Рабочая программа "РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ С НУЛЯ" (для групп с 14 лет и старше) для студии творческого рисунка и живописи
рабочая программа
Автор работы:
преподаватель художественного отделения
МАОУДОД «Троицкая детская школа искусств им. М.И. Глинки»,
Селезнева Л.А.
Москва– 2019 г.
Содержание.
1. Введение.
2. Рисунок.
1. Пояснительная записка к рабочей программе «Рисунок с нуля».
2. Рабочая программа по рисунку
2.2.1. Первый год обучения.
2.2.2. Второй год обучения.
2.2.3. Третий год обучения.
3. Живопись.
1. Пояснительная записка к рабочей программе «Живопись с нуля».
2. Рабочая программа по живописи.
3.2.1. Первый год обучения.
3.2.2. Второй год обучения.
3.2.3. Третий год обучения.
4. Список литературы.
Введение.
Рабочая программа «Рисунок и живопись с нуля» рассчитана на возраст с 14 лет и старше. Для тех, кто хотел бы научиться рисовать, но в связи со сложившимися возрастными особенностями, выпадают из учебной программы художественных школ. Не будет взрослый человек сидеть и рисовать с ребенком 11 лет. А этому взрослому очень хочется научиться рисовать или необходимы навыки для поступления в художественное учебное заведение! Для таких желающих работает группа и разработана программа на 3 года обучения. Кто заканчивают данный курс – получает документ об окончании студии.
Для тех, кто закончил трехлетнюю программу обучения, это шаг в искусство, это возможность научиться рисовать карандашом и тушью, гуашью и акварелью, акрилом на бумаге, холсте, ткани т.д.
Восприятие и отображение мира – захватывающее приключение и самое замечательное переживание!
На занятиях применяются классические программы и методики по обучению рисованию и овладению различными навыками и техниками.
На уроках рисунка они узнают, как правильно держать карандаш, изучат основы рисунка, основные графические приемы, научатся «ставить предметы на плоскость», реалистично передавать их размеры, объем и перспективу.
За период обучения научатся рисовать с натуры, простым карандашом и пером, работать другими графическими материалами, рисовать всё, от простых гипсовых форм, до натюрморта и пейзажа! Программа построена от простого к сложному.
На уроках живописи овладевают различными техниками письма и начнут различать, как работать красками: гуашью, акварелью, акрилом на различной бумаге.
В конце каждого занятия по курсу рисунка и живописи будет виден результат - своя работа, наполненная индивидуальностью и очень сильно отличающаяся от работ других рисующих.
Занятия в группах рисунка и живописи - это гармоничное развитие художественных способностей стороны личности и творческая самореализация.
Уроки рисунка и живописи являются компромиссным вариантом между художественными курсами, с подходом строгого академизма, и курсами рисунка и живописи с развитием «креативных» способностей.
Пояснительная записка к программе «Рисунок с нуля»
Рисунок – один из основных предметов в обучающем комплексе по изобразительной грамоте. Искусство рисунка раскрывает перед учащимися принципы построения реалистического изображения на плоскости, дает знания и навыки, являющиеся фундаментом для освоения других дисциплин (живопись, композиция, ДПИ), и служит базой для самостоятельной творческой работы. В конце каждого полугодия проводится просмотр работ.
Цели и задачи курса:
- формирование у учащихся знаний конструктивного построения,
- изучение натуры и развитие культуры в передаче трехмерного изображения на плоскости листа,
- приобретение практических навыков в передаче формы, объема и пространства графическими средствами,
- освоение графического языка рисунка,
- интенсивное развитие у учащихся зрительной памяти и глазомера.
Необходимость данной программы вызвана тем, что без знания основ рисунка невозможно представить творческую деятельность желающего научиться рисовать, а возможно в будущем и художника, дизайнера, архитектора. Эти профессии являются неотъемлемой частью культурной жизни общества и становятся наиболее популярными и востребованными среди современной молодёжи.
Чередование учебного рисунка с творческими заданиями, предусмотренными программой, позволяет учащимся на основе анализа действительности самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, привлекая широкий диапазон графических средств.
Весь курс рисунка рассчитан на 3 года обучения и строится на системе поэтапных заданий в порядке постепенного усложнения с учетом возрастных особенностей учащихся. Кроме того, задания, рассчитанные на длительный срок, сменяются краткосрочными и дополняются рисунками по памяти и по представлению. Поэтому важным звеном являются домашние задания, позволяющие закрепить пройденный материал.
В связи с индивидуальными особенностями обучающихся усвоение материала может идти неравномерно, поэтому преподаватель варьирует задачи постановок, не отклоняясь при этом от основных целей курса.
За период обучения у учащихся формируется понятие о рисунке как основе изображения. Они получают первоначальные знания о композиционном размещении изображения в заданном формате; приобретают навыки передачи пропорций, характера предметов; анализируют конструкции несложных предметов на основе понятия симметрии, учатся владеть штрихом для передачи тональных отношений; знакомятся с понятием наглядной перспективы и изучают основы перспективного построения простейших геометрических тел и их сочетаний.
В течение первого года учащиеся осваивают последовательное ведение длительной работы. Задания выполняются с учетом закрепления знаний, полученных в подготовительном классе. Совершенствуются и углубляются навыки конструктивного анализа натуры и техники моделирования формы предметов светотенью. Особое значение придается предварительным зарисовкам при выполнении длительных постановок с учетом перспективных сокращений. Возрастает роль композиции в рисунке. Учащиеся используют формат как средство создания художественного образа. Графическими средствами исследуется более широкий круг изображаемых объектов: люди, животные, предметы быта и интерьер.
В конце первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:
- ключевые слова (“форма”, “пропорции”, “симметрия”, “светотень”, “конструкция формы”, “тональные отношения”),
- выразительные средства рисунка – линия, штрих, пятно,
- элементарные правила линейной и воздушной перспективы:
- правила работы за мольбертом,
- ключевые слова: “композиция в рисунке”, “движение формы”, “опорные точки”, “фактура”, “гребень формы”,
- этапы компоновки фигуры в рисунке,
- назначение видоискателя,
- назначение предварительных композиционных зарисовок,
- точка зрения относительно натуры и формат – это средство создания художественного образа в рисунке;
б) уметь:
- правильно выбирать место относительно натуры,
- располагать лист по отношению к глазу рисующего,
- выбирать формат с учетом характера постановки или особенностей задания;
- композиционно располагать изображение на листе,
- “считывать” общий силуэт изображения,
- передавать в рисунке пропорции и симметричность формы с помощью измерений пропорциональных отношений натуры и использовать в работе вспомогательные построения,
- применять в рисунке правила линейной и воздушной перспективы,
- выявлять объем простых форм с помощью светотени,
- анализировать конструкцию простых форм,
- передавать тональные отношения натуры,
- последовательно вести работу,
- на основе натуры находить выразительный ассоциативный образ,
- пользоваться видоискателем при выборе точки зрения и формата,
- использовать предварительные композиционные зарисовки в работе над рисунком,
- передавать в рисунке конструкцию формы, владеть линией,
- владеть первоначальными навыками передачи пропорций и характера,
- выявлять в рисунке фактуру изображаемых предметов.
2 год обучения.
После окончания 1 года обучения учащиеся сдают зачёт. Учащиеся обучаются цельно воспринимать и воспроизводить форму в рисунке, выявлять пространство с помощью световоздушной перспективы, конструктивно изображать сложную форму. В программу по рисунку включается изучение складок драпировки, рисование гипсовых архитектурных деталей (построение и светотеневая моделировка). Продолжается изучение пропорций и способы изображения. Здесь следует обращать особое внимание на умение “поставить” фигуру на плоскость. Даются первоначальные навыки построения формы головы человека. Учебные задания чередуются с творческими. Учащиеся должны уметь, основываясь на реальном объекте, создать при помощи графических средств и материалов художественный образ. При этом важна роль композиционных поисков в предварительных зарисовках.
В конце второго года обучения учащиеся должны:
а) знать:
- ключевые слова: “цельность формы”, “образное решение”,
- способы выявления пространственного положения объемной формы в рисунке;
б) уметь:
- выбирать объект изображения с учетом выразительности и содержательности рисунка,
- цельно воспринимать и воспроизводить форму в рисунке,
- владеть навыками линейно-конструктивного построения формы с учетом перспективного сокращения,
- анализировать и моделировать образующими сложную форму,
- передавать графическими средствами фактурные свойства предметов,
- выявлять глубину пространства в рисунке с помощью средств линейной и световоздушной перспективы,
- передавать пропорции предмета с учетом направления основных осей,
- передавать пропорции и характер элементов головы человека.
3 год обучения.
Последний год обучения систематизирует и углубляет полученные знания в предыдущих классах. Особое внимание отводится образному восприятию натуры и грамотному использованию графических средств для воплощения замысла. Продолжается работа над натюрмортами. Возрастает роль композиции, детализации изображаемых предметов, усиливается точность передачи силуэта и формы, усложняется решение внутренних соотношений в рисунке между предметами и средой, разными пространственными планами. Совершенствуются навыки построения и моделирования головы человека. Продолжается изучение пропорций человеческой фигуры и пластики человека в движении.
В конце третьего года обучения учащиеся должны:
а) знать:
- главное и второстепенное в рисунке, “настроение” и художественный образ в рисунке,
б) уметь:
- самостоятельно определять элементы прекрасного в предметах и явлениях действительности,
- передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к предметам и явлениям окружающего мира,
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы, натюрморты, фигуру человека, животных, птиц,
- точно передавать пропорции, конструкцию, пространственное положение, тональные отношения, перспективные сокращения формы изображаемых предметов в рисунках с натуры и на темы,
- применять различные средства выразительности (законченность композиции, контрасты, светотень, насыщенность тона), композиционно решать лист,
- сознательно пользоваться приемами линейной и воздушной перспективы,
- “ставить” предметы на плоскость,
- моделировать форму сложных предметов тоном,
- последовательно вести длительную постановку,
- передавать пространство средствами светотени,
- передавать материал и фактуру предмета,
- выявлять главное и второстепенное в рисунке,
- уметь обобщать (работать от общего к частному и от частного к общему),
- владеть линией, штрихом, пятном, иметь навыки линейного и живописного рисунка;
в набросках:
- выявлять самое характерное,
- рисовать по памяти несложные предметы в разных положениях,
- выразительно решать постановки, стараясь передать их эмоциональное состояние.
Срок реализации данной программы
При реализации программы «Рисунок с нуля» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
| |||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
Аудиторные занятия | 34 | 36 | 34 | 36 | 34 | 36 | 210 |
Самостоятельная работа | 17 | 18 | 17 | 18 | 17 | 18 | 105 |
Максимальная учебная нагрузка | 51 | 54 | 51 | 54 | 51 | 54 | 315 |
Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям | зачёт | зачёт | зачёт | зачёт | зачёт | зачёт |
|
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
· 1-3 годы обучения – по 2 часа в неделю;
самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
· 1-3 годы обучения - 1 час в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Графика» при 3-летнем сроке обучения составляет 315 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Поурочное планирование по рисунку не публикуется так как данная часть программы является собственностью автора.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного в виде проверки самостоятельной работы учащегося, обсуждения этапов работы, корректировки деятельности учащихся и проходит в конце каждого занятия.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде зачета - просмотра по окончании каждого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Формы аттестации:
· зачет – просмотр (проводится в счет аудиторного времени) в конце года (полугодия).
Пояснительная записка «Живопись с нуля»
Программа по живописи является ключевым разделом художественного образования. Занятия живописью помогают человеку почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают духовно, развивают художественный вкус. Без изучения ее законов невозможно освоение различных видов изобразительного искусства.
Курс построен по единому принципу дисциплин детских художественных школ и тесно связан с заданиями других предметов (рисунок, композиция, история искусств и т.д.) и включает в себя овладение учащимися теоретическими и практическими знаниями по цветоведению и выполнение творческих заданий.
В основу курса положены материалы, исследованные ранее в других программах и теоретических трудах по живописи. Программа рассчитана на три года, выстроена логически, с возрастающей степенью сложности и с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Помимо часов, указанных в программе, преподаватель дает короткие задания на дом, позволяющие закрепить материал. В конце каждого полугодия проводится просмотр работ. Итогом ежегодной работы по живописи является контрольная постановка.
Цели курса:
- развитие восприятия цвета с помощью наблюдения красоты цветовых отношений в природе,
- овладение определенными эталонами цвета, формирование у учащихся цветовой культуры, основанной на изобразительном культурном наследии прошлого,
Задачи курса:
- приобретение и систематизация знаний и навыков по живописи для создания самостоятельных живописных произведений,
- пользуясь живописными средствами, научить учащихся составлять целостную цветовую гамму, “лепить” форму цвето - тоновыми отношениями, овладевая техническими приемами акварельной живописи, гуаши и основами цветоведения.
1-ый год обучения.
В подготовительном классе учащиеся осваивают способы передачи цветом объема и пространственной среды. Формируются начальные знания и навыки в области света. Развивается точность живописного и эмоционального восприятия у детей. Происходит знакомство со свойствами живописных материалов и их техническими возможностями (гуашь, акварель). Учащимися постигаются первоначальные знания основ цветоведения и умение применять их в практической работе. В первом классе предполагаются несложные постановки с предметами геометрической формы. А так же закрепление навыков о цвете и изучение новых способов выявления пространственных отношений в живописных произведениях; углубление представления о колорите; освоение навыков в технике акварельной живописи. Особое значение приобретает колористическая цельность в решении постановки с учетом понятий “холодной” и “теплой” гаммы, а также предполагается более тщательное исследование пластики формы с помощью рефлексов и выявление при этом фактуры предмета.
Учащиеся после 1-го года обучения должны:
а) знать:
- начальные представления о технических возможностях материалов,
- ключевые слова “цветовая гармония”, “холодные и теплые цвета”, “основные и дополнительные цвета”, “сближенные цвета”, “локальный цвет”, “контраст”,
- главные выразительные средства живописи: свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс и т.д.
- ключевые слова: “цветовая гамма”, “тон”, “рефлекс”, “светлотность”,
- способы акварельной техники: “лессировки”, “заливки”, “а ля прима”,
- средства воздушной перспективы, необходимые для выявления пространственных отношений в живописных произведениях,
- средства выявления фактуры с помощью цвета,
б) уметь:
- работать за мольбертом,
- пользовать палитрой,
- добиваться получения конкретного цвета путем смешения других цветов,
- компоновать изображения на листе с учетом цветовых масс,
- видеть большими цветовыми отношениями,
- чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности,
- вести последовательно работу над натюрмортом,
- создавать гармоническое целостное сочетание цветовых оттенков в живописной работе,
- выявлять пространственное расположение предметов в живописной работе с помощью цвето - тоновых отношений,
- проявлять цветом и тоном форму и фактуру предметов,
- выполнять предварительные колористические поиски к живописным этюдам,
- более длительно работать над постановкой.
2ой год обучения.
После второго года обучения учащиеся должны:
Закрепляются и углубляются живописные навыки. Усложняются постановки, а также форма предметов и складок в натюрмортах. Большее значение придается композиционной организации листа, выявлению пространства постановки, четкой конструкции предметов, понятию тональности, умению последовательно вести длительную работу. Продолжается изучение “тональных” и “тепло-холодных” отношений. Длительные постановки чередуются с короткими этюдами; вводятся задания, целью которых является создание ассоциативного образа на основе натуры.
После второго года обучения учащиеся должны:
а) знать:
- ключевые слова: “тональность”, “холодная цветовая гамма”, “теплая цветовая гамма”, “контраст”, “доминанта”,
б) уметь:
- композиционно организовывать лист с учетом цветовых масс,
- создавать цельную цветовую гамму,
- более тщательно выполнять подготовительный рисунок,
- последовательно насыщая цветом, выявлять форму и фактуру предметов,
- уметь выявлять главное в постановке,
- выявлять глубину пространства в живописных произведениях с помощью средств световоздушной перспективы,
- владеть цветом для создания эмоционально-ассоциативного образа.
3 год обучения.
Этот год является завершающим обучение по программе “живопись”. Закрепляются все навыки. Учащиеся продолжают работать над натюрмортом, но с более высоким требованием к их исполнению, а также изучают цветом и тоном более сложные объекты (фигуру, интерьер с элементами пейзажа), реализуя понятие “творческий замысел”. В третьем классе учащимися отслеживается ритмическое построение цветовой плоскости листа. Формируется представление о важности “касаний” и штриха в живописных решениях, уделяется внимание цветности теней. В результате этого они должны продемонстрировать свободное владение материалом.
После третьего года обучения учащиеся должны:
а) знать:
- ключевые слова: “творческий замысел”, “состояние”, “списывание контуров”, “касание”, “валеры”, “главное и второстепенное”,
- основные законы цветоведения и способы использования их на практике.
б) уметь:
- найти самостоятельно задачи в поставленном натюрморте,
- создать цельную цветовую гамму,
- ритмически выставить цветовую плоскость,
- одновременно цветом и тоном “лепить” форму предметов,
- выявлять главное, подчиняя ему второстепенное,
- цельно вести всю работу, применяя законы цветоведения,
- прорабатывать детали, обобщать, длительно вести постановку и заканчивать ее в определенные сроки,
- владеть валерным мазком,
- демонстрировать определенный уровень живописной культуры и технических навыков,
- создавать выразительный образ с помощью композиционных и живописных средств,
- выполнять работу по впечатлению, создавая эмоционально-ассоциативный образ.
Срок реализации данной программы
При реализации программы «Живопись с нуля» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
| |||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
Аудиторные занятия | 34 | 36 | 34 | 36 | 34 | 36 | 210 |
Самостоятельная работа | 17 | 18 | 17 | 18 | 17 | 18 | 105 |
Максимальная учебная нагрузка | 51 | 54 | 51 | 54 | 51 | 54 | 315 |
Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям | зачёт | зачёт | зачёт | зачёт | зачёт | зачёт |
|
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
· 1-3 годы обучения – по 2 часа в неделю;
самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
· 1-3 годы обучения - 1 час в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Живопись с нуля» при 3-летнем сроке обучения составляет 315 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Поурочное планирование по живописи не публикуется так как данная часть программы является собственностью автора.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного в виде проверки самостоятельной работы учащегося, обсуждения этапов работы, корректировки деятельности учащихся и проходит в конце каждого занятия.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде зачета - просмотра по окончании каждого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Формы аттестации:
· зачет – просмотр (проводится в счет аудиторного времени) в конце года (полугодия).
3. Список литературы.
1. Джин Фрэнкс. Рисунок карандашом –М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2010, 64 с.
2. Школа рисунка карандашом. Натюрморт, пейзаж, портрет. В. Сенин, О. Коваль. Харьков: Издательство: Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2010 , 112 с.
3. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. М.: Издательство: Эксмо, 2013, 408 с.
4. Паранюшкин Р.В. Техника рисунка. Издательство: Феникс, 2011, 192 с.
5. Шашков Ю.П. Живопись и её средства. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Академический проект, 2011, 128 с.
Интернет- ресурсы.
1. http://www.bibliotekar.ru - дата обращения 26.08. 2017г.
2. http://jivopis.ru/ -дата обращения 26.08. 2017г.
3. http://www.museum-online.ru/ -дата обращения 26.08. 2017г.
4. http://jivopis.ru/ -дата обращения 26.08. 2017г.
5. http://www.bibliotekar.ru -дата обращения 26.08. 2017г.
6. http://jivopis.ru/ -дата обращения 26.08. 2017г.
7. http://dic.academic.ru -дата обращения 26.08. 2017г.
8. http://www.art- drawing.ru/ -дата обращения 26.08. 2017г.
9. http://www.tretyakovgallery.ru/- Государственная Третьяковская галерея.- дата обращения 26.08. 2017г.
10. http://lyssak.com/- Салон галерея "Голубая Гостиная".- дата обращения 26.08. 2017г.
11. http://vesnart.ru/ - Портал по изобразительному искусству. -дата обращения 26.08. 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 "Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи".
Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 072608.03 художник роспис...
Методическая разработка устного журнала для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «Белые журавлики – памяти кораблики»
Методическая разработка устного журнала для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «Белые журавлики – памяти кораблики» посвящается празднику День белых журавлей. Цель мероп...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «ССОРИТЬСЯ НЕ БУДЕМ»
Конспект занятия по теме "Ссориться не будем" подготовлен для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" . Цель занятия: формирование представления детей о дружбе и друге. Зад...
Программа элективного курса по литературе для старших классов "Портрет в литературе и живописи"
Элективный курс по литературе "Портрет в литературе и живописи" для старших классов школы даёт возможность глубокого проникновения в текст произведения, сравнения текста и художественн...
программа для студии творческих инициатив "Страна чудес"
Рабочая программа, разработанная специально для детей от 12 до 18 лет...
Рабочая программа группы № 8 "Дружная семейка" (старшая группа) на 2019-2020 учебный год
Содержание образовательной работы в старшей группе № 8 "Дружная семейка" на 2019-2020 учебный год...
«Особенности работы с группой 1-го года обучения в студии электроакустической музыки «АккСи+»
Опыт работы с группой 1-го года обучения в студии «АккСи+» и формированию детского коллектива в системе дополнительного образования....