Программы кружковой деятельности
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Информационная карта
Название программы | Дополнительная общеобразовательная программа «АРТ-студия» |
Составитель | Педагог дополнительного образования Цанько Светлана Анатольевна |
Руководитель программы и место реализации | Фалина Светлана Александровна, директор МБОУСОШ п.Коммунистический |
Направленность | Художественная |
Цель Основные задачи программы | Создание условий для развития художественно- творческих способностей учащихся через изучение и практическое освоение различных техник изобразительного искусства и применение их в самостоятельной творческой деятельности. 1.Формировать знания и навыки работы с различными художественными материалами в различных техниках 2. Развивать творческие способности учащихся. 3. Развивать навыки самостоятельной работы. 4.Воспитывать ответственное отношение к выполнению индивидуальной и коллективной работы. |
Ожидаемые результаты | Теоретические компетенции: Теоретическая подготовка. Теоретические знания по основным разделам. Владение специальной терминологией. Практические компетенции: Практическая подготовка. Практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам. Владение специальным оборудованием и оснащением. Общеучебные умения и навыки: Коммуникативные Навыки соблюдения мер безопасности |
Возраст детей, на которых рассчитана программа | 7-18 лет |
Количество обучающихся | 15 человек в группе, 3 группы |
Срок реализации программы | 1 модуль,1 год |
Пояснительная записка
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики человека связана высокая сила воздействия на него искусства - явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать.
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» разработана на основе Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Приказа Минпросвещения России №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Устава МБОУСОШ п.Коммунистический.
Новизной программы является то, что в процессе обучения изобразительной деятельности применяют все виды художественных материалов и различных техник. Различия в физических свойствах материалов позволяют разнообразить формы манипуляций с ними. Специалисты отмечают особую важность понимания специфики и осмысленного применения тех или иных изобразительных средств, материалов в зависимости от ситуации. Каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности и до некоторой степени позволяет управлять его активностью.
Отличительной особенностью программы можно считать выбор методов и приемов согласно возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей; их интересами и склонностями; уровнем подготовки; целями и задачами художественного развития детей; спецификой воздействия каждого из видов искусства; формами организации художественной деятельности; объемом и качеством художественной информации.
Цель программы: Создание условий для развития художественно - творческих способностей, учащихся через изучение и практическое освоение различных техник изобразительного искусства и применение их в самостоятельной творческой деятельности.
Задачи программы:
1.Формировать знания и навыки работы с различными художественными материалами в различных техниках
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Развивать навыки самостоятельной работы.
4.Воспитывать ответственное отношение к выполнению индивидуальной и коллективной работы.
Возраст, состав и количество обучающихся: Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет. Занятия по программе проводятся с обучающимися как одного возраста, так и разного возраста с постоянным составом. Обучающиеся набираются по желанию. Число обучающихся в группе 15 человек.
Сроки реализации: программа содержит 1 модуль/1 год обучения
Режим занятий 2 раза в неделю, по 2 часа/144 часа в год
Форма обучения: очная. Возможно применение дистанционных технологий.
Программа реализуется без предъявления требований к уровню образования и квалификации педагога.
Результаты освоения программы и способы их оценки:
Теоретические компетенции:
Теоретическая подготовка. Теоретические знания по основным разделам
Владение специальной терминологией
Практические компетенции:
Практическая подготовка. Практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам.
Владение специальным оборудованием и оснащением
Общеучебные умения и навыки:
Коммуникативные
Навыки соблюдения мер безопасности
Программой предусмотрены следующие виды и формы контроля:
Входной контроль осуществляется в начале обучения в виде устного опроса.
Текущий контроль осуществляется в течение года в виде наблюдения педагога, проведения промежуточных тестов.
Итоговый контроль проводится в конце учебного курса.
∙Составление альбома лучших работ.
∙Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе
∙Участие в конкурсах и выставках.
Механизм реализации программы
Особенность данной образовательной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
Основные формы проведения занятий традиционные с элементами дифференциации и индивидуализации: теоретические и практические занятия. Также педагогом на занятиях активно используются различные творческие, игровые, развивающие методики. Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую части.
На занятиях используются следующие методы:
1.Методы – как способ организации занятий:
словесные – беседа, диалог, анализ образца, рассказ;
наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, презентация;
практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения;
игровые – конкурсы, викторины, театральные мини постановки.
2. Методы – как уровень деятельности детей на занятии:
объяснительно – иллюстративные – объяснение, чертежи, схемы, таблицы;
репродуктивные, частично – поисковые – нахождение информации.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальная;
работа в парах;
групповая;
коллективная.
Формы проведения занятий:
экскурсия;
конкурс,
занятие – игра.
Учебный план модуль 1
№ п/п | Название блоков | Кол.-во часов | в том числе | Формы контроля | |
теория | практика | ||||
1. | Основы цветоведения | 4 | 1 | 3 | Входной контроль Текущий контроль Итоговый контроль |
2. | Графические приемы изображения | 40 | 10 | 30 | |
3. | Живописные приемы изображения | 46 | 8 | 38 | |
4. | Декоративное рисование | 50 | 8 | 42 | |
5. | Итоговый контроль | 4 | 2 | 2 | |
ИТОГО | 144 | 29 | 115 |
Содержание программы модуль 1
Основы цветоведения
Теория: Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности. Изучение деления цветов на: основные и дополнительные; теплые и холодные. Понятие тон и яркость. Понятие цвет и оттенок. Особенности ахроматических цветов.
Практика: Просмотр слайдов. Выполнение упражнений. Получение цветов путем смешивания. Выполнение рисунка, при помощи трех цветов.
Графические приемы изображения
Теория: Знакомство с различными видами штрихования простыми, цветными акварельными карандашами техникой растушевка и размывка. Создание работы при помощи фломастеров, маркеров, ручек, используя различные виды штрихования. Прием декорирование. Передача различных фактур при помощи восковых мелков. Прием декорирование (петлеобразные, спиралевидные линии) Понятие эскиз. Знакомство с приемами изображения при помощи масляной пастели (боком, торцом) передача различных фактур. Знакомство с приемами изображения при помощи пастельных мелков. Знакомство с техникой гризайль (кофейная графика).
Практика: Выполнение упражнений: штриховка в одном направлении; штриховка в перекрестном направлении. Закрепление навыков штриховки простым карандашом. Наброски фруктов. Яблоко. Груша. Лимон. Бабочка на цветке. Лебедь. Пейзаж.
Выполнение работы цветными карандашами. Выполнение упражнений: штриховка в одном и свободном направлении. Штрих, градиент, объем. Натюрморт с авокадо. Подснежники. Ракушки на песке.
Выполнение упражнений акварельным карандашами (по сухому и сырому фону, размытый рисунок) Яблоко и бабочка.
Выполнение работы маркерами с использованием точек, штрихов и линий различной формы и толщины. Натюрморт с тыквой.
Отработка техники штрихования масляной пастелью. Выполнение рисунка масляной пастелью. Закат и лодка. Изображение сухой пастелью на бумаге различной фактуры и цвета. Пейзаж с мельницей.
Выполнение рисунка в технике гризайль. Выполнение упражнений. Приемы работы кистью (рисование кончиком и всей поверхностью кисти) Кофейные аисты.
Живописные приемы изображения
Теория: Знакомство с техникой монотипия. Знакомство с техникой набрызг. Знакомство с приемами рисования гуашью. Беседа о способах выразительности цветовых решений.
Знакомство с техникой рисования акварелью по сухому и сырому фону. Презентация работ художников-акварелистов. Смешанная техника.
Практика: Симметричная монотипия. Хамелеон. Сельский пейзаж. Букет для мамы.
Выполнение рисунка в технике «набрызг» различными материалами и способами. Звездное небо.
Выполнение работы в технике гуашь. Закрепление навыков работы кистью. Длинные короткие мазки вертикальные и горизонтальные. Греция. Осенний пейзаж с березами. Зимний пейзаж с речкой. Ранняя весна.
Выполнение упражнений техникой заливки акварели с эффектами (соль, пленка, салфетки, малярный скотч, мыльные пузыри, капелька лимонной кислоты, спирта)/ Выполнение рисунка по сухому фону. Выполнение рисунка по сырому фону. Приемы работы кистью плоской и круглой. Акварельные эффекты. Планеты солнечной системы. Карпы Кои. Петух. Рыжий кот. Пасхальный натюрморт.
Декоративное рисование
Теория: Изучение приемов изображения в технике витраж. Изображения в технике черно-белого и цветного граттажа. Знакомство с понятием стилизация (декорирование) Понятия ритм, тон, пятно. Цветовое решение в декоративном изображении. Изучение приемов выполнения различных видов оттисков: упрощенная линогравюра, штампы.
Знакомство с техниками росписи по ткани. Батик, узелковое рисование. Метод печати. Роспись по солевому раствору. Трафаретный метод.
Практика: Создание творческой работы в технике витраж. Весенняя птица. Панно «Рыбы»
Создание творческой работы в технике граттаж. Дельфины. Кот. Дождь. Выполнение работ при помощи штампов. Весенние цветы нарциссы. Выполнение линогравюры. Природный пейзаж. Маленький принц.
Создание работы в технике батик. Узелковый батик «Чешуя». Батик методом печати. Овощи.
Роспись по солевому раствору. Озеро. Трафаретный метод. Фламинго.
Итоговый контроль
Теория: Подведение итогов. Оценка качества работ.
Практика: Подготовка отчётной выставки творческих работ. Тестирование. Награждение по итогам года.
Развернутый учебно-тематический план модуль 1
N п/п | Месяц | Число/ неделя | Время проведения | Форма занятия Лекция/ практическое занятие | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Фомы контроля |
1 | Сентябрь | Неделя 1 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Основы цветоведения. Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности. Изучение деления цветов на: основные и дополнительные; теплые и холодные. Понятие тон и яркость. Понятие цвет и оттенок. Особенности ахроматических цветов. | Кабинет ИЗО | Вводный контроль: |
2 | Неделя 1 | Практическое | 2 | Просмотр слайдов. Выполнение упражнений. Получение цветов путем смешивания. Выполнение рисунка, при помощи трех цветов. | Кабинет ИЗО | Текущий контроль: | ||
3 | Неделя 2 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Графические приемы изображения. Инструменты для рисования. Простой карандаш. Виды штриховок для начинающих. | Кабинет ИЗО | Текущий контроль | |
4 | Неделя 2 | Практическое занятие | 2 | Простой карандаш. Наброски фруктов. Яблоко. Груша. Лимон. | Кабинет ИЗО | |||
5 | Неделя 3 | По расписанию | Практическое | 2 | Простой карандаш. Бабочка на цветке. | Кабинет ИЗО | ||
6 | Неделя 3 | Практическое занятие | 2 | Простой карандаш. Лебедь. | Кабинет ИЗО | |||
7 | Неделя 4 | По расписанию | Практическое | 2 | Простой карандаш. Пейзаж. | Кабинет ИЗО | ||
8 | Неделя 4 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Цветной карандаш. Штрих, градиент, объем. | Кабинет ИЗО | ||
9 | Октябрь | Неделя 1 | Практическое | 2 | Цветной карандаш. Натюрморт с авокадо. | Кабинет ИЗО | ||
10 | Неделя 1 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Цветной карандаш. Подснежники. | Кабинет ИЗО | ||
11 | Неделя 2 | Практическое | 2 | Цветной карандаш. Ракушки на песке. | Кабинет ИЗО | |||
12 | Неделя 2 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Акварельные карандаши. Яблоко и бабочка. | Кабинет ИЗО | ||
13 | Неделя 3 | Практическое | 2 | Акварельные карандаши. Яблоко и бабочка. Основная часть | Кабинет ИЗО | |||
14 | Неделя 3 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Акварельные карандаши. Яблоко и бабочка. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | ||
15 | Неделя 4 | Комбинированное | 2 | Маркеры. Натюрморт с тыквой. Основная часть. | Кабинет ИЗО | |||
16 | Неделя 4 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Маркеры. Натюрморт с тыквой. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | ||
17 | Ноябрь | Неделя 1 | Комбинированное | 2 | Масляная пастель. Закат и лодка. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
18 | Неделя 1 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Масляная пастель. Закат и лодка. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | ||
19 | Неделя 2 | Комбинированное | 2 | Сухая пастель. Пейзаж с мельницей. Основная часть. | Кабинет ИЗО | |||
20 | Неделя 2 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Сухая пастель. Пейзаж с мельницей. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | ||
21 | Неделя 3 | Комбинированное | 2 | Гризайль. Кофейные аисты. Основная часть. | Кабинет ИЗО | |||
22 | Неделя 3 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Гризайль. Кофейные аисты. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | ||
23 | Неделя 4 | Комбинированное | 2 | Живописные приемы изображения. Инструменты для рисования. Основные приемы и техники. Выполнение упражнений. | Кабинет ИЗО | |||
24 | Неделя 4 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Монотипия. Хамелеон. | Кабинет ИЗО | ||
25 | Декабрь | Неделя 1 | Практическое | 2 | Монотипия. Сельский пейзаж. | Кабинет ИЗО | ||
26 | Неделя 1 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Монотипия. Букет для мамы. | Кабинет ИЗО | ||
27 | Неделя 2 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Набрызг. Звездное небо. | Кабинет ИЗО | ||
28 | Неделя 2 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Гуашь. Греция. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
29 | Неделя 3 | Практическое | 2 | Гуашь. Греция. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
30 | Неделя 3 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Гуашь. Осенний пейзаж с березами. Основная часть. | КабинетИЗО | ||
31 | Неделя 4 | Практическое занятие | 2 | Гуашь. Осенний пейзаж с березами. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
32 | Неделя 4 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Гуашь. Зимний пейзаж с речкой. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
33 | Январь | Неделя 1 | Практическое | 2 | Гуашь. Зимний пейзаж с речкой. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | ||
34 | Неделя 1 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Гуашь. Ранняя весна. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
35 | Неделя 2 | Практическое | 2 | Гуашь. Ранняя весна. Заключительная часть. | КабинетИЗО | |||
36 | Неделя 2 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Акварель. Акварельные эффекты. Планеты солнечной системы. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
37 | Неделя 3 | Практическое | 2 | Акварель. Акварельные эффекты. Планеты солнечной системы. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
38 | Неделя 3 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Акварель. Карпы Кои. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
39 | Неделя 4 | Практическое | 2 | Акварель. Карпы Кои. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
40 | Неделя 4 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Акварель. Петух. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
41 | Февраль | Неделя 1 | По расписанию | Практическое | 2 | Акварель. Петух. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |
42 | Неделя 1 | Практическое занятие | 2 | Акварель. Рыжий кот. Основная часть. | Кабинет ИЗО | |||
43 | Неделя 2 | По расписанию | Практическое | 2 | Акварель. Рыжий кот. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | ||
44 | Неделя 2 | Практическое занятие | 2 | Акварель. Пасхальный натюрморт. Основная часть. | Кабинет ИЗО | |||
45 | Неделя 3 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Акварель. Пасхальный натюрморт. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | ||
46 | Неделя 3 | Комбинированное | 2 | Декоративное рисование. Витраж. Основные материалы и техники. Выполнение упражнений. | Кабинет ИЗО | |||
47 | Неделя 4 | По расписанию | Практическое | 2 | Витраж. Весенняя птица. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
48 | Неделя 4 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Витраж. Весенняя птица. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | ||
49 | Март | Неделя 1 | По расписанию | Практическое | 2 | Витраж. Панно «Рыбы» Основная часть. | Кабинет ИЗО | |
50 | Неделя 1 | Практическое занятие | 2 | Витраж. Панно «Рыбы» Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
51 | Неделя 2 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Граттаж. Дельфины. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
52 | Неделя 2 | Практическое занятие | 2 | Граттаж. Дельфины. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
53 | Неделя 3 | По расписанию | Практическое | 2 | Граттаж. Кот. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
54 | Неделя 3 | Практическое занятие | 2 | Граттаж. Кот. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
55 | Неделя 4 | По расписанию | Практическое | 2 | Граттаж. Яичный граттаж. Дождь. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
56 | Неделя 4 | Практическое занятие | 2 | Граттаж. Яичный граттаж. Дождь. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
57 | Апрель | Неделя 1 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Штампы. Весенние цветы нарциссы. Основная часть. | Кабинет ИЗО | |
58 | Неделя 1 | Практическое занятие | 2 | Штампы. Весенние цветы нарциссы. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
59 | Неделя 2 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Линогравюра. Природный пейзаж. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
60 | Неделя 2 | Практическое занятие | 2 | Линогравюра. Природный пейзаж. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
61 | Неделя 3 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Линогравюра. Маленький принц. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
62 | Неделя 3 | Практическое занятие | 2 | Линогравюра. Маленький принц. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
63 | Неделя 4 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Батик. Узелковый батик «Чешуя». Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
64 | Неделя 4 | Практическое занятие | 2 | Батик. Узелковый батик «Чешуя». Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
65 | Май | Неделя 1 | По расписанию | Комбинированнное | 2 | Батик. Метод печати. Овощи. Основная часть. | Кабинет ИЗО | |
66 | Неделя 1 | Практическое занятие | 2 | Батик. Метод печати. Овощи. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
67 | Неделя 2 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Батик. Роспись по солевому раствору. Озеро. Основная часть. | Кабинет ИЗО | ||
68 | Неделя 2 | Практическое занятие | 2 | Батик. Роспись по солевому раствору. Озеро. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | |||
69 | Неделя 3 | Комбинированное | 2 | Батик. Трафаретный метод. Фламинго. Основная часть. | Кабинет ИЗО | |||
70 | Неделя 3 | По расписанию | Практическое занятие | 2 | Батик. Трафаретный метод. Фламинго. Заключительная часть. | Кабинет ИЗО | ||
71 | Неделя 4 | Комбинированное | 2 | Подведение итогов года. Оформление выставочных работ. Выставка. | Кабинет ИЗО | |||
72 | Неделя 4 | По расписанию | Комбинированное | 2 | Тестирование. Подготовка работ к участию в конкурсах. Награждение по итогам года. | Кабинет ИЗО | Итоговый контроль | |
ИТОГО: | 144 |
Методическое и материально – техническое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
Программа «АРТ-студия» основана на следующих технологиях:
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
- Технологии гуманизации и демократизации отношений
- Личностно- ориентированные технологии
- Педагогические технологии содействующие здоровью:
- Технологии развивающего обучения
Данные технологии позволяют педагогу активно использовать на занятиях различную деятельность (познавательную, образовательную, творческую и игровую); Что важно для детей различного возраста. Обучение каждого ребенка реализуется на уровне его способностей и возможностей. Развивается индивидуальность учащихся, их творческие способности, свой стиль; растет уверенность и самоопределение учащихся.
Условия реализации программы
- Наличие материально-технической базы для реализации программы.
- мольберты;
-стол для натюрморта;
- кисти плоские и круглые (синтетические. натуральные) разных размеров;
- бумага различной плотности, текстуры и цвета;
- краски (акварель, гуашь);
- пастель (сухая и масляная);
- карандаши ( простые, цветные, акварельные);
- палитры;
- баночки;
- ластики;
- средства для графического изображения (тушь, перья, цветные ручки,
маркеры, фломастеры, свечи, кофейный раствор);
- материалы для декоративного творчества (палочки
для гравирования, стеки, салфетки, и др.)
Обучающиеся самостоятельно обеспечивают себя материалами для занятий.
- Наличие, совершенствование, непрерывное обновление методического обеспечения программы.
- инструкции по технике безопасности;
- наглядные пособия;
- дидактические материалы;
- методические разработки и материалы;
- иллюстрационный материал;
- таблицы (цветоведение,схемы построения);
Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной
игрушке. - М.: 1977. - 190с.: ил.
2. Латынин А.А. Образы народного искусства. - М.: Знание, 1983. - 48с.
3. Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М.А. Некрасовой. Вып.1.
М.: Изобразительное искусство, 1985. - 304с.
4. Народные художественные промыслы России: Альбом / Сост. П.И. Уткин.
- М.: Сов. Россия, 1984. - 231с.: ил.
Список литературы для обучающихся:
1. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: Изд-во «Искусство»,
1975. - 148с.: ил.
2. Дорожин Ю.Г. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. - М.: Изд-во «Мозаика-синтез», 2012. – 16с.
3. Дурасов Г.П. Каргополье. Художественные сокровища. Художественный
альбом искусства края. - М.: Изд-во «Советская Россия», 1984. - 218с.
4. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Художник РСФСР,
1986. - 248с.: ил.
5. Дорожин Ю., Носова Т. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. - 2010.- 16с.
6. Дорожин Ю., Носова Т. Каргопольская игрушка: Рабочая тетрадь по
основам народного искусства. - 2008.- 16с.
7. Котова И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. -
СПб.: Изд-во «Паритет». - 2003. - 240с.
8. Латынин А.А. Образы народного искусства. - М.: Знание, 1983. - 48с.
9.. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. -
149с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой деятельности "Мое родное Подмосковье"
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отно...
Рабочая программа кружковой деятельности: "Инновационные технологии в развитии детей с ОВЗ" 2015 г.
Рабочая программа кружковой деятельности: "Инновационные технологии в развитии детей с ОВЗ" 2015 г. Для внеклассной работы с дет...
Программа кружковой деятельности "Комнатное цветоводство"
Программа кружка "Комнатное цветоводство" и шесть занятий с презентациями и конспектами...
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные поэты и прозаики» (5-7 класс)
Рабочая программа кружковой деятельности «Юные поэты и прозаики» (5-7 класс)...
Рабочая программа кружковой деятельности по немецкому языку " В стране грамматики" для 7 класса
Рабочая программа кружковой деятельности по немецкому языку " В стране грамматики" для 7 класса....
Рабочая программа кружковой деятельности по немекому языку " В стране грамматики" для 8 класса
Рабочая программа кружковой деятельности по немецкому языку " В стране грамматики" для 8 класса...
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности "Поделки из природного материала"
программа кружковой деятельности...