Роль народных художественных промыслов в современной жизни 5 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Цели деятельности учителя: формировать у учащихся художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры; развивать художественно-творческую активность, способствовать овладению образным языком декоративно-прикладного искусства; познакомит с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно-прикладном искусстве; раскрыть истоки народного творчества и роль произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту; совершенствовать умения и формировать навыки работы; воспитывать любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выставка изделий народных промыслов
Промыслы Нижегородской области Городецкая роспись Хохломская роспись Полхов-майдановская роспись Кружевоплетение Резьба по дереву Вышивка
Особенности художественного языка изделий народных промыслов Стилизованное преображение любой натуры Красочность и декоративность В сюжетных композициях часто используется изображение птиц и животных Узорчатость орнамента Декоративность, выразительность пластики разнообразие фактур и материалов.
Творческая работа в группах Задача: доказать жизненную силу народных промыслов в современном мире на примере разработки эскизов изделий, которые следует расписать в стиле народного промысла, выбранного вашей группой
Спасибо всем за дружную творческую работу, за вдохновение ! Вдохновение в прикосновениях, В теплых нежных ваших руках. Прикоснувшись, в одно мгновенье Вместе вы забыли, что значит страх. Вдохновение живет в улыбке И нечаянно, чуть дыша, Словно тронуло по ошибке... Вдохновение в рисунках нашла душа!
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока изобразительного искусства
5 класс
Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)»
Цели деятельности учителя | Формировать у учащихся художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры; развивать художественно-творческую активность, способствовать овладению образным языком декоративно-прикладного искусства; познакомит с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно-прикладном искусстве; раскрыть истоки народного творчества и роль произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту; совершенствовать умения и формировать навыки работы; воспитывать любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству. |
Тип урока | Урок систематизации приобретённых знаний + творческая мастерская |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: расширят представление о декоративно-прикладном искусстве; познакомятся с художественным языком декоративно-прикладного искусства в изделиях народных промыслов; научатся выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов; выполнять декоративную композицию и подбирать цвет, художественный материал в зависимости от замысла. Метапредметные: регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; познавательные - научатся находить необходимую информацию в учебнике и другой дополнительной литературе, наблюдать, анализировать, делать выводы; различать и называть произведении я ведущих центров народных художественных промыслов; объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях; коммуникативные - научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, участвовать в работе творческих групп, слушать одноклассников, учителя; вести познавательный диалог по теме урока; Личностные: смогут развить свой собственный опыт, экспериментируя с вариациями по составлению композиции с учётом заданной формы; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов. |
Методы и формы обучения | Объяснительно – иллюстративный, проект, исследовательский, практический, беседа; фронтальная, групповая творческая и индивидуальная работа |
Образовательные ресурсы | Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru. Wikipedia.orq/wiki Пантелеев Г.Н. «Декоративное искусство – детям», Режим доступа: http// www . detskiysad.ru/iso/dekor08.html |
Оборудование | Заготовки творческих заданий (формат А2), карточки- задания, гуашь, кисти, бумага, палитра |
Наглядно-демонстрационный материал | Учебник, мультимедийная презентация по теме, контрольно- измерительные материалы, выставка изделий промыслов, таблицы по декоративно-прикладному искусству |
Основные понятия и термины | Декоративно-прикладное искусство, декоративная композиция, стилизация, ритм |
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия | Формируемые умения (УУД) | Промежу-точный контроль |
1. Организационный этап 2.Учебно-познава-тельная деятель-ность 3. Интел-лектуаль-но -преобра-зователь-ный этап 4.Итоги урока. Рефлек-сия | Мотивация к деятельности. (Звучит музыка Римского Корсакова «Белка» к сказке о Царе Салтане) Сообщение темы урока Познаватель-ная информационная беседа «Художест-веный язык ДПИ, своеобразие промыслов» Работа с информацией. Работа с учебником (с. А)Работа с контрольно- измеритель-ным материалом (тесты выведены на экран или предложены в печатном варианте) Б)Мотивация на творческую работу «Эскиз изделия, оформленного росписью народного промысла» А)Выставка творческих работ Б) Заполнение карты на результатив-ность урока. Цветодиаг-ностика | Проверка готовности обучающихся к уроку. Приглашение учеников на мини-выставку изделий ДПИ. Искусство быта окружает нас. А детям конники, матрёшки подавай, К столу – красивая посуда. Откуда всё это? Пора уже всем знать, Что всё это нам близкое, родное. Так как же грамотно (Декоративно- прикладное искусство (ДПИ)) Слайд 1 «Декоративно- прикладное искусство» -Декоративно-прикладное искусство- сложное и многогранное явление культуры. Слово «декоративное» означает «служащее для украшения», а прикладное – «имеющее применение в быту» Вот и получается, что декоративно-прикладное искусство – это художественное изготовление предметов быта, домашней утвари, хозяйственных вещей. Стремление к красоте всегда жило и живёт в душе человека. В старину на Руси и богатом княжеском доме , и в избе бедного крестьянина предметы домашней утвари – посуда, прялки, доски были украшены росписями и резьбой, а занавески и полотенца – причудливой вышивкой, а игрушки – весёлым, забавным узором. Слайд 2 «Выставка изделий народных промыслов» -Посмотрите на нашу выставку предметов ДПИ. Какие виды художественных промыслов здесь представлены? - Каждое декоративное изделие интересно по-своему. У каждого искусства свой стиль, свой язык. О чём рассказывают произведения декоративно- прикладного искусства? Каковы особенности каждого промысла? -Какие народные промыслы России вы ещё знаете? -Какие из известных вам промыслов родились на Нижегородской земле? (Семёновская матрёшка, Хохлома, городецкая роспись, полхов – майдановская роспись, чеканка по металлу, резьба по дереву, кружевоплетение, вышивка гладью и крестом и др.) Слайд 3 «Промыслы Нижегородской области» -В нашем городецком крае какие промыслы вы можете выделить? (Городецкую роспись, выщивку гладью, резьбу по дереву, чеканку, глиняные игрушки и изделия, плетение из лозы и бересты, пряничное дело и др.) - Мы пришли к выводу, что все промыслы оригинальны, красивы, интересны и практичны. Попытаемся выделить особенности художественного языка всех произведений народных промыслов (с опорой на иллюстрации в учебнике): Слайд 4 «Особенности художественного языка народных промыслов» 1. Стилизованное преображение любой натуры (Декоративно – прикладное искусство никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передаёт только самое характерное и выразительное) 2. Красочность и декоративность. (особый подбор цветов часто выделяет один промысел от другого) 3.В сюжетных композициях часто используется изображение птиц и животных (Данные изображения часто имели символическое значение: птица – символ добра, орёл – символ силы и власти, конь – символ достатка и животворящей силы солнца) 4. Узорчатость орнамента. 5. Декоративность, выразительность пластики разнообразие фактур и материалов. -На основе полученных знаний о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах предлагается выполнить практическое задание, заполнив предложенную таблицу -Много лет прошло со времени создания первых изделий того или иного промысла, но до сих пор мы восхищаемся их красотой, яркостью, индивидуальностью почерка мастеров в каждом промысле, богатством палитры и декора. Я предлагаю вам выполнить творческую работу и доказать жизненную силу народных промыслов в современном мире на и примере разработки эскизов изделий, которые вам предстоит расписать в стиле выбранного вашей группой промысла. Слайд5 «Работа в творческих группах» (Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы, помогает затрудняющимся в выполнении задания) - Посмотрите на наши творческие работы- эскизы изделий, украшенных росписью определённого вида народных промыслов. -Какая работа произвела на вас особое впечатление? - Можно ли сказать, что народные художественные промыслы – это ветви единого дерева, поднявшегося на русской почве. Надо ли нам его беречь? Карта результативности урока (Используя цветные полоски, ответьте пожалуйста на ряд вопросов о нашем уроке по теме «Цветоведение») 1. Материал урока понял (-ла) хорошо 2.Возникли небольшие затруднения 3. Мне было трудно 4. На уроке было интересно. Хотелось узнать новое. 5. Не возникло желания расширять свой кругозор Выставка работ учащихся и обмен мнениями. Слайд . «Спасибо всем за работу» | Слушают учителя, рассматривают изделия ДПИ. Слущают музыку «Семёновской матрёшки» Отвечают на поставленные вопросы Рассматривают изделия. Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе по промыслам, анализируют информацию Выступление ученицы (1-2-х учеников) с проектом (-и) о жбаниковской игрушкеи др.промыслах Слушают учителя, участвуют в беседе, анализируют информацию, работают с учебником, отвечают на вопросы, делают выводы Учащиеся решают тесты, анализируя и преобразовывая полученную ранее информацию о промыслах Творческая работа в группах над эскизами изделий Устные ответы обучающихся Отвечают на вопросы. Свободно перемещаются по классу, беседуя друг с другом о результате творческой работы Ребята оценивают результатив-ность урока с помощью цветных полосок | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная и индивидуаль-ная работа Фронтальная и парная работа Индивидуальная работа над тестами Групповая творческая работа Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникатив-ные: учатся вести диалог с учителем и одноклассниками Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные:различают и называют ведущие центры народных художественных промыслов; научатся выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов; представляют проект-презентацию Коммуникатив-ные: участвуют в поисковой работе, связанной со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, делать выводы на основе полученной информации, осознанно работать с иллюстрациями и текстом с целью освоения и использования информации. Коммуникатив-ные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников и учителя. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к новым знаниям. Регулятивные: научатся выполнять учебную задачу Познавательные: научатся сравнивать, анализировать, выбирать главное, осуществлять поиск необходимой информации Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Регулятивные: научатся планировать пути достижения цели, осознанно выбирать эффективные способы решения учебной задачи. Познавательные: осознанное восприятие художественной культуры своего народа и понимание важности сохранения традиционных художественных промыслов. Коммуникатив-ные: умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников, обобщая материал о связи времён в народном искусстве. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о композиции. Коммуникатив-ные: умеют сотрудничать с одноклассниками и учителем; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Устные ответы Устные ответы Устные ответы Практическая работа Творчес-кая работа в группах Фронталь-ная работа Индивидуальная и фронталь-ная работа. Цветодиагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (с иллюстративным материалом для презентации)
Программа Б.М.Неменского. 5 класс....
Тест по изо 5 класс "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Тест по теме " Роль народных художественных промыслов в современной жизни" .Использован материал из сборника: Изобразительное искусство 5-8 класс , автор О.В.Свиридова...
Презентация "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Презентация "Роль народных художественных промыслов" содержит обобщающий материал о древних образах в народном искусстве и их использовании в современной жизни....
Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"
Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Закрепление знаний о художественных промыслах....
Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...
Конспект урока для 5 класса: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)»
материал к уроку 5 класс...