Сценарий Открытого урока по внеурочной деятельности « Русская ярмарка»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) на тему

Унгуряну Ольга Андреевна

Сценарий внекласного мероприятия "Русская ярмарка" может использоваться для проведения внеклассных занятий по изучению народных промыслов России.

Цель:  Воспитание любви к русской культуре и Родине посредством ознакомления с культурным наследием России, народными промыслами и традициями русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шаховская гимназия»

     

Сценарий

Открытого урока по внеурочной деятельности

« Русская ярмарка»

В рамках работы объединения дополнительного образования «Изостудия»

Составитель: Унгуряну  О.А.,

учитель изобразительного искусства

Март 2016г.

Цель:  Воспитание любви к русской культуре и Родине посредством ознакомления с культурным наследием России, народными промыслами и традициями русского народа.

Задачи:

  • Закрепить знания о народных традициях проведения праздников на Руси;
  • Совершенствовать знания, умения и навыки работы в технике народных росписей (Хохлома, Городец, Русская матрешка, Тульский самовар)
  • Развивать творческую активность и интерес к народным промыслам;
  • Уточнять и пополнять знания о русских народных оберегах, их предназначении;
  • Закрепить навыки создания народной куклы – оберега;
  • Углублять и расширять знания о русской народной кукле;
  • Формировать представления о роли женщины в традиционной Культуре как матери, хранительницы домашнего очага;
  • Прививать навыки работы с тканью и природным материалом;
  • Развивать творческий подход к изготовлению народных кукол
  • Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому русского народа.
  • Совершенствовать технические навыки создания Птицы Счастья из бумаги;
  • Воспитывать любовь к Родине, традициям и обычаям русского народа;
  •   Формировать у учащихся эстетический вкус посредством изучения народных промыслов России;
  • Совершенствовать  коммуникативные навыки и умения в процессе коллективной творческой работы.

Ход урока:

Гости входят в класс, украшенный и оформленный в стиле русской ярмарки. Дети сидят за столами в русских народных костюмах работают каждый над своей поделкой. Звучит музыка русская народная. Гостей встречают 2 девочки – ведущие в народных сарафанах:

Маша:

Здравствуйте, гости дорогие,

Пожалуйста, проходите,

Нашу ярмарку посетите!

Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!

Малика:

Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займешь - соседу достанется!

Проходите все без стеснения!

Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!

Гости рассаживаются на заранее приготовленные места.

Маша:

Гостей давно мы ждем- поджидаем,

Ярмарку без вас не начинаем.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

 Малика:

Посмотри, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

Здесь найдёте, что хотите.

Полюбуйтесь, посмотрите.

Маша:

Тары-бары растобары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват.

Выходит девочка  с деревянными расписными ложками

Оля:

Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Кому деревянные ложки? 
Годятся, чтоб кашу есть из плошки.

Выходит 2-я  девочка, демонстрирует расписную посуду:

Ира:

Есть и плошки, и тарелки

И прочие самоделки…

Самоделки не простые

Все как в сказке – расписные.

Оля:

Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

Ира:

Здесь купавки, розаны

На деревьях, кустах,

Городецкие кони

В Городецких лугах.

Оля

Была доска некрашеной,

Обычной, неприглядной.

А стала разукрашенной

И празднично нарядной.

Ира

В руках умельца досочка

Узором заиграла,

 Гирляндою  из розочек

Как в сказке засияла.

Ведущий (Малика): А у вас откуда посуда?

Вика:

- Из Нижегородской  области

Лера

- Из чудесного села Хохлома.

Вика:

Посуда у нас не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.

Лера:

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой-

Вот чем славится она!

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не мог!

 

Демонстрируют посуду, которую они расписали под хохлому.

Выходит вперед мальчик с самоваром:

Никита:

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Самовары расписные –

Генералы удалые

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Это тульский сбитенник украсный –

Шаровидный или в виде вазы,

Из латуни да из красной меди –

А засвищет – слышат все соседи!

Все соседи знают – он в узорах,

По узорам поблуждай-ка взором –

Выпьешь чаю да средь шума-гула,

Снова, снова вспомнишь город Тулу.

Мальчик с самоваром садиться на место, выходят 2 девочки с матрешками:

Саша

Люди, подходите,

На матрешки поглядите

Россия наша славится
Расписными ложками
Да еще гордится
Русскими матрешками.

Сами мы шаховские

А матрешки у нас расписные.

Даша

Посмотри, как хороша

Эта девица – краса:

Тугая чёрная коса,

Щёки алые горят,

Удивительный наряд.

Мы старались, рисовали

Чтобы вам понравилось

Только вот с продажею

Что то не заладилось…

Настя:

А вот яйца расписные

Пасхальные да золотые

К светлой пасхе закупайте

Ими дом свой украшайте!

Патя:

Просим, просим, не зевай

Наш товар весь разбирай!

Девочки демонстрируют расписных матрешек и пасхальные яйца и садятся на свои места.

 Выходит  2 девочки с народными куклами:

Малика

Ну-ка, гости, не зевайте

Наши куклы разбирайте!

Детям радость доставляйте!

Джулиана

 Куклы  наши знатные,

Складные да ладные,

Они  повсюду славятся,

Они  и вам понравятся!

Малика
У  обрядов  на  Руси  множество  заветов

И  один  из  них - шитьё  кукол-оберегов.

По  поверью, талисман, защитит  хозяев,

Забирая  на  себя  бремя  испытаний.

Джулиана

Из  различных  лоскутков  ношеной  одежды,

Ладно  вязанных  узлов  с  верою, надеждой.

Но  единственный  запрет  предков  опасались:

Чтобы  ножницы  с  иглой  к  кукле  не  касались.

Малика
 «Куклы в доме всем нужны

 в них секреты старины».

Эта кукла - не простая,

Про нее я много знаю…

Кубышка - Травница здоровье бережет,

Защита-утешение от нее идет!

Наполнена душистою, целебною травой,

Несет она здоровье, несет она покой!

Джулиана

Крупеничка - оберег  сытости, достатка.

Наполнялась  сплошь  зерном, гречкой, для  задатка.

От  кормилицы  Земли  силы  приходили.

Под  иконами  в  углу  бережно  хранили.

Малика

Хохотушки  по  весне - стало  быть  Веснянки,

Жизнерадостной  судьбе  верные  служанки.

Костромушка - приманит  женщине  ребёнка,

Коли  не  было  детей  на  чужой  сторонке.

Джулиана

Ну а эта куколка – куколка с секретом!

Внутри Благополучницы спрятана монета.

В дом удачу и достаток принесет -

И очаг домашний сбережет.

Малика

Пеленашки, Спиридон  или  Многоручка,

С  незапамятных  времён  с  Русью  неразлучно.

А  традиции  храня  многовековые

Главная  в  дому  всегда - кукла  Берегиня.

Джулиана

Эта - тоже не случайна-

В ней большая скрыта тайна.

Кукла-колокольчик – для добрых вестей,

Приносит в дом радость и море затей!

У куклы три юбки, конечно, для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!

Вместе:

«Куклы в доме всем нужны

 в них секреты старины».

Малика:

Этих кукол мы делали по традициям наших прабабушек – без иголки и ножниц. Наши прапрабабушки каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души. Весной молодые  девушки делали веселых кукол Веснянок. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. 
Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Сегодня мы хотим нашим гостям подарить таких кукол, пожелав им таким образом  всегда быть обаятельными и привлекательными.

Девочки дарят кукол гостям, садятся на свои места.

Выходит девочка с птицей счастья в руке.

Маша

Оберегов было много

У наших предков на Руси

Почитали они Бога

Птицу Счастья в дом несли.

Птица -счастья - оберег
Для семьи в любви на век.
Защитит крылами Вас
В испытаний грозный час.

Чудо – птица  - небылица

У  окна  висит  в  светлице

В  дом,  где  есть  такая  птица,

Счастье  точно  постучится.

Птица  в  комнате  парит,

От  несчастий  дом  хранит.

Словно  солнышко  в  светлице,

Радость  в  дом  приносит   птица.

Такую красавицу –птицу делали из деревянной щепы и вешали в доме под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь потокам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси… Птица оберегала покой и счастье в доме, притягивала в дом удачу. И я предлагаю Вам сегодня сделать для своего дома такой оберег.

Из приготовленных материалов Маша показывает мастер- класс по изготовлению бумажной Птицы Счастья, гости повторяют за ней.

Ведущие

Маша

Дорогие гости, спасибо за внимание!

 Пусть эти птицы исполнят все ваши желания!

Малика

Милости просим,

 К мастерам подходите

 На умельцев наших  поглядите!

 Их таланты переймите!

Маша

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

Вместе:

Труд их важен и хорош,

 Ни на чей он не похож.

 Каждый мастер – просто клад

Свою работу делать рад.

Гости проходят к столам, где работают дети, рассматривают поделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)

Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

Программа внеурочной деятельности. Русский язык. Русская словесность. 7-8 класс

Программа рассчитана на 30 часов. Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах. Программ...

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность" (Подготовка к ОГЭ по русскому языку:9 класс)

Программа внеурочной деятельности "Русская словесность" создана в соответствии с требованиями ФГОС ООО . Цель курса: подготвка обучающихся к сдаче ОГЭ по русскому языку и устному собеседован...