Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-7_klass.docx | 68.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы.
М «Просвещение» 2011 год.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении), информатикой (компьютерная графика).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на «Изобразительное искусство» в V-VII классах предусматривает по 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели художественного образования:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представления о системе взаимодействия искусства с жизнью
- Развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний
- Научить выражать в творческих работах свое отношение к действительности, свои мысли, чувства, переживания
- Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- о роли пространственных искусств в жизни человека и общества;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко – культурном пространстве;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
- о видах пространственных искусств и деления их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная, конструктивная, декоративно – прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
- о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
- о конструктивных искусствах ка средстве организации окружающей нас среды жизни;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно – прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
Учащиеся должны уметь:
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ;
- работать цветом и тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно – образный язык пластических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относится к собственной деятельности в различных видах пространственных искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира
( натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. В отличие от начальной школы, где изучается всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусств. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Основы художественного мышления и знаний
Единство восприятия и созидания в каждом тематическом блоке.
5 класс. Связи декоративной группы искусств с жизнью
6 -7классы. Связи изобразительной группы искусств с жизнью
Формой проведения занятий по программе является урок. Темы и задания уроков предполагают создание игровых ситуаций, уроков – диспутов, уроков – путешествий, уроков – викторин, уроков – праздников .
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V класс.
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.
Древние корни народного искусства 8 часов
Связь времен в народном искусстве 7 часов
Декор – человек, общество, время. 11 часов
Декоративное искусство в современном мире 8 часов
Первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Язык крестьянского прикладного искусства – условно-символический. Форма и цвет выступают в роли знака, символизирующего определенную идею. Общность народных художественных промыслов и их различие. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Грамотное использование в своей жизни предметов декоративного искусства. Современное выставочное декоративно-прикладное искусство и создание индивидуальной или коллективной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
5 класс. Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля | ||
всего | лек. | практ. | ||
Древние корни народного искусства | 8 | |||
Древние образы в народном искусстве | 1 | |||
Декор русской избы | 1 | |||
Внутренний мир русской избы | 1 | |||
Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | |||
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | |||
Народный праздничный костюм (женский) | 1 | |||
Народный праздничный костюм (мужской) | 1 | |||
Народные праздничные обряды (обобщение) | 1 | кол. раб. | ||
Связь времен в народном искусстве | 7 | |||
Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | |||
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | 1 | ||
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | |||
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | 1 | ||
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | |||
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | |||
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1 | викторина. | ||
Декор – человек, общество, время. | 11 | |||
Зачем людям украшения | 1 | |||
Декор и положение человека в обществе Путешествие по Древнему Египту. Украшения. | 3 | 1 | ||
Путешествие по Древнему Египту. Одежда. | 1 | |||
Путешествие по Древнему Египту. Алебастровые вазы. | 1 | |||
Одежда говорит о человеке. Декоративное искусство Древнего Китая. | 3 | 1 | ||
Одежда говорит о человеке. Декоративное искусство Западной Европы XIIв. | 1 | |||
Одежда говорит о человеке. Декоративное искусство Западной Европы XIIв. | 1 | |||
О чем рассказывают гербы и эмблемы. | 3 | 1 | ||
О чем рассказывают гербы и эмблемы. | 1 | |||
Символика России, Кузбасса, города Кемерово. | 1 | |||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 1 | викторина. | ||
Декоративное искусство в современном мире | 8 | |||
Современное выставочное искусство. | 1 | |||
Разработка эскиза витража | 2 | 1 | ||
Цветовое решение эскиза | 1 | |||
Берестяных дел мастера. Начало работы. | 2 | 1 | ||
Берестяных дел мастера. Завершение работы. | 1 | |||
Мозаика | 2 | 1 | ||
Мозаика | 1 | |||
Обобщающий урок года. | 1 | выставка | ||
Итого за год | 34 |
VIкласс.
Изобразительное искусство в жизни человека.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8 часов.
Мир наших вещей. Натюрморт. 7 часов.
Вглядываясь в человека. Портрет. 11 часов.
Человек и пространство в изобразительном искусстве 8 часов.
В VI классе формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему. При изучении языка изобразительного искусства неизбежно сталкиваешься с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этим учащиеся овладевают через собственное художественное творчество. В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
6 класс. Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля | ||
всего | лек. | прак. | ||
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. | 8 | |||
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 | |||
Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 | |||
Линия и её выразительные возможности. | 1 | |||
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 1 | |||
Цвет. Основы цветоведения. | 1 | |||
Цвет в произведениях живописи. | 1 | |||
Объёмные изображения в скульптуре. | 1 | |||
Основы языка изображения. Обобщение темы. | тест | |||
Мир наших вещей. Натюрморт. | 7 | |||
Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | |||
Изображение предметного мира –натюрморт. | 1 | |||
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | |||
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | 1 | |||
Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. | 1 | |||
Цвет в натюрморте | 1 | |||
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) | 1 | творч. работа | ||
Вглядываясь в человека. Портрет. | 11 | |||
Образ человека – главная тема искусства. | 1 | |||
Конструкция головы человека и её пропорции. | 1 | |||
Изображение головы человека в пространстве. | 1 | |||
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | 1 | |||
Портрет в скульптуре. | 1 | |||
Сатирические образы человека. | 1 | |||
Образные возможности освещения в портрете. | 1 | |||
Портрет в живописи. | 3 | 1 | ||
Роль цвета в портрете. | 1 | |||
Роль цвета в портрете. | 1 | |||
Великие портретисты (обобщение темы) | 1 | выставка | ||
Человек и пространство в изобразительном искусстве | 8 | |||
Жанры в изобразительном искусстве | 1 | |||
Изображение пространства | 1 | |||
Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | |||
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | 1 | |||
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | 1 | |||
Пейзаж – настроение. Природа и художник | 1 | |||
Городской пейзаж. | 1 | |||
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщающий урок. | 1 | викторина | ||
Итого за год | 34 |
VII класс.
Изобразительное искусство в жизни человека
Изображение фигуры человека и образ человека. 8 часов
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов 7 часов
Великие темы жизни. 11 часов
Реальность жизни и художественный образ . 8 часов
Образ человека в центре искусства. Представление о красоте человека, о наиболее существенном в его облике в истории искусства. Первичные навыки изображения фигуры с передачей движения. Работа во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись.
Бытовой и исторический жанр в изобразительном искусстве. Задания, направленные на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование композиционного мышления. Сюжет, тема и содержание в произведениях живописи. Композиция с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни, своего города. История и уклад жизни родного народа
Монументальная и станковая живопись. О великих русских живописцах XIX столетия. Библейские темы живописных полотен Западной Европы и в русском искусстве. Множественность направлений и языков изображений в искусстве XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
Обобщения материала в форме беседы, дискуссий, в создании презентаций или индивидуальных и коллективных проектов. Иллюстрация как форма взаимосвязи слов с изображением.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.
Учащиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
7 класс. Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля | ||
всего | лек. | практ. | ||
Изображение фигуры человека и образ человека | 8 | |||
Изображение фигуры человека в истории искусства. | 1 | |||
Пропорции и строение фигуры человека. Зарисовка схемы фигуры человека. | 1 | |||
Пропорции и строение фигуры человека. Схемы движения человека. | 1 | |||
Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. | 1 | |||
Набросок фигуры человека с натуры | 1 | |||
Тематическая композиция «Дискотека» | 2 | 1 | творч. работа | |
Тематическая композиция «Дискотека» | 1 | |||
Понимание красоты человека в европейском искусстве. | 1 | тест | ||
Поэзия повседневности | 7 | |||
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | |||
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | 1 | |||
Сюжет и содержание в картине. | 1 | |||
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 1 | |||
Жизнь в моём городе в прошлых веках. (историческая тема в бытовом жанре) | 1 | |||
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. (тема праздника в бытовом жанре) | 2 | 1 | ||
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Обобщение темы. | 1 | кол. творч. работа | ||
Великие темы жизни | 11 | |||
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 1 | |||
Тематическая картина в русском искусстве XIX века. | 5 | 1 | ||
Процесс работы над тематической картиной. Зарисовки костюмов и архитектурной среды к творческой работе. | 1 | |||
Процесс работы над тематической картиной. Поисковые эскизы. | 1 | |||
Процесс работы над тематической картиной. Исполнение композиции. | 1 | |||
Процесс работы над тематической картиной. Живописное исполнение. | 1 | |||
Библейские темы в изобразительном искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков | 3 | 1 | ||
Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве | 1 | творч. работа | ||
Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве | 1 | |||
Монументальная скульптура и образ истории народа. | 1 | |||
Место и роль картины в искусстве XX века. | 1 | презентация | ||
Реальность жизни и художественный образ | 8 | |||
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. (поисковая работа, эскиз) | 2 | 1 | ||
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.(окончание работы) | 1 | |||
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 | |||
Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | |||
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. | 1 | |||
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 1 | |||
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 1 | письменный анализ произв. | ||
Обобщающий урок года | 1 | тест | ||
Итого за год | 34 |
Перечень ключевых слов
5 класс
Древние корни народного искусства
Образ, фронтон, причелина, наличники, лобовая доска, красный угол, ткацкий стан, ковш- скопкарь, ковш- конюх, ковш- черпак, ендова, вальки, рубель, прялка, рубаха, сарафан, понёва, свадебный костюм, головной убор.
Связь времен в народном искусстве
Филимоновская игрушка, каргопольская игрушка, дымковские игрушки, розан, купавка, замалёвок, оживка, приписок, узор – кудрина, тенёжка, бликовка, уборка, просечной и тесненой берестой.
Декор – человек, общество, время.
Знаки – обереги, жюстокор, дублет, геральдика, геральд.
Декоративное искусство в современном мире
Керамика, майолика, художественное стекло, ковка, литьё, гобелен, батик,эскиз.
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
Пластические и пространственные виды искусства, силуэт, тон, тональная шкала, композиция, ритм пятен, насыщенность цвета, светлота, локальный цвет, колорит, гармония цвета.
Мир наших вещей. Натюрморт.
Форма, перспектива, ракурс, свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Пропорции, симметрия, карикатура, дружеский шарж.
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
Точка зрения.
7 класс.
Поэзия повседневности.
Жанры в искусстве, сюжет, содержание.
Великие темы жизни.
Живопись монументальная и станковая, фрески, художественный образ, импрессионизм, постимпрессионизм, передвижники.
Список литературы
Тематический план ориентирован на использование учебной литературы для учащихся:
-Горяева Н.А. , Островская О.В.. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса./-М.: Просвещение, 2010.- 175с.
-Неменская Л.А.. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник для 6 класса./-М.: Просвещение,2010.
-Питерских А.С., Гуров Г.Е.. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов./ -М.: Просвещение, 2010.
- Сокольникова Н. М.. Краткий словарь художественных терминов. / Н.М. Сокольникова – Обнинск: Титул, 1998.
-Сокольникова Н. М. .Основы рисунка. Ч. 1. /Н.М. Сокольникова.– Обнинск: Титул, 1998;
-Сокольникова Н. М.. Основы композиции. Ч. 2/ Н.М. Сокольникова– Обнинск: Титул, 1998;
-Сокольникова Н. М.. Основы живописи. Ч. 3. / Н.М. Сокольникова – Обнинск: Титул, 1998;
дополнительных пособий для учителя:
-Горяева Н.А. изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Методическое пособие. 5 класс. ./ М,: Просвещение, 2010.
-Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Методическое пособие. 7-8 класс./ М,: Просвещение, 2010.
-История искусства зарубежных стран. – Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М.: Искусство, 1964. – 672 с.: ил.
-Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
-Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. – М., 1988. – Т.2.
-Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. – М., 1983.
-Некрасова М.А. народное искусство как часть культуры. – М., 1983.
-Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
-Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
-Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. – М., 1982.
-Соколов А.В., Проверка знаний по изобразительному искусству. «Посмотри, подумай и ответь» / М.: «Просвещение» 1991 г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования По Английскому языку Составлена на основе авторской программы Суворова Ж.А., Мильруд Р.П.: Английский язык. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. "Звездный английский".
Предлагаемый курс отвечает требованиям европейских стандартов (Common European Framework – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся ста...
Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 5 классах на основе авторской программы Б.М. Неменского,
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способам...
Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 6 классах на основе авторской программы Б.М. Неменского,
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающ...
Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 7 классах на основе авторской программы Б.М. Неменского,
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей ра...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...