рабочая программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_5-7_kl._savenkova_l.g._e.a._ermolinskaya.docx | 68.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база:
ФЗ-273 «Об образовании в РФ»
Государственные стандарты школьного образования.
Образовательная программа основного общего образования школы.
Интегрированная программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой.
Целью уроков изобразительного искусства является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах:
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами, техниками.
• овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Характерными признаками адаптированного обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
- Духовное возвышение ребенка.
- Действие, радость, увлечение школьника работой.
- Живое общение с искусством.
- Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
- Опора на региональный компонент в обучении.
- Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
- Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
- Раскрытие разных сторон жизни искусства.
- Активное творчество самих детей.
Общая характеристика учебного предмета
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Формы организации урочной и внеурочной работы:
- Уроки освоения систематических знаний:урок открытия нового знания,урок – наблюдение, урок – эксперимент, урок исследования объекта,урок работы с первоисточниками.
- Уроки самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний: урок – моделирования, поисково – исследовательский урок, урок – обобщение, метапредметный урок, межпредметный урок.
- Проблемные уроки: поисковый урок, урок постановки проблем и их решения.
- Уроки обучения в сотрудничестве:выполнение совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.
- Уроки освоения рефлексивных умений: урок – творческий отчет, урок контроля и оценки.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности:
- Работа на плоскости.
- Декоративно-прикладные виды деятельности.
- Работа в объёме.
- Художественно-творческое восприятие произведений искусства.
Взаимосвязь урока «Изобразительное искусство» осуществляется с внеурочной деятельностью и изостудией, где учащиеся закрепляют и пробуют полученные знания в практической деятельности.
ИКТ-технологии будут использоваться на всех этапах, как при подготовке урока, так и в его процессе: при объяснении, закреплении, повторении, систематизации. Преимуществами использования ИКТ является: индивидуализация обучения.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать
- выразительные особенности языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
- основные виды и жанры изобразительного искусства;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;
уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, светотень, перспектива, пространство, объем, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- использовать в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
- воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Восприятия оценки произведений искусства.
- Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Содержание учебного предмета
5 класс
Тема 1. Человек, природа, культура как единое целое
Деятельность учащегося:
Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления.
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).
Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами.
Тема 2.Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве
Деятельность учащегося:
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.
Создавать эскизы (образ здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.
Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве).
Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.
Тема 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции
Деятельность учащегося:
Знакомиться с греческими канонами изображения человека.
Передавать характерные позы и динамику фигуры.
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.
Тема 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре
Деятельность учащегося:
Уметь передавать в композиции характерные черты героев русских былин.
Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.
Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.
Уметь представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма.
Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.).
Тема 5. Народное декоративно-прикладное искусство
Деятельность учащегося:
Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона.
Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.
Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.
Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.
Содержание учебного предмета
6 класс
Тема 1. Мифология в народном творчестве
Деятельность учащегося:
Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи.
Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика).
Использовать в композиции знаки и символы.
Уметь объяснять символику изображения.
Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома.
Передавать образ фантастического зверя в природной среде.
Тема 2. Мир архитектуры
Деятельность учащегося:
Получить представление о храме как символической модели мироздания.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Передавать в форме и цвете характерные образы архитектуры.
Различать характер и особенности архитектурных сооружений.
Использовать правила композиции.
Выделять главный элемент в композиции цветом и формой.
Тема 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы
Деятельность учащегося:
Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов.
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.
Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.
Тема 4. Портрет в искусстве
Деятельность учащегося:
Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде.
Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох.
Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи. Применять знания о законах работы над портретом, изображением головы и фигуры человека.
Тема 5. Натюрморт
Деятельность учащегося:
Создавать декоративный натюрморт.
Активно применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине.
Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла.
Представлять натюрморт как один из важнейших жанров изобразительного искусства.
Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.
Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела.
Тема 6. Художественно-промышленное производство в культуре России
Деятельность учащегося:
Создавать композицию по мотивам литературных произведений.
Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.
Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла.
Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла.
Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.
Понимать и уметь представлять характерные особенности набивного промысла павловопосадских платков.
Тема 7. Книга как произведение искусства
Деятельность учащегося:
Получать представление о книге как о свёрнутом мироздании.
Знакомиться с элементами оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.
Создавать макет, иллюстрации.
Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания, плаката, журнала.
Различать шрифт по написанию, определять по нему исторический период.
Выполнять шрифтовую композицию.
Тема 8. Малые формы в графике
Деятельность учащегося:
Получить представление о книжном знаке — экслибрисе, его назначении.
Знать имена известных художников-графиков в данном виде изобразительного искусства. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию.
Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.
Содержание учебного предмета
7 класс
Тема 1. Природа в изобразительном искусстве
Деятельность учащегося:
Передавать конструктивные особенности природных объектов через рисование с натуры.
Владеть разными графическими материалами.
Выполнять объемную форму на основе наброска, зарисовки.
Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы.
Передавать позу и движения характерные для животного.
Передавать симметрию природной формы с помощью оси симметрии.
Учиться владеть штрихом в передаче тональности.
Тема 2. Природа и творчество
Деятельность учащегося:
Учиться выполнять зарисовки с природных объектов.
Передавать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта.
Придумывать оригинальные решения композиции.
Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты.
Создавать и защищать свой проект.
Тема 3. Художественное творчество и его истоки
Деятельность учащегося:
Выполнять несколько зарисовок, набросков одного предмета с разных сторон.
Уметь объяснять задуманный художественный образ.
Передавать настроение в работе.
Понимать, что в основе любого художественного проекта лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы.
Тема 4. Краткость и выразительность в искусстве
Деятельность учащегося:
Передавать в графическом произведении-иллюстрации-смысл самостоятельно созданного трехстишия и его эмоциональное звучание.
Работать в смешанной технике, подражая японским художникам.
Создавать композицию плаката с соблюдением всех правил изображения.
Тема 5. Искусство театра
Деятельность учащегося:
Создавать эскиз оформления сцены и задника.
Передавать в эскизе эмоционально-смысловое содержание литературного или музыкального произведения.
Передавать глубину пространства в плоскостном изображении.
Самостоятельно создавать эскиз театрального костюма.
Создавать эскиз театральной маски для персонажа сказки.
Передавать в маске характер героя, правильно распределять детали, соблюдая пропорции лица.
Работать в технике отрывной аппликации.
Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, событиям, памятным датам.
Создавать к празднику пригласительный билет, продумывая оригинальное рельефное или объемное конструктивное решение.
Тема 6. Композиция и ее роль в искусстве
Деятельность учащегося:
Создавать глубинно-пространственную композицию, работая в смешенной технике: с готовыми формами, бумагой, гуашью, акварелью.
Создавать в технике бумажной пластики объёмно-пространственную композицию.
Решать задачи композиции с помощью выразительных средств искусства: динамики, статики, симметрии, асимметрии, ритма.
Тема 7. Мироздание и искусство
Деятельность учащегося:
Передавать трёхмерное изображение пейзажа на плоскости.
Создавать графические композиции по мотивам работ художников.
Понимать и уметь объяснять кодовые цепочки древних мифов. Самостоятельно создавать кодовые цепочки. Передавать в разных кодах единство мира, сохраняя преемственность при переходе от одного образа к другому.
Понимать значение строительства вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др.
Пониматьвзаимосвязь жизни деревни и окружающей природы.
Находить черты сходства и различия в экстерьере и интерьере храмов, их убранстве.
Тема 8. История и искусство
Деятельность учащегося:
Передавать в иллюстрациях содержание художественного текста.
Создавать эскизы костюма. Отображать народное и традиционное в современном костюме. Соблюдать пропорции фигуры человека, соотношение размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта.
Создавать эскиз герба. Видеть, находить и уметь объяснять символы, использованные художниками в их произведениях.
Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности учащихся
5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Основные виды учебной деятельности | Сроки проведения |
Тема I | Человек, природа, культура как единое целое | Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата. Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами. | Сентябрь-Октябрь |
Тема 2 | Художествен-ные средства в архитектуре и изобразитель-ном искусстве | Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения. Создание эскизов (образа здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами. Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве). Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции. | Ноябрь-Декабрь |
Тема 3 | Путешествие в мир искусства Древней Греции | Познакомиться с греческими канонами изображения человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства. | Январь |
Тема 4 | Былинная Русь и следы язычества в русской культуре | Уметь передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения. Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине. Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.) | Февраль-Март |
Тема 5 | Народное декоративно-прикладное искусство | Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона. Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения. Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве. Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества. | Апрель-Май |
6класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Основные виды учебной деятельности учащихся | Сроки проведения |
Тема I | Мифология в народном творчестве | Создавать схему древа жизни (графика). Использовать в композиции знаки и символы. Уметь объяснять символику изображения. Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома. Передавать образ фантастического зверя в природной среде. | Сентябрь |
Тема 2 | Мир архитектуры | Передавать в форме и цвете характерные образы архитектуры. Использовать правила композиции. Выделять главный элемент в композиции цветом и формой. | Октябрь |
Тема 3 | Искусство в интерьере дворянской усадьбы | Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов. Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина. | Ноябрь |
Тема 4 | Портрет в искусстве | Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох. Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи. Применять знания о законах работы над портретом, изображением головы и фигуры человека. | Декабрь |
Тема 5 | Натюрморт | Создавать декоративный натюрморт. Активно применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла. Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра. Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Создавать самостоятельно натюрморт в ахроматических тонах. | Январь-Февраль |
Тема 6 | Художествен-но-промышленное производство в культуре Росси | Создавать композицию по мотивам литературных произведений. Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры. Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла. Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России. | Март |
Тема 7 | Книга как произведение искусства | Знать элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.Создавать макет, иллюстрации. Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания, плаката, журнала. Выполнять шрифтовую композицию. | Апрель |
Тема 8 | Малые формы в графике | Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое. Передавать в марке необходимые сведения: цену, год выпуска, страну, выпускающую марку, название архитектурного памятника. | Май |
7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Основные виды учебной деятельности учащихся | Сроки проведения |
Тема I | Природа в изобразитель-ном искусстве | Передавать конструктивные особенности природных объектов через рисование с натуры. Владеть разными графическими материалами. Выполнять объемную форму на основе наброска, зарисовки. Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы. Передавать позу и движения характерные для животного. Передавать симметрию природной формы с помощью оси симметрии. Учиться владеть штрихом в передаче тональности. | Сентябрь |
Тема 2 | Природа и творчество | Учиться выполнять зарисовки с природных объектов. Передавать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта. Придумывать оригинальные решения композиции. Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты. Создавать и защищать свой проект. | Октябрь-Ноябрь |
Тема 3 | Художествен-ное творчество и его истоки | Выполнять несколько зарисовок, набросков одного предмета с разных сторон. Уметь объяснять задуманный художественный образ. Передавать настроение в работе. Понимать, что в основе любого художественного проекта лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы. | Декабрь |
Тема 4 | Краткость и выразитель-ность в искусстве | Передавать в графическом произведении-иллюстрации-смысл самостоятельно созданного трехстишия и его эмоциональное звучание.Работать в смешанной технике, подражая японским художникам.Создавать композицию плаката с соблюдением всех правил изображения. | Январь |
Тема 5 | Искусство театра | Создавать эскиз оформления сцены. Передавать в эскизе эмоционально-смысловое содержание литературного или музыкального произведения. Передавать глубину пространства в плоскостном изображении.Самостоятельно создавать эскиз театрального костюма.Создавать эскиз театральной маски. Передавать в маске характер героя, правильно распределять детали, соблюдая пропорции лица. Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, событиям. Создавать к празднику пригласительный билет, продумывая оригинальное рельефное или объемное конструктивное решение. | Февраль |
Тема 6 | Композиция и ее роль в искусстве | Создавать глубинно-пространственную композицию, работая в смешенной технике: с готовыми формами, бумагой, гуашью, акварелью. Создавать в технике бумажной пластики объёмно-пространственную композицию. Решать задачи композиции с помощью выразительных средств искусства: динамики, статики, симметрии, асимметрии, ритма. | Март |
Тема 7 | Мироздание и искусство | Передавать трёхмерное изображение пейзажа на плоскости. Создавать графические композиции по мотивам работ художников. Понимать и уметь объяснять кодовые цепочки древних мифов. Самостоятельно создавать кодовые цепочки. Передавать в разных кодах единство мира, сохраняя преемственность при переходе от одного образа к другому.Понимать значение строительства вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др. Понимать взаимосвязь жизни деревни и окружающей природы. Находить черты сходства и различия в экстерьере и интерьере храмов, их убранстве. | Апрель |
Тема 8 | История и искусство | Передавать в иллюстрациях содержание художественного текста.Создавать эскизы костюма. Отображатьнародное и традиционное в современном костюме. Соблюдать пропорции фигуры человека, соотношение размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта. Создавать эскиз герба. Работать на плоскости и в рельефе. Видеть, находить и уметь объяснять символы, использованные художниками в их произведениях. | Май |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
Человек, природа, культура как единое целое
Учащийся научится:
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Учащийся получит возможность научиться:
Выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.
Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве
Учащийся научится:
Наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение.Передавать линию горизонта и перспективу улицы. Передавать воздушную перспективу в рисунке.
Учащийся получит возможность научиться:
Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.
Путешествие в мир искусства Древней Греции
Учащийся научится:
Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.
Учащийся получит возможность научиться:
Использовать древнегреческие каноны в изображении человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры.
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре
Учащийся научится:
Передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.
Учащийся получит возможность научиться:
Передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма.
Народное декоративно-прикладное искусство
Учащийся научится:
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.
6 класс
Мифология в народном творчестве
Учащийся научится:
Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи. Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика). Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома. Объяснять назначение каждого элемента, составляющего фасад крестьянского дома — избы.
Учащийся получит возможность научиться:
Выполнять наброски с натуры фигуры человека в статичной позе.
Мир архитектуры
Учащийся научится:
Представлению о храме как символической модели мироздания.
Учащийся получит возможность научиться:
Самостоятельно создавать проект храма в технике объёмно-пространственной композиции.
Искусство в интерьере дворянской усадьбы
Учащийся научится:
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.
Учащийся получит возможность научиться:
Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.
Портрет в искусстве
Учащийся научится:
Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох.
Учащийся получит возможность научиться:
Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи.
Натюрморт
Учащийся научится:
Создавать декоративный натюрморт. Применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела.
Художественно-промышленное производство в культуре России
Учащийся научится:
Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла. Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.
Книга как произведение искусства
Учащийся научится:
Понимать особенности и специфику искусства создания книги. Элементы оформления книги: форзац, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.
Учащийся получит возможность научиться:
Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания.
Малые формы в графике
Учащийся научится:
Умению создавать экслибрис для своей библиотеки. Плоскости. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников.
Учащийся получит возможность научиться:
Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.
7 класс
Природа в изобразительном искусстве
Учащийся научится:
Передавать конструктивные особенности природных объектов через рисование с натуры. Владеть разными графическими материалами. Передавать позу и движения характерные для животного. Передавать симметрию природной формы с помощью оси симметрии. Владеть штрихом в передаче тональности.
Учащийся получит возможность научиться:
Выполнять объемную форму на основе наброска, зарисовки. Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы.
Природа и творчество
Учащийся научится:
Выполнять зарисовки с природных объектов. Передавать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта. Создавать и защищать свой проект.
Учащийся получит возможность научиться:
Придумывать оригинальные решения композиции. Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты.
Художественное творчество и его истоки
Учащийся научится:
Выполнять несколько зарисовок, набросков одного предмета с разных сторон. Объяснять задуманный художественный образ. Передавать настроение в работе.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать пространственную объёмную или полуобъёмную композицию на основе каркаса из проволоки.
Краткость и выразительность в искусстве
Учащийся научится:
Выполнять работы в технике коллажа.Самостоятельно отбирать элементы изображения, в том числе буквы как часть композиции.Передавать в графическом произведении-иллюстрации-смысл самостоятельно созданного трехстишия и его эмоциональное звучание.
Учащийся получит возможность научиться:
Работать в смешанной технике, подражая японским художникам.Создавать композицию плаката с соблюдением всех правил изображения.
Искусство театра
Учащийся научится:
Передавать в эскизе эмоционально-смысловое содержание литературного или музыкального произведения. Передавать глубину пространства в плоскостном изображении.Передавать в маске характер героя, правильно распределять детали, соблюдая пропорции лица.Работать в технике отрывной аппликации. Продумывать оригинальное рельефное или объемное конструктивное решение.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать эскиз оформления сцены. Создавать эскиз театральной маски.Самостоятельно создавать эскиз театрального костюма.Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, событиям. Создавать к празднику пригласительный билет.
Композиция и её роль в искусстве
Учащийся научится:
Работать в смешенной технике: с готовыми формами, бумагой, гуашью, акварелью.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать глубинно-пространственную композицию. Создавать в технике бумажной пластики объёмно-пространственную композицию.
Мироздание и искусство
Учащийся научится:
Объяснять кодовые цепочки древних мифов. Передавать трёхмерное изображение пейзажа на плоскости. Создавать графические композиции по мотивам работ художников.Самостоятельно создавать кодовые цепочки.
Учащийся получит возможность научиться:
Понимать значение строительства вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др. Пониматьвзаимосвязь жизни деревни и окружающей природы.Находить черты сходства и различия в экстерьере и интерьере храмов, их убранстве.
История и искусство
Учащийся научится:
Передавать в иллюстрациях содержание художественного текста.Создавать эскизы костюма. Отображатьнародное и традиционное в современном костюме. Соблюдать пропорции фигуры человека, соотношение размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать эскиз герба. Работать на плоскости и в рельефе.
Видеть, находить и уметь объяснять символы, использованные художниками в их произведениях.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова;Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5, 6, 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2012.-208с.:ил.
Для учителя:
- Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8 (9)классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М.: «Вентана-Граф», 2013. – 200с.
Материально-техническое обеспечение
- Доска
- Проектор
- Компьютер
- Диски с репродукциями картин
- Диски с видеофильмами
- Комплекты демонстрационных таблиц по изобразительному искусству
- Альбомы по искусству
- Художественные материалы и инструменты
- Натурный и натюрмортный фонд изобразительного искусства (муляжи, макеты, гербарии, изделия декоративно-прикладного искусства, предметы быта, гипсовые геометрические тела)
- Комплект словарей и энциклопедий по искусству
- Наглядные пособия
- Репродукции картин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное обучение.Рабочая программа по изобразительному искусству (8 вид) 6 класс
Настоящая программа по изобразительному искусству для VIкласса создана на основе Программы специальных( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для 5-9 кл...
Рабочая программа по Изобразительному искусству . "Школа России". 4 класс.
Планирование по ИЗО на основе авторской программы Неменского Б.М....
рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8х классов
подробная рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменскому для 5-8х классов...
Рабочая программа По «Изобразительному искусству» для 1 - 7 класса
Содержит развёрнутое тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского
Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента Республики Марий Эл. адаптирована для проведения уроков в сельской школе....
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов по программе Б.М.Неменского.
5 класс – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 35 часов Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневн...