Программа по композиции с национальным компонентом
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Программа содержит обоснование выбора тем и средств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kompozitsii_s_nats_komponentom.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«НОВОАГАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Принята на заседании Утверждаю:
методсовета Директор МАОУДОД «___»__________2013 г «Новоаганская ДШИ»
____________О.М. Панина
Композиция «___»___________201
Образовательная (рабочая) программа
для учащихся художественного отделения ДШИ
(I-IV классы )
Срок реализации - 4 года
Возраст учащихся – 8 – 13лет
Составитель: Ражина
Людмила Федоровна
пгт. Новоаганск
2017 г.
Пояснительная записка
Образовательная рабочая программа по предмету «Композиция» является компонентом дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности и разработана на основе программы для детских художественных школ - рабочая программа по «Композиции» рассчитана на 4 года обучения и является основной дисциплиной на художественных отделениях школ искусств.
Общее количество часов в рамках максимальной учебной н.
Основной целью методических материалов на основе национального компонента, с учетом основных задач обучения и воспитания является подготовка эстетически образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обско- угорских народов.
Направленность программы:
Задачи решаемые этим курсом, построены по принципу триединства обучения, воспитания и развития личности учащихся.
- Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной и, декоративно-прикладной деятельности.
- Воспитание эстетического отношения к национальной одежде, быту, обрядам, произведениям устного народного и профессионального творчества.
- Развитие познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров.
Использование поливариативности методов и методических приемов преподавания, используемых в практике, позволяет добиться более качественных результатов художественно -творческой деятельности: это и натурные зарисовки (человек в национальном костюме, предметы быта с национальным орнаментом и т. д.) изучение анатомических и конструктивных особенностей объектов (предметов), использование наглядно-иллюстративного материала, изделий декоративно-прикладного искусства.
В процессе творческой деятельности учащиеся знакомятся с простыми и сложными хантыйскими и мансийскими орнаментами, познают законы композиции, декоративной переработки, стилизации природных форм, учатся использовать приемы симметрии и асимметрии в построении орнаментальных и др. композиций, применять гармоничные сочетания цветов.
На занятиях композицией на заданную тему учащиеся продолжают изучать конструктивное строение объектов (предметов), композиции, выбирают колорит, соответствующий сюжетному замыслу, формируют положительную мотивацию к культурному наследию народов обско-угорского мира.
На занятиях по иллюстрированию мифологических и сказочных сюжетов и литературных произведений хантыйских писателей Ю.Вэллы, В. Айваседы, Е. Айпина, В. Мазина т.д.- учащиеся входят в мир героев сказок - добрых, трудолюбивых, мудрых и щедрых хантыйских рыбаков и охотников. Учатся уважать и понимать нелегкий быт коренного народа. В своих композициях ученики непосредственно выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира от увиденного и услышанного.
Учащиеся на практике закрепляют свои знания основ перспективы, цветоведения, композиции.
Актуальность разработки программы обусловлена тем, что для учащихся художественного отделения в национальном селе, изучение национальных традиций, применение их в изобразительной, декоративно-прикладной, творческой деятельности помогает формированию этнического самосознания учащихся.
Основная цель программы с включением элементов национального творчества дает возможность разнообразить занятия, помочь научить детей с пониманием и интересом относится к культуре малочисленных народов ханты и манси, любить свой неповторимый северный край.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- овладение навыками работы различными художественными материалами.
- умение самостоятельно подобрать необходимую художественную техническую подачу для наиболее полного раскрытия темы.
- воспитание чувства стиля, художественного вкуса.
- воспитание коммуникативных качеств: доброжелательности, дружелюбия, отзывчивости; формирование навыков общения;
- формирование культуры труда.
- Формы занятий:
Основной формой является урок:
- проблемный тренинг /выявление проблем совместно с детьми и определение задач для их решения/;
- метод словесного рисования, «мозговой штурм», упражнения на развитие композиционного мышления, на развитие чувства формы, цвета и т.д.;
- самостоятельная практическая работа /эскиз, наброски, зарисовки, длительная работа с натуры, по наблюдению, по представлению;
- игровые формы /методические игры-сказки, например, «художники и зрители», «сказка о красках»; деловые игры, опирающиеся на сотворчество и сотрудничество учителя и ученика; театральная драматизация/;
- обсуждение и анализ работ, опираясь на эмоциональную активность детей, учитель направляет обсуждение в нужное русло, учит применять термины и систему визуальных знаков/;
- домашние задания :обучающиеся выполняют наброски, зарисовки, подбирают материал для композиций, для рефератов и т.д./.
Урок сообщения нового материала:
- лекция, беседа /важно постепенное и осмысленное расширение зрительного ряда – показ репродукций, слайдов, видеофильмов; сочетание с музыкой и литературой позволяет образнее раскрыть тему, осуществить интегрированный подход/;
- педрисунок, демонстрация наглядных пособий.
Урок проверки знаний, умений, навыков:
- викторины , искусствоведческие игры;
- конкурсы .
Кроме основной организационной формы урока используются и так как:
- выставки (персональные выставки одаренных детей);
- экскурсии в музеи (этнографической и изобразительной направленности)
- встречи с интересными людьми / писатели, художники, студенты художественно-графических факультетов, дизайнеры, выпускники школы/;
- праздник посвящения в юные художники.
С целью развития положительного социального опыта:
- групповое выполнение работы, коллективное творчество;
- модель самоорганизации;
- система бесконфликтного общения, ролевые игры;
- профориентация
Формы контроля:
контрольные просмотры два раза в год в конце 1 и 2 полугодия;
организация выставок в школах и домах культуры в целях популяризации детского художественного творчества ;
участие в конкурсах-выставках и фестивалях различного уровня.
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение -
Для обеспечения реализации педагогического опыта в Новоаганской ДШИ существуют объективные возможности:
- учебные кабинеты, оснащенные современными техническими средствами обучения;
- качественный иллюстративный материал (мультимедийные средства обучения, качественная полиграфическая продукция);
- разнообразные художественные материалы, позволяющие экспериментировать с различными живописными и графическими техниками;
- натурный фонд.
- во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области пейзажа, интерьера, костюма, портрета и т.д.
Прогнозируемые результат и социальный эффект:
После освоения программы по композиции с национальным компонентом ожидаются следующие результаты:
- развивая эстетические чувства, учащиеся получают огромную радость и глубокое удовлетворение от достижения определенных результатов;
- изобразительное искусство воспитывает трудолюбие, коммуникабельность, дисциплинированность, организованность учебного дня, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству, обеспечивая достижение высоких результатов;
- Выставленные перед зрителями работы учащихся являются главным воспитательным средством, переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества в повседневной жизни; признание зрителей развивает творческий потенциал детей, вызывает заинтересованность родителей.
Учебно-воспитательный процесс строится с учетом образа жизни коренных народов, его традиций. Моноэтнический состав обучающихся позволяет реализовать концепцию преподавания предмета «Композиция» с национальным компонентом в полной мере и строить ее на произведениях устного народного творчества, обычаев и праздников,
Методические рекомендации:
Методы обучения – это те пути, способы и приемы, при помощи которых педагог вооружает учащихся кругом систематических знаний, умений и навыков, а учащиеся под руководством педагога овладевают ими. Методы обучения должны обеспечивать тесную связь теории с практикой и соотноситься с целями, задачами и содержанием урока; с возрастными особенностями и уровнем подготовленности учащихся; с конкретными условиями учебной деятельности; со спецификой учебного
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:
- Словесный (объяснение, беседа, рассказ)
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы)
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений)
Предложенные методы работы в рамках данной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая тесно связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения связана со своей внутренней, содержательной стороной.
Формы и методы педагогической деятельности выбираются соответственно поставленной цели и задачам.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Композиция» построена с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Содержание включает в себя следующие разделы и темы:
- основы композиции станковой;
- цвет в композиции;
- сюжетная композиция;
- декоративная композиция;
- создание художественного образа в композиции;
- графика;
- итоговая работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
I год обучения:
№ | Тема | Кол-во часов | |
Теор-е | Прак-е | ||
1. | Вводная беседа об основных законах и правилах в композиции создание творческой композиции на темы по выбору: «Осень на стойбще», «В лес по ягоды».
| 1 | 5 |
2. | Равновесие основных элементов композиции в листе: Иллюстрирование хантыйской сказки «Как окунь полосатым стал» Сюжетная композиция | 1 | 5 |
3. | Основные цвета, составные и дополнительные (комплементарные, оппонентные). Рисование Осеннего пейзажа «Дождливая осень» акварель. Эмоциональная характеристика цвета. | 1 | 5 |
4. | Придумываем орнамент: «Белкины следы», «ветка сосны» и т.д. Декоративные приемы (рапортная композиция) | 1 | 8 |
5. | «Мы на Севере живем» - творческая композиция Создание ритмической композиции | 1 | 11 |
6. | Эскиз орнамента для сумочки девочки Атени. Силуэтное аппликативное решение формы на основе традиционных Хантыйских орнаментов | 1 | 8 |
7. | Композиция стилизованного изображения «Северный олень» переработка зооморфных изображений. | 1 | 5 |
8. | Придумать орнаменты: «Ритм оленьего бега» «На оленях по снегу»; Ритм в композиции; | 1 | 5 |
9. | Композиция « Внутреннее убранство чума» творческая композиция. Создание плоскостных изображений предметов ( графика) | 1 | 5 |
10. | «Северная фантазия» монотипия , воображаемая композиция из случайных пятен | 1 | 11 |
11. | Иллюстрирование Хантыйской сказки про девочку Мось выполнение эскизных поисков. | 2 | 10 |
12. | « День прилета серой вороны» композиция к национальному празднику. Изучение традиционных праздников. | 2 | 10 |
Всего: 102 часа
В конце года учащиеся должны
Знать:
- Основные законы и правила композиции
-закономерности цветовых сочетаний , с символикой цвета ,эмоциональной характеристикой цвета.
_- как правильно компоновать предметы , приобрести навыки работы с гуашью и акварелью
Уметь:
- Выбирать формат в зависимости от замысла.
- применять полученные навыки в работе над сюжетной и декоративной композицией
- Находить и выделять композиционный центр .
- Создавать композицию с помощью различных техник (графика и живописные приемы)
II год обучения:
№ | Тема | Кол-во часов | |
Теор-е | Прак-е | ||
1. | Закрепление понятий «целостная композиция», «Выделение главного» «Состояние» : Композиционный пейзаж со стаффажем : « Сбор дикоросов в лесу». « Олени в лесу» | 1 | 5 |
2. | Сюжетная трех фигурная композиция « На стойбище» изучение построения многофигурной композиции . (статичная и динамичная ) | 1 | 8 |
3. | Многофигурная композиция:«День оленевода и охотника» | 1 | 11 |
4. | «След от оленьей повозки» Формирование умения создавать новый орнаментальный образ с целью организации ритмического порядка. | 1 | 11 |
5. | Хантыйский натюрморт в технике гризайль: « Черно-серо –белое» изображение ,создание декоративного натюрморта при пятновой трактовке форм ( все внимание обращается на фактуру) | 1 | 11 |
6. | «Таежные сказки» : иллюстративная композиция по сказкам Ю. Вэллы. | 1 | 8 |
7. | «Медвежьи игрища» : Изучение традиционных праздников и культурных традиций народов севера. | 1 | 8 |
8. | Трансформация и стилизация изображения. « Символ рода» .создание декоративной композиции на основе орнаментов Северных народов | 1 | 11 |
9. | Нагрудное женское украшение (эскиз) | 2 | 6 |
10. | Итоговая творческая композиция: « Метаморфозы Севера» | 1 | 11 |
Всего: 102часа
В конце года учащиеся должны.
Уметь:
- Создавать самостоятельные творческие композиции
- Создавать орнаментальные композиции с изображением зверей в выбранном стиле.
- Использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.
- Создавать статичные и динамичные композиции (одно , двух и многофигурные). III год обучения:
№ | Тема | Кол-во часов | |
Теор-е | Прак-е | ||
1. | «Праздник осени» - многофигурная композиция .Выбор темы и сюжета, формата , техники и стилистики изображения. Создание разнопланового движения. | 1 | 11 |
2. | Эскиз к сказкам народов Ханты. Передача изобразительными средствами визуальных характеристик литературных персонажей, среды, в которой они живут , через одежду , предметы быта. Выявление характера. | 2 | 22 |
3. | « На родовых угодьях»: Пейзаж, как жанр станковой композиции. Выбор формата, эскиз . ( графическое и живописное исполнение композиции) | 4 | 22 |
4. | « Праздник» тематические композиции к национальным Хантыйским праздникам « День прилета серой вороны», «День охотника и оленевода», « Медвежий праздник», и др. Знакомство с традицией и культурой малочисленных народностей, составление самостоятельных композиций по теме , Создание определенного эмоционального состояния с помощью цвета и положения фигур относительно друг друга. | 6 | 20 |
5. | Выполнение эскизов с натуры человека в национальном костюме. | 1 | 13 |
Всего: 102часа
В конце учебного года учащиеся должны уметь:
- Составлять композиции различными способами.
- Совмещать передний и задний план ( наплывы)
- Выбирать сюжет для композиции.
- Использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа.
- Передавать неглубокого трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба.
IV год обучения:
№ | Тема | Кол-во часов | |
Теор-е | Прак-е | ||
1. | Создание художественного образа в композиции. « Хозяйка тайги» , « Югра». | 2 | 12 |
2. | Создание плоскостного изображения предмета : накосник, сумочка для шитья , нагрудное украшение женщины. Создание нового орнаментального образа. Синтез новой формы на основе традиционных форм. | 1 | 11 |
3. | Композиционная организация портрета | 1 | 11 |
4. | Декоративное решение фигуры в национальном костюме с атрибутикой ( охотник , невеста , хозяйка , рыбак) | 1 | 11 |
5. | Однофигурная композиция со стофажем на заднем плане. « На рыбалке», «Традиционная свадьба», « Семья оленевода» и т.д. | 1 | 19 |
6. | Иллюстрирование литературных произведений Ю. Вэллы, Е. Айпина. Самостоятельный выбор сюжета , составление эскиза | 2 | 19 |
7. | Подготовка к выставкам - сюжетная композиция на конкурсную тему | 1 | 10 |
Всего: 102 часа
В конце года учащиеся должны
Уметь:
- Выбирать формат в зависимости от замысла .
- Достигать выразительности композиции с помощью цветовых контрастов.
-Составлять сюжетную композицию по литературному произведению.
-передавать пространство с помощью через изменение насыщенности и светлоты цвета.
- Создавать декоративную моно композицию.
-Использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа.
- Работать над серией композиций , связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения ; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения.
Содержание разделов и тем Первый класс , первый год обучения Ритм в композиции станковой. Изучение понятия композиционного
ритма.
Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на
основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания
динамичной и статичной композиции.
Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции.
Предлагаемое аудиторное задание:
а) изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма: Джотто «Франциск
отрекается от отца», «Кончина св. Франциска» (капелла Барди, Санта Кроче),
Боттичелли «Оплакивание» (Милан), «Весна» (Уффици), Питер Брейгель
«Охотники на снегу».
б) создание творческой композиции на темы по выбору: «Осень на стобище »,
.
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала
по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров,
людей в движении.
3.3. Композиционный центр в композиции станковой.
Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через
Основные законы и правила композиции
-закономерности цветовых сочетаний, с символикой цвета, эмоциональной характеристикой цвета.
_- как правильно компоновать предметы, приобрести навыки работы с гуашью и акварелью
Уметь:
- Выбирать формат в зависимости от замысла.
- применять полученные навыки в работе над сюжетной и декоративной композицией
- Находить и выделять композиционный центр.
- Создавать композицию с помощью различных техник (графика и живописные приемы)
Раздел 2. Цвет в композиции станковой
2.1. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные,
оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета.
Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с
символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета.
Задача: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской,
приобретение навыка смешивания колеров.
Предлагаемое аудиторное задание: создание цветовых растяжек холодной
гаммы:
чистый цвет + белила;
черная краска;
чистый цвет + чистый цвет + белила + черная краска.
Задание для самостоятельной работы: создание цветовых растяжек в теплой гамме
Ритм в композиции. Изучение понятия композиционного
ритма.
Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на
основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания
динамичной и статичной композиции.
Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции.
Предлагаемое аудиторное задание:
а) изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма: Джотто «Франциск
отрекается от отца», «Кончина св. Франциска» (капелла Барди, Санта Кроче),
Боттичелли «Оплакивание» (Милан), «Весна» (Уффици), Питер Брейгель
«Охотники на снегу».
б) создание творческой композиции на темы по выбору: «Осенний лес», « Метель», « Карнавал».
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала
по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров,
людей в движении.
3.3. Композиционный центр в композиции станковой.
Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через
правильную композиционную схему.
Задача: знакомство с различными методами выделения композиционного
центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на
основе соподчиненности и гармонии.
Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному
произведению: Ю. Вэллы: «Сказка о том как окунь полосатым стал» (или другие сказки). Несложный сюжет с двумя-тремя фигурами, двухплановое
пространство, работа с ограниченным количеством цветов.
Задание для самостоятельной работы: выполнение трех эскизов к сказке,
где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки хантыйского
костюма (мужского и женского), хантыйского орнамента.
3.4. Выразительные средства композиции станковой.
Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия,
пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий «планы»,
«пространство», «ритм», «масштаб», «соразмерность элементов»,
«пропорции тона» и «состояние в пейзаже».
Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого
произведения с композиционным центром и второстепенными элементами,
закрепление понятий «контраст» и «нюанс».
Предлагаемые аудиторные задания:
а) выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский и стойбищный), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;
б) выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский ), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;
Задание для самостоятельной работы: выполнение композиционных
поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник через
систему упражнений, заданных преподавателем. Самостоятельный подбор
цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции.
2 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Цвет в композиции станковой
1.1. Ограничение цветовой палитры в живописной композиции.
Цель: закрепление понятий «целостность композиции», «виды и формы
ритма», «выделение главного», «пропорции тона», «состояние».
Задача: овладение способами передачи пространства через изменение
насыщенности и светлоты цвета, методики поэтапного ведения работы.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиционного пейзажа
со стаффажем (городской мотив) в три тона с введением одного из основных
цветов (желтого, красного или синего) с применением разбела и затемнения
соответственно белой и черной красками. Двух- или трехплановое__
3.1. Моно композиция в декоративном искусстве, общие принципы ее
построения.
Цель: изучение общих принципов создания декоративной композиции.
Задача: навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную
трактовку формы предмета.
Предлагаемое аудиторное задание: создание плоскостного изображения
предмета, монохром:
рисунок с натуры предмета( Хантыйская сумочка для рукоделия, туесок т.п.), определение
«большой тени»;
изображение силуэта этого предмета.
Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения
предметов быта в наиболее выразительном ракурсе.
3.2. Трансформация и стилизация изображения.
Цель: формирование умения создавать новый орнаментальный образ
предмета с целью организации интересного ритмического порядка.
Задача: синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик.
Предлагаемое аудиторное задание: трансформация формы трех предметов
(Туеска, кувшина) при помощи изменения пропорций:
уменьшение ширины в два раза;
увеличение ширины в два раза;
изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища
предмета).
Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных
форм предметов, контрастных между собой по форме и величине.
3.3. Декоративная композиция натюрморта.
Цель: изучение графических выразительных средств, создающих форму.
Задача: умение использовать ограниченность графических средств для
силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.
Предлагаемое аудиторное задание: создание эскизов натюрморта при
пятновой трактовке форм:
натюрморт с натуры с выявлением объема при изучении «большой
тени» и «большого света»;
вариант «черно-белое изображение»;
вариант«черно-серо-белое изображение».
Задание для самостоятельной работы: эскиз натюрморта с пятновой
трактовкой композиции, где все внимание обращается на фактуру.
3.4. Стилизация изображения животных.
Цель: изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве.
Задача: приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов.
Предлагаемое аудиторное задание:
1. Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента:
а) Фино- угорские мотивы;
б) Ненецкие мотивы;
2. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в
выбранном стиле.
Задание для самостоятельной работы: создать орнаментальные
композиции с животными «Олень», « Лиса».
3 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Сюжетная композиция
1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции.
Цель: закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона»,
«эмоциональное состояние», «выделение главного».
Задача: умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции
пейзажа.
Предлагаемое аудиторное задание: пейзаж в графической технике,
деревенский , передача неглубокого трехпланового
пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба.
Задание для самостоятельной работы: копирование путевых зарисовок
великих мастеров пейзажа: В. Ван Гога, А.П. Остоумовой-Лебедевой, Н.Н.
Куприянова, О.Г. Верейского, А.В. Кокорина.
Раздел 2. Цвет в композиции станковой
2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством
персонажей.
Цель: изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст»,
«цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов».
Задача: изучение возможностей подчинения цветотонального решения
композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения
композиции и выделение композиционного центра цветом.
Предлагаемое аудиторное задание: создание живописной композиции с
использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с
двумя-тремя фигурами людей, двухплановое пространство на темы:
«национальный праздник», «На стойбище», «Друзья» или конкурсная.
Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных
зарисовок и этюдов с фигурами людей с различным
цветотональным решением.
3 год обучения ΙI полугодие
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр)
3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на
Национальную тематику.
Цель: изучение возможностей создания композиции способами:
совмещение разновременных событий;
совмещение переднего и дальнего планов (наплывы);
сочетание разнонаправленного движения;
совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах
(наслаивание).
Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы
композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных
общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли
детали в утверждении достоверности изображения.
Предлагаемое аудиторное задание:
1. Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при
различном освещении.
2. Выбор темы и сюжета для разработки композиции.
3. Исполнение мини-серии в материале.
Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров
с целью выявления композиционных схем.
4 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Создание художественного образа в композиции
1.1. Композиционная организация портрета.
Цель: изучение портретного жанра, схемы построения костюмированного
портрета и его видов – аллегорического, мифологического,
Задача: передача изобразительными средствами визуальных характеристик
литературного персонажа, эпохи, среды, в которой он жил, через костюм,
предметы быта, интерьера. Выявление характера. Психология образа.
Выразительность. Сходство. Соотношение человеческой фигуры и
пространства.
Предлагаемое аудиторное задание: живописная композиция - портрет
литературного героя из русской классики: А.С. Пушкин «Песнь о вещем
Олеге», «Станционный смотритель»; А.П.Чехов «Хамелеон», И.С. Тургенев
«Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др.
Задание для самостоятельной работы: анализ работ великих художников
(композиционные схемы), наброски и зарисовки костюмов, интерьеров,
фигуры человека, головы человека.
1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане.
Цель: изучение способов создания оригинальной творческой композиции в
определенной методической последовательности.
Задача: создание графической композиции в материале с соблюдением всех
подготовительных этапов работы. Выбор точки зрения и источника
освещения. Свет как выразительное средство композиции.
Предлагаемое аудиторное задание: создание автопортрета в определенном
историческом костюмированном образе со стаффажем на заднем плане.
Задание для самостоятельной работы: зарисовки автопортрета, выбор
образа, упражнение на выбор техники исполнения.
4 год обучения ΙI полугодие
1.3. Иллюстрации к литературным произведениям.
Цель: закрепление понятий: «целостность цветового решения», «направление
основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и
тон», «композиционная схема», применение основных правил и законов
станковой композиции.
Задача: умение выявлять характер персонажа, психологию образа персонажа,
добиваться выразительности композиции, соотношения человеческой
фигуры и пространства. Работа в выбранной технике.
Предлагаемое аудиторное задание:
1. Анализ произведений великих мастеров с целью выявления
композиционной схемы картины («золотое сечение», «соотношение больших
масс», «композиционный центр»). Создание творческой композиции по мотивам произведений
зарубежных писателей-классиков.
Задание для самостоятельной работы: композиционные зарисовки
интерьеров, костюмов, предметов быта, образов персонажей в соответствии с
выбранной темой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии за 5 класс с национальным компонентом.
Рабочая программа по технологии.Содержит НРЭО ( региональный компонент )Рабочая программа упрощена и подходит для начинающих педагогов....
Рабочая программа по ИЗО за 6 класс с национальным компонентом.
Рабочая программа по ИЗО ( изобразительному искусству или рисованию ) за 6 класс с национальными элементами.Содержит НРЭО ( национальный компонент )Упращена и подходит для начинающих педагогов....
Рабочая программа по технологии за 6 класс с национальным компонентом.
Рабочая программа по технологии за 6 класс с национальным компонентом.Содержит НРЭО ( национальный компонент ), выделенный в тексте жирным шрифтом.Упрощен...
Адаптированная рабочая программа по ИЗО за 6 класс с национальным компонентом.
Адаптированная рабочая программа ( АООП ) по ИЗО за 6 класс с национальным компонентом.Содержит НРЭО ( национальный компонент )Упрощен ! Важно: рабочая прогр...
Рабочая программа по ИЗО за 7 класс с национальным компонентом.
Рабочая программа по ИЗО за 7 класс с национальным компонентомСодержит НРЭО ( национальный компонент )ПростАктуален и содержит современные подходы, возможно, более интересные для подрастающего поколен...
Автореферат учителя физической культуры Иванова Евгения Иннокентьевича по авторской программе <<Современный урок физической культуры, с использованием национального компонента по развитию скоростно-силовых качеств обучающихся>>
Национальные виды спорта коренных народов Якутии являются частью общей культуры народа и имеют многовековую историю. Они являются средством физического воспитания, оздоровления, отдыха и развлеч...
Программа спецкурса ИЗО по национально-региональному компоненту
Программа спецкурса по национально-региональному компоненту «Изучение этнокультуры Обско-Угорских народов на уроках ИЗО»...