Программа по композиции с национальным компонентом
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Ражина Людмила Федоровна

Программа содержит обоснование выбора тем и средств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kompozitsii_s_nats_komponentom.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

 НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«НОВОАГАНСКАЯ ДЕТСКАЯ  ШКОЛА  ИСКУССТВ»

Принята на заседании                                               Утверждаю:

методсовета                                                               Директор  МАОУДОД                                                                    «___»__________2013 г                                            «Новоаганская ДШИ»

                                                                                    ____________О.М. Панина

                                                           Композиция                        «___»___________201

Образовательная (рабочая) программа

для учащихся художественного отделения ДШИ

(I-IV классы )

Срок реализации - 4 года

Возраст учащихся – 8 – 13лет

                                                                             Составитель: Ражина

                                                                                               Людмила Федоровна                                                                                                                                                                                                                                      

пгт. Новоаганск

2017 г.

Пояснительная записка

Образовательная рабочая программа по предмету «Композиция» является компонентом дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности и разработана на основе программы для детских художественных школ - рабочая программа по  «Композиции» рассчитана на 4 года обучения и является основной дисциплиной на художественных отделениях школ искусств.

Общее количество часов в рамках максимальной учебной н.

Основной целью методических материалов на основе национального компонента, с учетом основных задач обучения и воспитания является подготовка эстетически образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обско- угорских народов.

 

Направленность программы:

Задачи решаемые этим курсом, построены по принципу триединства обучения, воспитания и развития личности учащихся.

- Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной и, декоративно-прикладной деятельности.

- Воспитание эстетического отношения к национальной одежде, быту, обрядам, произведениям устного народного и профессионального творчества.

- Развитие познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров.

Использование поливариативности методов и методических приемов преподавания, используемых в практике, позволяет добиться более качественных результатов художественно -творческой деятельности: это и натурные зарисовки (человек в национальном костюме, предметы быта с национальным орнаментом и т. д.) изучение анатомических и конструктивных особенностей объектов (предметов), использование наглядно-иллюстративного материала, изделий декоративно-прикладного искусства.

В процессе творческой деятельности учащиеся знакомятся с простыми и сложными хантыйскими и мансийскими орнаментами, познают законы композиции, декоративной переработки, стилизации природных форм, учатся использовать приемы симметрии и асимметрии в построении орнаментальных и др. композиций, применять гармоничные сочетания цветов.

На занятиях композицией на заданную тему учащиеся продолжают изучать конструктивное строение объектов (предметов), композиции, выбирают колорит, соответствующий сюжетному замыслу, формируют положительную мотивацию к культурному наследию народов обско-угорского мира.

 На занятиях по иллюстрированию мифологических и сказочных сюжетов и литературных произведений хантыйских писателей Ю.Вэллы, В. Айваседы, Е. Айпина, В. Мазина т.д.- учащиеся входят в мир героев сказок - добрых, трудолюбивых, мудрых и щедрых хантыйских рыбаков и охотников. Учатся   уважать и понимать нелегкий быт коренного народа. В своих композициях ученики непосредственно выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира от увиденного и услышанного.

Учащиеся на практике закрепляют свои знания основ перспективы, цветоведения, композиции.

Актуальность разработки программы обусловлена тем, что для учащихся художественного отделения в национальном селе, изучение национальных традиций, применение их в изобразительной, декоративно-прикладной, творческой деятельности помогает формированию этнического самосознания учащихся.

 Основная цель программы с включением элементов национального творчества дает возможность разнообразить занятия, помочь научить детей с пониманием и интересом относится к культуре малочисленных народов ханты и манси, любить свой неповторимый северный край.              

     

         Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- овладение  навыками работы различными художественными материалами.

- умение самостоятельно подобрать необходимую художественную техническую подачу для наиболее полного раскрытия темы.

-   воспитание чувства стиля, художественного вкуса.

-  воспитание коммуникативных качеств: доброжелательности, дружелюбия, отзывчивости; формирование навыков общения;

        - формирование культуры труда.

  •    Формы занятий:

Основной формой является урок:

  • проблемный тренинг /выявление проблем совместно с детьми и определение задач для их решения/;
  • метод словесного рисования, «мозговой штурм», упражнения на развитие композиционного мышления, на развитие чувства формы, цвета и т.д.;
  • самостоятельная практическая работа /эскиз, наброски, зарисовки, длительная работа с натуры, по наблюдению, по представлению;
  • игровые формы /методические игры-сказки, например, «художники и зрители», «сказка о красках»; деловые игры, опирающиеся на сотворчество и сотрудничество учителя и ученика; театральная драматизация/;
  • обсуждение и анализ работ, опираясь на эмоциональную активность детей, учитель направляет обсуждение в нужное русло, учит применять термины и систему визуальных знаков/;
  • домашние задания :обучающиеся  выполняют наброски, зарисовки, подбирают материал для композиций, для рефератов и т.д./.

Урок сообщения нового материала:

  • лекция, беседа /важно постепенное и осмысленное расширение зрительного ряда – показ репродукций, слайдов, видеофильмов; сочетание с музыкой и литературой позволяет образнее раскрыть тему, осуществить интегрированный подход/;

  • педрисунок, демонстрация наглядных пособий.

Урок проверки знаний, умений, навыков:

  • викторины , искусствоведческие игры;

  • конкурсы .

Кроме основной организационной формы урока используются и так как:

-     выставки (персональные выставки одаренных детей);

-     экскурсии в музеи (этнографической и изобразительной направленности)

- встречи с интересными людьми / писатели, художники, студенты художественно-графических факультетов, дизайнеры, выпускники школы/;

-  праздник посвящения в юные художники.

С целью развития положительного социального опыта:

-  групповое выполнение работы, коллективное творчество;

-  модель самоорганизации;

-  система бесконфликтного общения, ролевые игры;

-  профориентация

   Формы контроля:

контрольные просмотры два раза в год в конце 1 и 2 полугодия;

организация выставок в школах и домах культуры в целях популяризации детского художественного творчества ;

участие в конкурсах-выставках и фестивалях различного уровня.

    Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение -      

 Для обеспечения реализации педагогического опыта в Новоаганской ДШИ существуют объективные возможности:

        - учебные кабинеты, оснащенные современными техническими средствами обучения;

        - качественный иллюстративный материал (мультимедийные средства обучения, качественная полиграфическая продукция);

         - разнообразные художественные материалы, позволяющие экспериментировать с различными живописными и графическими техниками;

         -   натурный фонд.

        - во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области пейзажа, интерьера, костюма, портрета и т.д.

    Прогнозируемые результат и социальный эффект: 

После освоения программы по композиции с национальным компонентом ожидаются следующие результаты:

- развивая эстетические чувства, учащиеся получают огромную радость и глубокое удовлетворение от достижения определенных результатов;

- изобразительное искусство воспитывает трудолюбие, коммуникабельность, дисциплинированность, организованность учебного дня, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству, обеспечивая достижение высоких результатов;

- Выставленные перед зрителями работы учащихся являются главным воспитательным средством, переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества в повседневной жизни; признание зрителей развивает творческий потенциал детей, вызывает заинтересованность родителей.

 Учебно-воспитательный процесс строится с учетом образа жизни коренных народов, его традиций. Моноэтнический состав обучающихся позволяет реализовать концепцию преподавания предмета «Композиция» с национальным компонентом в полной мере и строить ее на произведениях устного народного творчества, обычаев и праздников,

Методические рекомендации:

 Методы обучения – это те пути, способы и приемы, при помощи которых педагог вооружает учащихся кругом систематических знаний, умений и навыков, а учащиеся под руководством педагога овладевают ими.        Методы обучения должны обеспечивать тесную связь теории с практикой и соотноситься с целями, задачами и содержанием урока; с возрастными особенностями и уровнем подготовленности учащихся; с конкретными условиями учебной деятельности; со спецификой учебного

 Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

- Словесный (объяснение, беседа, рассказ)

-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы)

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений)

Предложенные методы работы в рамках данной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая тесно связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения связана со своей внутренней, содержательной стороной.

Формы и методы педагогической деятельности выбираются соответственно поставленной цели и задачам.

Содержание учебного предмета

        Содержание предмета «Композиция» построена с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.

        Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

 Содержание включает в себя следующие разделы и темы:

- основы композиции станковой;

- цвет в композиции;

- сюжетная композиция;

- декоративная композиция;

- создание художественного образа в композиции;

- графика;

- итоговая работа.         

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.

I год обучения:

Тема

Кол-во часов

Теор-е

Прак-е

1.

Вводная беседа об основных законах и правилах в композиции

 создание творческой композиции на темы по выбору: «Осень на стойбще»,

«В лес по ягоды».

 

1

5

2.

 Равновесие основных элементов композиции в листе: Иллюстрирование хантыйской сказки «Как окунь полосатым стал» Сюжетная композиция

1

5

3.

 Основные цвета, составные и дополнительные (комплементарные, оппонентные). Рисование Осеннего пейзажа «Дождливая осень» акварель. Эмоциональная характеристика цвета.

1

5

4.

Придумываем орнамент: «Белкины следы», «ветка сосны» и т.д. Декоративные приемы (рапортная композиция)

1

8

5.

«Мы на Севере живем» - творческая композиция Создание ритмической композиции

1

11

6.

Эскиз орнамента для сумочки девочки Атени. Силуэтное аппликативное решение формы на основе традиционных Хантыйских орнаментов

1

8

7.

Композиция стилизованного изображения

«Северный олень» переработка зооморфных изображений.

1

5

8.

Придумать орнаменты:

«Ритм оленьего бега»

«На оленях по снегу»;

Ритм в композиции;

1

5

9.

Композиция « Внутреннее убранство чума» творческая композиция. Создание плоскостных изображений предметов ( графика)

1

5

10.

«Северная фантазия» монотипия , воображаемая композиция из случайных пятен

1

11

11.

Иллюстрирование Хантыйской сказки про девочку Мось выполнение эскизных поисков.

2

10

12.

«  День прилета серой вороны» композиция к национальному празднику. Изучение традиционных праздников.

2

10

        Всего:                        102 часа

В конце года учащиеся должны

Знать:

- Основные законы и правила композиции

-закономерности цветовых сочетаний , с символикой цвета ,эмоциональной характеристикой цвета.

_- как правильно компоновать предметы , приобрести навыки работы с гуашью и акварелью

Уметь:

- Выбирать формат в зависимости от замысла.

- применять полученные навыки в работе над сюжетной и декоративной композицией

- Находить и выделять композиционный центр .

- Создавать композицию с помощью различных техник (графика и живописные приемы)

II год обучения:

Тема

Кол-во часов

Теор-е

Прак-е

1.

Закрепление понятий «целостная композиция»,  «Выделение главного» «Состояние» : Композиционный пейзаж со стаффажем : « Сбор дикоросов в лесу». « Олени в лесу»

1

5

2.

Сюжетная  трех фигурная композиция  « На стойбище» изучение построения многофигурной композиции . (статичная и динамичная )

1

8

3.

Многофигурная композиция:«День оленевода и охотника»

1

11

4.

«След от оленьей повозки» Формирование умения создавать новый орнаментальный образ с целью организации ритмического порядка.  

1

11

5.

Хантыйский натюрморт в технике гризайль: « Черно-серо –белое» изображение ,создание декоративного натюрморта при пятновой трактовке форм ( все внимание обращается на фактуру)

1

11

6.

«Таежные сказки» : иллюстративная композиция по сказкам Ю. Вэллы.

1

8

7.

«Медвежьи игрища» : Изучение традиционных праздников и культурных традиций народов севера.

1

8

8.

 Трансформация и стилизация изображения. « Символ рода» .создание декоративной композиции на основе орнаментов Северных народов

1

11

9.

Нагрудное женское украшение (эскиз)

2

6

10.

Итоговая творческая композиция:               « Метаморфозы Севера»

1

11

                            Всего:                                102часа

В конце года учащиеся должны.

Уметь:

- Создавать самостоятельные творческие композиции

- Создавать орнаментальные композиции с изображением зверей в выбранном стиле.

- Использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.

- Создавать статичные и динамичные композиции (одно , двух и многофигурные).                                                                                                     III год обучения:

Тема

Кол-во часов

Теор-е

Прак-е

1.

«Праздник осени» - многофигурная композиция .Выбор темы и сюжета, формата , техники и стилистики изображения. Создание разнопланового движения.

1

11

2.

Эскиз к сказкам народов Ханты. Передача изобразительными средствами визуальных характеристик литературных персонажей, среды, в которой они живут , через одежду , предметы быта. Выявление характера.

2

22

3.

 « На родовых угодьях»: Пейзаж, как жанр станковой композиции. Выбор формата, эскиз . ( графическое и живописное исполнение композиции)

4

22

4.

« Праздник» тематические композиции к национальным Хантыйским праздникам « День прилета серой вороны», «День охотника и оленевода», « Медвежий праздник», и др. Знакомство с традицией и культурой малочисленных народностей, составление самостоятельных композиций по теме , Создание определенного эмоционального состояния с помощью цвета и положения фигур относительно друг друга.

6

20

5.

 Выполнение эскизов с натуры человека в национальном костюме.

1

13

        Всего:                                102часа

 В конце учебного года учащиеся должны уметь:

- Составлять композиции различными способами.

- Совмещать передний и задний план ( наплывы)

- Выбирать сюжет для композиции.

- Использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа.

- Передавать неглубокого трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба.

         

IV год обучения:

Тема

Кол-во часов

Теор-е

Прак-е

1.

Создание художественного образа в композиции. « Хозяйка тайги» , « Югра».

2

12

2.

Создание плоскостного изображения предмета  : накосник, сумочка для шитья , нагрудное украшение женщины. Создание нового орнаментального образа. Синтез новой формы на основе традиционных форм.

1

11

3.

 Композиционная организация портрета

1

11

4.

Декоративное решение фигуры в национальном костюме с атрибутикой ( охотник , невеста , хозяйка , рыбак)

1

11

5.

Однофигурная композиция со стофажем на заднем плане. « На рыбалке»,  «Традиционная свадьба», « Семья оленевода» и т.д.

1

19

6.

 Иллюстрирование литературных произведений Ю. Вэллы,  Е. Айпина. Самостоятельный выбор сюжета , составление эскиза

2

19

7.

Подготовка к выставкам - сюжетная композиция на конкурсную тему

1

10

        Всего:                                102 часа

В конце года учащиеся должны

Уметь:

- Выбирать формат в зависимости от замысла .

- Достигать выразительности композиции с помощью цветовых контрастов.

-Составлять сюжетную композицию по литературному произведению.

-передавать пространство с помощью через изменение насыщенности и светлоты цвета.

- Создавать декоративную моно композицию.

-Использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа.

- Работать над серией композиций , связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения ; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения.

Содержание разделов и тем Первый класс , первый год обучения                      Ритм в композиции станковой. Изучение понятия композиционного

ритма.

Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на

основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания

динамичной и статичной композиции.

Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции.

Предлагаемое аудиторное задание:

а) изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма: Джотто «Франциск

отрекается от отца», «Кончина св. Франциска» (капелла Барди, Санта Кроче),

Боттичелли «Оплакивание» (Милан), «Весна» (Уффици), Питер Брейгель

«Охотники на снегу».

б) создание творческой композиции на темы по выбору: «Осень на стобище »,

.

Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала

по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров,

людей в движении.

3.3. Композиционный центр в композиции станковой.

Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через

 Основные законы и правила композиции

-закономерности цветовых сочетаний, с символикой цвета, эмоциональной характеристикой цвета.

_- как правильно компоновать предметы, приобрести навыки работы с гуашью и акварелью

Уметь:

- Выбирать формат в зависимости от замысла.

- применять полученные навыки в работе над сюжетной и декоративной композицией

- Находить и выделять композиционный центр.

- Создавать композицию с помощью различных техник (графика и живописные приемы)

Раздел 2. Цвет в композиции станковой

2.1. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные,

оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета.

Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с

символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета.

Задача: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской,

приобретение навыка смешивания колеров.

Предлагаемое аудиторное задание: создание цветовых растяжек холодной

гаммы:

чистый цвет + белила;

черная краска;

чистый цвет + чистый цвет + белила + черная краска.

Задание для самостоятельной работы: создание цветовых растяжек в теплой гамме

Ритм в композиции. Изучение понятия композиционного

ритма.

Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на

основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания

динамичной и статичной композиции.

Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции.

Предлагаемое аудиторное задание:

а) изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма: Джотто «Франциск

отрекается от отца», «Кончина св. Франциска» (капелла Барди, Санта Кроче),

Боттичелли «Оплакивание» (Милан), «Весна» (Уффици), Питер Брейгель

«Охотники на снегу».

б) создание творческой композиции на темы по выбору: «Осенний лес», « Метель», « Карнавал».

Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала

по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров,

людей в движении.

3.3. Композиционный центр в композиции станковой.

Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через

правильную композиционную схему.

Задача: знакомство с различными методами выделения композиционного

центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на

основе соподчиненности и гармонии.

Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному

произведению: Ю. Вэллы: «Сказка о том как окунь полосатым стал» (или другие сказки). Несложный сюжет с двумя-тремя фигурами, двухплановое

пространство, работа с ограниченным количеством цветов.

Задание для самостоятельной работы: выполнение трех эскизов к сказке,

где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки хантыйского

костюма (мужского и женского), хантыйского орнамента.

3.4. Выразительные средства композиции станковой.

Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия,

пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий «планы»,

«пространство», «ритм», «масштаб», «соразмерность элементов»,

«пропорции тона» и «состояние в пейзаже».

Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого

произведения с композиционным центром и второстепенными элементами,

закрепление понятий «контраст» и «нюанс».

Предлагаемые аудиторные задания:

а) выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский и стойбищный), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;

б) выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский ), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;

Задание для самостоятельной работы: выполнение композиционных

поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник через

систему упражнений, заданных преподавателем. Самостоятельный подбор

цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции.

2 год обучения Ι полугодие

Раздел 1. Цвет в композиции станковой

1.1. Ограничение цветовой палитры в живописной композиции.

Цель: закрепление понятий «целостность композиции», «виды и формы

ритма», «выделение главного», «пропорции тона», «состояние».

Задача: овладение способами передачи пространства через изменение

насыщенности и светлоты цвета, методики поэтапного ведения работы.

Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиционного пейзажа

со стаффажем (городской мотив) в три тона с введением одного из основных

цветов (желтого, красного или синего) с применением разбела и затемнения

соответственно белой и черной красками. Двух- или трехплановое__

3.1. Моно композиция в декоративном искусстве, общие принципы ее

построения.

Цель: изучение общих принципов создания декоративной композиции.

Задача: навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную

трактовку формы предмета.

Предлагаемое аудиторное задание: создание плоскостного изображения

предмета, монохром:

рисунок с натуры предмета( Хантыйская сумочка для рукоделия, туесок т.п.), определение

«большой тени»;

изображение силуэта этого предмета.

Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения

предметов быта в наиболее выразительном ракурсе.

3.2. Трансформация и стилизация изображения.

Цель: формирование умения создавать новый орнаментальный образ

предмета с целью организации интересного ритмического порядка.

Задача: синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик.

Предлагаемое аудиторное задание: трансформация формы трех предметов

(Туеска, кувшина) при помощи изменения пропорций:

уменьшение ширины в два раза;

увеличение ширины в два раза;

изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища

предмета).

Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных

форм предметов, контрастных между собой по форме и величине.

3.3. Декоративная композиция натюрморта.

Цель: изучение графических выразительных средств, создающих форму.

Задача: умение использовать ограниченность графических средств для

силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.

Предлагаемое аудиторное задание: создание эскизов натюрморта при

пятновой трактовке форм:

натюрморт с натуры с выявлением объема при изучении «большой

тени» и «большого света»;

вариант «черно-белое изображение»;

вариант«черно-серо-белое изображение».

Задание для самостоятельной работы: эскиз натюрморта с пятновой

трактовкой композиции, где все внимание обращается на фактуру.

3.4. Стилизация изображения животных.

Цель: изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве.

Задача: приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов.

Предлагаемое аудиторное задание:

1. Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента:

а) Фино- угорские мотивы;

б) Ненецкие мотивы;

2. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в

выбранном стиле.

Задание для самостоятельной работы: создать орнаментальные

композиции с животными «Олень», « Лиса».

3 год обучения Ι полугодие

Раздел 1. Сюжетная композиция

1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции.

Цель: закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона»,

«эмоциональное состояние», «выделение главного».

Задача: умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции

пейзажа.

Предлагаемое аудиторное задание: пейзаж в графической технике,

деревенский , передача неглубокого трехпланового

пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба.

Задание для самостоятельной работы: копирование путевых зарисовок

великих мастеров пейзажа: В. Ван Гога, А.П. Остоумовой-Лебедевой, Н.Н.

Куприянова, О.Г. Верейского, А.В. Кокорина.

Раздел 2. Цвет в композиции станковой

2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством

персонажей.

Цель: изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст»,

«цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов».

Задача: изучение возможностей подчинения цветотонального решения

композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения

композиции и выделение композиционного центра цветом.

Предлагаемое аудиторное задание: создание живописной композиции с

использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с

двумя-тремя фигурами людей, двухплановое пространство на темы:

«национальный праздник», «На стойбище», «Друзья» или конкурсная.

Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных

зарисовок и этюдов с фигурами людей с различным

цветотональным решением.

3 год обучения ΙI полугодие

Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр)

3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на

Национальную  тематику.

Цель: изучение возможностей создания композиции способами:

совмещение разновременных событий;

совмещение переднего и дальнего планов (наплывы);

сочетание разнонаправленного движения;

совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах

(наслаивание).

Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы

композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных

общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли

детали в утверждении достоверности изображения.

Предлагаемое аудиторное задание:

1. Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при

различном освещении.

2. Выбор темы и сюжета для разработки композиции.

3. Исполнение мини-серии в материале.

Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров

с целью выявления композиционных схем.

4 год обучения Ι полугодие

Раздел 1. Создание художественного образа в композиции

1.1. Композиционная организация портрета.

Цель: изучение портретного жанра, схемы построения костюмированного

портрета и его видов – аллегорического, мифологического,

Задача: передача изобразительными средствами визуальных характеристик

литературного персонажа, эпохи, среды, в которой он жил, через костюм,

предметы быта, интерьера. Выявление характера. Психология образа.

Выразительность. Сходство. Соотношение человеческой фигуры и

пространства.

Предлагаемое аудиторное задание: живописная композиция - портрет

литературного героя из русской классики: А.С. Пушкин «Песнь о вещем

Олеге», «Станционный смотритель»; А.П.Чехов «Хамелеон», И.С. Тургенев

«Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др.

Задание для самостоятельной работы: анализ работ великих художников

(композиционные схемы), наброски и зарисовки костюмов, интерьеров,

фигуры человека, головы человека.

1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане.

Цель: изучение способов создания оригинальной творческой композиции в

определенной методической последовательности.

Задача: создание графической композиции в материале с соблюдением всех

подготовительных этапов работы. Выбор точки зрения и источника

освещения. Свет как выразительное средство композиции.

Предлагаемое аудиторное задание: создание автопортрета в определенном

историческом костюмированном образе со стаффажем на заднем плане.

Задание для самостоятельной работы: зарисовки автопортрета, выбор

образа, упражнение на выбор техники исполнения.

4 год обучения ΙI полугодие

1.3. Иллюстрации к литературным произведениям.

Цель: закрепление понятий: «целостность цветового решения», «направление

основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и

тон», «композиционная схема», применение основных правил и законов

станковой композиции.

Задача: умение выявлять характер персонажа, психологию образа персонажа,

добиваться выразительности композиции, соотношения человеческой

фигуры и пространства. Работа в выбранной технике.

Предлагаемое аудиторное задание:

1. Анализ произведений великих мастеров с целью выявления

композиционной схемы картины («золотое сечение», «соотношение больших

масс», «композиционный центр»). Создание творческой композиции по мотивам произведений

зарубежных писателей-классиков.

Задание для самостоятельной работы: композиционные зарисовки

интерьеров, костюмов, предметов быта, образов персонажей в соответствии с

выбранной темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии за 5 класс с национальным компонентом.

Рабочая программа по технологии.Содержит НРЭО ( региональный компонент )Рабочая программа упрощена и подходит для начинающих педагогов....

Рабочая программа по ИЗО за 6 класс с национальным компонентом.

Рабочая программа по ИЗО ( изобразительному искусству или рисованию ) за 6 класс с национальными элементами.Содержит НРЭО ( национальный компонент )Упращена и подходит для начинающих педагогов....

Рабочая программа по технологии за 6 класс с национальным компонентом.

Рабочая программа по технологии за 6 класс с национальным компонентом.Содержит НРЭО ( национальный компонент ), выделенный в тексте жирным шрифтом.Упрощен...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО за 6 класс с национальным компонентом.

Адаптированная рабочая программа ( АООП ) по ИЗО за 6 класс с национальным компонентом.Содержит НРЭО ( национальный компонент )Упрощен        ! Важно: рабочая прогр...

Рабочая программа по ИЗО за 7 класс с национальным компонентом.

Рабочая программа по ИЗО за 7 класс с национальным компонентомСодержит НРЭО ( национальный компонент )ПростАктуален и содержит современные подходы, возможно, более интересные для подрастающего поколен...

Автореферат учителя физической культуры Иванова Евгения Иннокентьевича по авторской программе <<Современный урок физической культуры, с использованием национального компонента по развитию скоростно-силовых качеств обучающихся>>

Национальные виды спорта коренных народов Якутии являются частью общей  культуры народа и имеют многовековую историю. Они являются средством физического воспитания, оздоровления, отдыха и развлеч...

Программа спецкурса ИЗО по национально-региональному компоненту

Программа спецкурса по национально-региональному компоненту            «Изучение этнокультуры Обско-Угорских народов на уроках ИЗО»...