Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 8д класса (для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости)
рабочая программа по математике (8 класс) на тему
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 8 класса коррекционной школы VIII вида | 51.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа №854»
школьное отделение для детей с ОВЗ
«Согласовано» Председатель МО Л.В. Андреева Протокол № 1 от «28» августа_2015 г. | «Принята» На педагогическом совете Протокол № 1 от «28» августа_2015 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ школы №854 (отделение с ОВЗ) А.В.Курсаков |
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
8д класса
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой
Составитель:
Елисеева Т.В.
учитель математики
первой квалификационной категории
Москва 2015
Содержание
- Паспорт рабочей программы ……………………………….….….... 3
- Пояснительная записка ………………………………………….…...4
- Содержание программы учебного предмета………………….……..7
- Требования к уровню подготовки учащихся………..……..……….12
- Календарно-тематическое планирование ………………………......14
- Перечень учебно – методического обеспечения образовательного
процесса ………………………………………………………….......26
- Лист внесения изменений ………………………………………......27
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 8д класса ГБОУ школв №854 отделение с ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости, находящиеся на II уровне.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 140 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 часов в неделю.
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике для 8-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой (авторы: М.Н.Перова, В.В.Эк).
-Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под ред. Н.Н.Малофеева.
Общая характеристика предмета
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.
Цели курса:
- формирование практически значимых знаний и умений;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
- создание условий для социальной адаптации учащихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи курса:
- формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
- объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
- закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
- обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
- контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.
Основные технологии:
- личностно-ориентированный подход,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Устный счет.
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
- Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
- Измерительные и графические работы.
Методология преподавания математики
При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
Математическое образование в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует формированию и развитию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге (для некоторых учащихся допускается выполнение работ на линованной бумаге).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (решение арифметических задач, связанных с социализацией).
Содержание программы учебного курса
Темы программы представлены в тематическом планировании.
8д класс I четверть
№ | Тема |
Нумерация чисел в пределах 1.000.000 | |
1 | Числа целые и дробные |
2 | Сравнение чисел |
3 | Римская нумерация |
4 | Состав числа |
5 | Действия с разрядными слагаемыми |
6 | Г.м. Виды углов. Градусное измерение углов |
7 | Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2000… в пределах 100000 |
8 | Присчитывание и отсчитывание чисел 5, 50, 500, 5000… в пределах 100000 |
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей | |
9 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100000 |
10 | Сложение и вычитание десятичных дробей |
11 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей |
12 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100000 |
13 | Контрольная работа |
14 | Работа над ошибками |
15 | Г.м. Сумма смежных углов |
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей | |
16 | Умножение и деление целых чисел на однозначное число |
17 | Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число |
18 | Г.м. Построение углов с помощью транспортира. |
19 | Среднее арифметическое чисел |
20 | Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 |
21 | Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 |
22 | Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 |
23 | Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи |
24 | Деление на круглые десятки, сотни, тысячи |
25 | Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи |
26 | Умножение на двузначное число |
27 | Деление на двузначное число |
28 | Умножение и деление на двузначное число |
29 | Умножение и деление на двузначное число |
30 | Контрольная работа |
31 | Г.м. Построение углов с помощью транспортира. |
32 | Работа над ошибками. |
33 | Порядок действий. |
34 | Порядок действий |
35 | Г.м. Сумма углов треугольника. |
36 | Итоговый урок «Все действия с числами». |
Итого за I четверть 36 ч |
8 класс II четверть
№ | Тема |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей | |
37 | Запись, чтение, преобразование обыкновенных дробей |
38 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями |
39 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
40 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей |
41 | Приведение дробей к общему знаменателю |
42 | Приведение дробей к общему знаменателю |
43 | Приведение дробей к общему знаменателю |
44 | Г.м. Построение фигур, симметричных относительно оси симметрии |
45 | Сложение дробей с разными знаменателями |
46 | Вычитание дробей с разными знаменателями |
47 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
48 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
49 | Контрольная работа |
50 | Работа над ошибками |
51 | Г.м. Построение фигур, симметричных относительно центра симметрии |
52 | Нахождение дроби от числа |
53 | Нахождение числа по одной его доле |
54 | Сложение смешанных чисел |
55 | Вычитание смешанных чисел |
56 | Г.м. Построение симметричных четырехугольников |
57 | Нахождение неизвестных компонентов |
Площадь. Нахождение площади | |
58 | Единицы площади. Преобразование мер площади |
59 | Контрольная работа |
60 | Работа над ошибками |
61 | Нахождение площади фигур |
Сложение и вычитание целых и дробных чисел | |
62 | Сложение и вычитание целых и дробных чисел |
63 | Г.м. Построение симметричных треугольников |
64 | Итоговый урок «Сложение и вычитание целых чисел и дробей» |
Итого за II четверть 28 ч |
8 класс III четверть
№ | Тема |
Преобразование обыкновенных дробей | |
65 | Преобразование обыкновенных дробей |
66 | Преобразование обыкновенных дробей |
67 | Замена целого числа неправильной дробью |
68 | Замена смешанного числа неправильной дробью |
Действия с обыкновенными дробями | |
69 | Умножение обыкновенной дроби на целое число |
70 | Деление обыкновенной дроби на целое число |
71 | Умножение и деление дробей на целое число |
72 | Умножение смешанного числа на целое |
73 | Деление смешанного числа на целое |
74 | Деление смешанного числа на целое |
75 | Умножение и деление смешанного числа на целое число. |
76 | Умножение и деление смешанного числа на целое число. |
77 | Порядок действий |
78 | Все действия с обыкновенными дробями и смешанными числами |
79 | Контрольная работа |
80 | Работа над ошибками |
81 | Итоговый урок «Действия с обыкновенными дробями» |
Запись именованных чисел десятичной дробью | |
82 | Запись чисел, полученных при измерении мерами стоимости, десятичной дробью |
83 | Запись чисел, полученных при измерении мерами длины, десятичной дробью |
84 | Запись чисел, полученных при измерении мерами массы, десятичной дробью |
85 | Запись чисел, полученных при измерении мерами площади, десятичной дробью |
Замена десятичной дроби именованными числами | |
86 | Замена десятичной дроби числами, полученными при измерении мерами стоимости |
87 | Замена десятичной дроби числами, полученными при измерении мерами длины |
88 | Замена десятичной дроби числами, полученными при измерении мерами массы |
89 | Замена десятичной дроби числами, полученными при измерении мерами площади |
Сложение и вычитание именованных чисел | |
90 | Сложение и вычитание именованных чисел, выраженных в десятичных дробях |
91 | Сложение и вычитание именованных чисел, выраженных в десятичных дробях |
92 | Нахождение неизвестных компонентов |
93 | Нахождение неизвестных компонентов |
Умножение и деление чисел | |
94 | Умножение и деление целых чисел на однозначное число. |
95 | Умножение и деление дес. дробей на однозначное число |
96 | Умножение и деление именованных чисел на однозначное число. |
97 | Умножение и деление целых чисел на двузначное число |
98 | Умножение и деление дес. дробей на двузначное число |
99 | Умножение и деление именованных чисел на двузначное число |
100 | Умножение и деление именованных чисел на двузначное число |
101 | Контрольная работа |
102 | Работа над ошибками |
103 | Все действия с числами |
104 | Задачи на пропорциональное деление |
105 | Задачи на нахождение площади |
106 | Итоговый урок «Действия с целыми, именованными числами и десятичными дробями» |
Итого за III четверть 42 ч |
8 класс IV четверть
№ | Тема |
Меры площади | |
107 | Действия с мерами площади |
108 | Задачи на нахождение площади |
109 | Задачи на нахождение площади |
110 | Меры земельных площадей 1а |
111 | Меры земельных площадей 1га |
112 | Г.м. Длина окружности. |
Повторение. Все действия с числами | |
113 | Все действия с целыми числами |
114 | Все действия с десятичными дробями |
115 | Все действия с именованными числами |
116 | Все действия с обыкновенными дробями |
117 | Нахождение неизвестных компонентов |
118 | Нахождение неизвестных компонентов |
119 | Г.м. Сектор и сегмент. Круг |
120 | Арифметические действия с числами |
121 | Арифметические действия с числами |
122 | Проверка арифметических действий |
123 | Контрольная работа |
124 | Работа над ошибками |
Диаграммы | |
125 | Линейная диаграмма |
126 | Задачи, решаемые с помощью линейной диаграммы |
127 | Столбчатая диаграмма |
128 | Задачи, решаемые с помощью столбчатой диаграммы |
129 | Круговая диаграмма |
130 | Г.м. Площадь круга |
Повторение. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его части | |
131 | Годовая контрольная работа |
132 | Работа над ошибками |
133 | Нахождение десятичной дроби от числа |
134 | Нахождение десятичной дроби от числа |
135 | Нахождение числа по его части |
136 | Нахождение числа по его части |
137 | Повторение пройденного материала. |
138 | Г.м. Геометрические тела. |
139 | Занимательная математика. |
140 | Итоговый урок «Все действия в пределах 100000 |
Итого за IV четверть 34 ч | |
Итого за год 140 ч |
Требования к уровню подготовки учащихся
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников (I уровень обучения), и упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала (для учащихся II уровня обучения). Указания относительно упрощений даны в календарно-тематическом планировании в разделе «Дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- величину1°;
- размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму углов треугольника;
- элементы транспортира;
- единицы измерения площади, их соотношения;
- формулы длины окружности, площади круга.
Учащиеся должны уметь:
- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1000000;
- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
- находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
- строить и измерять углы с помощью транспортира;
- строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
- вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
- строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- уметь выполнять четыре арифметических действия с натуральными числами в пределах 10000; по возможности с десятичными и обыкновенными дробями;
-знать наиболее употребительные единицы площади;
- знать размеры прямого, острого, тупого угла в градусах;
- находить число по его половине, десятой доле;
- вычислять среднее арифметическое нескольких чисел;
- вычислять площадь прямоугольника.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного
процесса
Основная литература:
- В.В. Эк. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» АО «Московские учебники». 2002.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.
- М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва. «Просвещение». 1978.
- М.Н. Перова. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
- Т.В. Алышева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» ОАО «Московские учебники». 2005.
- Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый контроль / авт.-сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пособие для учителя-дефектолога. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005
- Ф.Р. Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе : 5-9 классы. Москва. ВАКО. 2007.
Медиаресурсы:
Представлены на сайте www.prosv.ru/umk/adapt0-9
Лист внесения изменений
Класс | Дата | Количество не проведённых уроков | Причина | Согласование с курирующим завучем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5-7 классы для детей с легкой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по курсу «Литература» для детей с легкой степенью умственной отсталости составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений ...
Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса
Контрольные работы разработаны для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости для выявления уровня усвоения программного материала по математике (программа под ред. В.В. Воронк...
Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 10 класса
Контрольные работы предназначены для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработаны в соответствии с принципами жизненной необходимости и практической значимости содержания образован...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса.
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса....
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса (ФГОС УО).
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса....
ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» 7 класс ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР)
Программа является компонентом ООП ООО и составлена на основании:Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е. С. Савинов]. –М.:...
Конспект урока Математические представления 2 класс для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (1 вариант) СИПР
Конспект урока Математические представления 2 класс для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (1 вариант) СИПР...