Рабочая программа кружковой деятельности: "Инновационные технологии в развитии детей с ОВЗ" 2015 г.
рабочая программа на тему
Рабочая программа кружковой деятельности: "Инновационные технологии в развитии детей с ОВЗ" 2015 г. Для внеклассной работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2015_g.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение города Москвы
Центр Содействия Семейному Воспитанию
«Сколковский»
Рабочая программа
кружковой внеурочной деятельности
«Инновационные технологии в развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья»
Разработчик программы:
Учитель-дефектолог Л.В. Суворова
МОСКВА 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов специального (коррекционной) учреждения состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования познавательного процесса, способы повышения мотивации учащихся.
В коррекционном учреждении можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии:
1. Технология разноуровневого обучения. Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
2. Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок. В концессии образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения ― взрослый - ребенок. В центре стоит ученик, личность.
3. Технология проблемного обучения. Ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от особенного творческого подхода. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
4. Игровая технология. Практика показывает, что с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным познавательный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса детей. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.
5. Здоровьесберегающая технология, цель которой - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятий. Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
6. Коррекционно-развивающие технологии - это такие технологии, которые нацелены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности.
7. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.
Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Одной из задач учебной работы школы является продолжение обеспечения качественного образования за счет внедрения новых технологий, использования ИКТ.
Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:
- регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;
- познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;
- коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;
- воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках в коррекционной школе:
- Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.
- Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
- В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Решение коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.
Отбор коррекционных задач педагогом осуществляет исходя из следующих принципов:
*отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
*достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
*индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
Немаловажной задачей коррекционной школы является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.
Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения. Наглядные пособия подразделяются на несколько групп:
- I группа — реальные предметы или явления, использование их позволяет сблизить теоретические знания и реальную жизнь;
- II группа — изображения и модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы;
- III группа — символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты) используются для лучшего усвоения и понимания закономерностей истории, математики и других предметов.
Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Применение информационных технологий на в коррекционной школе способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес, активизирует познавательную деятельность и развивает творческий потенциал.
На занятиях в коррекционном учреждении наиболее популярны следующие виды компьютерных технологий: компьютерные игры; тесты; компьютерные презентации.
Применяемые нами инновационные технологии позволяют использовать различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания и т.д.
Основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности воспитанников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображении существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного материала;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к деятельности;
- дать представление о цветовом сочетании, свойствах и особенностях разных материалов для лепки;
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: игры, рисование на темы, презентации, беседы .
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
Подготовительные занятия.
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности воспитанников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, свойства предметов и их отношения, привить интерес к деятельности.
В подготовительный период обучения педагог, используя разнообразный игровой материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.
Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке навыков. Все занятия, как правило, проводятся в игровой. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: игры и упражнения.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к следующему этапу.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата |
| |||
1. | Осень. Осенние листья. Ветка рябины. Одежда осенью. Осенние сказки. Погода. Дождь. Солнце. Грибы. Дорожки парка. Овощи. Помидор, огурец, тыква, репа и др. Фрукты. Яблоко. Апельсин. Банан и др. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
2. | Солнечный и пасмурный день. | 2 | |
3. | Надувные шарики. Ленточки на праздник. Салют. | 1 1 1 | |
4. | Мир вокруг нас. | 3 | |
5. | Бережем здоровье. Мячи. Полотенца и др. | 2 1 1 | |
6. | Посуда и предметы быта. Узоры на посуде. Формы посуды. Тарелка. Чайник. Ложка. Баранки, прян | 1 1 1 1 | |
7. | Зима. Одежда зимой. Снежинка. Снеговик. Ель. Санки. Мороженое. Птицы. Кормушка для птиц. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
8. | Новогодние игрушки. Шар. Сосулька. Конфетти, гирлянда. | 2 1 1 1 | |
9. | Игрушки. Куклы. Кораблик. Неваляшка. Рыбка. Ракета. Домик. | 3 1 1 1 1 1 1 | |
10. | Мои игрушки. Пирамидка. Мозаика. Матрешка. Паучок. Неваляшка. Рыбка. Ракета. Смешарики. Лодочка. | 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
11. | Семья. Мой портрет. Моя одежда. Мои любимые занятия. Машина. Бусы, серьги, прически и др. | 1 1 1 1 1 1 | |
12. | 23 февраля. | 1 | |
13. | Весна. Солнце. Одуванчики. Ручейки. Почки и листья. Цветы. Сосульки. Травка. Земляника. Деревья. | 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 | |
14. | 8 Марта. | 1 | |
15. | Майский праздник. | 1 | |
16. | 9 Мая. Салют. | 1 | |
17. | Дом. Мебель. Кровать. Стол. Стул. Книга. Ковер. Постельное белье. Домашние питомцы. Осветительные приборы. Лампа. Торшер. Комнатные растения. Мягкое кресло. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
18. | Лето. Одежда летом. Букет цветов. Летние погодные явления. Деревья летом. Поля летом. Грибы и ягоды. Домашние животные. Насекомые. | 3 1 2 2 1 1 2 3 2 | |
19. | Профессии. Транспорт. | 2 2 |
По итогам занятий воспитанники должны знать:
Основные признаки сезонной погоды; название и содержание сезонных игр на улице; расположение, название и назначение помещений в группе (на этаже), в здании и строения на территории интерната; названия предметов в классе и группе; название режимных моментов, посуды, блюд, предметов для умывания; обобщающие названия групп предметов: игрушки, учебные предметы, посуда, еда, предметы для умывания; название и назначение объектов: «класс», «группа», «дом», «двор», «прогулочная площадка», «улица»;
воспитанники должны уметь:
работать на компьютере, соблюдая правила; аккуратно работать с предметными и сюжетными карточками; дифференцировать, основываясь на своем чувственном опыте, свойства предметов (цвет, форма, размер, вкус, запах, звуковые и тактильно- проприоцептивные характеристики); различать на слух и понимать слова, отработанные на занятиях (названия предметов, явлений, их признаков и выполняемых ими действий); выполнять 1 – 2-сложное задание и действия, обозначаемые с помощью предлогов -в- и – на- ; с помощью педагога называть слова и понятия, обобщенно-групповые названия предметов, связанные с бытом детей, пользуясь разным темпом, высотой голоса и интонацией; пользоваться невербальными способами общения: фиксировать взгляд на лице и на глазах собеседника, использовать адекватную ситуации мимику и жесты; пользоваться вербальными способами общения: с помощью педагога проговаривать ответ на вопросы, произносить роли, состоящие из 1 – 2-х фраз.
Литература:
1. Борщевская А.К. К созданию социальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида [Текст] /
А.К.Борщевская // Дефектология. - 2002. - № 2. - с.31-38.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] / В.В. Воронкова. – М.:
Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
3. Гамагонова А.Н. Формирование знаний и умений у учащихся специальной (коррекционной) общеобразо-
вательной школы VIII вида: книга для учителя [Текст] / А.Н. Гамагонова / - Саранск: Мордовский государ-
ственный педагогический институт, 2002. – 245 с.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. Распоряжение
Правительства РФ от 7.02.2011г. № 163-р. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.referent.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии: 2014-2015 учебный год
Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию рабочие программы по биологии для 6-9 класса (УМК Пономаревой И.Н.),по биологии для 10 - 11 класса (УМК Сивоглазова В.И.)аеведению....
Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС...
Рабочие программы по математике 2014-2015
Рабочие программы по математике 5-9 классы 2014-2015...
Рабочие программы по биологии 2014-2015 уч.г
Рабочие программы по биологии 2014-2015 уч.г...
Рабочие программы по химии 2014-2015 уч.г.
Рабочие программы по химии 2014-2015 уч.г....
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...
Рабочая программа "Красота спасет мир", 2015
Программа по нравственному воспитанию для 5 -11 классов «Красота спасёт мир».Программа содержит разделы:1. Актуальность2. Мой взгляд на воспитание3. Программа воспитательной работы с...