Адаптированная рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Зеленкина Надежда Михайловна

Адаптированная рабочая программа по ИЗО

для учащегося 9 класса с ограниченными возможностями здоровья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Таёжный

Рассмотрено:

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол  № 1 от«31»августа2017г.

руководитель     Тесаловская А.В.

Согласовано:

зам. директора по УВР

___________А.В.герасимова

«___»_______________2017 г.

Утверждаю:

Директор школы

______________Аширова Л.П.

пр. № ____ от  «____»__________2017 г.

Адаптированная рабочая программа по ИЗО

для учащегося 9 класса с ограниченными возможностями здоровья

Щербакова Владимира  Андреевича (15 лет)

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель:

Зеленкина Надежда Михайловна,

учитель музыки, ИЗО

п. Таежный, 2017 г.

:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по изобразительному искусству для учащегося 9 класса Щербакова Владимира, с ограниченными возможностями здоровья,  обучающегося на дому, составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

- авторской программы «Искусство. Изобразительное искусство», авторы: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, Н.В. Долгоаршинных.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на учащегося  9 класса.

По учебному плану школы,  на изучение предмета, выделен 1 час в неделю, 34  часов в год.

 По содержанию является художественно-эстетической.

Вид программы: основная общая образовательная программа.

Учебно- методический комплект

 В учебно – методический комплект программы по изобразительному искусству входят

- программа «Искусство:Изобразительное искусство» 5-9 классы.-М.Дрофа, 2014 г.  авторы: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, Н.В. Долгоаршинных.

- Искусство.  Изобразительное искусство. 9 кл. учебник /  С.П.,  Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина - М. :  Дрофа, 2014 г.

Цели  художественного образования:

— знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;

— формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры

; — овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

— развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

— воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.

Результаты освоения курса изобразительного искусства в 9 классе

Предметные результаты

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

— основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

 — систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции). Обучающиеся должны уметь: 

— самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведений художников с музыкальными и литературными произведениями;

 — самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно образной выразительности;

— использовать изобразительные знания, умения и навыки применительно к другим учебным предметам.

Содержание курса

Рисование с натуры

Теоретические основы рисования с натуры гипсовой модели головы человека (античная скульптура).

Систематизация знаний о конструктивном строении формы головы, передаче объема, композиции, комплексное использование знаний, умений и навыков в процессе выполнения учебных заданий. Закономерности построения деталей головы человека. Поэтапное рисование гипсовых слепков носа, губ, глаза, уха: композиция, линейно-конструктивное построение, светотеневой рисунок. Анализ положения изображаемых объектов, их анатомических особенностей, пропорций и общей формы. Линейно-конструктивное построение формы гипсовой головы человека. Моделировка головы средствами светотени, подчинение деталей целому, согласование бликов, рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени. Виды изображения интерьеров. Основные закономерности линейно-конструктивного построения интерьера, создание глубинно-пространственного эффекта, передача освещения и колорита. Живописное изображение интерьера в условиях естественного и искусственного освещения. Портретная живопись России XVIII—XIX вв. Различные техники написания портретов. Художественные приемы, помогающие создать образ портретируемого человека: композиция, ракурс, поза, взгляд, выражение лица, одежда, обстановка, освещение, колорит и манера письма. Живописные зарисовки головы человека. Передача первого впечатления от натуры, выразительных черт внешности — формы головы, прически, лица, пропорциональные и живописные особенности, акценты. Совершенствование умения использовать выразительные особенности художественных материалов, умения выполнять быстрые наброски и зарисовки.

Примерные задания по рисунку:

а) наброски деталей головы человека с гипсовых слепков носа, губ, глаза, уха;

 б) рисунок гипсовой античной головы.

Примерные задания по живописи:

а) этюды интерьера с натуры в условиях искусственного и естественного освещения;

б) краткосрочные этюды — живописные зарисовки голо- вы человека.

 Рисование на темы, по памяти и представлению

 Использование разнообразных средств художественной выразительности при создании композиции (формат, точка зрения, высота линии горизонта, характер освещения, местоположение композиционного центра и пр.).

 Обеспечение согласованности, соподчинения, целостности художественного произведения, гармоничной уравновешенности всех частей одного целого.

Усиление эмоциональной составляющей живописной работы с помощью цвета.

 Создание выразительной, яркой по эмоциональному накалу композиции, раскрывающей художественный замысел автора изобразительными средствами.

Примерные задания по композиции:

 а) упражнения — композиции с необычной точкой зрения, сложным ракурсом, интересным масштабным соотношением, нестандартным форматом, освещением и т. п.;

б) композиция «Моя будущая профессия»;

в) композиция «Историческая личность».

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

Выполнение дизайнерских проектов интерьеров. Использование возможностей компьютерной графики.

Особенности современного интерьера, его предметное наполнение.

Проект: — разработка дизайнпроекта интерьера, его предметное наполнение с разной степенью подробности; — пояснительная записка; — фронтальная перспектива со смещением точки схода от центра симметрии; — элементы интерьера.

Учебно-тематический     план    

Тема  урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

1

Рисунок

8

1

2

Живопись

8

1

3

Композиция

11

1

4

Дизайн

7

1

34

4

Нормы оценок
Оценка  `5`
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка `4`
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка `3`
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка `2`
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка `1`
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Печатные пособия

5

Печатные издания

15

Набор иллюстраций русских и зарубежных художников

7 наборов

Технические средства обучения

Ноутбук

1

Магнитофон

1

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

(аудиотека)

Краски кисти

ноборы

Список рекомендуемой учебно-методической литературы для учителя:

1.Аксенов Ю.Г., Ливидова М.М. Цвет и линия. – М., Сов. Художник. 2008

2.Буйнов А.Н., Елизарова Е.М., Иогансон Б.В., Школа изобразительного искусства. М.: Изобразительное искусство 3-е изд., 1999

3.Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1997

4.Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись. Учебное пособие 2-е изд., М.: 1997

5.Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс, 2000

6.Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. Учебное пособие. М.: Просвещение. 1982

7.Ростовцев Н.П. Методика преподавания искусства в школе. М.: Агар. 2000

8.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1998.

9.Энциклопедия живописи. М. Издательство АСТ. 1997

10. Набор таблиц, набор репродукций русских и зарубежных художников

Календарно – тематическое планирование 9 класс ИЗО Щербаков Владимир

примечание

Дата по плану

Дата факт.

Тип урока      

Тема раздела

 Тема урока

Элементы содержания

Учебные требования к уровню подготовки учащихся

Практические е работы

Коррекционная работа

1.

02.09

Урок открытия новых знаний;

Рисунок

(8 часов)

Рисование деталей головы человека

Выполнение набросков человека

пропорции фигуры человека.

Расширение представлений об окружающем мире

2

09.09

Комбинированный урок;

Гипсовый слепок носа

рисунок гипсового  слепок носа Давида

Светотень, штрих, построение

умения выделять сходство и различие

3

16.09

Урок открытия новых знаний;

Гипсовый слепок

глаза

рисунок гипсового  слепок глаза Давида

Формы, конструкции глаза

работать по словесной и письменной инструкциям

4

23.09

Комбинированный урок;

Гипсовый слепок губ

рисунок гипсового  слепок губ Давида

Светотень, штрих, построение

Формы, конструкции

представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

5

30.09

Комбинированный урок;

Гипсовый слепок уха

рисунок гипсового  слепок уха

Давида

Светотень, штрих, построение

Формы, конструкции

работать по словесной и письменной инструкциям

6

07.10

Урок открытия новых знаний;

Рисование гипсовой античной головы

рисунок гипсовой головы античного образца

Светотень, штрих, построение

Формы, конструкции

умения выделять сходство и различие

7

14.10

Урок открытия новых знаний;

Портретная живопись России XVIII—XIX вв.

Анализ картин художников России XVIII—XIX вв.

Художники России

умения выделять сходство и различие

8

21.10

Комбинированный урок;

Художественные приемы, помогающие создать образ портретируемого человека

Анализ приемов

Мимика, пропорции человеческого тела.

тест

развитие инициативности

9

28.10

Урок открытия новых знаний;

Живопись

(8 часов)

Живописное решение интерьера

Анализ картин русских художников

Зеленцов

«В комнатах»

устанавливать логические связи между предметами

10

11.11

Урок открытия новых знаний;

Интерьер при естественном освещении

Этюд интерьера с натуры

Точка схода, цвето-тоновые отношения

представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

11

18.11

Комбинированный урок;

Интерьер при искусственном освещении

Этюд интерьера в условиях искусственного освещения

Особенности живописного решения интерьера

умения выделять сходство и различие

12

25.11

Комбинированный урок;

Интерьер в литературных произведениях

Иллюстрирование литературного произведения

Точка схода, цвето-тоновые отношения

устанавливать логические связи между предметами

13

02.12

Урок открытия новых знаний;

Живописный портрет

Анализ портретов русских художников

Крамской,

Брюллов

Фонвизин.

умения выделять сходство и различие

14

09.12

Комбинированный урок;

Портрет в технике гризайль

Этюд головы в технике гризайль

Монохромный портрет

развитие инициативности

15

16.12

Комбинированный урок;

Этюды головы человека

Этюд акварельной зарисовки головы человека

Живописный портрет

умения выделять сходство и различие

16

23.12

Комбинированный урок;

Создание портретного образа

Портрет в технике алла прима, лессировка

Общая форма, характер

Практическая работа

работать по словесной и письменной инструкциям

17

16.01

Урок открытия новых знаний;

Композиция

(11 часов)

Художественные средства композиции

Анализ художесвенных средств выразительности

Содержание, форма

устанавливать логические связи между предметами

18

23.01

Комбинированный урок;

Основные художественные средства

Образ любимого литературного героя

Композиция,  построение. Цветоведение. Живописный портрет

развитие инициативности

19

30.01

Комбинированный урок;

Рисование по памяти и представлению диких животных и птиц.

Беседа анималистика, рисование животных.

Элементы композиции, графика.

развитие мелкой моторики и пальцев рук;

20

06.02

Комбинированный урок;

Рисование по памяти и представлению диких животных и птиц. Завершение работы.

Цветовое решение

Свет, тень, композиция.

развитие мелкой моторики и пальцев рук;

21

13.02

Комбинированный урок;

Доминирующий цвет и акцент

Композиция «Транспорт будущего»

Доминанта, акцент

представлений о свойствах предметов

22

20.02

Урок открытия новых знаний;

Композиция в живописи великих художников

Анализ композиции в произведениях

Иванова, Сурикова

Композиция

устанавливать логические связи между предметами

23

27.02

Комбинированный урок;

Историческая личность

Композиция на тему Историческая личность

Элементы композиции, Доминанта, акцент

выделять сходство и различие

24

06.03

Комбинированный урок;

Тематический натюрморт «Скрипка»

Беседа, карандашный эскиз.

Композиция, пропорции,

Расширение представлений об окружающем мире

25

13.03

Комбинированный урок;

Тематический натюрморт «Скрипка». Завершение работы в цвете.

Цветовое решение эскиза. Проработка деталей

Натюрморт, жанр, колорит.

работать по словесной и письменной инструкциям

26

20.03

Комбинированный урок;

Пейзаж «Зимний день за окном»

Беседа, карандашный эскиз

Пейзаж, жанр, живопись. Цветоведение.

развитие мелкой моторики и пальцев рук;

27

03.04

Комбинированный урок;

Пейзаж «Зимний день за окном» Завершение работы в цвете.

Цветовое решение.

Колорит, тональное, цветовое решение

развитие инициативности

28

10.04

Урок открытия новых знаний;

Дизайн.

(8 часов)

Средовой дизайн

Беседа о профессии дизайнера

Средовой дизайн

Расширение представлений об окружающем мире

29

17.04

Комбинированный урок;

Ландшафтный дизайн

Проект усадебного участка

Области ландшафтного дизайна

выделять сходство и различие

30

24.04

Комбинированный урок;

Архитектурный дизайн

Архитектурный проект дачного дома

План, разрезы, проекции

Расширение представлений об окружающем мире

31

08.05

Комбинированный урок;

Проектирование интерьера.

Проект интерьера своей комнаты

Цветовая гамма, стиль

навыки самостоятельной работы и самоконтроля

32

15.05

Комбинированный урок;

Рисование пейзажа с архитектурными постройками.

Беседа, карандашный эскиз

Пейзаж, жанр, живопись

устанавливать логические связи между предметами

33

22.05

Комбинированный урок;

Рисование пейзажа с архитектурными постройками Завершение работы.

Цветовое решение пейзажа.

Пейзаж, жанр, живопись линия горизонта, линия схода, линейная перспектива..

Расширение представлений об окружающем мире

34

Интегр. урок

Комбинированный урок; обобщение

Проектные модели средовых объектов

Создание модели эскиза

План, вид сверху, вид снизу

Проект

формирование обобщенных представлений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...

Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г

Рабочая адаптированнаярабочая  программа по природоведениюдля 5 класса...

Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 7 класс

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...

Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 8 класс

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...