Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса (ФГОС УО).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_3_kl_grigoreva_m.a._izo_fgos_ovz.docx | 36.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Рассмотрена» на заседании МО Протокол №5 от «04» мая 2018г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №19 от «07» мая 2018г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 854 ____________А.В. Курсаков |
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для обучающихся 3 класса
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Составитель:
Григорьева М.А.
учитель
высшей квалификационной категории
Москва 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Учебного плана образовательного учреждения.
Характеристика учебного предмета
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
Настоящая программа обучения умственно отсталых детей школьного возраста изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, опыт обучения этому предмету.
Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:
- формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
- формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
- учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
- корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения.
- знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;
- развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.);
- обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;
- воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.
Содержание программы по изобразительному искусству
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству.
Программой предусматриваются следующие виды работ:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;
- лепка плоскостного изображения (обратная аппликация, пластилиновая картина) по образцу;
- выполнение плоскостной и объемной аппликаций с фиксацией деталей на плоскости с помощью клея; по образцу, по представлению
воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
На уроках умело сочетаются индивидуальные и коллективные виды деятельности учащихся, создается ситуация выбора темы работы и средств ее воплощения, дети обучаются различным техникам изобразительного творчества («рисунок пальчиками и ладошкой», рисунок жесткой полусухой кистью, «шаблонирование», «монотипия», «эстамп», «точечная живопись», «оттиск поролоном» (мятой бумагой), создание композиций из засушенных растений, аппликация простая и объемная (природный материал, вата, ткань, крупа) работа с пластилином, и другие виды смешанной техники.
Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют преподавателю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия на уроках изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической, сторон художественно – творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного воспитанника, что позволяет сделать учебный – воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.
Занятия проводятся преподавателем с учетом особенностей воспитанников: индивидуально дозирует нагрузку, обеспечивает щадящий режим на занятиях, включает в занятия дыхательную гимнастику, физкультурные минутки, релаксационные моменты, обеспечивает музыкальный фон во время самостоятельной работы.
Тематическое планирование
3 класс (1 час)
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
1четв. 1 | Вводная беседа. «Как и чем работает художник?». Рисунок на тему: «Разноцветная палитра». | 1 |
2 | Беседа: «Художники – анималисты». Рисунок на тему: «Ежик» (оттиск мятой бумагой) | 1 |
3 | Рисунок натюрморта «Дары осени» с использованием шаблона. | 1 |
4 | Рисунок - аппликация из природного материала на тему: «Осенний букет». | 1 |
5 | Рисунок - аппликация из природного материала на тему: «Осенний букет». | 1 |
6 | Рисунок осенних листьев в технике "фроттаж" | 1 |
7 | Рисунок на тему: «Листопад» в технике «эстамп». | 1 |
8 | Беседа на тему: «Виды и жанры изобразительного искусства». | 1 |
9 | Рисунок на тему: «Осеннее дерево» (рисунок ватными палочками) | 1 |
2четв. 10 | Беседа на тему: «Декоративно прикладное искусство». Рисунок узора в полосе из веточек с листочками. | 1 |
11 | Декоративное рисование. Рисунок геометрического орнамента в квадрате. | 1 |
12 | Аппликация из ваты на тему: «Котенок». | 1 |
13 | Графическое упражнение «Ожившие кляксы». Рисунок в технике «выдувания трубочкой» | 1 |
14 | Рисунок на тему: «Морские рыбы» (пальцевая живопись) | 1 |
15 | Аппликация из цветной бумаги на тему: «Снегирь на ветке». | 1 |
16 | Рисунок жесткой полусухой кистью на тему: «Новогодняя елочка». | 1 |
3четв. 17 | Рисунок по точкам зимнего натюрморта. | 1 |
18 | Рисунок на тему: «Морозные узоры» в технике «акварель + пленка». | 1 |
19 | Лепка из пластилина по образцу. | 1 |
20 | Рисунок на тему: «Заснеженный лес» в технике «монотипии». | 1 |
21 | Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень». Рисунок на тему: «Зимние деревья». | 1 |
22 | Беседа на тему: «Художники – сказочники». Рисование на тему « Мой любимый сказочный герой». | 1 |
23 | Рисунок на тему: «Космос» в технике «акварель + воск». | 1 |
24 | Рисунок горного пейзажа по представлению. (рис. с использованием обрывного трафарета) | 1 |
25 | Рисунок открытки к 8 Марта. | 1 |
26 | Рисунок на тему: «Желтый одуванчик» в технике «пальцевой живописи». | 1 |
4четв. 27 | Рисование с натуры весенней веточки. | 1 |
28 | Аппликация на тему: «Цветочная фантазия». | 1 |
29 | Беседа на тему: «Декоративно прикладное искусство» Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). | 1 |
30 | Рисунок на тему: «Праздник Победы» в технике «набрызг». | 1 |
31 | Выполнение рисунка на тему: «облака» (оттиск поролоном) | 1 |
33 | Выполнение рисунка на тему: «Бабочки» (оттиск поролоном) | 1 |
Итого | 33 |
Личностные и предметные результаты освоения предмета
«Изобразительное искусство»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо - культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
- формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
- развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
- умение обращаться за помощью, принимать помощь;
- умение организовать своё рабочее место;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
- формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно);
- формирование мотивации к творческому труду;
- формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в 3 классе:
Достаточный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
- названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 3 классе;
- выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;
- основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;
- названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;
- правила работы с краской, карандашом;
- строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
- порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
- формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
- развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
- умение обращаться за помощью, принимать помощь;
- умение организовать своё рабочее место;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
- формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);
- формирование мотивации к творческому труду;
- формирование бережного отношения к материальным ценностям.
- Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса;
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
- определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под руководством учителя;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
- проверка работы по образцу;
- участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.
- Познавательные базовые учебные действия:
- ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
- овладение приемами работы различными графическими материалами.
- создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя.
- Коммуникативные базовые учебные действия:
- участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
- выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
- умение отвечать на вопросы различного характера;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках изобразительной деятельности.
Учебно-тематическое планирование и содержание программы.
Рисование с натуры
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Декоративное рисование
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование на темы
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.
Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В. Ватагина, Е. Чарушина и др.).
Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень». Беседа на тему: «Декоративно прикладное искусство». Беседа на тему: «Виды и жанры изобразительного искусства».
Используемые учебники и пособия
Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 2 класс: рабочая тетрадь: – М.: Просвещение, 2016.
И. А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе». Москва, В.Секачёв, Институт общегуманитарных исследований 2001 год.
И.А. Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной корреционной школе VIII вида. Москва, АСАДЕМА, 2002 год.
Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение тематическому рисованию младших школьников с нарушениями интеллекта». Екатеринбург, 2000год.
Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение младших школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год.
Воронкова, В.В.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы.-М.: Владос, 2004.
Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. -М.: Профиздат, 1961.
Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар. 1988.
Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд; 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.
Ростовцев, Н. . II. Методика преподавания ИЗО в школе. М: Агар, 1998.
Сокольникова, К. М. Основы рисунка. Ч. З. -Обнинск: Титул. 1998.
Сокольникоа. Н. М. Основы композиции. Ч. 2. -Обнинск; Титул, 1998.
Сокольникоа, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.
Сокольникова, И. М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 8д класса (для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости)
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой...
Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Безопасный маршрут движения от дома до школы и обратно" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса
Классный час разработан для обучающихся 5 класса с целью определения правил безопасного движения по пути в школу и обратно. В разработке обращено внимание на правила поведения на дорогах с односторонн...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса.
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса....
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...
Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» для 1-4 классов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа имеет художественную направленность и предназначена для обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) пятого класса
Программа домашнего обучения по 1 варианту для 5 класса 8 вид...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы школы....