Технологическая карта урок 7 Народная праздничная одежда. 5 класс
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Тема раздела Древние корни народного искусства
Тема урока, номер урока «Народная праздничная одежда»- урок 7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_urok_7_narodnaya_prazdnichnaya_odezhda.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет Изобразительное искусство__
Класс _5__
Тема раздела Древние корни народного искусства
Тема урока, номер урока «Народная праздничная одежда»- урок 7
Тип урока Комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа).
Цели деятельности учителя; Знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма.
Методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный, в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Средства обучения: Компьютер, медиапроектор, экран, презентация.
Оборудование и материалы:
- Презентация с изображением русского народного костюма (женский, мужской).
- Репродукции картин русских художников.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: давать определение изученных понятий, описывать элементы народного костюма при формировании основ русской культуры; приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, уважительное отношение к труду и культуре народа. Самоконтроль. Самоопределение.
Учебно – методический комплекс Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс Горяева Н.А., Островская О.В. 2015г. М. «Просвещение», Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Под ред. Неменского Б.М. 2012г. М.: «Просвещение».
Список информационных источников:
http://festival.1september.ru/articles/500619/
http://www.bandyvesti.ru/wp/read/istoriya-russkiy-narodniy-kostyum.php
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия |
1.Организацион- ный момент. Психологический настрой на работу. (1 мин.) | Подготовка учащихся к изучению нового материала.
| Настрой на продуктивную работу в ходе занятия. - Добро пожаловать! Организует самоопределение учащихся к учебной деятельности - Посмотрите на своё рабочее место. Оцените себя, готовы ли вы к уроку? (альбомы, цветные карандаши). | Настраиваются на рабочий лад и получение новых знаний. | Фронтальная работа | Регулятивные: Определяют проблему в уч.деят Личностные: осознают свои интересы (элемент рисунка, его значение и основная задача). |
2. Определение темы и целей урока (2мин) | Проблемное изложение | - Итак, рассматривая репродукции художников - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Исходя из темы, сформулируем цели урока: Познакомимся с … с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма Она шила, красна девица, Всё по плису и по бархату, По узорной красной ленточке, Она шила, красна девица, Всё приданое немалое. (Народная песня) - Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о русском костюме? (слайд 2) | Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока. | Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Метапредметные: формулируют тему, цель, проблему урока; определяют послед-сть действий | |
3.Изучение нового материала (15 мин) | Частично-поисковый | - Нам, россиянам, русского костюма историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, о быте, нравах может рассказать. (слайд 3) « По одежке встречают…» Эта известная поговорка пришла из глубины столетий. Тогда нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, о них мы сегодня и поговорим. (слайд 4) - Национальные костюмы могут сказать очень многое о жизни, быте, нравах людей. Именно поэтому столь важно изучение национальных одежд. Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах русской земли складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. (слайд 5,6) -Рассмотрим праздничный женский костюм. Основой женского костюма была рубаха. Надевала женщина нарядно украшенную рубаху в особо торжественных случаях, например на свадьбу. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно украшали ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи «сенокосицы». Рубаха была до пят и надевалась без сарафана (в Южных губерниях в костюме одевали поневу домотканую клетчатую юбку из шерсти). -В Северных и Центральных губерниях поверх рубахи носили сарафаны. Сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. На сарафан одевали короткую епанечку, а в холода- душегрею. -Голову украшали головным убором – лентой, повязкой, коруной. (слайд 7,8) Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку косоворотка. Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной, синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны - порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока. (слайд 9,10) Костюм дополняли бусы, серьги, кольца. Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди — вот основные украшения и мужчин, и женщин. - Колдовская сила русского костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. (слайд 14) | Активизируют познав-ную деятельность. Умеют самостоятельно контролиров-ть собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познават-ную. | Фронтальная и индивидуальная, работа организуют учебное сотрудничество | Познавательные: находят решение поставленных учебных задач Коммун-ные: аргументировано оценивают работу товарищей. |
4. Физкультминутка (1 мин) | Снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд. | Разминка для общего состояния Раз, два, три, четыре, пять подтянись и ты опять, Вправо, влево повернись, отдохнул? Теперь садись. | Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. | Совместное сотрудничество | Личностные: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни |
5. Творческая, практическая деятельность (18 мин) | Практический Контроль: индивидуальный выборочный | Задание. - А сейчас мы попробуем нарисовать русский народный костюм с элементами народного искусства. Костюм может быть как женским, так и мужским - Сначала выполни эскиз костюма, запечатлеть основные детали и лишь, затем выполнить рисунок в цвете. - В конце украсьте костюм орнаментом. Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи. | Выполнение творческой работы над эскизом. Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют | Фронтальная и индивидуальная работа | Предметные: умеют применять знания на практике. Познавательные: осознанно обосновывают свои действия. Регулятивные: контроль, коррекция Личностные: самоопределение |
6. Итоги урока, самооценка результатов. Рефлексия. (2 мин) | Беседа в форме опрос – ответ. Выставка работ учащихся. | - Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. - Что нового и интересного узнали? - Какие существуют основные элементы в русском народном костюме? - Молодцы! Спасибо вам за хорошую продуктивную работу на уроке. | Отвечают на вопросы в форме диалога с учителем. Выражают свои эмоции. Достигают цели | Взаимодействие с учителем | Познавательные: делают вывод Коммун-ные: излагают своё мнение в диалоге |
7. Домашнее задание (1 мин) | Информировать обучающихся о домашнем задании, проверить, как обучающиеся поняли содержание работы и способы её выполнения. | Предоставляет д/задание с использованием учебника и дополнительных источников информации. - Творческая работа: завершить эскиз русского праздничного костюма в цвете. уч.стр. 50-55. | Учащиеся записывают задание в дневник, с учётом индивид-ых возможностей | индивидуальная, работа | Регулятивные: самоконтроль. Личностные: осознание личной значимости; осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"
Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема: «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)Цели: Образовательный аспект :·...
Технологическая карта урока "Уход за одеждой"
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»Тема урока «Технологии ухода за одеждой»Урок изучения нового материала, формирования умений и навыков с опорой на социально - бытовой опыт.Цель урока:Познакомить...
Технологическая карта урока "Моделирование плечевой одежды", 6 класс
Технологическая карта урока по теме "Моделирование плечевой одежды" составлена для УМК Н.В. Синица, В.Д. Симоненко в соотвествии с ФГОС второго покооления...
Технологическая карта урока. Раскрой плечевой одежды. 6 класс
Технологическая карта урока составлена по теме "Раскрой плечевой одежды" для 6 класса в соответсвии с УМК Н.В.Синица, В.Д Симоненко...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Устное народно е творчество. Малые жанры фольклора. Загадки"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе...
Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»
Стажировка. Музыка. Софья. Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...