Конспект урока для 5 класса: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Тарских Татьяна Владимировна

материал к уроку 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Алтайская СОШ №2»

Дата посещения  28.01.20_______ Учитель Тарских Т.В._________________________ Категория (разряд) ___1______ Предмет- Искусство (ИЗО)_

№ урока  по  расписанию   __3______ Класс  _5___а_____  Учащихся  по  списку ____чел.    На  уроке  _____ чел. Отсутствуют ___-___

 Тема урока  (в соответствии с календарно-тематическим планированием):___ Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Место урока в системе уроков:     15-16  урок в разделе -«Связь времен в народном искусстве»

Цели урока: _ Обобщить знания о народных художественных промыслах.

Задачи урока:

образовательная: _Различать и называть произведения ведущих народных художественных промыслов. Анализировать свою работу и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве»

Развивающая: _Развивать творческую активность, творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения работы с разными материалами.

Воспитывающая: Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, достоянию национальной отечественной культуры, к своей истории.

  1. Оборудование урока: ____ Технические средства обучения: классная магнитная доска, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, МФ-устройство. Раздаточный материал. Пособия для показа.
  2. Музыкальный ряд: -

Тип урока: __ Комбинированный урок.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Выводы по этапу

Орг. момент

Дидактическая задача: создание комфортной образовательной среды

Создание положительного эмоционального настроя учащихся

Приветствие учителя

Подготовка рабочих мест

Личностные:

- Уважительно относиться к русской культуре;

- понимать роль народной культуры  в жизни человека;

- учиться наблюдать и анализировать;

- учиться сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- учиться обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Актуализация знаний  и целеполагание Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели  учебно-познавательной деятельности

в начале урока

в процессе у рока

Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока

Методы обучения: ____- объяснительно-иллюстративный метод

Формы обучения: _ работа индивидуально, в группах, урок повторения материала, освоение художественного опыта на практике, создание творческой работы-проекта «Камин»- в технике «Гжель»

Приёмы обучения: ___словесно-наглядные

Использование педагогических технологий: _

Здоровье-сберегающие; проблемный диалог; информационно-коммуникативные;

- создание проблемной ситуации;

- организация при необходимости диалога в виде мозгового штурма или предложение к выполнению ряда заданий по изученному материалу.

Посмотрите на слайд, тема нашего урока «Русская изба»

https://yandex.ru/images/_crpd/hGqc13314/ccd8003n/LAKrGCB9QSR2gWL9b1oMU_pg_lQTJ0OZHqB6aEyLbrg1KgOOAIQAnSrFiKiy3hHa-kElNoubu7VmyzozZ3gIEr1Tyn2wXDEAM9V3zAt-ifarQO7xFuIGzWswyhgNq375sMtQ

- Назовите внимательно и назовите на какие части делится изба?

-0тветы…. (3 части- подземный мир, наземный, космос-вселенная)

- А если говорить, а устройстве внутреннего пространства избы?

-ответы (потолок-небо, балка на потолке- млечный путь, пол -земля, половички на полу - дорога, подпол – подземный мир, окно- очи, свет)

 - Перечислите жизненно важные центры в крестьянском доме?

Ответы (печь, красный угол, стол)

- посмотрите внимательно на доску, у меня тоже есть печь. Как она называется?

- ответ(камин)

-Что с ним не так? Это макет камина.

Тема нашего урока: Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

- Если мы знаем тему нашего урока, давайте поставим цель?

- 1. Повторить прошлые темы

- 2.Украсить камин. Создать творческую работу- украшение «Камина».

- Как можно украсить его?

- ответы (раскрасить краской,….)

 В наше время как облагораживают камины?

- ответы (обложить плиткой керамической, камнем, затереть, заштукатурить, покрасить, раскрасить)

- Давайте посмотрим внимательно на выставку, которую я вам приготовила. Назовите виды прикладного искусства?

- ответы (вышивка- гладью, атласными лентами, роспись по дереву, роспись по стеклу, лепка, народная игрушка- матрешка, т.д.  ….)

- У меня еще есть вопросы для вас:

-Вопросы детям:
1. Из чего делают гжельскую посуду?
А. глина
Б. дерево
В. Бумага
2. Основные узоры хохломской росписи.
А. звери, птицы
Б. растительные узоры, травка, ягоды
В .геометрические узоры
3.Краски гжели с каким временем года можем сравнить?
А. осень
Б. зима
В. Весна
4.Первая дымковская игрушка.
А. кукла
Б. свистулька
В. лошадка
5.Роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом.

А. промысел жостово
Б. промысел гжель
В. промысел хохлома
6.Основа Городецкого цветка.
А. круг
Б. овал
В. Завиток
7.Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера?
А. красно-алый, малиновый, темно-синий, золотисто-желтый, фиолетовый, черный
Б. белый, голубой, синий
В. золотой, красный, чёрный
8.Родина дымковской игрушки.
А. Нижегородская область с. Хохлома
Б. Кировская область с. Дымково
В. Московская область с. Гжель

9.Роспись в сине-голубых тонах.
А. хохлома
Б. жостово
В. гжель
10.Как называется фабрика, на которой расписывают подносы?
А. Жостовский металлоподнос
Б. ЗАО Фабрика «Городецкая роспись»
В. Фабрика "Гжель"
11. В современном производстве при лужении хохломской посуды используют:
А. олово
Б. серебро
В. алюминиевый порошок
12. Элемент росписи дымковской игрушки.
А. геометрические узоры
Б. звери, птицы
В.. растительные узоры, травка, ягоды
13. Из чего делали дымковскую игрушку?
А. солома
Б. глина
В. дерево
14.Из чего делают жостовские подносы?
А. железо
Б. дерево
В. фарфор
15. Этапы городецкой росписи включали:
А подмалёвок, оттенёвку, разживку
Б подмалёвок, моделировку, оживку
В подмалёвок, тенёвку, разбел, бликовку, чертёжку
16.Традиционные цвета городецкой росписи.
А. белый, голубой, синий
Б. желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый.
В. золотой, красный, чёрный

Ключ к тесту:
1 А; 2 Б; 3 Б; 4 Б; 5 В; 6 А; 7 А; 8 Б; 9 В; 10 А; 11 В; 12 А; 13 Б; 14 А; 15 А; 16 Б.

-Проверяем, у всех так получилось.

- Молодцы. Я рада, что вы очень хорошо и правильно отвечали.

Регулятивные: 

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- умение организовать место занятий.

Коммуникативные:

 -творческие работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Познавательные:

 -развитие умений творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Метапредметные результаты:

-Умение самостоятельно определить цель,

Планирует путь достижения цели,

-умение работать с текстом,

-умение оценивать результат,

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Динамическая пауза

Физкультминутка:

Гармония жилья с природой

Нужно ставить новый дом,

Непременно ставить нужно!

Ну-ка сильно, ну-ка дружно

Всех работать мы зовем,

Будем ставить новый дом.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Чердачок построим,

Тесом дом покроем,

Ну, готово!

А теперь ставим

Лестницу и дверь.

Окна расписные,

Ставенки резные.

Щели паклею забьем

И готов наш новый дом!

Стишок-для разминки- (учащиеся выполняют имитационные движения в соответствии с текстом)

Личностные: повторяют действие за учителем (осуществление профилактики утомления)

Первичное восприятие и усвоение нового материала (правил, понятий, алгоритмов)

Дидактическая задача: открытие нового знания – поиск решения проблемы – выражение решения проблемы

Соответствие учебного материала возрастным особенностям

Методы обучения: словесные: объяснение задания; наглядные; практические; стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Формы обучения: индивидуальная;

Приёмы обучения: речь учителя; альбом; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: здоровье-сберегающие; информационно-коммуникативные.

- А сейчас поможет мне ученица- Лиханова Марина- доклад.

-Учащиеся внимательно слушают.

- Озвучиваю проблему – КАМИН необходимо украсить.

- Вы наверное уже догадались, в какой технике мы будем украшать наш камин.

-Начинаем работать.

Регулятивные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

 1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные: логические – анализ с целью выделения признаков;

Обще-учебные-поиск и выделение информации.

Алгоритм практической работы: Имитация плитки-белые листы –шаблоны (заготовки)

1. Наносим с помощью кисти по образцу рисунок голубой краской

 2. добавляем орнамент по краям плитки

3. выделение главное синей краской

4. Наклеиваем плитку на камин с помощью клея карандаша

4.Выставка работы - «Камин»

Например, решения проблемы с использованием старых знаний

Выполнение по алгоритму задание:

(Индивидуально - по образцу, по схеме)

1. С помощью кисти и красок наносим рисунок без карандаша, как это делали мастера.

 2. Выделение главного

3. Украшение орнаментом

4. Наклеивание с помощью клея карандаша

5. Выставка работы - Камин в технике «ГЖЕЛЬ»

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Методы обучения: наглядные

Формы обучения: __ индивидуальная;

Приёмы обучения: альбом; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: _ здоровье-сберегающие;

 Подбор цвета в соответствии с выбранной техникой росписи (синяя, голубая). Аккуратность в работе. Организация рабочего места. Техника безопасности.

Регулятивные: планирование способов взаимодействия с учителем;

Коммуникативные: постановка ответов от полученной информации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение информации.

Разбор наглядного материала –

Через слайды, образцы, наглядные пособия.

Внимательно слушают учителя, отвечают на заданные вопросы, работают индивидуально.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

(решение учебных задач повышенной трудности или практических задач)

Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне  применения в изменённой ситуации.

Методы обучения: _ наглядные __

Формы обучения: __ индивидуальная;

Приёмы обучения: _ альбом; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: __ здоровье-сберегающие;

Регулятивные: самооценка

Коммуникативные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия

Познавательные: контроль, коррекция, осознание уровня усвоения материала

-Ваша задача: Выполнить в цвете по образцу рисунок на плитке, украсить ее орнаментом, аккуратно выполнить и наклеить готовую плитку на камин.

Индивидуальная помощь.

-самостоятельная работа

- творческая работа

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Динамическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу и т.п.

Методы обучения: _ словесно-наглядные _

Формы обучения: ___ работа по рядам, индивидуально 

Приёмы обучения: __схема, наглядность.

Использование педагогических технологий: ____ здоровье-сберегающие;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала,

формирование контрольно-оценочной деятельности: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)

Коммуникативные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

Познавательные: обще-учебные

-

-Назовите цели нашего урока?

Вывод:  ответы….

- Подведем итог.

- подводят итог;

Подведение  итога совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельности)

Дидактическая задача: дать анализ и оценку  успешности  достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

-Молодцы, выполнили прекрасные работы – наш «Камин» украшен.

 

- оформляют   и украшают камин.

Рефлексия

Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения); усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Создание ситуации успеха:

У вас были затруднения в работе?

Все получают отметку «отлично».

Домашняя работа:

1.Принести альбом, белый лист бумаги формат А4, краски, кисти, салфетку, баночка под воду, клей карандаш.

Рефлексивные действия:

- оценивать свою готовность;

- обнаружить незнание;

- находят причины затруднения.

Регулятивные: самооценка

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Гигиенические требования

Соблюдение СанПиН (температурного режима, освещенность, соответствие классной мебели)

Выводы по уроку_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эксперт ___________________/                                      /, ________________/                                     /                                              Ознакомлен____________________/                                                /

Дата «28» январь 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по изо 5 класс "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Тест   по теме " Роль народных художественных промыслов в современной жизни"   .Использован материал из сборника: Изобразительное искусство 5-8 класс , автор О.В.Свиридова...

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....

Роль народных художественных промыслов в современной жизни 5 класс

Цели деятельности учителя: формировать у учащихся художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры; развивать художественно-творческую активность, способствовать овладению ...

Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...

Открытый урок "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Урок изобразительное искусства в 5 классеТема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)Дата проведения: 23 декабря 2019 года...