Программа спецкурса ИЗО по национально-региональному компоненту
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Елена Юрьевна Козлова

Программа спецкурса по национально-региональному компоненту      

      «Изучение этнокультуры Обско-Угорских народов на уроках ИЗО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_spetskursa_nrk_po_izo.doc99.46 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Ю. Козлова

КОУ ХМАО-Югры «Ларьякская школа-интернат

для обучающихся с ОВЗ

с. Ларьяк

Программа спецкурса по национально-региональному компоненту      

      «Изучение этнокультуры Обско-Угорских народов на уроках ИЗО»

      В содержание спецкурса по национально-региональному компоненту входит художественно-практическая деятельность учащихся. Одним из наиболее оптимальных средств для реализации этой цели в условиях обучения изобразительному искусству являются уроки с использованием предметов декоративно-прикладного искусства Обско-Угорских народов, знакомство с традициями, обрядами, обычаями, устным народным творчеством. Проанализировав вышеизложенное дало направление и опору для составления программы спецкурса по национально-региональному компоненту «Изучение этнокультуры Обско- Угорских народов на уроках изобразительного искусства» Спецкурс «Изучение этнокультуры Обско- Угорских народов на уроках изобразительного искусства» составлен как дополнительный к программе по ИЗО для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.

В данном курсе реализация национально-регионального компонента происходит по основным видам занятий: Рисование с натуры; Рисование на темы; Декоративная работа; Беседы об изобразительном искусстве.

Для школ нашего региона проблема изучения национальной культуры малочисленных народов Севера, в частности ханты, является актуальной. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить культуру хантыйского народа.

1 класс Рисование с натуры чума.  Ознакомление с видами жилища народов Севера. Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства (в сравнении со сказочным домиком). Практическая   работа.   Рисование   по   шаблонам   треугольников   разной величины, цвета. Карандашная зарисовка чума от руки с ориентировкой в середине   листа. Закрашивать  изображения  соблюдая   контуры   и направление штрихов по форме чума сверху вниз

Материалы и оборудование. Макет чума. Альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши, ластик. Треугольники разной величины и размеров. Пед. рисунок построения чума.

Декоративное рисование хантыйского узора в полосе. Рассматривание  предметов    декоративно-прикладного искусства выполненных мастерами народов Севера. Дать понятие терминов - узор, повтор. Практическая работа. Зарисовка двух горизонтальных линий с делением отрезка на равные части. Выполнение орнамента «щучьи зубы» по образцу. Материалы   и   оборудование.   Образцы  и  иллюстрации  предметов  ДЛИ народов Севера. Пед.рисунок орнамента. Альбомный лист, ластик, простой карандаш, цветные карандаши.

Знать: виды жилища, Чум; узнавать основные несложные геометрические формы; различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, черный, белый.

Уметь: выполнять рисунок чума по шаблону; ориентироваться на плоскости листа бумаги; передавать в рисунке основную форму предметов; устанавливать сходство с известными геометрическими формами (чум-треугольник);  изображать узор в полосе по опорным точкам.

2 класс Рисование на тему: «Северные мотивы». Уточнить и обогатить зрительные представления на основе иллюстраций о жизни и быте северных народов, знакомство с традициями и обычаями. Практическая работа. Выполнение несложной композиции предметов быта с передачей в рисунке основной формы знакомых предметов.Построение композиции по пед. рисунку.

Материалы и оборудование. Иллюстрации. Пед. рисунок орнамента. Альбомный лист, ластик, простой карандаш, цветные карандаши.

Декоративное рисование хантыйского узора. Знакомство   с    предметами,    украшенными розеточными орнаментами, т.е. узорами. Название и применение одного, двух розеточных орнаментов при отделке предметов. Использование цвета в узорах. Практическая работа: Рисование по шаблонам предметов быта с выполнением узора в квадрате. Зарисовка орнамента в  расчерченную клетку.

Материалы и оборудование. Таблица с розеточными орнаментами. Пед.  рисунок орнамента по расчерченным  клеткам.   Альбомный лист, ластик, простой карандаш, цветные карандаши.

Знать: понятия «узор», «орнамент»; узнавать и сравнивать узор и орнамент; различать и знать названия цвета; знать закон построения композиции.

Уметь: передавать в рисунке основную форму; объединять предметы в одном рисунке (2);изображать округлую форму частей предметов, их величину; ориентироваться в готовой геометрической форме (полосе, квадрате, круге).

3 класс Рисование с натуры. Берестяная куженька с орнаментом.       Понятие   о   бересте.   Применение   берестяной посуды у северных народов. Приемы изготовления берестяной посуды на примере из бумаги. Использование художественного оформления посуды орнаментами. Практическая работа. Выполнение сгибанием листа бумаги, как имитации бересты. Рисование с натуры симметричной формы куженьки с  орнаментом.

Материалы и оборудование. Готовый образец куженьки, готовый образец из бумаги. Таблица с орнаментами. Иллюстрации. Пед. рисунок построения куженьки. Альбомный лист, ластик, простой карандаш, цветные карандаши.

Рисование симметричного орнамента на рукавичке. Знакомство со стилизованными животными северных народов. Использование симметрии в розеточном орнаменте «медведь».  Особенности   построения  орнамента.

Практическая работа. Выполнение работы с образца учителя по бумаге в клетку. Рисование по шаблону рукавички с перенесением. Материалы и оборудование. Готовые шаблоны рукавички. Технический рисунок симметричного построения. Альбомный лист, ластик, простой карандаш, цветные карандаши.

Знать: береста, ее применение; применение берестяной посуды; особенности художественного оформления берестяной посуды;

расположение элементов оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках; особенности симметричного построения.

Уметь: выполнять с натуры и размещать изображения отдельно взятого предмета посередине листа; правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; делить лист на 2,4 части: рисовать узоры по образцу.

4 класс Беседа о художнике Г. Райшеве. Рисование по картинам о легендах.   Знакомство с народным творчеством самобытного художника Г. Райшева. Отражение легенд в творчестве художника. Практическая работа. Выполнение рисунка по репродукциям художника. Изображение   земли   как   целостного   образа.   Использование   ответов   на содержание рассматриваемых произведений изобразительного искусства. Материалы  и  оборудование.  Репродукции  картин.  Портрет художника. Легенды   народов   Севера.   Альбомный  лист,   ластик,   простой   карандаш, цветные карандаши.

Рисование берестяной куженьки по представлению с орнаментом.     Понятие   о   бересте.   Применение   берестяной посуды   у   северных   народов.   Использование   орнаментации   на   бересте. Использование орнаментов для украшения изделий из бересты. Практическая   работа.   Выполнение   куженьки   из   грунтованной   бумаги (имитация бересты). Украшение орнаментом по выбору учащихся. Материалы и оборудование. . Готовый образец куженьки , готовый образец из   бумаги. Таблица с орнаментами.  Иллюстрации. Пед. рисунок построения куженьки. Альбомный лист, ластик, простой карандаш, цветные карандаши

 Знать: узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки самобытных художников северного региона; особенности использования предметов быта; национальные особенности использования орнаментов для украшения; анализировать с помощью учителя строение предмета, форму, величину, цвет его частей

Уметь: выполнять рисунок по простым репродукциям картин; рисовать предметы симметричной формы, применяя осевую линию при

украшении куженьки орнаментом; различать и называть оттенки цвета: светло- зеленый, темно- зеленый, голубой и т. Д

5 класс «Легенды и сказки Севера», «Жизнь и быт северян».  Знакомство с устным народным творчеством ханты и манси. Чтение легенд и сказок Севера. Применение эскизов  по  прочитанному.  Устный  анализ смысла сказок и легенд. Практическая работа. Выбор сюжета для последующего рисунка. Выбор техники выполнения. Выбор приема выполнения в цвете Построение композиции сюжета. Материалы и оборудование . Книги со сказками и легендами. Иллюстрации и рисунки других детей. Педагогический рисунок  построения  человека, жилища, оленя, собаки. Краски, пастель, карандаши, бумага, кисти, палитра.

  Самостоятельное составление прямолинейного орнамента. Ознакомление с прямолинейными орнаментами. Законы построения прямолинейных орнаментов.  Применение орнаментов для изображения на предметах. Анализ видов образцов. Практическая работа. Эскиз самостоятельно составленный для оформления изделия по выбору. Приемы построения прямолинейного орнамента. Материалы и оборудование. Таблица прямолинейных орнаментов, Рисунки детей. Бумага, акварель, линейка, карандаши, альбомный лист.

 Знать: легенды и сказки Севера; узнавать устное народное творчество и отличать от других народов; основные сведения о сказках и легендах; пользоваться элементарными приемами работы с красками;

виды образцов орнаментов.

Уметь: передавать в рисунке строение и пропорцию предметов;  составлять прямолинейный орнамент самостоятельно; анализировать свой рисунок и рисунок соседа по парте или ряду; употреблять в речи слова, относящиеся к типам, видам орнаментов.

 6, 7 класс. Аппликация.   Украшение орнаментом хантыйской рукавички.  Технологические     особенности     выполнения аппликации.    Аппликация и ее  художественное     значение    Приемы приклеивания аппликации. Разметка деталей по форме. Виды орнаментов применяемых при оформлении изделий. Цветовое сочетание. Практическая   работа. Выбор  орнамента  для  украшения  хантыйской рукавички. Выбор цветной бумаги для основания аппликации. Разработка эскиза. Выполнение аппликации. Материалы и оборудование. Образцы национальных орнаментов. Образцы изделий декоративно- прикладного искусства. Технологическая карта по изготовлению аппликации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Программа по национально-региональному компоненту "Национальные виды спорта.Северное многоборье"

Программа национально-регионального компонента по физической культуре для 5-11 классов . В  программе : пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программного мат...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ 8КЛАССЕ (национально-региональный компонент)

Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учр...

Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.

Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1.  Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...

Программа элективного курса по национально-региональному компоненту с методическими материалами для применения на факультативе по литературе в 9 классе

В методических материалах -разработках занятий даны анализы лирических и прозаических текстов - произведений народных писателей и поэтов Бурятии из Тункинского района - членов литературного объединени...