Коррекционное обучение.Рабочая программа по изобразительному искусству (8 вид) 6 класс
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме
Настоящая программа по изобразительному искусству для VIкласса создана на основе Программы специальных
( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для 5-9 классов, допущенной Министерством образования Российской Федерации, в которой конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно-отсталых детей в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений , на коррекцию личности в целом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo-6.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крыловская основная общеобразовательная школа
Согласовано с педсоветом «Утверждаю»
Протокол №1 от 30.08.11 г. Директор школы: /Бережная О.В./
Приказ №75 от 31.08.11г
Рабочая программа
по изобразительному искусству
в 6 классе (8 вид)
Составитель рабочей программы: Клименко Л.В. –
учитель 1 квалификационной категории
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по изобразительному искусству для VI класса создана на основе Программы специальных
( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, допущенной Министерством образования Российской Федерации, в которой конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно-отсталых детей в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений , на коррекцию личности в целом.
Структура документа
Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в основных требованиях к знаниям и умениям учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: уметь – перечень конкретных умений и навыков практической деятельности.
Задачи обучения
Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:
- Коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систем систематического и целенаправленного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. умении находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- Развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка. навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности;
- развитие у учащихся эстетических чувств, умение видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию;
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы беседы об изобразительном искусстве.
Тематика занятий на уроках изобразительного искусства
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы. Чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор. Позволяющий составлять из кубиков. Брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т.п.)
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение ( обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно-отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 5-7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты (когда это возможно), а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащегося с моделями и макетами.
Беседы об изобразительном искусстве. В 5-7 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание необходимо уделять выработке умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные средства художественной выразительности.
Программа 6 класса рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе
№ урока | Дата проведения |
Тема урока | Материалы и средства | |
По плану | Фак- тически | |||
1 четверть | ||||
1 | 02.09 | Беседа на тему»Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки- глина, дерево) | Примеры декоративного искусства разных эпох. | |
2 | 09.09 | Составление сетчатого узора для детской ткани | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
3 4 | 16.09 | Рисование натюрморта из фруктов- яблоко и груша | Карандаш, гуашь, акварель, бумага | |
5 6 | 23.09 30.09 | Рисование натюрморта из овощей- морковь, лук,огурец | Карандаш, гуашь, акварель, бумага | |
7 | 07.10 | Декоративное рисование- составление симметрического узора | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
8 | 14.10 | Декоративное рисование- эскиз значка «За хорошую учебу» | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
9 | 21.10 | Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В.Фирсова «Юный живописец», В.Серова «Девочка с персиками», П.Кончаловского «Сирень». | Репродукции картин В.Фирсова «Юный живописец», В.Серова «Девочка с персиками», П.Кончаловского «Сирень». | |
2 четверть | ||||
10(1) | 28.10 | Рисование с натуры любимой игрушки | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
11(2) | 11.11 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
12(3) 13(4) | 18.11 25.11 | Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько строящихся многоэтажных домов, подъемный кран, стрелакоторого несет панель, машина везет плиты, экскаватор роет траншею, бульдозер засыпает яму и т.п.) | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага Репродукции картин с изображением стройки | |
14(5) | 02.12 | Беседа об изобразительном искусстве:» Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э.Фальконе «Медный всадник», Ф.Фивейский «Сильнее смерти», Вучетич»Статуя воина-освободителя» в Тептов-парке в Берлине) | Репродукции картин с изображением скульптур Э.Фальконе «Медный всадник», Ф.Фивейский «Сильнее смерти», Вучетич»Статуя воина-освободителя» в Тептов-парке в Берлине) | |
15(6) 16(7) | 09.12 16.12 | Рисование новогодней открытки (элементы оформления- снежинки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки ит.п.) | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
17(8) | 23.12 | Изготовление новогодних карнавальных масок | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага. ножницы, клей | |
3 четверть | ||||
18(1) 19(2) | 13.01 20.01 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированная кастрюля и кружка) | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
20(3) | 27.01 | Рисование на тему «прошлое нашей Родины в произведениях живописи» ( А.Бубнов «Утро на Куликовом поле», В.Васнецов «Богатыри», В.Суриков»Переход Суворова через Альпы») | Репродукции картин великих художников А.Бубнов «Утро на Куликовом поле», В.Васнецов «Богатыри», В.Суриков»Переход Суворова через Альпы») | |
21(4) | 03.02 | Рисование с натуры кофейника- объемного предмета кононической формы . | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
22(5) 23(6) | 10.02 17.02 | Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной ) формы и его декоративное оформление- ваза для цветов. | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
24(7) | 24.02 | Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной ) формы и его декоративное оформление- подсвечник со свечой. | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
25(8) | 02.03 | Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова- Артамонов Андрей) | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
26(9) 27(10) | 09.03 16.03 | Иллюстрирование отрывка из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина ( «пушки с пристани палят, кораблю пристать велят» или «Белка песенки поет. да орешки все грызет») | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
4 четверть | ||||
28(1) | 23.03 | Рисование по памяти по представлению ( домашнее животное-кот, собака, корова, лошадь ит.п.) | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
29(2) 30(3) | 06.04 13.04 | Рисование с натуры птиц ( чучело скворца, грача, вороны, чайки. галки- по выбору) | Чучела птиц | |
31(4) | 20.04 | Рисование на тему «Птицы- наши друзья»( примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце. Деревья с распустившимися листочками, в голубом небе парят птицы, на переднем плане- скворечник. На ветке сидит скворец. Надпись: «Птицы- наши друзья» ( в рисунке преобладают краски наступившей весны- голубой, светло-зеленый, желтый. Коричневый) | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
32(5) | 27.04 | Рисование предмета шаровидной формы- глобуса | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
33(6) | 04.05 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков | В.Корецкий «Воин красной армии, спаси!», Д.Шмаринов»НЕ забудем, не простим»,Ф.Богородский «Слава павшим героям», Кукрыниксы «Конец» | |
34(7) | 11.05 | Декоративное оформление почтового конверта | Образцы декоративного искусства Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага | |
35(8) | 18.05 | Рисование предмета шаровидной формы- кукла- неваляшка. | Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина
Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского
Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» для 7 класса на основе программы Б.М.Неменского (М., Просвещение, 2011 г.)
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа составлена с учётом статуса учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...