Технологическая карта урока изобразительного искусства "Города Русской земли".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Города Русской земли". 4 класс, ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока ИЗО, 4 класс "Города Русской земли". | 121.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Города Русской земли».
Тип урока: комбинированный
УМК: Под ред. Б.М. Неменского
Предмет: ИЗО, 4 класс. ФГОС.
Урок № 6. «Города Русской земли». (1 час)
Планируемые образовательные результаты:
предметные -
- расширять представления о красоте деревянного зодчества Руси;
- получать представление о значении искусства в жизни человека и общества, характеристику художественных образов, представленных в произведениях искусства.
метапредметные -
Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, анализировать информацию, делать выводы.
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по плану, составленному совместно с учителем.
Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, учителя; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Решаемые учебные задачи:
- сформировать представления об основных элементах древнерусского города; расширить знания детей о таких понятиях как собор, колокольня, звонница, сторожевые башни;
- способствовать развитию: (памяти, расширению кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, колористического, технологического, художественного и др. (определить согласно теме урока), мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии и др.;
- способствовать воспитанию патриотизма, гордости за культурное наследие своей страны; уважительного отношения к работе художника, интереса к культуре и традициям своего народа; художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя. Материал ведения урока | Деятельность учащегося | УУД на этапах урока |
1. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Приветствие, проверка готовности к уроку. | Готовятся к уроку. Погружаются в благоприятную атмосферу | Личностные УУД: - эмоциональный настрой на урок; - формирование навыков самоорганизации. |
II. Повторение пройденного материала | Анализ материала прошлого урока | С чем вы познакомились на прошлом уроке? Вы рисовали собор, можете сказать из чего он состоит? Какие виды соборов знаете? Чем отличается один собор от другого? | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
III. Формулиро вание темы урока, постановка цели | Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. | Отлично. Сегодня мы, чуть больше, познакомимся с этой темой и рассмотрим ее чуть шире. Увидим, что же было в древнем городе помимо собора. Определяем тему урока (разгадывают ребусы). Формулируем цели урока. Составляем план работы на уроке. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы. | Регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после предварительного обсуждения; - совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. |
IV. Усвоение новых знаний | Вводная беседа Прекрасна наша земля, прекрасны наши древнерусские города, свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых, по прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны. В старину города строили не только как поселения, в которых жили люди, но и как крепости, за стенами которых можно было держать оборону от нападения захватчиков. Вспомните город, который расположился на острове князя Гвидона, рассмотрите иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.
Дом князя, дома для его армии – дружины, дома знатных и богатых людей – бояр, дома торговцев – купцов, место торговли – рынок, дома и лавки ремесленников, главный собор и соборная площадь. Такое городское ядро, с которого начинался каждый русский город, назывался «кремль». В древности это слово чаще всего переводилось как «камень» или «крепость». Вам знакомо слово «кремль». В каком городе есть кремль? (Московский кремль). Кремль – это центральная часть города и они есть во многих старинных городах России – в Новгороде, Пскове, Казани, Владимире. Эти города начинали строить с того, что в них сначала возводили оборонительный вал, внутри которого уже строили дома для жилья, храмы и усадьбы. Постепенно города расширялись, их площадь выходила за пределы крепостных стен. Вот о том, как дальше развивался русский город, и как назывались новые его части, какие люди в них жили, и чем они занимались, вы узнаете сегодня на уроке. Записать, как назывались основные части древнего города. Кремль (или кром, детинец) – центральная укреплённая часть города, его ядро. Торг – большая рыночная площадь, место народных собраний. Посад – поселения ремесленников (кузнецов, гончаров, ткачей, хлебопёков, пушкарей и т.д.) В большом количестве названий улиц Москвы сохранились указания о том, какие мастера селились в той или другой части города. Например, в Москве есть целый район, который Называется Таганка. Это Таганская площадь и прилегающие к ней улицы. В старину словом «таганы» называли большие чугунные сковородки. А в этом месте, раньше называвшемся Таганская слобода, жили мастера, которые были большими мастерами по части изготовления таких сковородок. Или в самом центре есть Столешников переулок. Раньше словом «столешник» называлась нарядная скатерть, которой застилали столы. Значит, в Столешниковом переулке проживало много мастеров, изготавливающих скатерти. Игра. Я перечислю названия московских улиц, а вы попробуйте догадаться, люди каких профессий когда-то там жили и работали. (Называю улицы, ученик угадывает профессии ремесленников.) Столовый переулок – мастера, которые делали столы. Ножовый переулок – мастера, которые изготавливали ножи. Кузнецкий Мост – кузнецы. Пушкарская улица – пушкари-оружейники. Хлебный переулок – мастера-хлебопеки. Поварская улица – повара.
Посмотрите репродукцию «Новгородский торг».
Новгород – город, который река Волхов делит на две части: Софийскую, где находится кремль, и торговую. В середине картины видно реку, разделяющую город, по которой ходят парусные суда.
Поскольку в городе протекает река, значит, там, вероятно, продавалась и рыба.
Вероятно, это бояре пришли в торговый день за покупками.
Рядом с входом в кремль видна пристань – деревянный настил, к которому причаливают корабли. - Какие постройки возведены на территории кремля? (За стеной видны луковицы храмов, крыши княжеского терема.) За крепостной стеной видны также крыши изб, вероятно, там живут богатые горожане. - Какие постройки есть в торговой части? (Деревянные торговые ряды, часть храма.) Но храм здесь уже выглядит попроще. Если на территории кремля храм очень большой, с несколькими головами-луковицами, сложен из белого камня, его здание состоит из целого ряда пристроек, то в торговой части храм скромный, просто вертикальный. Колокольня необычно стройная устремленная вверх словно хочет небо достать, с великолепной формой шара, который завершает постройку и увенчан небольшой «луковицей» - главкой. Слово город произошло от «городить»-отгораживать, те строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов. Город, деревня ли, строился на возвышенности, вблизи рек, озёр. Дома строили первоначально хаотично. Постепенно разрастающаяся деревня превращалась в город, после постройки храма, все дороги, улочки сходились к храму расположенному на самом высоком месте. Соборы, храмы, церкви и церквушки, были самыми величественными , высокими зданиями того времени. Чем больше в городе церквей и храмов, тем богаче город и краше. Город - крепость для защиты мирной жизни и труда 2. Объяснение последовательности выполнения практической работы Ребята, сейчас мы приступим к практической работе, посмотрите на те работы которые уже рисовали. Сегодня мы будем рисовать либо в графике, только простым карандашом, либо цветными карандашами. Ваша задача, продумать какими у вас будут стены крепости, нарисовать собор, звонницу, и какие-то жилые постройки, дома. Проверка понимания учащимися нового материала. Все ли поняли, что нам предстоит делать? | Получают первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека. Знакомятся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства. Знакомятся с терминологией и классификацией изобразительного искусства. Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности, составляют план практической работы. Физминутка. | Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений. | |
V. Организация рабочего места | Проверьте, у вас на столах должны быть карандаши, рабочий лист. Если все готовы, мы можем приступить к работе. | Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами | Регулятивные УУД: - учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. Уметь: - организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. | |
VI. Практическая работа | В вашей работе я буду оценивать: аккуратность, наличие всех элементов города на рисунке, творческое дополнение. В ходе работы осуществляется контроль за работой учеников. | Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец. | Регулятивные УУД: - учиться проговаривать последовательность действий на уроке; - выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; - корректировать свои действия. Личностные УУД: - Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; - овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения Уметь: Использовать техники рисования; Выполнять: изображение, используя алгоритм. Применять изученные художественные техники при создании проекта. Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. | |
VII. Подведение итога урока. Рефлексия. | Давайте посмотрим, что у вас получилось. Демонстрация детских работ. - Все ли у вас получилось сегодня на уроке? - Где возникли сложности? - Что понравилось? - Что нового узнали? | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности. | Регулятивные УУД: - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев. | |
Закончить работу над рисунком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"
Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса....
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском народном костюме, обычаях и традициях...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"....
Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс "Внутренний мир русской избы"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы". Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации и мудрости устроения человеком вну...