Технологическая карта урок 7 Народная праздничная одежда. 5 класс
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Светлана Петровна Белова

Тема раздела Древние корни народного искусства

Тема урока, номер урока  «Народная праздничная одежда»-  урок 7

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет Изобразительное искусство__

Класс    _5__

Тема раздела Древние корни народного искусства

Тема урока, номер урока  «Народная праздничная одежда»-  урок 7

Тип урока Комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа).

Цели деятельности учителя; Знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма.

Методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный, в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Средства обучения: Компьютер, медиапроектор, экран, презентация.

Оборудование и материалы:

- Презентация с изображением русского народного костюма (женский, мужской).

- Репродукции картин русских художников. 

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: давать определение изученных понятий, описывать элементы народного костюма при формировании основ русской культуры; приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: формирование  ответственного отношения к учебе, уважительное отношение к труду и культуре народа. Самоконтроль. Самоопределение.

Учебно – методический комплекс Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс Горяева Н.А., Островская О.В. 2015г. М. «Просвещение», Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Под ред. Неменского Б.М. 2012г. М.: «Просвещение».

Список информационных источников:

http://festival.1september.ru/articles/500619/

http://www.bandyvesti.ru/wp/read/istoriya-russkiy-narodniy-kostyum.php


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

1.Организацион-

ный момент. Психологический настрой на работу. (1 мин.)

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

 

Настрой  на продуктивную работу в ходе занятия.

- Добро пожаловать! Организует самоопределение учащихся к учебной деятельности

- Посмотрите на своё рабочее место. Оцените себя, готовы ли вы к уроку? (альбомы, цветные карандаши).

Настраиваются на рабочий лад и получение новых знаний.

Фронтальная работа

 Регулятивные: 

Определяют   проблему в уч.деят

Личностные: осознают свои интересы (элемент рисунка, его значение и основная задача).

2. Определение  темы и целей урока (2мин)

Проблемное изложение

- Итак, рассматривая репродукции художников - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Исходя из темы, сформулируем цели урока:

Познакомимся с …

с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма 

Она шила, красна девица,

Всё по плису и по бархату,

По узорной красной ленточке,

Она шила, красна девица,

Всё приданое немалое.       (Народная песня)

- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о русском костюме? (слайд 2)

Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока.

Личностные:

устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Метапредметные:

формулируют тему, цель, проблему урока;

определяют послед-сть действий

3.Изучение нового материала

(15 мин)

Частично-поисковый

- Нам, россиянам, русского костюма историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, о быте, нравах может рассказать. (слайд 3)

 « По одежке встречают…»

 Эта известная поговорка пришла из глубины столетий. Тогда нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д.

Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, о них мы сегодня и поговорим. (слайд 4)

- Национальные костюмы могут сказать очень многое о жизни, быте, нравах людей.  Именно поэтому столь важно изучение национальных одежд.  

Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах русской земли складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. (слайд 5,6)

-Рассмотрим праздничный женский костюм. Основой  женского костюма была рубаха. Надевала женщина нарядно украшенную рубаху в особо торжественных случаях, например на свадьбу. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но оберегала, защищала женщину.

Особенно тщательно украшали  ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи  и рубахи «сенокосицы». Рубаха была до пят и надевалась без сарафана (в Южных губерниях в костюме одевали  поневу домотканую клетчатую юбку из шерсти).

-В Северных и Центральных губерниях поверх рубахи носили сарафаны. Сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. На сарафан одевали короткую епанечку, а в холода- душегрею.

-Голову украшали головным убором – лентой,  повязкойкоруной. (слайд 7,8)

    Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку косоворотка. Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной, синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны - порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока. (слайд 9,10)

Костюм дополняли бусы, серьги, кольца.

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди — вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины — уборы в виде шапки, из бронзовых колец.
 (слайд 11,12,13)

- Колдовская сила русского костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. (слайд 14)

Активизируют познав-ную деятельность. Умеют самостоятельно контролиров-ть собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познават-ную.  

Фронтальная и индивидуальная, работа организуют учебное сотрудничество

Познавательные: находят решение поставленных учебных задач

Коммун-ные:

аргументировано оценивают работу товарищей.

4. Физкультминутка

(1 мин)

Снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд.

Разминка для общего состояния

Раз, два, три, четыре, пять подтянись и ты опять,

Вправо, влево повернись,  отдохнул? Теперь садись.

Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.

Совместное сотрудничество

Личностные: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни

5. Творческая, практическая деятельность

(18 мин)

Практический Контроль:

индивидуальный

выборочный

Задание.

- А сейчас  мы попробуем нарисовать русский народный костюм с элементами  народного искусства. Костюм может быть как  женским, так и мужским 

- Сначала выполни эскиз костюма, запечатлеть основные детали и лишь, затем выполнить рисунок в цвете.

- В конце украсьте костюм орнаментом.

Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи.

Выполнение творческой работы над эскизом. Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют

Фронтальная и индивидуальная работа

Предметные: умеют  применять знания на практике.

Познавательные: осознанно обосновывают свои действия. Регулятивные:

контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

6. Итоги урока, самооценка результатов.

Рефлексия.

 (2 мин)

Беседа в форме опрос – ответ. Выставка работ учащихся.

- Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и  старательны.

- Что нового и интересного узнали?

- Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?

- Молодцы! Спасибо вам за хорошую  продуктивную работу на уроке.

Отвечают на вопросы в форме диалога с учителем. Выражают свои эмоции. Достигают цели

Взаимодействие с учителем

Познавательные: делают вывод

Коммун-ные: излагают своё мнение в диалоге

7. Домашнее задание

(1 мин)

Информировать обучающихся о домашнем задании, проверить, как обучающиеся поняли содержание работы и способы её выполнения.

Предоставляет д/задание с использованием учебника и дополнительных источников информации.

-  Творческая работа: завершить эскиз русского праздничного костюма в цвете. уч.стр. 50-55.

Учащиеся записывают задание  в дневник,

с учётом индивид-ых возможностей

индивидуальная, работа

Регулятивные:

самоконтроль.

Личностные:

осознание личной значимости; осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"

Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Технологическая карта урока "Уход за одеждой"

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»Тема урока «Технологии ухода за одеждой»Урок изучения нового материала, формирования умений и навыков с опорой на социально - бытовой опыт.Цель урока:Познакомить...

Технологическая карта урока "Моделирование плечевой одежды", 6 класс

Технологическая карта урока по теме "Моделирование плечевой одежды"  составлена для УМК Н.В. Синица, В.Д. Симоненко в соотвествии с ФГОС второго покооления...

Технологическая карта урока. Раскрой плечевой одежды. 6 класс

Технологическая карта урока составлена по теме "Раскрой плечевой одежды" для 6 класса в соответсвии с УМК Н.В.Синица, В.Д Симоненко...

Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»

Стажировка. Музыка. Софья.  Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...