Рабочая программа творческого объединения "Живопись"
рабочая программа на тему
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для обучающихся. Рисуя, они отражают не только то, что видят вокруг, но и проявляют собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес обучающихся к творчеству.
Программа реализуется с 2007 года. Основное назначение – развитие творческой личности ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор. Данная программа является ступенькой в воспитании нравственно здорового отношения природе, к человеческому обществу и окружающему миру в целом через изобразительное искусство. Она направлена на развитие у обучающихся любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии обучающегося с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам - как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhivopis.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
«УТВЕРЖДАЮ»:
ДИРЕКТОР МКУДО
«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»
____________Антонова Ю.А.
«___»_______________2015 г.
РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДЕНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
«____»____________2015 г.
ЗАСЕДАНИЕ №___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЖИВОПИСЬ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: ДВА ГОДА
УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 10-12 ЛЕТ
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАПУСТНИКОВА ГУЛЬНАРА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Г. КИРЕЕВСК, 2007 ГОД
Пояснительная записка
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для обучающихся. Рисуя, они отражают не только то, что видят вокруг, но и проявляют собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес обучающихся к творчеству.
Программа реализуется с 2007 года. Основное назначение – развитие творческой личности ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор. Данная программа является ступенькой в воспитании нравственно здорового отношения природе, к человеческому обществу и окружающему миру в целом через изобразительное искусство. Она направлена на развитие у обучающихся любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии обучающегося с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам - как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития обучающегося.
Актуальность программы
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется воспитание умения думать раньше, чем действовать, иметь своё мнение, свой взгляд, поэтому каждое моё занятие построено на уважении выбора, решения и позиции каждого ребёнка. Актуальность программы обуславливается необходимостью помочь обучающемуся раскрыть наиболее полно творческие способности, заложенные в нем с рождения, поддержать стремление узнать мир в разных его проявлениях. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в творчестве, поддерживает своеобразие его стиля, стимулирует познавательную активность.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному направлению, а включает в себя различные виды деятельности: живопись, рисование декоративное и рисование с использованием нетрадиционных техник, лепка из пластилина, глины, теста, что является универсальным образовательным средством, способствующим развитию творческих способностей детей, познанием свойств различных материалов, овладением способами практических действий, проявлению чувства прекрасного и бережного отношения к окружающему миру. Программа носит познавательный характер, учит различать жанры живописи; знакомит со скульптурой малых форм, скульптурным портретом, с понятиями: барельеф, горельеф, контррельеф; народными декоративно-прикладными искусством
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются на уроках. В рамках занятий обучающиеся не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия урока не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через
ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и обучающихся при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех обучающихся, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Новизна данной программы в первую очередь это
- опора на субъективный опыт ребёнка. Сообщать детям знания в строгой логической последовательности, опираться на интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым дошкольником.
- В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребёнка, но и обратный процесс. Ребёнок имеет возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, лично-значимый для него, они просто безоговорочно принимают всё что сообщает педагог.
- Важно продумывать какой материал сообщать детям, и как он будет перекликаться с их личным опытом.
- Профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию обучающегося.
На своих занятиях активно использую метод проекта
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы (технологию), которая должна завершится реальным практическим результатом, оформленным и представленным. Использование проектов на занятиях ИЗО ведет к более углубленному погружению в тему, к более детальному изучению проблемы. Занятия получаются интересными, творческими, интегрированными и итог это выполнение коллективных работ в мини группах до 2, 3 человек в одной работе, так же выполнение одной работы, где используется работа каждого ребенка.
А так же подбором индивидуальных заданий для леворуких и детей неправильно
держащих карандаш.
Цель – формирование художественно-творческих способностей у детей через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных явлений и предметов;
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и обучить детей владению техническими приемами работы с разнообразными художественными материалами;
- познакомить с цветовой палитрой. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
- сформировать основу теоретических знаний на правилах рисования, умения работать разными художественными материалами;
- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- формировать знания, умения и навыки по изобразительному и декоративно- прикладному искусству;
- познакомить с материалами и инструментами ИЗО и ДПИ;
- обучать умению осуществлять свой замысел, выразительно передавать в работе главную мысль;
- обучать умению сочетать в одной работе различные техники;
- сформировать начальные знания о композиции.
Развивающие:
- развивать необходимые для знаний личностные качества: память, наблюдательность, умение концентрировать внимание, умение ориентироваться на листе;
- развитие сенсорного восприятия (мелкой моторики);
- развитие зрительного восприятия;
- развитие умения изображать несколько предметов, объединенных общим содержанием;
- развивать навыки работы с различными материалами (карандаши, мелки восковые, гуашь, акварель, тушь и т. д.);
- развивать умение различать цвета и оттенки;
- развивать и формировать творческие способности и задатки.
Воспитательные:
- адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность;
- воспитывать вкус, аккуратность при выполнении работы;
- воспитывать умение ценить красоту;
- воспитывать любовь и уважение к окружающему миру и к ИЗО и ДПИ;
- воспитание творческой активности, духовно-нравственной целостности ребенка;
- сформировать умения применять приобретенные знания в жизни;
- заложить основы гармонично - развитой личности ребенка;
- привить любовь к прекрасному;
- воспитание культуры общения и соблюдения правил поведения в социуме.
Условия реализации программы
Возраст детей 10-12 лет. Учебная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста без специального отбора. Исходный опыт не предусматривается.
Программа может быть реализована на базе Липковской СОШ №1 и рассчитана на 2 года обучения.
В 2015-2016 учебном году (второй год обучения) внесены изменения, а именно в разделе тем «Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия» увеличится количество часов (вместо 20 часов - 22 часа). Изучение темы «Цветы весны. Изобразительные свойства акварели» сократилось на 2 часа.
Режим занятий
Учебные группы состоят до 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Кабинет для занятий, который должен отвечать всем санитарным нормам.
2. Магнитная доска.
3. Материал:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролон;
• трубочки коктельные;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти.
Мониторинг образовательного процесса
Для отслеживания результативности применяются следующие формы контроля:
- входящий контроль – в начале каждого года обучения;
- текущий контроль – после первого полугодия;
- промежуточный контроль – в конце каждого года обучения в виде творческого самостоятельного рисования и организации выставки.
Кроме того используются следующие методы подведения итогов: контрольные задания, отчетная выставка, устный опрос.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено использование следующих видов деятельности:
- рисование – одно из любимых занятий, дающее большой простор для проявления их творческой активности;
- лепка – разновидностью скульптуры, своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения;
- аппликация – дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают;
- конструирование – это вид деятельности больше других связан с игрой.
Главным в своей работе считаю:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
- создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе на занятиях;
- стимулирование детей к собственным высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценивать деятельность ребёнка не только по конечному результату, но и по процессу достижения его рациональных ответов;
- создание на занятиях специальных педагогических ситуаций общения, позволяющих проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность, делать открытия.
Методическое обеспечение
Отбор содержания образовательной программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированной модели и базируется на следующих принципах:
- включение в учебный процесс жизненного опыта ребёнка, опора на него в обучении, помощь в «присоединении» нового знания к прежнему знанию и опыту, обеспечение каждому ребёнку возможности понимания изучаемого материала;
- исключение перегрузки детей информацией, её непротиворечивость;
- обеспечение положительного эмоционального состояния воспитанников;
- достижение интеллектуального комфорта на занятиях, обеспечиваемое сменой деятельности;
- применение дифференцированного подхода к каждому воспитаннику (ориентирование на индивидуальные особенности и темпы развития детей);
- принцип целостного представления об окружающем мире – каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип гуманизации воспитательного пространства – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса.
- построение программного материала от простого к сложному.
Прогнозируемые результаты
Обучаемые первого года обучения
Должны знать:
- названия основных и составных цветов;
-понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Обучаемые второго года обучения
Должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
- основы графики;
- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- проявлять творчество в создании работ.
Ожидаемые результаты освоения программы
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Программа
Первый год обучения
Разделы программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Радужный мир | 124 |
2. | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. Конкурсы, фестивали | 20 |
Итого: | 144 |
Тематическая разработка занятий
(Первый год обучения)
Радужный мир
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Календарно-тематический план первого года обучения
№ | Дата | Тема | Кол часов |
1. | «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) | 2 | |
2. | «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. | 2 | |
3. | Основные цвета.
| 2 | |
4 | Смешение красок. Радуга. | 2 | |
5. | «Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. | 2 | |
6 | «Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. | 2 | |
7 | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. | 2 | |
8 | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. | 2 | |
9. | «Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. | 2 | |
10 | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. | 2 | |
11. | «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. | 2 | |
12 | Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. | 2 | |
13 | «Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. | 2 | |
14 | Изображение дерева с натуры. | 2 | |
15 | Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | 2 | |
16 | «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. | 2 | |
17 | «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. | 2 | |
18 | «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. | 2 | |
19 | «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. | 2 | |
20. | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 2 | |
21. | «Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. | 2 | |
22 | «Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. | 2 | |
23. | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. | 2 | |
24 | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. | 2 | |
25 | Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | 2 | |
26 | Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | 2 | |
27. | Рисуем дерево тампованием. | 2 | |
28 | Рисуем дерево тампованием. | 2 | |
29 | Создание работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | 2 | |
30 | Создание работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | 2 | |
31. | «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. | 2 | |
32 | «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. | 2 | |
33 | Изобразительные свойства гуаши. | 2 | |
34 | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. | 2 | |
35. | «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. | 2 | |
36 | «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. | 2 | |
37. | Контраст тёплых и холодных цветов. | 2 | |
38 | «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. | 2 | |
39. | «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. | 2 | |
40. | Орнаментальная композиция. | 2 | |
41. | «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. | 2 | |
42 | Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. | 2 | |
43. | «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. | 2 | |
44 | Творческая работа. Свободный выбор материала. | 2 | |
45. | «Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. | 2 | |
46 | Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). | 2 | |
47. | «Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. | 2 | |
48 | Отработка приёма – волнистые линии. | 2 | |
49 | Закрепление навыка – примакивание кистью. | 2 | |
50 | Беседа с показом иллюстративного и природного материала. | 2 | |
51 | «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. | 2 | |
52 | «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. | 2 | |
53 | Основные цвета. Рисуем и играем. | 2 | |
54 | «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. | 2 | |
55 | «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. | 2 | |
56 | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. | 2 | |
57 | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. | 2 | |
58 | Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. | 2 | |
59-60 | «Моя мама». Творческая работа. | 4 | |
61 | «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. | 2 | |
62 | «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. | 2 | |
63 | «Цветы и травы». Ритм пятен и линий. | 2 | |
64 | «Цветы и бабочки». Декоративное рисование. | 2 | |
65-66 | Композиция в круге. Гуашь. Свойства гуаши. | 4 | |
67 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация». | 2 | |
68 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 2 | |
69-70 | Переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | 4 | |
71 | Заключительное занятие. | 2 | |
72 | Выставка работ, награждение активных кружковцев | 2 |
Второй год обучения
Разделы программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Основы художественной грамоты. | 122 |
3. | Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия. | 22 |
Итого: | 144 |
Тематическая разработка занятий
(Второй год обучения)
Основы художественной грамоты.
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Календарно-тематический план
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | 2 | |
2-3 | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. | 4 | |
4-5 | Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 4 | |
6-7 | Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». | 4 | |
8-9 | Натюрморт из трёх предметов. Одноцветная акварель – «гризайль». | 4 | |
10-11 | Натюрморт из трёх предметов. Тоновая растяжка. | 4 | |
12-13 | Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. | 4 | |
14-15 | Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | 4 | |
16-17 | Холодные цвета. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | 4 | |
18-19 | Стихия – вода. Рисование по методу ассоциаций. | 4 | |
20-21 | Теплые цвета. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | 4 | |
22-23 | Теплые цвета. Стихия - огонь. | 4 | |
24-25 | Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Изобразительные свойства карандаша. | 4 | |
26-27 | «Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. | 4 | |
28-29 | «Осенние листья». Линия, штрих, тон, точка. | 4 | |
30-31 | Природная форма – лист. Эскиз. | 4 | |
32-33 | Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. | 4 | |
34-35 | Природная форма – лист. Окончательный вариант работы. | 4 | |
36-37 | Натюрморт. Основные цвета. | 4 | |
38-39 | Натюрморт. Дополнительные цвета. | 4 | |
40-41 | Натюрморт. Изобразительные свойства гуаши. | 4 | |
42-43 | «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. | 4 | |
44-45 | «Дворец Снежной королевы». Холодная цветовая гамма. Гуашь. | 4 | |
46-47 | «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. | 4 | |
48-49 | Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. | 4 | |
50-51 | Портрет Снегурочки. Пропорция человеческого тела. | 4 | |
52-53 | Портрет Снегурочки. Пропорция человеческого тела. Окончательный вариант работы | 4 | |
54-55 | «Цветы весны». Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. | 4 | |
56-57 | «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. | 4 | |
58 | «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. | 2 | |
59-60 | «Цветы России». Иллюстративный материал. | 4 | |
61-62 | «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. | 4 | |
63-64 | «Прогулка по весеннему саду». Пропорция человеческой фигуры. | 4 | |
65-66 | «Прогулка по весеннему саду». Окончательный вариант работы | 4 | |
67-68 | Экскурсия в лес. | 4 | |
69 | Экскурсия в городской парк | 2 | |
70-71 | Выставки творческих работ. Анализ работ | 4 | |
72 | Итоговое занятие | 2 |
Литература
Для педагога
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
5. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
6. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
7. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
8. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
10. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
11. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
12. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
13. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
14. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
15. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
16. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.
17. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.
18. Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Для родителей и обучающихся.
1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
4. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"
Рабочая программа творческого объединения по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....
рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...
Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"
Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....
Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"
Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...
Рабочая программа «Творческая мастерская»
Программа «Творческая мастерская» - это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...