Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса (ФГОС УО).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Григорьева Мария Александровна

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_3_kl_grigoreva_m.a._izo_fgos_ovz.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Рассмотрена»  

на заседании МО

Протокол №5

от «04» мая 2018г.

«Принята»

 на педагогическом совете

Протокол №19

от «07» мая 2018г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 854

____________А.В. Курсаков

Рабочая программа

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для обучающихся 3 класса

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной

 программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 (вариант 1)

Составитель:

Григорьева М.А.

учитель

высшей квалификационной категории

Москва 2018г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Учебного плана образовательного учреждения.

Характеристика учебного предмета

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.

Настоящая программа обучения умственно отсталых детей школьного возраста изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, опыт обучения этому предмету.

Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:

  • формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
  • формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
  • учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
  • корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения.
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;
  • развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.);
  • обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;
  • воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.

Содержание программы по изобразительному искусству

Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству.

Программой предусматриваются следующие виды работ:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;
  • лепка плоскостного изображения (обратная аппликация, пластилиновая картина) по образцу;
  • выполнение плоскостной и объемной аппликаций с фиксацией деталей  на плоскости  с помощью клея;  по образцу,  по представлению

воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

На уроках умело сочетаются индивидуальные и коллективные виды деятельности учащихся, создается ситуация выбора темы работы и средств ее воплощения, дети обучаются различным техникам изобразительного творчества («рисунок пальчиками и ладошкой», рисунок жесткой полусухой кистью, «шаблонирование», «монотипия», «эстамп», «точечная живопись», «оттиск поролоном» (мятой бумагой), создание композиций из засушенных растений, аппликация простая и объемная (природный материал, вата, ткань, крупа) работа с пластилином, и другие виды смешанной техники.

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют преподавателю  возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия на уроках изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической, сторон художественно – творческой деятельности, а также  спектр интересов класса и отдельного воспитанника, что позволяет сделать учебный – воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.

Занятия проводятся преподавателем с учетом особенностей воспитанников: индивидуально дозирует нагрузку, обеспечивает щадящий режим на занятиях, включает в занятия дыхательную гимнастику, физкультурные минутки, релаксационные моменты, обеспечивает музыкальный фон во время самостоятельной работы.

Тематическое планирование

3  класс (1 час)

№ п/п

Темы

Кол-во часов

1четв.

1

Вводная беседа. «Как и чем работает художник?».

Рисунок на тему: «Разноцветная палитра».

1

2

Беседа: «Художники – анималисты».

Рисунок на тему: «Ежик» (оттиск мятой бумагой)

1

3

Рисунок натюрморта «Дары осени» с использованием шаблона.

1

4

Рисунок - аппликация из природного материала на тему: «Осенний букет».

1

5

Рисунок - аппликация из природного материала на тему: «Осенний букет».

1

6

Рисунок осенних листьев в технике "фроттаж"

1

7

Рисунок на тему: «Листопад» в технике «эстамп».

1

8

Беседа на тему: «Виды и жанры изобразительного искусства».

1

9

Рисунок на тему: «Осеннее дерево»

 (рисунок ватными палочками)

1

2четв.

10

 Беседа на тему: «Декоративно прикладное искусство».

Рисунок  узора в полосе из веточек с листочками.

1

11

Декоративное рисование.

Рисунок геометрического орнамента в квадрате.

1

12

Аппликация из ваты на тему: «Котенок».

1

13

Графическое упражнение «Ожившие кляксы».

Рисунок в технике «выдувания трубочкой»

1

14

Рисунок на тему: «Морские рыбы»  (пальцевая живопись)

1

15

Аппликация из цветной бумаги на тему: «Снегирь на ветке».

1

16

Рисунок жесткой полусухой кистью на тему: «Новогодняя елочка».

1

3четв.

17

Рисунок по точкам зимнего натюрморта.

1

18

Рисунок на тему: «Морозные узоры» в технике «акварель + пленка».

1

19

Лепка из пластилина по образцу.

1

20

Рисунок на тему: «Заснеженный лес» в технике «монотипии».

1

21

Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень».

 Рисунок на тему: «Зимние деревья».

1

22

Беседа на тему: «Художники – сказочники».

Рисование на тему « Мой любимый сказочный герой».

1

23

Рисунок на тему: «Космос» в технике «акварель + воск».

1

24

Рисунок  горного пейзажа по представлению.

(рис. с использованием обрывного трафарета)

1

25

Рисунок открытки к 8 Марта.

1

26

Рисунок на тему: «Желтый одуванчик» в технике

«пальцевой  живописи».

1

4четв.

27

Рисование с натуры весенней веточки.

1

28

Аппликация на тему: «Цветочная фантазия».  

1

29

Беседа на тему: «Декоративно прикладное искусство»

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

1

30

Рисунок на тему: «Праздник Победы» в технике «набрызг».

1

31

Выполнение рисунка на тему: «облака»

 (оттиск поролоном)

1

33

Выполнение рисунка на тему: «Бабочки»  

(оттиск поролоном)

1

Итого

33

Личностные и предметные результаты освоения предмета

«Изобразительное искусство»

    В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо - культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
  • умение обращаться за помощью, принимать помощь;
  • умение организовать своё рабочее место;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
  • формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно);
  • формирование мотивации к творческому труду;
  • формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в 3 классе:

Достаточный уровень:

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;

- умение ориентироваться в пространстве листа;

- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- умение ориентироваться в пространстве листа;

- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

  • названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 3 классе;
  • выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;
  • основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;
  • названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;
  • правила работы с краской, карандашом;
  • строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
  • порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);

- различать и знать названия цветов;

- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
  • умение обращаться за помощью, принимать помощь;
  • умение организовать своё рабочее место;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
  • формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);
  • формирование мотивации к творческому труду;
  • формирование бережного отношения к материальным ценностям.
  1. Регулятивные базовые учебные действия:
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса;
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
  • определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под руководством учителя;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
  • проверка работы по образцу;
  • участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.
  1. Познавательные базовые учебные действия:
  • ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
  • назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
  • овладение приемами работы различными графическими материалами.
  • создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя.
  1. Коммуникативные базовые учебные действия:
  • участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
  • выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;
  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
  • умение отвечать на вопросы различного характера;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках изобразительной деятельности.

Учебно-тематическое планирование и содержание программы.

Рисование с натуры

Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Декоративное рисование

 Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование на темы

Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.

Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В. Ватагина, Е. Чарушина и др.). 

Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень». Беседа на тему: «Декоративно прикладное искусство». Беседа на тему: «Виды и жанры изобразительного искусства».

Используемые учебники и пособия

Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 2 класс: рабочая тетрадь: – М.: Просвещение, 2016.

И. А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе». Москва, В.Секачёв, Институт общегуманитарных исследований 2001 год.

И.А. Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной корреционной школе VIII вида. Москва, АСАДЕМА, 2002 год.

Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение тематическому рисованию младших школьников с нарушениями интеллекта». Екатеринбург, 2000год.

Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение младших школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год.

Воронкова, В.В.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы.-М.: Владос, 2004.

Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. -М.: Профиздат, 1961.

Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар. 1988.

Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд; 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.

Ростовцев, Н. . II. Методика преподавания ИЗО в школе. М: Агар, 1998.

Сокольникова, К. М. Основы рисунка. Ч. З.  -Обнинск: Титул. 1998.

Сокольникоа. Н. М. Основы композиции. Ч. 2. -Обнинск; Титул, 1998.

Сокольникоа, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, И. М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 8д класса (для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости)

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой...

Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Безопасный маршрут движения от дома до школы и обратно" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса

Классный час разработан для обучающихся 5 класса с целью определения правил безопасного движения по пути в школу и обратно. В разработке обращено внимание на правила поведения на дорогах с односторонн...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса....

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...

Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» для 1-4 классов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа имеет художественную направленность и предназначена  для   обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы школы....