Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo_1_klass_ras_8.3.docx | 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Рассмотрена» на заседании МО Протокол №5 от «04» мая 2018г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №19 от «07» мая 2018г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 854 ____________А.В. Курсаков |
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для обучающихся 1 класса
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с РАС
(вариант 8,3)
Составитель:
Григорьева М. А,
Учитель
высшей квалификационной категории
Москва 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС), Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России», Адаптированной основной общеобразовательной программы ОУ.
Цели изучения курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание уважения к культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать свою позицию в искусстве и через искусство;
Основные задачи курса:
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей с РАС в качестве достаточно понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.
Учащиеся осваивают различные художественные материалы: (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.).
Разнообразные художественные техники осваиваются школьниками на уроках такие как: («рисунок пальчиками и ладошкой», рисунок жесткой полусухой кистью, «шаблонирование», «монотипия», «эстамп», «точечная живопись», «оттиск поролоном» (мятой бумагой), создание композиций из засушенных растений, аппликация простая и объемная (природный материал, вата, ткань, крупа) работа с пластилином, и другие виды смешанной техники.
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Коррекционные возможности курса.
Настоящая рабочая программа учитывает особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, которые проявляются в специфике речевого развития. У учащихся отмечается недостаточность представлений об окружающей действительности, бедность личного практического опыта, трудности в анализе природных и социальных явлений, переносе знаний в другие ситуации. Контингент учащихся неоднороден по уровню сформированности таких процессов, как восприятие, внимание, мышление. В связи с этим программа курса направлена не только на формирование знаний, но и имеет коррекционную направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики. Включает коррекцию мыслительной деятельности, других психических процессов, коррекцию развития личности. Позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В связи со спецификой развития навыков социального взаимодействия обучающихся школы объективно мотивированным представляется усиление социального аспекта. Программа призвана оказать обучающимся содействие в определении и коррекции отношения к самим себе, помочь понять свои возможности, убедиться в наличии потенциальных способностей.
Место в учебном плане
Учебный предмет Изобразительное искусство изучается в рамках предметной области Искусство обязательной части УП в объеме: 1 час в неделю.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Кол-во часов | Материалы и оборудование | Содержание, виды деятельности |
1. Вводное занятие. Рисунок на тему: «Карандаш пришёл с друзьями, поиграйте, дети с нами». | 1 | Бумага, цветные карандаши, образец | - вводная беседа о художниках, изобразительном искусстве -упражнение в ориентировке на листе -показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
2. Рисунок по трафарету квадрата и треугольника. | 1 | Тетрадь в клетку, цветные карандаши, геометрические формы, образец | -упражнение в ориентировке на листе в клетку -упражнение в запоминании цвета - упражнение в закрепление геометрических форм (круг, квадрат) -показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
3. Рисунок по точкам прямоугольника и круга. | 1 | Карточки, картинки, геометрические формы, рисунок – образец, цветные карандаши | -игровое упражнение на дифференциацию цветов - упражнение в закрепление геометрических форм -показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
4. Рисунок на тему: «Летний дождик» Упражнение в проведении прямых вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. | 1 | Цветные карандаши, бумага, образец | -игровое упражнение «Летний дождик» Упражнение в проведении прямых вертикальных, горизонтальных и наклонных линий |
5. Беседа: «Весёлые краски» Рисунок на тему: «Палитра». | 1 | Простой карандаш акварельные краски, кисть, рисунок – образец, стаканчик с водой | - беседа о правилах работы с акварельными красками, кистью - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
6. Рисунок на тему: « Осенние листочки» в технике «эстамп».
| 1 | Натуральные листики разной формы и размера, простой карандаш краски (гуашь), бумага, кисти, стаканчик с водой | - беседа о выполнении рисунок в технике «эстамп» - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
7. Рисунок пластилином на тему: «Солнышко» (техника разминания, растирания пластилина) . | 1 | пластилин, рисунок - образец | - рассматривание образца -показ и объяснение -выполнение работы пластилином -анализ |
8. Рисунок с натуры «Красный помидор» ( рисунок по точкам, красками). | 1 | Простой карандаш акварельные краски, кисть, рисунок – образец, стаканчик с водой | - рассматривание образца -упражнение на дифференциацию цветов - показ и объяснение -выполнение работы вместе с учителем |
9. Рисунок с натуры «Зеленое яблоко» (рисунок по точкам, красками). | 1 | Простой карандаш акварельные краски, кисть, рисунок – образец, стаканчик с водой | - рассматривание образца -упражнение на дифференциацию цветов - показ и объяснение -выполнение работы вместе с учителем |
10. Рисунок на тему: «Горы» (оттиск мятой бумагой). | 1 | Простой карандаш краски (гуашь), палитра, кисти, бумага, стаканчик с водой | - рассматривание образца - показ и объяснение -поэтапное выполнение работы вместе с учителем |
11. Рисунок в технике: «Оттиск печатками из картофеля» | 1 | Простой карандаш краски (гуашь), палитра, кисти, бумага, стаканчик с водой, печатки из картофеля | - рассматривание образца - показ и объяснение -поэтапное выполнение работы вместе с учителем |
12. Аппликация из ваты на тему: «Котенок» | 1 | Рисунок образец, вата, клей, цветные карандаши | -беседа о домашних животных - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
13. Беседа: «Натюрморт» Рисунок простейшего натюрморта по точкам. | 1 | Простой карандаш акварельные краски, кисть, рисунок – образец, стаканчик с водой | - беседа «натюрморт» - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -беседа по картинам |
14. Рисунок на тему: «Сказочная птица» (рисунок ладошкой). . | 1 | Простой карандаш краски (гуашь), кисти, бумага, стаканчик с водой | - беседа - рассматривание образца - показ и объяснение - поэтапное выполнение работы вместе с учителем |
15. Рисунок новогодней гирлянды в технике «пальцевой живописи». | 1 | Простой карандаш, фломастеры, краски (гуашь), кисти, бумага, стаканчик с водой | -беседа о новогоднем празднике - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
16. Рисунок с натуры зимних вещей (шарф, вязаная шапочка). | 1 | Наглядные пособия, образец, альбом, цветные карандаши | -беседа о зимних вещах - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
17. Рисунок на тему: «Снегопад» (рисунок ватными палочками). | 1 | Простой карандаш краски (гуашь), ватные палочки, бумага, стаканчик с водой | -беседа о красоте зимней природы - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
18. Рисунок на тему: «Снеговик» (по точкам) | 1 | Простой карандаш краски (гуашь), кисти, рисунок - образец, стаканчик с водой | -беседа о зимних играх и развлечениях - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
19. Аппликация на тему: «Светофор». | 1 | Наглядные пособия, образец, альбом, цветная бумага | беседа о правилах уличного движения -чтение стихотворения - рассматривание модели - показ и объяснение - поэтапное выполнение работы вместе с учителем -анализ |
20. Рисунок на тему: «Воздушные шары». | 1 | Рисунок - образец, бумага, краски акварельные, простой карандаш, стаканчик с водой, кисть | - рассматривание картинки - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
21. Рисунок на тему: «Весенняя веточка» в технике «примыкания». | 1 | Рисунок - образец, бумага, краски акварельные, простой карандаш, стаканчик с водой, кисть | беседа о красоте весенней природы - рассматривание образца - показ и объяснение - поэтапное выполнение работы вместе с учителем -анализ |
22. Рисование с натуры игрушки-кораблика. | 1 | Натура, разборные модели игрушки, образец, альбом, цветные карандаши, клей - карандаш | -анализ натуры -построение кораблика из частей - показ и объяснение - поэтапное выполнение работы вместе с учителем -анализ |
23. Аппликация из цветной бумаги на тему: «8 Марта». | 1 | Шаблоны деталей из цветной бумаги для аппликации, цветные карандаши, цветные карандаши, клей | -беседа о празднике 8 марта -чтение стихотворения -рассматривание открыток - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
24. Рисунок по точкам на тему: «Аквариум с рыбками». (раскрашивание образца) | 1 | Рисунок - образец, бумага, краски акварельные, простой карандаш, стаканчик с водой, кисть | - беседа о подводном мире - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
25. Выполнение иллюстрации к сказке «Колобок». | 1 | Иллюстрации к сказке, образец, цветные карандаши, альбом | -беседа по сказке - рассматривание образца - показ и объяснение - выполнение работы с помощью учителя -анализ |
26. Рисунок на тему: «Море» в технике (оттиск поролоном) | 1 | Простой карандаш краски (гуашь), палитра, кисти, рисунок - образец, стаканчик с водой, поролон | - рассматривание образца - показ и объяснение - поэтапное выполнение работы вместе с учителем |
27. Рисунок салфетки по точкам. | 1 | Рисунок - образец, цветные карандаши, фломастеры, бумага | - упражнение на различении геометрических фигур - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
28. Рисование на тему «Ракета». | 1 | Рисунок - образец, акварельные краски, бумага | -рассказ учителя -рассматривание иллюстраций - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
29. Рисунок на тему: «Цыпленок» (рисунок жесткой полусухой кистью) | 1 | Простой карандаш краски (гуашь), палитра, кисть (щетина), рисунок - образец, стаканчик с водой | - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
30.Аппликация на тему: «Красота родной природы» (обрывная аппликация). | 1 | Полоски цветной бумаги, клей, бумага | -беседа о красоте родной природы - рассматривание образца - показ и объяснение поэтапное выполнение работы вместе с учителем -анализ |
31. Рисунок на тему: «Цветок» (в технике по – сырому). | 1 | Рисунок - образец, бумага, краски акварельные, простой карандаш, стаканчик с водой, кисть | - рассматривание образца цветка - показ и объяснение -поэтапное выполнение работы вместе с учителем -анализ |
32. Рисунок точечного узора в полосе из растительных форм. | 1 | Простой карандаш краски (гуашь), ватные палочки, бумага, стаканчик с водой | - рассматривание образца - показ и объяснение -самостоятельное выполнение -анализ |
33. Рисунок на тему: «Бабочка» Прием рисования в технике «монотипии». | 1 | Простой карандаш краски (гуашь), кисти, бумага, стаканчик с водой | -беседа по теме урока - рассматривание образца - показ и объяснение - выполнение работы с помощью учителя -анализ |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство»
«Виды художественной деятельности». Особенности художественного творчества: художника и зритель. Отношение к природе, человеку и обществу в художественных произведениях. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.
«Азбука искусства». Материалы для рисунка: карандаш, фломастер, мелки, кисти, краски. Приёмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных, их общие и характерные черты. Владение цветом, как основой языка живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Истоки декоративно-прикладного искусства. Орнаменты в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Практическое овладение основами цветоведения, изучение основных и составных цветов, тёплых и холодных смешанных оттенков. Понимание приемов изображения линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие, штрих, пятно) как средства передачи эмоционального состояния природы, человека, животного.
Освоение приемов изображения разнообразных простых форм предметного мира и передача их на плоскости.
«Значимые темы искусства» (Земля – наш общий дом). Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.
«Опыт художественно - практической деятельности».
Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- понимать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж и т.д.;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- анализировать произведения искусства с помощью учителя;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Список литературы
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. «Основы дефектологии» (под ред. Власовой Т.А.). М.,1983 г.
2.«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» (пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. институтов, под ред. В.В.Воронковой). М., 1994 г.
3.Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе». М., 1982 г.
4.«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» (Олигофренопедагогика. Учебное пособие для студентов высш. и средн. учебных заведений, под ред. Б.П. Пузанова). М., 2000 г.
5. « Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и
коррекционная ритмика» под редакцией Е. А. Медведевой, Москва,
Академия, 2002
6. Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение тематическому рисованию младших школьников с нарушениями интеллекта». Екатеринбург, 2000год.
7. Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение младших школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компонент психолого - педагогического сопровождения учителем - логопедом ребенка с тяжелой умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Коррекционный компонент АООП ребенка с тяжелой степенью умственной отсталости....
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 8д класса (для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости)
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса (ФГОС УО).
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса....
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...
Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» для 1-4 классов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа имеет художественную направленность и предназначена для обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы школы....
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для родителей обучающейся 3 класса с умеренной умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра
Коррекционно-развивающее занятие проведено в рамках организации преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей обучающейся с инвалидностью в их присутствии. На занятиях родитель увидел возмо...