Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об издавна существовавших географических центрах народных промыслов – места, где сложился и развивается определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создавали изумительные по красоте и оригинальности предметы. В группе будут мастера, которые изобразят изделие по мотивам промысла; продавцы, которые в конце урока представят изделие. Мастера же станут покупателями изделий других промыслов, и будут они задавать продавцам вопросы каверзные, хвалить их мастерство или критиковать за оплошности в их работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.61 МБ |
Презентация к уроку | 885.5 КБ |
Технологическая карта урока | 66.5 КБ |
Разработка урока | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Что за комната такая? - И большая, и сверкает, - В ней всего так много есть: - Краски, кисти, штук по шесть, - И большое полотно, Разрисовано оно.
(Мастерская художника).
Станция «Размышляй-ка» - Из какого материала изготавливаются эти игрушки? - Как назывался праздник с ярмарками, торгами и гуляньями, который проводился в Вятке? - Почему филимоновские игрушки такие вытянутые? - Какой необычный герой есть среди каргопольских игрушек?
Станция «Отгадай-ка» 1) Эта роспись необычная, Композиция здесь симметричная. В букеты собраны цветы необычной красоты. Рисунки яркие мерцают, Оживка белая их оживляет. 2) Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда так и светят на столе! Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей !
Станция «Отгадай-ка» 3 )Эта роспись – алых ягод россыпь. Отголоски лета в золоте травы, Рощи-перелески, шелковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы . 4) Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко Наша русская …… ..
Станция «Отгадай-ка» 5 ) Веселая, белая глина Кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня, Собачки, гусары и рыбы А ну назовите меня ! 6) Белоснежные ромашки На подносы нанесли Розы, маки, незабудки Тут же рядом расцвели. Рукодельным подмастерьям Было некогда скучать Лучше не было веселья, Чем подносы рисовать .
Хохломская роспись Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Стоит студеная зима, Снежинки крутит буйный ветер, А солнечная Хохлома Напоминает нам о лете. В тарелочках не полутьма. Не сумрак в вазах и солонках, Напоминает Хохлома Родную, милую сторонку!
Городецкая роспись
Городецкий конь Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры-розаны и пионы), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Гжель
Глиняные изделия Гжель Дымковская игрушка Филимо́новская игру́шка
Дымковская игрушка Ды́мковская игрушка ,— один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка.
эпилог Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно – прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов, следуя традициям .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОЛЬ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
Ф.И.О. педагога: Сидорова Наталья Евгеньевна
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Тип урока: рефлексии, урок обобщения и систематизации знаний.
Раздел | «Связь времён в народном искусстве» | |||||||||
Тема урока | «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» | |||||||||
Цель урока | создать условия для определения роли и места народных промыслов в современной жизни | |||||||||
Задачи | Воспитательные: воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её в национальных образах предметно-материальной среды. Развивающие: формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его национальные особенности; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; освоение основ культурного наследия народов России. Образовательные: овладение средствами художественного изображения; основами культуры практической работы различными материалами, развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально – ценностного освоения мира. | |||||||||
Личностно значимая проблема | Осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства | |||||||||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, практический, контроль, частично – поисковый Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. | |||||||||
Образовательные ресурсы |
| |||||||||
Межпредметные связи | Музыка, литература, МХК. | |||||||||
Основные понятия | Декоративно- прикладное искусство, народные промыслы: Гжель, Дымково, Хохлома, Городец, Жостово. | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||||
Научатся: воспринимать мир, человека окружающие явления с эстетической точки зрения. Получат: возможность научиться: понимать «язык» декоративного искусства, использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, давать оценку своей деятельности; владеть навыками работы художественными материалами в технике аппликация. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, самостоятельно планирует необходимые действия, операции. Коммуникативные: Научится работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Познавательные: Выявлять особенности в произведениях традиционных художественных промыслов. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи самостоятельно проектировать свою деятельность. | Овладеют знаниями основ культурного наследия народов России, основами культуры практической творческой работы; способностью эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства. | ||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
Этапы урока | Время (мин.) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
I. Организационный этап | 1,5 – 2 мин | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности касса к уроку; организация внимания. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Воспринимают речь учителя | Регулятивные: обеспечение организации учебной деятельности учащихся. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: доброжелательное отношение к окружающим, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | Устные ответы | ||||
II. Актуализация знаний | 4-5 мин. | Логический анализ объектов с целью выделения признаков | Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод | Слушают и обсуждают тему урока, цели урока. Пытаются самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Отгадывают загадку, отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы. Проявляют осведомленность о народных промыслах. | фронтальная | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов. Познавательные: самостоятельное формирование познавательной цели. Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. | Устные ответы | |||
III. Повторение теоретических сведений. | 7-10 мин | Обсуждение вопросов об особенностях каждого вида народного промысла, соотнесение, подбор изображений, нахождение ошибок. Выводы об особенностях формы и росписи каждого вида игрушек. | Контроль выполнения задания учащихся | Рассуждают, высказывают свое мнение о народных промыслах. Различают и называют произведения ведущих центров народных художественных промыслов. | Индивидуальная – групповая | Познавательные: производят поиск необходимой информации, использование знаково-символических средств. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Умение работать самостоятельно. Личностные: Позитивная самооценка. Стремление к успешности в учебной деятельности. | Устные ответы | |||
IV. Музыкальная физкультминутка | 2-3 мин. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Создает условия для переключения деятельности, психологическая разгрузка. | Дети выполняют под музыку различные движения. Упражнения проводит с классом подготовленный ученик. | Групповая | |||||
V. Практическая работа (групповая и индивидуальная). | 17-20мин. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к выполнению практической работы. | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Осуществление промежуточного контроля, итогового контроля. | Практическая работа учеников - создать образ - ярмарки по мотивам народных промыслов. Распределяют роли. Презентуют свою работу. Отвечают на вопросы одноклассников. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний. Осуществление сравнений, классификации. Коммуникативные: учится работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия. | Практическая деятельность | |||
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. | 5мин. | Анализ работ. Обсуждение эпиграфа: почему «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б. Салтыков | Организует уровень достижений учеников. | Отчет по группам (артелям). Самостоятельно определяют уровень своих достижений (самооценка, взаимная оценка, экспертиза). Защита работы. Обсуждение результатов самостоятельной работы в группах. | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Познавательные: объяснение явлений, процессов, связей и отношений к народным промыслам России. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор. | Оценивание выполненной работы. |
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО
5 класс
Раздел: Связь времён в народном искусстве.
Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
Тип урока: комбинированный
Вид урока: творческая мастерская
Цель урока: создать условия для определения роли и места народных промыслов в современной жизни
Задачи урока:
Предметные: обобщить и углубить знания учащихся о народных промыслах, полученные в курсе изучения изобразительного искусства.
Личностные: развивать творческий вкус, создать атмосферу для творческих заданий.
Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Методы: наглядный, практический, контроль, частично – поисковый
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Личностно значимая проблема: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства
Образовательные ресурсы, материалы и оборудование:
- ИКТ, презентация «Предметы быта», «Роль народных художественных промыслов в современной жизни», выставка работ, музыкальный ряд, литературный ряд.
- классная доска;
- демонстрационные таблицы «Росписи», фигуры из глины, расписные разделочные доски, деревянные ложки, гуашь, кисти, шаблоны разных форм посуды.
Структура урока:
- Организационный этап.(1-2 мин.)
- Актуализация знаний.(4-5 мин.)
- Повторение теоретических сведений. (7-10 мин.)
- Физкультминутка.(2-3 ин.)
- Практическая работа.(17-20мин.)
- Подведение итогов. Рефлексия.(5мин.)
Ход урока.
- Организационный этап.
Инициация. Дети стоят возле парт.
Учитель - Проверьте свою готовность к уроку.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок, и поделимся своим хорошим настроением.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, сначала соседу налево, улыбнитесь, затем направо, улыбнитесь. Пусть это настроение у вас останется на весь день.
Учитель. Ребята, посмотрите на предметы, которые украшают наш урок.
Подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Учитель.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Учитель.
- Внимание на экран.
(просмотр слайдов «Предметы быта»)
Вопросы:
-Чем отличаются предметы друг от друга?
( в первом случае предметы скучные, а во втором предметы расписные, красивые)
-А чем же можно украсить предметы народного быта? Для чего?
(росписью; для красоты, чтобы народные промыслы нашли свое применение и в современной жизни)
-В современной жизни, люди стараются сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение.
Попробуйте перечислить все известные вам наименования промыслов. (Ответы детей).
- Посмотрите на экран, какие изделия вы видите?
(Дымковская игрушка, Гжель, хохломская роспись, филимоновская игрушка)
Учитель - Ну, что же ребята, добро пожаловать, на итоговое занятие по теме «Роль народных художественных промыслов в современной жизни». На этом уроке мы закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Урок наш будет необычным. Давайте представим, что мы находимся не в классе, а в другом помещении. Отгадав загадку, вы узнаете в каком. - Что за комната такая? - И большая, и сверкает, - В ней всего так много есть: - Краски, кисти, штук по шесть,
- И большое полотно,
- Разрисовано оно. (Мастерская художника).
Учитель. Мы с вами будем одной большой творческой мастерской, где на Руси, ребята, издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Сегодня у нас на уроке будут работать тоже художественные мастерские-группы, которые будут представлять центры народных промыслов. В группе будут мастера, которые изобразят изделие по мотивам промысла; продавцы, которые в конце урока представят изделие. Мастера же станут покупателями изделий других промыслов, и будут они задавать продавцам вопросы каверзные, хвалить их мастерство или критиковать за оплошности в их работе.
Для вас ребята, в соседней мастерской, уже были сделаны заготовки. Наша задача - вдохнуть в них жизнь.
Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвётся.
Итак, у нас в классе будут работать художественные артели «Городец», «Гжель», «Золотая Хохлома».
3. Повторение теоретических сведений.
-Прежде чем приступить к выполнению заказа, давайте повторим особенности каждого вида народного промысла. Опрос пройдёт в форме игры-турнира по станциям. Станция «Размышляй-ка» (Внимание на экран) - Из какого материала изготавливаются эти игрушки? (Из глины) - Как назывался праздник с ярмарками, торгами и гуляньями, который проводился в Вятке? (Свистунья) - Почему филимоновские игрушки такие вытянутые? (Очень жирная маслянистая глина) - Какой необычный герой есть среди каргопольских игрушек? (Конь-Полкан)
Станция «Отгадай-ка»
1) Эта роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет. (Городец)
2) Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей! ( Гжелька)
3)Эта роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы,
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы. (Хохлома)
4) Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская……..(Матрёшка семёновская)
5) Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну назовите меня! (Дымково)
6) Белоснежные ромашки
На подносы нанесли
Розы, маки, незабудки
Тут же рядом расцвели.
Рукодельным подмастерьям
Было некогда скучать
Лучше не было веселья,
Чем подносы рисовать. (Жостово)
Станция «Дорисуй –ка»
- 1 задание: «Найди ошибки художника» (выполняет пара учеников сидя за партой)
- 2 задание: «Кто на каком коне приехал?» (выполняет у доске один ученик от каждой группы)
- 3 задание: «Подбери фартук для барышни» (выполняется у доске совместно) Дымковская – пышные формы, яркие краски, элементы геометрического орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Филимоновская – удлинённые формы, три основных цвета: малиново-красный, жёлтый, изумрудно-зелёный, узор состоит из полосок, ёлочек и точек. Каргопольская – приземистые неуклюжие фигурки, разные краски, простой узор – символы солнца (круги и кресты), мотивы хлебных колосьев и веточек растений.
4. Музыкальная физкультминутка.
По желанию обучающиеся выбирают музыкальные инструменты: бубен, ложки. Под музыку «Веселые народные мотивы» проводим физ. минутку, с использованием элементов народной пляски каблучок, веревочка, барыня.
5. Практическая работа.
Станция «Изображай-ка»:
- Молодцы, ребята, теперь мы можем приступить к выполнению заказа.
- (На доску вывешиваются таблицы-помощницы) Приложение1 .
- В группе распределите роли для выступления: мастера, продавцы, покупатели. А для коллективной работы над промыслом используем работу по принципу конвейера. Например, 1-я группа, выполняющая изделия по мотивам Городца – один мастер выполняет форму изделия; другой разрабатывает композиции декора; третий- цветочные элементы композиции; четвертый птиц; пятый – кайму; 2-я группа – «Гжель» распределяется работа над разными видами посуды по малым группам; 3-я группа – «Хохлома» ведётся индивидуальная работа над каждым изделием.
Учащиеся приступают к работе.
- Во время практической работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность приёмов работы, оказывая помощь, контролируя объём и качество выполняемой работы.
6.Подведение итогов урока. Заполнение оценочных листов.
Рабочий день наших мастерских подходит к концу. Мастера представьте свои работы (показ работ учащихся)
Станция «Защищай-ка»: коллективно придумать защиту своего изделия.
Смотрю на Ваши работы, налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да и выбирать я не буду все ремесла хороши!
Народная мудрость говорит: «где труд, там и счастье».
Произведения, созданные нашим народом, хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов.
А ваши работы украсят нашу выставку.
Спасибо за работу, вы все справились с заданием и получаете оценку «отлично».
Рефлексия: - Закончи предложения:
- Произведения художественных промыслов делают нашу жизнь …
- Художественные промыслы в современной жизни играют …
- На партах у вас, ребята, смайлики. Если все понятно и настроение отличное - покажите улыбающегося смайлика, если есть какие-то нерешенные вопросы и проблемы – соответственно другой.
Заключительное слово учителя.
- Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам наши предки. Декоративно- прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям крестьян в то, что красота, созданная их руками, защитит от злых сил и принесёт счастье.
- Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её традиции, культуру и гордились своей страной.
- И поэтому, я хотела бы закончить наш урок словами эпиграфа:
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б. Салтыков.
Используемая литература и сайты:
- pedsovet.su Дудко О.В.- обобщающий тест «Народные промыслы. Виды росписей»
http://www.maam.ru/detskijsad/itogovoe-zanjatie-po-narodnym-promyslam-s-prezentaciei.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (с иллюстративным материалом для презентации)
Программа Б.М.Неменского. 5 класс....
Тест по изо 5 класс "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Тест по теме " Роль народных художественных промыслов в современной жизни" .Использован материал из сборника: Изобразительное искусство 5-8 класс , автор О.В.Свиридова...
Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"
Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...
Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Закрепление знаний о художественных промыслах....
Открытый урок "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Урок изобразительное искусства в 5 классеТема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)Дата проведения: 23 декабря 2019 года...
Конспект урока для 5 класса: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)»
материал к уроку 5 класс...