Рабочая программа по Изобразительному искусству . "Школа России". 4 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Планирование по ИЗО на основе авторской программы Неменского Б.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izob.is-vo.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство для 4 класса учителя Коноваловой А.В. создана на основе УМК «Школа России», авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011.
На изучение предмета Изобразительное искусство отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа (34 учебных недели).
Авторская программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа – на 34 часа. В авторскую программу внесены изменения: раздел «Истоки искусства твоего народа» уменьшен на 2 часа, поскольку темы повторяются в разделе «Древние города твоей земли»; раздел «Каждый народ – художник» уменьшен на 3 часа, так как объем материала достаточно небольшой; эти 5 часов идут для увеличения часов в изучении более сложной и значимой темы «Искусство объединяет народы» и для итогового повторения.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями,
- развитие интереса к внутреннему миру человека, осознания своих внутренних переживаний.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются ИКТ, коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
Содержание учебного предмета.
Содержание курса
№ | Тема раздела | Содержание | Кол-во часов |
1 | Истоки искусства твоего народа. | Знакомство с истоками родного искусства, знакомство со своей Родиной. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. | 6 |
2 | Древние города твоей земли. | Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Древнерусский каменный храм. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов – Новгород, Псков, Суздаль, Владимир… Памятники древнего зодчества Москвы. Соответствие одежды человека и его предметной среды. | 7 |
3 | Каждый народ - художник | Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы в особой манере понимать явления жизни. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Формирование эстетического отношения к другим художественным культурам, понимания единства культуры человечества. | 8 |
4 | Искусство объединяет народы. | Формирование представлений о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям. | 10 |
5 | Повторение. Резерв. | 3 |
III.Календарно-тематическое планирование.
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | |
Плановые сроки прохождения (неделя) | Скорректи-рованные сроки прохождения | |||
1. | Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. | 1 | 1 | |
2. | Образ традиционного русского дома (избы). | 1 | 2 | |
3. | Украшения деревянных построек и их значение. | 1 | 3 | |
4. | Деревня – деревянный мир. | 1 | 4 | |
5. | Образ русского человека (женский образ, мужской образ). | 1 | 5 | |
6. | Народные праздники | 1 | 6 | |
7. | Древнерусский город-крепость. | 1 | 7 | |
8. | Древние соборы – святыни города. | 1 | 8 | |
9. | Жители древнерусского города. | 1 | 9 | |
10. | Древнерусские воины-защитники. | 1 | 10 | |
11. | Древние города Русской земли – Москва, Новгород, Псков, Владимир… | 1 | 11 | |
12. | Образы теремной архитектуры. | 1 | 12 | |
13. | Праздничный пир в теремных палатах. | 1 | 13 | |
14. | Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 | 14 | |
15. | Древнегреческие праздники. | 1 | 15 | |
16. | Образ художественной культуры Японии. | 1 | 16 | |
17. | Праздник цветения сакуры. | 1 | 17 | |
18. | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | 1 | 18 | |
19 | Праздник цехов ремесленников на городской площади. | 1 | 19 | |
20 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | 20 | |
21 | «Каждый народ – художник». Выставка детских работ. | 1 | 21 | |
22, 23 | Все народы воспевают материнство | 2 | 22 23 | |
24, 25 | Все народы воспевают мудрость старости. | 2 | 24 25 | |
26 | Сопереживание – великая тема искусства. | 1 | 26 | |
27. | Драматический сюжет | 1 | 27 | |
28, 29 | Героическая тема в искусстве разных народов. | 2 | 28 29 | |
30. | Тема детства, юности в искусстве | 1 | 30 | |
31. | Искусство народов мира (обобщение темы). Итоговая выставка работ. | 1 | 31 | |
32-34 | Повторение. Резерв. | 3 | 32-34 |
IV. Требования к результатам обучения учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки для оканчивающих начальную школу:
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России;
• ведущие художественные музеи России.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
В конце 4 класса учащиеся должны:
• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.
V. Материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса.
1.Учебные издания под редакцией Б.М. Неменского:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
2. Методическая литература:
Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителей. 1-4 классы.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы.
3. Материально-техническое обеспечение:
- учебно-наглядные пособия,
- альбомы по искусству,
- портреты русских и зарубежных художников,
- мультимедийные программы, электронные учебники,
- телевизор, компьютер, проектор, экран,
- DVD фильмы,
- классная доска с комплектом приспособлений для крепления,
- магнитная доска.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
ШМО учителей начальных классов
От 03.09.2012
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР Канту Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина
Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского
Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс школа VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогиче...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса коррекционной общеобразовательной школы 8 вида по учебнику Рау М.Ю.
Рабочая программа составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...