Рабочая программа учебного курса "Изобразительное искусство" 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО_______ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/__________________/ «31» августа 2017г.
«31»_08..2017г.
Рабочая программа
учебного курса «Изобразительное искусство»
в 5 классе
Составитель: учитель Кемаева В.Н..
2017 г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса
составлена с учетом требований:
- Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 от 17.12.2010;
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, М.: Просвещение, 2010;
- Приказа Министерства образования и науки № 986 от 4 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на 2017-2018 уч. год…
- на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9» М.: Просвещение, 2014.
Цель программы — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры; приобретение практических навыков работы различными материалами.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания (ребенок выступает в роли художника), художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого учащиеся работают со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Формы проведения занятий: урок-беседа, дискуссия, урок-путешествие, урок-игра, урок-театр, урок-проект, урок-выставка…
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение художественных традиций и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства.
Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
Содержание программы для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» посвящено изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное) специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Выставочное декоративное искусство - область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Содержание программы раскрывается в следующих разделах:
- Древние корни народного искусства. Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
- Связь времен в народном искусстве. Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
- Декор — человек, общество, время. Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
- Декоративное искусство в современном мире. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.
Запланировано освоение системы научных понятий (терминов) по ИЗО:
в 5 классе: прикладное искусство, декоратино-прикладное искусство, декор, народное искусство, фольклор, традиция, ритуал, Макошь, Сирин, символька, ремесло, солярные знаки, символ, орнамент, узор, мотив, виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный), типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая), фронтон, изба, венец, сруб, клеть, конек, подклеть (подпол), охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, очелье, курица, сени, горница, наличники, ставни, перспектива, печь, красный угол, коник, полавочники, голбец, полати, ткацкий стан, прялка, лопасть прялки, донце, веретено, кудель, городки, люлька, светец, ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак, ендова, солоница, валёк, рубель, братина, бурак, туес, набируха для ягод, кросно, утварь, оберег, резьба, роспись, вышивка, подзор, понёва, душегрея, епанечка, навершник, повойник, кокошник, сорока, кика, повязка, порты, онучи, обряд, филимоновская, дымковская, каргопольская игрушка, полкан, свистунья, гжельская роспись, керамика, майолика, кумган, квасник, тон, тоновые контрасты, «мазок с тенями», тональный переход, городецкая роспись, бутон, купавка, розан, жостовская роспись, замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, хохломская роспись, фоновое письмо, криуль, «кудрина», щепа, луб, тиснение, мезенская роспись, деревянная утварь, клафт, урея, тиара, калазирис, лотос, саркофаг, инкрустация, скарабей, амулет, схенти, пектораль, жюстокор, камзол, ботфорты, мантия, композиция, герб, эмблема, геральдика, стилизация, геральдические и негеральдические фигуры, щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, намет, стиль, барокко, интерьер, буржуазия, художественная техника, терракота, гутное стекло, художественная керамика, ковка, литье, гобелен, батик, моделирование одежды, форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура, декоративный ансамбль, плетение, коллаж, лоскутная аппликация, витраж, импровизация.
Календарно-тематический план 5 кл
№ | Раздел учебного курса | Кол-во часов на изучение раздела |
Древние корни народного искусства. | 9 | |
Связь времен в народном искусстве. | 9 | |
Декор — человек, общество, время. | 8 | |
Декоративное искусство в современном мире. | 8 | |
Итого: | 34 |
Учебно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | кол-во часов по теме | Планируемые результаты | Форма контроля | Использование ИКТ | Дата | ||
План | Корректировка плана | ||||||||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||
Древние корни народного искусства | 9 | ||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). | + | |||
2 | Орнамент, как основа декоративного украшения | 1 | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | выполнение рисунка на тему древних образов в узорах росписи | ||||
3 | Декор русской избы. | 1 | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные: ценностное отношение к культуре своего края. | создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками | + | |||
4 | Внутренний мир русской избы | 1 | Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Личностные: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда) | + | |||
5 | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Познавательные: использовать общие приемы задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Личностные: ценностное отношение к природному миру. | выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.). Оценивание работ | ||||
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки | 1 | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к иному мнению. | создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. | + | |||
7 | Народный праздничный костюм. | 1 | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России. | + | |||
8 | Народный праздничный костюм. | 1 | |||||||
9 | Народные праздничные обряды. Масленица. | 1 | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | обобщение | + | |||
Связь времен в народном искусстве | 9 | ||||||||
10 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции дымковской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Адекватно использовать речь; Составлять план работы по достижению планируемого результата. Личностные: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. | + | |||
11 | Древние образы в современных народных игрушках | ||||||||
12 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к народным традициям. | изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью | + | |||
13 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | ||||||||
14 | Искусство Городца. роспись. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к народным традиции ям. | выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи | ||||
15 | Хохлома. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Личностные: ценностное отношение к природному миру. | выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись». | ||||
16 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. Личностные уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. | + | |||
17 | Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям борисовской керамики. Сравнивать сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях борисовских мастеров. Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий России. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края. | изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором борисовской росписи. | + | |||
18 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. Личностные: отношение к труду и культуре своего народа. | Выставка работ. Викторина. | + | |||
Декор – человек, общество, время | 8 | ||||||||
19 | Зачем людям украшения. | 1 | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к иному мнению. | анализ разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. | + | |||
20 | Декор и положение человека в обществе. . | 1 | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы. | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружа-ющей действительности; Коммуникативные: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. Личностные:самооценка на основе критериев успешной деятельности. | 1Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), котором используются характерные знаки-символы. 2.Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. | + | |||
21 | Одежда «говорит» о человеке. | 1 | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к иному мнению. | Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 2.Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. 3.Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». | + | |||
22 | Одежда «говорит» о человеке. | 1 | |||||||
23 | О чём рассказывают гербы и эмблемы | 1 | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Создание по образцу герба. | + | |||
24 | О чём рассказывают гербы и эмблемы | 1 | |||||||
25 | Символы и эмблемы в современном обществе | 1 | Создание по образцу эмблемы. | ||||||
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | Игра-викторина. Выполнение различных аналитически - творческих заданий | + | |||
Декоративное искусство в современном мире | 8 | ||||||||
27 | Современное выставочное искусство. | 1 | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства; Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую. ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. | + | ||||
28 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (тряпичная кукла) | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | 1.Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». | ||||
29 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства(тряпичная кукла) | 1 | |||||||
30 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства(ваза) | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | 1.Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». | + | |||
31 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства(ваза) | 1 | |||||||
32 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | 1.Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему«Украсим кабинет своими руками». | ||||
33 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)» | 1 | |||||||
34 | Создание декоративной композиции «Здравствуй,лето» | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Познавательные: ориентироваться в разнообра-зии способов решения задачи. Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата ЛР: эстетические чувства | Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов. Участие в отчетной выставке работ по ДПИ | ||||
ИТОГО | 34 |
Содержание программы
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Раздел 1 : ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9часов)
Личностные результаты:
• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.;
• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;
• умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география);• умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода);
• умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Предметные результаты
• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;
• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;
• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;
• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.
Раздел 2 :СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (9 ч)
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни;
• формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;
• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;
• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности.
Метапредметные результаты:
• умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;
• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;
• умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;
• умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.;
• умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;
• умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы.
Раздел 3 ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (8ч)
Личностные результаты:
• воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
• формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
• формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;
• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.
Метапредметные результаты:
• умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);
• умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.
Предметные результаты:
• осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций;
• расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;
• умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;
• умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;
• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела.
Раздел 4 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч)
Личностные результаты:
• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству;
• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;
• формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);
• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.
Метапредметные результаты:
• умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой;
• выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;
• умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.
Предметные результаты:
• понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;
• приобретение опыта работы над декоративной композицией (панно), связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоративная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).
Содержание тем учебного курса в 5 классе.
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Основные изучаемые вопросы | Требования к знаниям и умениям обучающихся | Формы контроля |
Древние корни народного искусства -9 часов | |||||
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства | Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства |
2 | Орнамент как основа декоративного украшения | 1 | Орнамент как основа декоративного украшения | Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая | |
3 | Декор русской избы | 1 | Орнамент как основа декоративного украшения. | Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая | Просмотр и анализ работ |
4 | Внутренний мир русской избы | 1 | Единство пользы и красоты в предме тах быта и труда крестьян | Понимать взаимо- связь пользы и кра соты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе | Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата кол лективной композиции |
5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов | Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Оценивание работ | |
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | Крестьянская вышивка -- сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента | Анализ результатов собственного * художестве нного творчества |
7-8 | Народный праздничный костюм | 2 | Народный праздничный костюм -целостный художественный образ | Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа | Просмотр и анализ работ. Творческая работа |
9 | Народные празд ничные обряды. Обобщение темы | 1 | Роль декоративно- прикладного искус- ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка» | Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода | Просмотр и анализ работ |
Связь времен в народном искусстве- 9 часов | |||||
10 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической | Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета | Просмотр, анализ и оценивание работ |
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 2 | История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи | Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета | Просмотр и анализ работ |
12 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно) |
13 | Хохлома. Истоки и современное развитие промысла | 1 | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | |
14 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма | Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | Игра «Художники-зрители» |
16 | Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Из истории промысла. Борисовская керамика. Сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России. Конструктивные, декоративные и изобразительные элементы, единство формы и декора в изделиях борисовских мастеров. | Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с глиной | Просмотр, анализ и оценка работ |
17 | Роль народных промыслов в современной жизни. | 1 | Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного | Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального | Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий |
Декор, человек, общество, время 8 часов | |||||
18 | Зачем людям украшения | 1 | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | Фронтальный опрос (устно) |
19 | Декор и положение человека в обществе | 1 | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта | Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом | Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». |
21-22 | Одежда говорит о человеке | 2 | Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами,орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ | Анализ результата коллективной работы |
23-24 | О чём рассказывают гербы и эмблемы | 1 | Комбинированный Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору) | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция | Защита проекта, оценивание результата |
25 | Символы и эмблемы в современном обществе | 1 | Работа над составлением собственно эмблемы | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция | Защита проекта, оценивание результата |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. | Подведение итогов конкурсов | |
Декоративное искусство в современном мире 8часов | |||||
27 | Современное выставочное искусство | 1 | Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДЛИ | Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ | |
28-29 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла) | 2 | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа | Уметь Использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | Игра «Художники-зрители» |
30-31 | Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) | 2 | Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема | Анализ и оценка работ |
32-33 | Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства (витраж) | 2 | Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема | Анализ и оценка работ |
34 | Создание декоративной композиции «Здравствуй,лето» (панно) | 1 | Этапы работы над произведением ДПИ | Владеть навыками поэтапного вопло щения творческого замысла в выбранном материале, ис пользуя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения | Эстетическая оценка результа- та коллективной деятельности |
ИТОГО | 34 |
Планируемые результаты освоения курса
по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс
Предметные:
- понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;
- осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;
- выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;
Метапредметные:
- приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
- научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
- смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.
Личностные:
- уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
- социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
- активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
- осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;
В результате изучения изобразительного искусства в 5 классе учащийся
научится:
- понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- понимать особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- понимать семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- называть известные народные художественные промыслы России;
- понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, композицию как целостность и образном строе произведения, роль формата.
получит возможность:
- научиться пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- использовать язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическим навыкам выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- научиться владеть навыкам работы в конкретном материале (батик, роспись и т. п.);
- использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
-«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
-«хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Проектная деятельность осуществляется в любом доступном материале в групповых и коллективных формах и предусматривает объединение совместных усилий учащихся и педагога. Темы проектов выбираются относительно теме года. Материал для изготовления проекта выбирается самостоятельно.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Формы и средства контроля
по предмету «Изобразительное искусство»
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процессапо предмету «Изобразительное искусство
Учебно-методическое обеспечение
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).
16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.
17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997
Технические средства обучения
- Компьютер, проектор
Методический фонд
- Репродукции картин художников.
- Муляжи для рисования
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
- Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...