Рабочая программа кружковой деятельности "Мое родное Подмосковье"
рабочая программа (6 класс) на тему
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор АОУ школы № 9
_____________В.Н.Фатеева
1 сентября 201_4_ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«МОЕ РОДНОЕ МОДМОСКОВЬЕ»
(базовый уровень)
6 «Г» класс
Составитель: Будникова Екатерина Тимуровна,
учитель географии
2015-2016уч. г.
Пояснительная записка
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Московский край имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Истоки родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа кружка «Истоки родного края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Цель краеведческого кружка:
Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры родного края.
Задачи программы:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
2. Общая характеристика программы внеурочной деятельности
В программу краеведческого кружка «Мое родное Подмосковье» включены
3 блока:
- историческое краеведение;
- природно-географическое краеведение;
- художественное и духовное краеведение.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Работа кружка осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео материалов).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)
3. Описание места программы в структуре основной образовательной программы (ООП)
Программа кружка «Мое родное Подмосковье» является неотъемлемой частью основной образовательной программы общего образования школы. Данная программа рассчитана из расчета 1 часа занятий в неделю . Суммарное количество часов за год обучения составляет 35 часов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной
деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
В результате освоения программы обучающиеся 6 класса должны знать:
- культуру, историю, природу родного края,
- представление о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;
- понятия о представлениях «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;
Обучающие должны уметь:
- владеть навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);
- владеть навыками саморефлексии и работы с литературой.
6. Содержание программы внеурочной деятельности
В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Курс программы включает в себя изучение следующих тем:
1. Край, в котором мы живём. Знакомство с Московской областью
2. Моя Малая родина.
3. Традиции, обряды и праздники, промыслы Московской области
4. Глубоки корни: история Московской области
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Практическая часть | Дата урока | Корректировка даты |
| ||||
1. | Введение. Край, в котором мы живём. Знакомство с Московской областью | 4.09 | ||
2. | Подмосковье в прошлом. | Беседа | 11.09 | |
3. | Наша древняя столица. | 18.09 | ||
4. | Растительность Московской области | 26.09 | ||
5. | Животный мир Московской области | 2.10 | ||
6. | Реки Подмосковья и их обитатели. | 9.10 | ||
7. | Экологические проблемы | Викторина | 16.10 | |
8. | Охрана природы. Участие школьников в охране природы родного края. | Пр.р. №1 | 23.10 | |
9. | Стихи о Подмосковье | 30.10 | ||
10. | Топонимика (из истории названий Московских улиц) | Просмотр презентаций | 13.11 | |
| ||||
11. | Моя малая Родина. Город Долгопрудный | Просмотр презентаций | 20.11 | |
12. | От Дирижаблестроя до Долгопрудного | 21.11 | ||
13. | Топонимика (из истории названий улиц, сёл, рек Долгопрудного) | Беседа и викторина | 28.11 | |
14. | Наши знаменитые земляки | 4.12 | ||
15. | Спорт в г. Долгопрудный | 11.12 | ||
16. | Краеведческий музей г. Долгопрудный | 18.12 | ||
17. | Город Долгопрудный в прошлом | 25.12 | ||
18. | Военно-исторические памятники | 15.01 | ||
19. | Конкурс «Знаешь ли ты свой край?» | Урок-игра | 22.01 | |
| ||||
20. | Важные события земли Московской | Беседа | 29.01 | |
21. | Умельцы Подмосковья | Пр.р.№2 | 5.02 | |
22. | Стихи о Подмосковье | Инсценировка стихотворений | 12.02 | |
23. | Промыслы и ремёсла Московской области | Викторина | 19.02 | |
24. | Свадьба на Земле Московской | 26.02 | ||
25. | Праздники и обряды Московской области | 4.03 | ||
| ||||
26. | Легенда о Московии. | 11.03 | ||
27. | Город у самого сердца России. | 18.03 | ||
28. | Прогулки по Москве. Кремль. Необычная легенда. | Викторина | 1.04 | |
29. | Кремль наш, батюшка! | 8.04 | ||
30. | Как жили цари. | Пр.р.№3 | 15.04 | |
31. | История Москвы в названии улиц. | 22.04 | ||
32. | Как жили москвичи в древности (быт, торг, одежда и т.д.) | 22.04 | ||
33. | Москва православная. | 29.04 | ||
34. | Конкурс презентаций | 6.05 | ||
34. | Итоговое занятие. Конкурс рисунков «Мой край» | конкурс | 13.05 |
Методическое обеспечение:
- Компьютерная техника
- Фотоаппарат.
- DVD-проигрыватель
- Магнитофон.
- Интерактивная доска
- Медиапроектор
Учебная и методическая литературы для обучающихся и учителя
- Л. В. Бочарова, В.А. Кошелев «Педагогический опыт: Сборник методических работ. Экология»
- А.В.Михеев, В.М. Галушин «Охрана природы».
- Л.Н.Смирнова « Поделки своими руками».
- О.Н.Пономарёва « Народные традиции в экологическом образовании».
- Р.А. Прибавкина « Методические указания по организации и содержанию школьного кружка по охране природы».
- Л.Е Куприна « Методические рекомендации по созданию экологической тропы».
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от «___»______________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
___________________
Теплых Т.Н.
«__»_____________ 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья"
Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья". 8 класс. 1 час в неделю...
Рабочая прграмма по курсу "Родное Подмосковье", 8 класс.
РП и КТП.======================...
Рабочая программа по Духовному Краеведению Подмосковья 8 класс
Рабочая программа к учебнику Шевченко Л.Л. для 8 класса на 1 год преподования...
Рабочая прграмма по курсу "Родное Подмосковье", 8 класс (ФГОС).
==========================================...
Рабочая программа по курсу "Родное Подмосковье"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Ф. Греханкиной "Родное Подмосковье"...
Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья
Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...