Программ по предмету "Живопись"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа по предмету «Живопись» для 1-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogramma_po_zhivopisi_i._n._zemlyachenko.docx | 70.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»
село Кочубеевское Ставропольский край
Программа по предмету
«Живопись»
по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»
1-5 класс
2013г.
«Одобрено» Методическим советом МБОУ ДОД ДХШ протокол № 2 от «28» декабря 2012 года |
«Утверждаю» Директор МБОУ ДОД ДХШ
_____________ И. Н. Земляченко (подпись) Приказ № 1 от «09» января 2013 года
|
Разработчик - Земляченко И. Н. преподаватель
МБОУ ДОД «Детская художественная школа»
Рецензент - преподаватель СХУ Менякин Н. А.
Рецензент – преподаватель СХУ Андросов В. Д.
Рецензия на программу
по предмету «Живопись»
Программа по предмету «Живопись» для 1-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Программа интегративна по содержанию, блочно-модульная по способу организации, комплексная по видам деятельности, направлена на формирование и развитие у ребенка способностей, соответствующих возрастным возможностям, потребностям и интересам.
В пояснительной записке рассматриваются цели и задачи курса, раскрыта значимость предмета в системе дополнительного образования, его роль в формировании и развитии творческой личности ребенка; актуальность, отражены прогнозируемые результаты обучения, условия реализации программы.
В программе дано содержание предмета, предметный учебно-тематический план.
Представленная программа позволяет педагогу творчески относиться к преподаванию данной дисциплины, учитывая и развивая индивидуальные способности учащихся.
Программа составлена грамотно, соответствует Федеральным государственным требованиям.
Выпускники, подготовленные по данной программе, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения живописи, четко представляя область дальнейшей своей деятельности.
Рецензент(ы):___________________
Пояснительная записка
Основная цель программы по предмету «Живопись» - формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.
Весь курс живописи в ДХШ включает в себя задания с постепенным усложнением. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения.
Задания первого класса знакомят учащихся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. В первом классе учащиеся постигают способы передачи пространства и объема с помощью цвета.
Во втором классе программа по живописи предполагает закрепление умений и навыков. Учащиеся получают новые знания о цвете, влиянии среды и освещения. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи – при помощи тона и цвета.
В третьем классе учащиеся продолжают знакомство с различными приемами работы живописными материалами, способами изображения. Знакомство с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер.
В четвертом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура в интерьере, натюрморт в интерьере. Задачи работы четвертого класса предусматривают основные задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы и объема предметов, их фактуры; решения пространства, глубины в натюрморте.
В пятом классе учащиеся закрепляют умения и навыки полученные за четыре предыдущих года обучения. Задания по живописи направлены на дальнейшее совершенствование технического мастерства учащихся и создание итоговой живописной работы, а именно тематической многофигурной станковой композиции.
На протяжении всего курса ДХШ учащиеся получают домашние задания, аналогичные классным постановкам.
Формами промежуточной аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого учебного года.
Учебно-тематический план по предмету «Живопись»
Тема занятия | Лекции | Практич. занятия | Общее кол-во часов | Самостоят. работа | |
1 класс | |||||
1 | Вводная беседа. Знакомство с материалами. Краски акварельные, гуашь их свойства. Оборудование живописца. Упражнение. | 1 | 2 | 3 | |
2 | Характеристики цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Понятие о составе сложных цветов путем смешивания. Упражнение. | 3 | 3 | ||
3 | Знакомство с приемами работы акварелью (гуашью). Тонально-цветовые заливки плоскостей. Растяжки одной краски (от темного к светлому, от насыщенного до малонасыщенного). Гуашь - способом добавления белила. Упражнение. | 1 | 2 | 3 | |
4 | Закрепление приемов работы акварелью (гуашью). Лессировки. Оптическое и механическое смешивание цвета. Получение из основных цветов составного цвета | 3 | 3 | ||
5 | Этюд с осенних листьев. Отработка приемов работы акварелью (гуашью). Заливка, лессировка, мазок. Закрепление понятий «основные», «составные цвета». Оттенки одного цвета. | 6 | 6 | ||
6 | Копирование с методического пособия стилизованных животных, птиц, рыб. Закрепление основных приемов работы акварелью (гуашью). Развитие понятий «цветовой тон», «насыщенность светлого цвета». | 6 | 6 | ||
7 | Изображение драпировки без складок в трех плоскостях. Отработка приемов работы акварелью (гуашью). Понятия локального цвета, оттенков цвета в зависимости от пространства и характера освещения. | 1 | 5 | 6 | |
8 | Изображение куба или призмы в конкретной цветовой среде. Цветотональное решение в теплой и холодной гамме окружающего цвета. Понятие «рефлекс» в живописи. Понятие «среда». Изменение цвета в зависимости от фона и освещения. | 9 | 9 | ||
9 | Этюд овощей и фруктов (яблоко, слива, груша и т.д.) на нейтральном фоне. Закрепление навыков практической работы и понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственные и падающие тени в живописи. | 3 | 3 | ||
10 | Этюд с одним простым предметом быта цилиндрической формы (бидон) на светлой цветной драпировке. Лепка формы, цветотональные отношения. Закрепление навыков работы акварелью (гуашью). | 9 | 9 | ||
11 | Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и муляжом овощей или фруктов (банан, груша и т. д.); драпировка яркая по цвету, без складок. Понятие контраста, понятие пространства. Лепка формы. Четкие светотеневые отношения. Умение последовательно вести учебную работу | 1 | 11 | 12 | |
12 | Натюрморт с белым бидоном на нейтральном фоне и тёмной цветной драпировкой (бордовой, темно-зеленой или синей). Изменение локального цвета предмета в зависимости от окружения | 9 | 9 | ||
13 | Натюрморт из 2х предметов (призматической и цилиндрической формы) на контрастном фоне. Четкие тональные отношения. Влияние среды на предмет. Цветовая гармония. | 9 | 9 | ||
14 | Натюрморт с простым предметом (крынка) и овощами в теплой цветовой среде. ¼ листа | 9 | 9 | ||
15 | Натюрморт с этими же предметами в холодной цветовой среде (1/4 листа). Понятие колорита, цветового строя. Закрепление навыков и умений. Методичное ведение работы над натюрмортом. | 9 | 9 | ||
Домашнее задание. В каникулярное время самостоятельное повторение материала, пройденного в течении четверти. | 12 | ||||
Общее кол-во часов: | 4 | 95 | 99 | 12 | |
2 класс | |||||
16 | Этюд овощей и фруктов. Обобщенно вылепить форму (арбуз, дыня, тыква и т.д.) на светлой драпировке. Тональные и цветовые отношения. ¼ листа (акварель, гуашь) | 6 | 6 | ||
17 | Этюд с драпировкой, лежащей в трех плоскостях, и предметом конической формы (кофейник, чайник). Предмет и драпировка - разной тональности, контрастные по цвету. Понятие «цветовая среда». Влияние рефлекса. ¼ листа (акварель, гуашь). | 6 | 6 | ||
18 | Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону (гризайль). Передача объема и пространства тональными средствами. ¼ листа (акварель, гуашь) | 12 | 12 | ||
19 | Натюрморт из 3х предметов (крынка, большое блюдо, овощи или фрукты). Предметы различные по тону, но сближенные по цвету, на ровном светлом фоне. Предметы темные и теплые, фон светлый и холодный. Организованный контраст переднего плана. Передать объем, форму предметов, оси. Метод ведения работы лессировкой. ¼ листа. | 1 | 8 | 9 | |
20 | Натюрморт из 3х светлых предметов на темном фоне. Влияние окружения на предметы, тональная гармония, связь предметов со средой. Колористическая цельность. ¼ листа. | 9 | 9 | ||
21 | Кратковременный этюд с овощем (фруктом) и предметом быта из стекла (лимон – стакан). Умение использовать технические приемы акварели (гуаши). | 6 | 6 | ||
22 | Натюрморт из 2х предметов и предметом из стекла (темный предмет на светлом фоне). Восприятие рефлексов, передача фактуры. Закрепление навыков работы акварелью (гуашью). ¼ листа. | 12 | 12 | ||
23 | Натюрморт в теплой цветовой гамме, при холодном свете. Определение различных тональных и цветовых родственных цветов в натюрморте. Предметы простые по форме и четкие различия фона. Фон нейтральный, светлый. ¼ листа. | 12 | 12 | ||
24 | Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении. Влияние теплого света на цветовые отношения в натюрморте. ¼ листа. | 12 | 12 | ||
25 | Контрольный натюрморт из двух предметов. Ведется с предварительным этюдом. Передать гармонию насыщенного колорита путем рефлексных связей и верных тональных и цветовых отношений. Обобщение умений и знаний, навыков работы акварелью (гуашью). ¼ листа. | 15 | 15 | ||
Домашнее задание. В каникулярное время самостоятельное повторение материала, пройденного в течении четверти. | 12 | ||||
Общее кол-во часов: | 1 | 98 | 99 | 12 | |
3 класс | |||||
26 | Осенний натюрморт (цветы, фрукты). Этюд (акварель, гуашь). Контрастные цветовые отличия. Сочетания цветовые и тональные. Восстановление навыков работы акварелью, гуашью. ¼ листа | 9 | 9 | ||
27 | Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой. Драпировка со складками. Рельефные складки на переднем плане. Решение пространства, влияние среды на цветовое пространство. ¼ листа. | 12 | 12 | ||
28 | Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки с орнаментом или полосками. Умение подчинять детали большой форме. Решение больших цветотональных отношений. ½ листа. (акварель, гуашь) | 9 | 9 | ||
29 | Натюрморт из 3х предметов различной фактуры (дерево, металл, стекло и т.д.) Передать материальность, пространство. ½ листа. | 12 | 12 | ||
30 | Натюрморт из 3х крупных предметов в пространственной среде (тематическая постановка). Строительная тематика, оборудование мастерской и т. д. Освещение как средство выразительности, решение состояния в натюрморте. Пространство и форма. Освещение софитом. ½ листа. | 1 | 14 | 15 | |
31 | Этюд фигуры сидящего человека. Изучение пропорций человека. Решение фигуры силуэтом. Два этюда в разных поворотах – профиль и боковые положения. 1/8 листа, 1/8 листа. | 6 | 6 | ||
32 | Натюрморт в теплой цветовой гамме с предметом искусства. Разнофактурные предметы. Разбор цветовых и тональных отношений, материальность и пространство. ½ листа. | 12 | 12 | ||
33 | Натюрморт из 3х предметов простых по форме и ясных по тону (гризайль). Отработка технических приемов работы гуашью. Лепка формы, светотональный разбор. Решение пространства. ½ листа. | 12 | 12 | ||
34 | Натюрморт с гипсовым орнаментом в холодной гамме. Освещение теплое (софит). Разобраться в цветовых отношениях. Цветовая насыщенность и пространство. ½ листа (акварель, гуашь). | 12 | 12 | ||
Домашнее задание. В каникулярное время самостоятельное повторение материала, пройденного в течение четверти. | 12 | ||||
Общее кол-во часов: | 1 | 98 | 99 | 12 | |
4 класс | |||||
35 | Этюд овощей, фруктов и предметов быта. Передача цветовой гаммы, тональных отношений. ¼ листа. | 6 | 6 | ||
36 | Натюрморт «Дары леса». Контрастные цветовые отношения. Разнообразные фактуры предметов, разнообразные технические приемы. ½ листа. | 12 | 12 | ||
37 | Тематическая постановка с живой фигурой и предварительным этюдом (1-2 часа). Фигура в движении (летние впечатления, могут использоваться работы сделанные на пленэре). Композиционное решение силуэта и среды. ½ листа. (Гуашь, акварель). | 12 | 12 | ||
38 | Натюрморт на сближенные цветовые отношения и тональные отношения. Этюд 1-2 часа. Светлые предметы на нейтральном фоне. Поиск тонких отношений. Работа с формой. ½ листа (гуашь). | 1 | 11 | 12 | |
39 | Натюрморт из темных предметов в среде темных драпировок (с предварительным этюдом. Разобраться в цветовых и тональных отношениях. Передать глубину, форму и освещенность предметов. ½ листа (гуашь). | 12 | 12 | ||
40 | Натюрморт против света из предметов, различных по форме и размеру, в конкретной цветовой гамме, в характерном холодном освещении. Состояние контраста, решение силуэтов в пространственной среде. Решение формы пространства, складок драпировки. ½ листа. | 15 | 15 | ||
41 | Натюрморт из крупных бытовых предметов в интерьере. Связь со станковой композицией. Форма в большом пространстве, решение состояния в натюрморте (освещение, свет как средство выразительности). ½ листа. Гуашь. | 15 | 15 | ||
42 | Живая натура: тематическая постановка в спокойной позе. Решение сложной формы при помощи силуэта а пространстве. Четкие тональные отношения. ½ листа. (Акварель, гуашь). | 15 | 15 | ||
Домашнее задание. В каникулярное время самостоятельное повторение материала, пройденного в течении четверти. | 12 | ||||
Общее кол-во часов: | 1 | 98 | 99 | 12 | |
5 класс | |||||
43 | Этюд фигуры человека. Передача тональных отношений. ¼ листа. Гризайль. Гуашь. | 6 | 6 | ||
44 | Контрастный натюрморт. Контрастные цветовые отношения. Натюрморт из 3х предметов быта, четкие по цвету и форме, драпировка со складками. Предварительный этюд (2 часа). Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые , тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония. ½ листа (акварель, гуашь). | 15 | 15 | ||
45 | Тематическая постановка с живой фигурой и предварительным этюдом (1-2 часа). Фигура в спокойной позе (летние впечатления, могут использоваться работы сделанные на пленэре). Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые , тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония. ½ листа (акварель, гуашь). | 1 | 17 | 18 | |
46 | Тематический натюрморт в интерьере. Предварительный этюд (1-2 часа). Связь со станковой композицией. Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые , тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония. ½ листа (акварель, гуашь). | 15 | 15 | ||
47 | Этюд живой головы модели. Передача тональных отношений. ¼ листа. Гризайль. Гуашь. | 6 | 6 | ||
48 | Этюд живой головы модели. Передача цветовых и тональных отношений, лепка формы цветом. ¼ листа. Гуашь. | 6 | 6 | ||
49 | Натюрморт из 3х предметов быта, четкие по цвету и форме, цветные драпировка с орнаментом и складками. Предварительный этюд (2 часа). Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовы, тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония. ½ листа (акварель, гуашь). | 15 | 15 | ||
50 | Фигура в интерьере. Предварительный этюд (1-2 часа). Связь со станковой композицией. Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые , тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония. ½ листа (акварель, гуашь). | 1 | 18 | 18 | |
Домашнее задание. В каникулярное время самостоятельное повторение материала, пройденного в течение четверти. | 12 | ||||
Общее кол-во часов: | 2 | 97 | 99 | 12 | |
Общее кол-во часов полного курса обучения: | 9 | 486 | 495 | 60 |
Содержание предмета.
1 класс (99 часов)
- Вводная беседа. Знакомство с материалами. Краски акварельные, гуашь их свойства. Оборудование живописца. Упражнение: выполнение заливки или равномерного покрытия поверхности изображения краской по разработанной методической таблице. Силуэтное (или стилизованное) изображение животного, насекомого и т. д.
Часы:3
Цель: изучение возможностей техники акварели или гуаши.
Задачи: выполнение упражнения на отработку приемов работы акварелью или гуашью (заливка, мазок,
лессировка).
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
2. Характеристики цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Понятие о составе
сложных цветов путем смешивания. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность».
Ахроматические и хроматические цвета. Упражнение: выполнение сложения сложного цвета путем
смешивания, цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных цветов по разработанной
методической таблице. Силуэтное (или стилизованное) изображение животного, насекомого и т. д.
Часы:3
Цель: изучение возможностей цвета, его преобразование.
Задача: умение составлять сложные цвета путем смешивания; выполнение упражнений, цветовые
растяжки с переходом от теплых до холодных цветов.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
3. Знакомство с приемами работы акварелью (гуашью). Тонально-цветовые заливки плоскостей. Растяжки
одной краски (от темного к светлому, от насыщенного до малонасыщенного). Гуашь - способом
добавления белила. Упражнение по разработанной методической таблице. Силуэтное (или
стилизованное) изображение животного, насекомого и т. д.
Часы: 3
Цель: изучение и закрепление навыков и умений, закрепление знания возможностей и характеристик
цвета.
Задача: растяжка одной краски – от темного к светлому, от насыщенного до малонасыщенного цвета.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
4. Закрепление приемов работы акварелью (гуашью). Лессировки. Оптическое и механическое смешивание
цвета. Получение из основных цветов составного цвета.
Часы: 3
Цель: использовать возможности акварели (гуаши).
Задача: освоить методы смешивания красок; получить из основных цветов составные.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
5. Этюд с осенних листьев. Отработка приемов работы акварелью (гуашью). Заливка, лессировка, мазок.
Закрепление понятий «основные», «составные цвета». Оттенки одного цвета.
Часы: 6
Цель: использование приемов работы акварелью (гуашью); умение последовательно вести работу.
Задача: основных приемов – заливка, лессировка, мазок; закрепление понятий «основные цвета»,
«составные цвета»; оттенки единого цвета.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
6. Копирование с методического пособия стилизованных животных, птиц, рыб. Закрепление основных
приемов работы акварелью (гуашью).
Часы: 6
Цель: Развитие понятий «цветовой тон», «насыщенность», «светлота».
Задача: последовательное ведение работы; использование палитры, точное решение и нахождение нужного
цвета; закрепление навыков и умений.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
7. Изображение драпировки без складок в трех плоскостях. Отработка приемов работы акварелью (гуашью).
Понятия локального цвета, оттенков цвета в зависимости от пространства и характера освещения.
Часы: 6
Цель: развить представления о локальном цвете, его оттенках; понятия «среда», «пространство».
Задачи: разобраться в явлении взаимодействия видов освещения; влияние освещения на цвет, отработка
приемов акварели, гуаши.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
8. Изображение куба или призмы в конкретной цветовой среде. Цветотональное решение в теплой и
холодной гамме окружающего цвета. Понятие «рефлекс» в живописи. Понятие «среда». Изменение цвета в
зависимости от фона и освещения.
Часы: 9
Цель: изучить влияние цветовой среды на предмет; понятие рефлекса; понятие цветовой среды; понятия
«свет», «тень на предмете», «падающая тень».
Задачи: выполнить два этюда – один в холодной, другой в теплой среде; изменение цвета в зависимости от
фона и освещения: «холодный натюрморт» - освещение теплое, «теплый натюрморт» - освещение
холодное; закрепление навыков работы акварелью или гуашью; методичное, грамотное ведение задания.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
9. Этюд овощей и фруктов (яблоко, слива, груша и т.д.) на нейтральном фоне. Закрепление навыков
практической работы и понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственные и падающие тени в
живописи.
Часы: 3
Цель: лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений.
Задачи: передать характер цветового тона, локального цвета овощей или решение собственной и падающей
тени, рефлекса; закрепление навыков работы акварелью, гуашью.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
10. Этюд с одним простым предметом быта цилиндрической формы (бидон) на светлой цветной драпировке.
Лепка формы, цветотональные отношения. Закрепление навыков работы акварелью (гуашью).
Часы: 9
Цель: лепка формы цветом с учетом светотени; передача объема предмета.
Задачи: выявить четкие тональные и цветовые отношения предметов и фона; формы цветом, решение
силуэта предмета и цветовые полутона; передача пространства контрастами переднего плана.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
11. Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и муляжом овощей или фруктов (банан, груша и
т. д.); драпировка яркая по цвету, без складок. Понятие контраста, понятие пространства. Лепка формы.
Четкие светотеневые отношения. Умение последовательно вести учебную работу.
Часы: 12
Цель: изучить явление светового контраста; решение его с учетом пространственной среды.
Задачи: выявить в процессе работы формы, объема предмета, введение его в среду, разбор тональных
отношений.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
12. Натюрморт с белым бидоном на нейтральном фоне и тёмной цветной драпировкой (бордовой, темно-
зеленой или синей). Изменение локального цвета предмета в зависимости от окружения.
Часы: 9
Цель: понятие контраста; изучение изменения локального цвета предмета в зависимости от окружения.
Задачи: найти связь между предметом и средой через рефлексы и полутона цвета; закрепление навыков
работы акварелью, гуашью.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
13. Натюрморт из 2х предметов (призматической и цилиндрической формы) на контрастном фоне. Четкие
тональные отношения. Влияние среды на предмет. Цветовая гармония.
Часы: 9
Цель: использование в практике теоретических знаний.
Задачи: написать натюрморт с учетом цветовых и тоновых отношений, влияния цветовой среды; выявить
пространство и объем предмета; методически верно вести работу.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
14. Натюрморт с простым предметом (крынка) и овощами в теплой цветовой среде.
Часы: 9
Цель: знакомство с понятием «цветовая гамма»; использование понятия «дополнительные цвета».
Задачи: добиться в натюрморте решения цельности пространства среды и предмета, лепка формы
предмета, решение пространства.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
15. Натюрморт с этими же предметами в холодной цветовой среде (1/4 листа). Понятие колорита, цветового
строя. Закрепление навыков и умений. Методичное ведение работы над натюрмортом.
Часы: 9
Цель: знакомство с понятием «цветовая гамма; использование дополнительных цветов; понятие колорита.
Задачи: правильное методическое ведение; добиться завершенности, работать над формой и объемом
предметов, решить пространство.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
- класс (99 часов)
16. Этюд овощей и фруктов. Обобщенно вылепить форму (арбуз, дыня, тыква и т.д.) на светлой драпировке.
Тональные и цветовые отношения.
Часы: 6
Цель: восстановить навыки и умения работы акварелью, гуашью; вспомнить основные задачи живописи и
основные понятия.
Задачи: обобщенно вылепить форму предметов с учетом различных цветовых отношений.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
17. Этюд с драпировкой, лежащей в трех плоскостях, и предметом конической формы (кофейник, чайник).
Предмет и драпировка - разной тональности, контрастные по цвету.
Часы: 6
Цель: закрепление основных понятий в живописи; наработка более совершенных приемов техники письма
акварелью или гуашью.
Задачи: выполнить задание с учетом передачи объема предметов; выявление пространства и цветовой
гармонии; взаимовлияние цвета.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
18. Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону (гризайль).
Передача объема и пространства тональными средствами.
Часы: 12
Цель: передача тональных отношений.
Задачи: найти конкретные различия тона предметов и драпировки; решение предметов тональными
средствами; передача пространства.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
19. Натюрморт из 3х предметов (крынка, большое блюдо, овощи или фрукты). Предметы различные по тону,
но сближенные по цвету, на ровном светлом фоне. Предметы темные и теплые, фон светлый и холодный.
Организованный контраст переднего плана. Передать объем, форму предметов, оси. Метод ведения работы
лессировкой.
Часы: 9
Цель: изучить различные тонкие цветовые отношения; правильно методически выполнить учебное
задание; выполнение подготовительного этюда.
Задачи: в процессе введения работы использовать метод последовательных этапов, организовывать
контраст переднего плана.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
20. Натюрморт из 3х светлых предметов на темном фоне. Влияние окружения на предметы, тональная
гармония, связь предметов со средой. Колористическая цельность.
Часы: 9
Цель: добиться в задании колористической цельности; передать глубину пространства.
Задачи: через рефлексы и полутона выразить влияние окружения цветовой среды на предметы натюрморта;
использовать метод лессировки; передать глубину пространства.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
21. Кратковременный этюд с овощем (фруктом) и предметом быта из стекла (лимон – стакан). Умение
использовать технические приемы акварели (гуаши).
Часы: 6
Цель: передача материальности предметов.
Задачи: использование технических приемов работы акварелью, гуашью (акварель по сырому и т.д.).
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
22. Натюрморт из 2х предметов и предметом из стекла (темный предмет на светлом фоне). Восприятие
рефлексов, передача фактуры.
Часы: 12
Цель: передача материальности двух предметов.
Задачи: решить возможностями акварели, гуаши различия фактур предметов с учетом влияния среды на
поверхности предметов.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
23. Натюрморт в теплой цветовой гамме, при холодном свете. Определение различных тональных и цветовых
родственных цветов в натюрморте. Предметы простые по форме и четкие различия фона. Фон
нейтральный, светлый.
Часы: 12
Цель: изучить влияние характера освещения в натюрморте; понятие «состояния» в натюрморте.
Задачи: определение различных тональных и цветовых родственных цветов в натюрморте.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
24. Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении. Влияние теплого света на цветовые
отношения в натюрморте.
Часы: 12
Цель: уяснить влияние теплого цвета на цветовые отношения в натюрморте; закрепить в натюрморте
понятие «состояние».
Задачи: решить форму, объем предметов и пространство; определить наличия тональных и цветовых
отношений в натюрморте.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
25. Контрольный натюрморт из двух предметов. Ведется с предварительным этюдом. Передать гармонию
насыщенного колорита путем рефлексных связей и верных тональных и цветовых отношений. Обобщение
умений и знаний, навыков работы акварелью (гуашью).
Часы: 15
Цель: применять знания и умения.
Задачи: выполнить этюд; правильно методически вести работу; разобраться в цветовых и тональных
отношениях; передать гармонию насыщенного колорита путем рефлексных связей; найти верные
тональные и цветовые отношения.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
3 класс (99 часов)
26. Осенний натюрморт (цветы, фрукты). Этюд (акварель, гуашь). Контрастные цветовые отличия. Сочетания
цветовые и тональные. Восстановление навыков работы акварелью, гуашью.
Часы: 9
Цель: восстановить навыки и умения работы акварелью, гуашью; выполнить основные задачи учебной
работы по живописи.
Задачи: добиться сочетания цветовых отношений; введение работы заливкой формы и мазком, уточнение
формы.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
27. Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой. Драпировка со складками. Рельефные складки на переднем
плане. Решение пространства, влияние среды на цветовое пространство.
Часы: 12
Цель: развитие представлений о контрасте, пространственной среде, сочетание цвета.
Задачи: решение пространства, влияние среды (окружающего цвета), освоение лепки формы цветом,
светотеневые отношения; проработка складок переднего плана; методика ведения учебной работы.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
28. Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки с орнаментом или полосками. Умение подчинять
детали большой форме. Решение больших цветотональных отношений.
Часы: 9
Цель: подчинение деталей предмета и рисунка ткани большой форме.
Задачи: решение цветотональных отношений; лепка формы предмета и складок драпировки; решение
орнамента на драпировке по форме складок, с учетом цветотональных отношений.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
29. Натюрморт из 3х предметов различной фактуры (дерево, металл, стекло и т.д.) Передать материальность,
пространство.
Часы: 12
Цель: передать материальность предметов, пространство, разнообразить технические приемы работы
акварелью, гуашью.
Задачи: передать материальность предметов; связь их с цветовой средой, выделить форму предметов;
решить пространство.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
30. Натюрморт из 3х крупных предметов в пространственной среде (тематическая постановка). Строительная
тематика, оборудование мастерской и т. д. Освещение как средство выразительности, решение состояния в
натюрморте. Пространство и форма. Освещение софитом.
Часы: 15
Цель: выразить «состояние» в натюрморте; пространство и форма; цельность решения.
Задачи: определить четкие светотеневые отношения; живописная задача – решение цветовой гаммы с
учетом цвета освещения; обобщение деталей дальних планов, выявление пространства.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
31. Этюд фигуры сидящего человека. Изучение пропорций человека. Решение фигуры силуэтом. Два этюда в
разных поворотах – профиль и боковые положения. 1/8 листа, 1/8 листа.
Часы: 6
Цель: изучение пропорций человека; знакомство с пластической формой; решение силуэта.
Задачи: изобразить сложную форму цветом обобщенно, без детального раскрашивания одежды, деталей
прически и т. д.
Акварель, гуашь, бумага 1/8, 1/8 листа.
32. Натюрморт в теплой цветовой гамме с предметом искусства. Разнофактурные предметы. Разбор цветовых
и тональных отношений, материальность и пространство.
Часы: 12
Цель: научиться выделять композиционный центр; единство цветового строя.
Задачи: средствами контраста и проработки выявить композиционный центр натюрморта; подчинение всех
деталей главному в натюрморте.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
33. Натюрморт из 3х предметов простых по форме и ясных по тону (гризайль). Отработка технических
приемов работы гуашью. Лепка формы, светотональный разбор. Решение пространства.
Часы: 12
Цель: наработка навыков работы гуашью.
Задачи: светотеневой разбор; решение формы, объема предметов; выявление пространства (гуашь).
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
34. Натюрморт с гипсовым орнаментом в холодной гамме. Освещение теплое (софит). Разобраться в цветовых
отношениях. Цветовая насыщенность и пространство.
Часы: 12
Цель: выявление влияния характера освещения на цветовой строй натюрморта, закрепление понятий
«цветовой тон», «дополнительные цвета», «рефлекс».
Задачи: точный цветовой разбор предметов в натюрморте; правильно держать тональные отношения;
выявление объема и характера формы предметов, влияния среды, освещения на гипсовый орнамент;
передача пространства.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
- класс (99 часов)
35. Этюд овощей, фруктов и предметов быта. Передача цветовой гаммы, тональных отношений.
Часы: 6
Цель: восстановление навыков и умений работы акварелью, гуашью, передать основные цветовые
отношения.
Задачи: решать форму, объем предметов, пространственную среду; технические приемы и уточнение
формы мазком.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
36. Натюрморт «Дары леса». Контрастные цветовые отношения. Разнообразные фактуры предметов,
разнообразные технические приемы.
Часы: 12
Цель: использовать разнообразные технические приемы; добиться гармоничных цветовых отношений.
Задачи: композиционное решение, выделение центра композиции натюрморта, лепка формы цветом;
влияние пространства.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
37. Тематическая постановка с живой фигурой и предварительным этюдом (1-2 часа). Фигура в движении
(летние впечатления, могут использоваться работы сделанные на пленэре). Композиционное решение
силуэта и среды.
Часы: 12
Цель: пластическое решение сложной формы в постановке; решение силуэта; связь формы и пространства.
Задачи: изучить основные пропорции фигуры, грамотно её закомпоновать, передать характер её движения;
гармонично решить цветовой контраст, лепка цветом формы.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
38. Натюрморт на сближенные цветовые отношения и тональные отношения. Этюд 1-2 часа. Светлые предметы
на нейтральном фоне. Поиск тонких отношений.
Часы: 12
Цель: научиться разбирать сближенные отношения; нахождение контраста.
Задачи: решение цветового и тонального отношения; лепка формы цветом.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
39. Натюрморт из темных предметов в среде темных драпировок (с предварительным этюдом. Разобраться в
цветовых и тональных отношениях. Передать глубину, форму и освещенность предметов.
Часы: 12
Цель: разобраться в цветовых и тональных отношениях; передать состояние предметов в среде.
Задачи: решение формы, объема предметов в пространственной среде.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
40. Натюрморт против света из предметов, различных по форме и размеру, в конкретной цветовой гамме, в
характерном холодном освещении. Состояние контраста, решение силуэтов в пространственной среде.
Решение формы пространства, складок драпировки.
Часы: 15
Цель: выразить состояние противодействующего света.
Задачи: решить состояние контраста, силуэтов предметов в характерном холодном освещении; контражур;
решение формы, пространства, складок на драпировке.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
41. Натюрморт из крупных бытовых предметов в интерьере. Связь со станковой композицией. Форма в
большом пространстве, решение состояния в натюрморте (освещение, свет как средство выразительности).
Часы: 15
Цель: связь со станковой композицией; выявление центра композиции натюрморта; выразительность
светотональных и цветовых отношений.
Задачи: решение формы, объема предметов, проработка деталей фона, решение пространства;
материальность фактуры предметов.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
42. Живая натура: тематическая постановка в спокойной позе. Решение сложной формы при помощи силуэта а
пространстве. Четкие тональные отношения.
Часы: 15
Цель: решение сложной пластической формы (фигура человека) силуэт, четкие тональные отношения; связь
со станковой композицией.
Задачи: передать состояние в постановке; передать характер движения, пропорции фигуры; цветом решить
пространственную среду и силуэт фигуры.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
- класс (99 часов)
43. Этюд фигуры человека. Передача тональных отношений. ¼ листа. Гризайль. Гуашь.
Часы: 6
Цель: восстановление навыков и умений работы акварелью, гуашью, передать основные цветовые
отношения.
Задачи: решать форму, объем предметов, пространственную среду; технические приемы и уточнение
формы мазком.
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
44. Контрастный натюрморт. Контрастные цветовые отношения. Натюрморт из 3х предметов быта, четкие по
цвету и форме, драпировка со складками. Предварительный этюд (2 часа). Решение всех задач учебной
работы по живописи. Цветовые, тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение
пространства, цельность. Цветовая гармония.
Часы: 15
Цель: решение всех задач учебной работы по живописи.
Задачи: решение цветовых и тональных отношений, лепка формы предметов цветом, решение
пространства, цельность; цветовая гармония.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
45. Тематическая постановка с живой фигурой и предварительным этюдом (1-2 часа). Фигура в спокойной позе
(летние впечатления, могут использоваться работы сделанные на пленэре). Решение всех задач учебной
работы по живописи. Цветовые, тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение
пространства, цельность. Цветовая гармония.
Часы: 18
Цель: решение всех задач учебной работы по живописи.
Задачи: решение цветовых и тональных отношений, лепка формы предметов цветом, решение
пространства, цельность; цветовая гармония.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
46. Тематический натюрморт в интерьере. Предварительный этюд (1-2 часа). Связь со станковой композицией.
Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые, тональные отношения, лепка формы
предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония.
Часы: 15
Цель: связь со станковой композицией, решение всех задач учебной работы по живописи.
Задачи: решение цветовых и тональных отношений, лепка формы предметов цветом, решение
пространства, цельность; цветовая гармония.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
47. Этюд живой головы модели. Передача тональных отношений. ¼ листа. Гризайль.
Часы: 6
Цель: совершенствование технических навыков работы гуашью, передача тональных отношений.
Задачи: светотеневой разбор; решение формы, объема головы (гуашь).
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
48. Этюд живой головы модели. Передача цветовых и тональных отношений, лепка формы цветом.
Часы: 6
Цель: совершенствование технических навыков работы гуашью, передача цветовых и тональных
отношений.
Задачи: светотеневой разбор; решение формы, объема головы, лепка формы цветом (гуашь).
Акварель, гуашь, бумага ¼ листа.
49. Натюрморт из 3х предметов быта, четкие по цвету и форме, цветные драпировка с орнаментом и складками.
Предварительный этюд (2 часа). Решение всех задач учебной работы по живописи. Цветовые, тональные
отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность. Цветовая гармония.
Часы: 15
Цель: выявление уровня подготовки учащегося.
Задачи: применение в учебной работе основных теоретических знаний и практических навыков; цветовые и
тональные отношения – лепка формы цветом, решение фактуры предметов, проработка деталей предметов и
складок на драпировке; пространственное решение; цельность, обобщение цветовая гармония.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
50. Фигура в интерьере. Предварительный этюд (1-2 часа). Связь со станковой композицией. Решение всех
задач учебной работы по живописи. Цветовые , тональные отношения, лепка формы предметов цветом,
решение пространства, цельность. Цветовая гармония.
Часы: 18
Цель: выявление уровня подготовки учащегося.
Задачи: применение в учебной работе основных теоретических знаний и практических навыков; цветовые и
тональные отношения – лепка формы цветом, решение фактуры, цельность, обобщение цветовая гармония.
Акварель, гуашь, бумага ½ листа.
Требования к уровню подготовки выпускников
Выпускники ДХШ должны иметь достаточные знания и умения для выполнения учебной работы, которая соответствует требованиям, предъявляемым к абитуриентам средних специальных художественных заведений. Учащиеся должны успешно, творчески осознано решать живописно-композиционные задачи. Они обязаны показать в работе основные ремесленные стороны искусства – умение смешивать краски (добиваться сложных цветотональных отношений, а также цветов активных, насыщенных) и их сочетать. Должны освоить сложности техники живописи акварелью, гуашью, их разнообразными приемами и возможностями. Грамотно пользоваться художественными материалами. Учащиеся должны уметь решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияния добиваться цельности и единства цветового строя в работе, разбираться в цветовых и тональных отношениях. Передавать форму и освещенность. Свободно, эмоционально передавать ощущения от натуры.
Предполагаемые результаты выполнения программы.
В завершении учебного процесса по данной программе учащиеся должны:
- знать свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знать разнообразных техник;
- знать художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- уметь видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- уметь изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- приобрести навыки в использовании основных техник и материалов;
- приобрести навыки последовательного ведения живописной работы;
Оборудование:
- Мольберты
- Табуреты
- Подиумы
- Компьютер
- Столы
- Натюрмортные столики
- Софиты
- Планшеты
Материалы:
- Бумага разных сортов
- Бумага цветная
- Гуашь, акварель
- Кисти
- Кнопки, скотч
- Карандаши
- Ластик
- Фонд работ учащихся
- Фонд методических пособий, разработок педагогов
- Наглядные пособия
- Альбомы по искусству
- Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа» и т.д.
Список литературы:
- Алексеев С. Элементарный курс цветоведения. М. – Л., 1939.
- Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодарск, 1967.
- Беда Г. Живопись. М., 1977.
- Белютин Э. Начальные сведения о живописи. М., 1955.
- Иогансон Б. О живописи. М., 1960.
- Кальнинг А. Акварельная живопись. М., 1960.
- Лепикаш В. Живопись акварелью. М., 1961.
- Живопись. М., 1933.
- Никифоров Б. Живопись. М.-Л., 1948.
- Порсин Ю. Руководство по работе акварельными красками. Л., 1960.
- Пучков А., Триселев А. Методика работы над натюрмортом. М., 1982.
- Редберг Ф. Как научиться писать акварелью. М., 1936.
- Смирнов Г. Живопись. М., 1975.
- Сокольникоа Н. Основы живописи. Обнинск, 1996.
- Шегаль Г. Колорит в живописи. М., 1957.
- Шаронов В. Свет и цвет. М., 1961.
- О живописи. М., 1959.
- Живопись. М., 1964.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...