
  • научить вести последовательную работу над рисунком, компоновать, находить цветовое решение, доводить работу до завершенности;
  • дать начальные знания по цветоведению и колористике;
  • познакомить с простейшими правилами построения и анатомией фигуры и головы человека;
  • развить творческий потенциал учащихся посредством использования различных приемов обучения (с натуры, по памяти, по представлению);
  • воспитать способность не только изображать действительность, но и передавать свое отношение к ней, т.е. создавать художественный образ.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в том, чтобы, культивируя тягу подростка к профессионализму исполнения и глубине замысла композиции, сохранить качества, характерные для младшего возраста – свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, увлеченность процессом изображения и умение в самой натуре найти источник выразительности. Кроме того, тематически программа ориентирована на дальнейшее применение полученных знаний и навыков в компьютерной графике и анимации.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 10 до 17 лет.

Сроки реализации программы – четыре года. На освоение полного курса отводится 102 часов.

Материал программы разделен на три блока в соответствии с разделами учебно-тематического плана.

Программа первого года обучения предполагает групповые занятия и рассчитана на 34 часа.

На первом этапе рассматриваются базовые основы рисунка и живописи, происходит начальное знакомство с основными художественными материалами, их свойствами.

Во второй год обучения занятия проходят также с группой учащихся - 34 часа в течение года.

Здесь предполагается углубление полученных знаний, рассматриваются понятия объема, светотени и перспективы, продолжается расширение палитры художественных материалов и техник, а также отрабатываются навыки работы с эскизом.

В течение третьего года обучения групповые занятия также - 34 часа.

Здесь предполагается закрепление и развитие на более сложном уровне знаний и навыков, полученных в предыдущих годах обучения. Особое значение придается развитию навыков самостоятельной работы над заданиями.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В конце первого года обучения дети должны:

  • научиться наблюдать за натурой, передавать конструкцию методом визирования;
  • уметь вести последовательную работу над рисунком, компоновать, находить цветовое решение, доводить работу до завершенности;
  • познакомиться с особенностями работы в различных материалах и техниках;
  • уметь отличать живописные и графические средства художественной выразительности;
  • уметь смешивать краски, различать оттенки цвета по насыщенности и тону;

В конце второго года обучения дети должны:

  • углубить знания особенностей графических и живописных материалов: гуаши, акварели, графитных и простых карандашей, фломастеров, пастели и пр., уметь использовать их в смешанных техниках;
  • создавать собственные изображения, на основе знания законов и средств композиции;
  • грамотно использовать возможности тона, линии, штриха, пятна и цвета;
  • сформировать навыки компоновки учебного рисунка, постановки предметов на плоскость, передавать объем и пространства через светотень и перспективу;
  • свободно владеть начальными знаниями по цветоведению и колористике, создавать живописное работы решение с учетом этих знаний;
  • изучить правила построения и анатомии фигуры и головы человека;

В конце третьего года обучения дети должны:

  • отработать последовательность работы над рисунком с натуры;
  • создавать рисунок по памяти, по представлению на основе эскизного поиска;
  • использовать базовые знания законов и средств композиции в работе над рисунком;
  • знать правила построения и анатомии фигуры и головы человека, уметь изображать ее в движении и разных ракурсах (фас, профиль, со спины и пр.);
  • углубить навыки работы над учебным рисунком, знания о светотени и перспективы;
  • уметь создавать художественный образ героя, убедительно изображать действительность, в которой он находится, выражая свое отношение к происходящему в картине.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки работ учащихся, участие в конкурсных соревнованиях, проектной деятельности, дальнейшее ориентирование на использование полученных знаний в смежных областях художественной сферы.

Учебно-тематический план по годам обучения

Название темы

Кол-во часов

1-й год обучения

Всего

Теория

Практика

1

Инструктаж по т.б. Материалы и инструменты. Проверочные задания.

1

1

2

Рисование с натуры (начальный этап).

3

1

2

3

Знакомство с цветом.

2

1

1

4

Графический язык орнамента.

2

1

           1

5

Возможности создания образа в рисунке.

2

1

1

6

Рельеф.

2

1

1

7

Средства выразительности графической композиции.

2

1

1

8

Упражнение на наблюдательность.

1

1

9

Особенности композиции портрета.

2

1

1

10

Композиция по воспоминанию.

1

1

11

Рисование с натуры.

3

1

2

12

Пропорции фигуры человека и животных.

4

1

3

13

Монотипия – искусство случайной формы.

3

1

2

14

Объемная скульптура.

3

1

           2

15

Пленэр.

3

3

Всего:

34

12

22

Название темы

Кол-во часов

2-й год обучения

Всего

Теория

Практика

1

Инструктаж по т.б. Пленэрные этюды и зарисовки.

2

1

1

2

Линия и штрих.

1

1

3

Скульптурный рельеф.

2

1

1

4

Объем.

1

1

5

Светотень как средство художественной выразительности.

3

1

2

6

Объемно-декоративная работа.

2

2

7

Тестопластика.

3

3

8

Композиция по представлению. Сближенные и контрастные цвета.

2

2

9

Фигура человека.

4

1

3

10

Композиция с элементами автопортрета.

3

3

11

Декоративный рельеф.

3

3

12

Рисунок по памяти.

2

2

13

Знакомство с техникой а-ла-прима.

4

1

3

14

Многофигурная композиция.

4

4

Всего:

34

5

29

Название темы

Кол-во часов

3-й год обучения

Всего

Теория

Практика

1

Инструктаж по т.б. Пленэрные этюды и зарисовки.

8

1

7

2

Фигура человека.

4

1

3

3

Композиция на передачу движения.

3

3

4

Сувенир к Новому году.

4

4

5

Иллюстрация к сказке.

2

2

6

Перспектива.

4

4

7

Повторение темы «Перспектива», законов и правил композиции.

1

1

8

Цвет и линия как изобразительный язык художника.

3

1

2

9

Зачетная работа.

5

5

Всего:

34

4

30

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Система учебных заданий построена на постепенном усложнении заданий. В качестве форм занятий по данной программе предполагаются лекции, беседы, объяснение нового материала, демонстрация примеров работ и методических пособий по рисунку и живописи, комбинированные занятия, состоящие из теории и практики, показ приемов работы различными художественными материалами, практические учебные занятия, пленэрная практика. Кроме того, на занятиях постоянно используются образцы современного русского и мирового искусства, как средство повышения творческой активности и введения детского творчества в русло современной художественной жизни.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

  • Беседа
  • Объяснение материала
  • Показ последовательности и приемов работы
  • Метод демонстрации
  • Комбинированные теоретически-практические занятия
  • Опытно-проекционная деятельность
  • Самостоятельная практическая работа

Необходимые инструменты для реализации программы:

  • Мольберт
  • Карандаши простые разной мягкости
  • Ластик мягкий
  • Карандаши цветные мягкие или акварельные
  • Фломастеры
  • Краски акварельные
  • Краски гуашь
  • Кисти художественные
  • Бумага: ватман формат А2-А3, акварельная А3
  • Цветной картон
  • Клей-карандаш
  • Кнопки
  • Ножницы
  • Клей-карандаш
  • Тушь черная, тонкое перо
  • Гелиевая ручка
  • Масляная пастель или восковые мелки
  • Сухая пастель
  • Пластилин цветной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программ по предмету "Живопись"

Программа    по    предмету   «Живопись»   для  1-5 классов  ДХШ   составлена  в  соответствии  с Федеральным...

Рабочая программа творческого объединения "Живопись"

        Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для обучающихся.  Рисуя, они отражают не только то, что видят вокруг, но и про...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 5-10 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 5-10 классы, 2018-2019 уч.г. г....

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Рабочая программа "РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ С НУЛЯ" (для групп с 14 лет и старше) для студии творческого рисунка и живописи

Автор работы:преподаватель художественного отделенияМАОУДОД «Троицкая детская школа искусств им. М.И. Глинки», Селезнева Л.А.     Москва– 2019 г.Содерж...

Рабочая программа "Живопись" дополнительный курс по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса

Весь мир во всей его красоте, форму предметов и материал, из которого они сделаны, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Представьте, что все цвета исчезли из окружающе...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Живопись"

Аннотация к рабочей программе Название программыАдаптированная дополнительная общеобразовательная...