Рабочая программа По «Изобразительному искусству» для 1 - 7 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Суздальского района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Порецкая средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол № ____
от _________20____ года
Директор МКОУ «Порецкая СОШ»
_______________________________
ФИО директора
Рабочая программа
По «Изобразительному искусству»
для 1 - 7 класса
уровень: общеобразовательный
Учитель : Беречинов Сергей Левонтиевич
реализующий программу под редакцией Б.М.Неменското по «Изобразительному
искусству и художественному труду»
Квалификационная категория: вторая
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы
по «Изобразительному искусству»
для общеобразовательных школ
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования (2010 г.). Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, способом адаптации материалов примерной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» к потенциалу общеобразовательного учреждения «Порецкая средняя общеобразовательная школа». Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а также определяет конкретные виды художественно-творческой деятельности учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Учебно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство», раскрывающее основное направление тем всего года;
Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
Календарно-тематическое планирование, указывающее на элементы содержания программы, контрольно-оценочную деятельность, требования к уровню достижений знаний, умений и навыков, средства обучения (Интернет-ресурсы, м./медиа);
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана на основе учебной программы основного образования, утвержденной Министерством образования РФ, авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» (Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.), имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации», в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования.
В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю) и 34 часа во 2-4 классах (1 час в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом II поколения формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций.
Принципы отбор основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; особенности к познанию мира через чувства и эмоции.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Цель курса:
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Отличительная особенность данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе четыре блока: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусств», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они все в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по блокам предмета изобразительное искусство
1 блок. «Виды художественной деятельности»
Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность (живопись, рисунок, скульптура)
2. Декоративно- прикладное искусство (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий)
3. Художественное конструирование и дизайн (бумагопластика, лепка, архитектура)
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства -сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие и художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
2 блок. «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
3 блок. «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.)
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
4 блок. «Опыт художественно-творческой деятельности»
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
• сформируются основы духовно нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
• появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
•будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
•овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно - прикладном искусстве;
• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и
явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно творческой деятельности;
• научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ средств;
•получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно- творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
•воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
•высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно творческой деятельности;
•передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
•моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
•выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности;
•выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
•передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
•видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
•понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
•изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
•изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Календарно – тематическое планирование 1 класс.
№ | Тема урока | Цель урока | Предполагаемый результат | Краеведческий модуль | Термины | Примечания | Дата план | Дата факт |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения. | |||||||
1 | Введение в предмет | Познакомить с предметом «Изобразительное искусство» | Выполнить рисунок на свободную тему. | Владимирские художники | Альбом, карандаш | 5.09 7.09 | ||
2 | Изображения всюду вокруг нас | Познакомить учащихся с различными видами художественной деятельности. | Выполнить рисунок на свободную тему. | Владимирские художники | Альбом, карандаш | 12.09 14.09 | ||
3 | Мастер изображения учит видеть | Развивать наблюдательность у учащихся. Уметь замечать необычное в окружающем мире. | Выполнить рисунок на свободную тему. | Владимирские художники | 19.09 21.09 | |||
4 | Изображать можно пятном | Познакомить с особенностями выполнения изображений с применением цветовых пятен. | Изобразить несколько животных используя красочное пятно. | Владимирские художники | Альбом, карандаш, краски | 26.09 28.09 | ||
5 | Изображать можно линией | Познакомить учащихся с приёмами выполнения изображений с использованием линии, штриха. | Сделать линейный рисунок пейзажа или животных. | Владимирские художники-графики | Графика, фломастер, карандаш | 3.10 5.10 | ||
6 | Разноцветные краски | Знакомство с многообразием цвета в окружающем мире. Знакомство с разноцветными красками: акварель, гуашь, пастель, темпера и т. д. | Выполнить рисунок на свободную тему. | Владимирские художники | Акварель, гуашь . пастель | 10.10 12.10 | ||
7 | Изображать можно и то что невидимо | Познакомить учащихся с особенностями изображения мира чувств. Развивать творческую фантазию. | Выполнить рисунок на свободную тему. | Владимирские художники | Акварель, гуашь . пастель | 17.10 19.10 | ||
8 | Художник и зрители | Формировать навыки восприятия художественных произведений. | Знать различные жанры изобразительного искусства. | Художественные музеи области | Портрет, пейзаж, натюрморт | 24.10 26.10 | ||
9 | Мир полон украшений | Развивать художественный вкус, эстетическое и творческое воображение. | Знать различные виды художественной деятельности. Сделать рисунок на свободную тему. | Народные промыслы округа и области | 31.10 2.11 | |||
10 | Красоту надо уметь замечать | Развивать наблюдательность, способность учащихся видеть необычное в окружающем мире. | Сделать эскиз сказочного пейзажа. | Акварель, гуашь . пастель | 12.11 9.11 | |||
11 | Узоры на крыльях | Познакомить с многообразием красок и форм в мире бабочек (насекомых).Развивать творческое воображение. | Выполнить рисунки бабочек с разноцветными узорами на крыльях. | Насекомые Владимирской области. | Акварель, гуашь . пастель | 19.11 16.11 | ||
2. | Знакомство с Мастером Украшения. | |||||||
12 | Красивые рыбы | Познакомить с многообразием форм и цвета в подводном мире. Развивать творческое мышление и фантазию. | Выполнить рисунок аквариума с разноцветными рыбками и другими обитателями подводного мира. | Рыбы Владимирской области. | Узор, орнамент | 26.11 23.11 | ||
13 | Украшение птиц | Познакомить с многообразием форм и цвета в мире птиц. Развивать творческое мышление и фантазию. | Выполнить эскиз сказочной птицы. | Птицы Владимирской области | Узор, орнамент | 3.12 30.11 | ||
14 | Узоры которые создали люди | Познакомить учащихся с особенностями изображения узоров, с их многообразием. | Выполнить эскиз геометрического орнамента. Уметь составлять узоры и орнаменты. | Народные промыслы округа и области | Узор, орнамент | 10.12 7.12 | ||
15 | Как украшает себя человек | Познакомить с ролью различных украшений в жизни человека, познакомить с их многообразием и ролью в жизни людей. | Выполнение эскиза сказочного героя. | Узор, орнамент | 17.12 14.12 | |||
16 | Украшаем и делаем праздник | Знакомство с особенностями изображения праздничных украшений, многообразием их форм и цвета. | Выполнить эскизы праздничных украшений. | Праздники округа | Акварель, гуашь . пастель | 24.12 21.12 | ||
3. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | |||||||
17 | Постройки в нашей жизни. | Познакомить с архитектурой и её видами Показать роль построек в жизни людей.. | Сделать рисунок домика для своей семьи. | Архитектура округа, округа и района. | Архитектура, архитектор | 14.01 28.12 | ||
18 | Рисуем домики для сказочных животных. | Вспомнить различные сказочные постройки. | Сделать рисунок домика для сказочных животных. | Терем, дворец, замок | 21.01 11.01 | |||
19 | Домики которые построила природа. | Познакомиться с животными и птицами и их жильём. | Сделать рисунок домика созданного природой. | Животные нашего края | Нора, гнездо, дупло | 28.01 18.01 | ||
20 | Дом снаружи и внутри. | Знакомство с особенностями интерьеров домов и внешним видом различных зданий. | Сделать рисунок своей комнаты. | Архитектура округа. | Интерьер, фасад | 4.02 25.01 | ||
21 | Строим город. | Познакомить с городами «Золотого кольца» | Сделать эскиз города. | Города области | Архитектура, проект | 11.02 1.02 | ||
22 | Все имеет своё настроение. | Познакомить с приёмами выполнения изображений с помощью геометрических фигур. | Изобразить животное с помощью простейших геометрических фигур. | Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, | 25.02 8.02 | |||
23 | Постройка предметов. | Познакомить с приёмами построения различных предметов. | Выполнение эскиза сумочки для карандашей. | Эскиз, | 4.03 15.02 | |||
24 | Город (село) в котором ты живёшь. | Познакомиться с архитектурой своего села. | Выполнить рисунок своего села. | Архитектура округа, района и области. | 11.03 1.03 | |||
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | |||||||
25 | Совместная работа трёх братьев-мастеров. | Познакомиться с приёмами конструирования предметов разного назначения. | Научиться конструировать различные предметы. | Конструкция, | 18.03 15.03 | |||
26 | Праздник весны. | Познакомить с приёмами работы над пейзажем. | Сделать эскиз весеннего пейзажа. | Владимирские пейзажисты. | Жанры ИЗО: пейзаж, портрет, натюрморт | 1.04 22.03 | ||
27 | Рисуем птиц. | Познакомиться с приёмами изображения птиц. | Научиться изображать птиц. | Птицы округа. | 8.04 5.04 | |||
28 | Разноцветные жуки. | Показать приёмы выполнения изображений насекомых. | Научиться делать рисунки различных насекомых. | Насекомые округа | Жук, гусеница, бабочка, кузнечик | 15.04 12.04 | ||
29 | Сказочная страна. | Познакомить с работой художников-иллюстраторов. | Начать выполнение рисунка сказочной страны. | Замок, дворец, крепость, изба, | 22.04 19.04 | |||
30 | Сказочная страна. | Продолжить работу над эскизом композиции. | Выполнить рисунок сказочной страны. | Замок, дворец, крепость, изба, | 29.04 26.04 | |||
31 | Экскурсия. | Экскурсия по селу, знакомство с достопримечательностями, с природой весной. | Знакомство с архитектурой села. | Архитектура сёл округа. | Церковь, мельница, памятник | 6.05 3.05 | ||
32 | Здравствуй , лето! | Начать выполнение композиции о лете. | Выбрать тему рисунка, Начать работу над композицией | Владимирские пейзажисты | Пейзаж, эскиз, композиция | 13.05 10.05 | ||
33 | Здравствуй , лето! | Завершение работы над композицией о лете. | Закончить выполнение рисунка о лете. | Владимирские пейзажисты | Пейзаж, эскиз, композиция | Контрольная работа | 20.05 17.05 | |
34 | Образ лета в творчестве художников. | Знакомство с картинами художников о лете. | Знать особенности пейзажа | Владимирские пейзажисты | Пейзаж, жанр | 27.05 24.05 |
Календарно – тематическое планирование 2 класс.
№ | Тема урока | Цель урока | Предполагаемый результат | Краеведческий модуль | Термины | Примечания | Дата план | Дата факт |
1. | Чем и как работают художники. | |||||||
1 | Летние каникулы | Вспомнить навыки рисования по представлению | Выполнить эскиз композиции о лете. | Владимирские пейзажисты | Пейзаж, живопись, графика | 5.09 | ||
2 | Цветочная поляна | Показать основные приемы рисования цветов. Знакомство с основными цветами. | Изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы (придумать на основе натуры). | Владимирские пейзажисты | Пейзаж | 12.09 | ||
3 | Радуга на грозовом небе | Познакомить с основными цветами. | Изобразить природные стихии: гроза, буря, извержение вулкана, туман, дождь, ясный день . | Владимирские пейзажисты | Пейзаж | 19.09 | ||
4 | Осенний лес | Познакомить с основными приёмами работы над пейзажем графическими материалами. | Изображение пейзажа графическими материалами: мелками, фломастерами, карандашами и т. п. | Владимирские пейзажисты-графики | Пейзаж, графика | 26.09 | ||
5 | Осенний листопад | Познакомить с приёмами работы над декоративной композицией. | Сделать эскиз коврика на тему «Осенний листопад» | Владимирские пейзажисты | Декоративное искусство | 3.10 | ||
6 | Графика зимнего леса | Познакомить с приёмами выполнения пейзажей в графике | Выполнить эскиз зимнего пейзажа | Владимирские художники-графики | Графика, пейзаж | 10.10 | ||
7 | Звери в лесу | Знакомство с основными приёмами изображения животных. | Уметь выполнять рисунки различных животных. Начать работу над эскизом композиции. | Владимирские художники-графики | Графика, пейзаж | 17.10 | ||
8 | Звери в лесу | Выполнение эскиза композиции «Звери в лесу» | Завершение работы над эскизом композиции. | Владимирские пейзажисты | Графика, пейзаж | 24.10 | ||
2. | Реальность и фантазия. | |||||||
9 | Наши друзья птицы | Познакомить с основными приёмами изображения птиц. | Выполнить несколько набросков птиц с натуры (чучело, из книги, из пособия и т.п.) | Птицы области. | Графика, пейзаж | 31.10 | ||
10 | Сказочная птица | Познакомить с основными приёмами изображения птиц. | Выполнить рисунок сказочной птицы | Птицы области. | Эскиз, композиция | 14.11 | ||
11 | Узоры паутины | Ознакомить с работой художника украшающего и преобразующего окружающий мир на основе природных образов. | Сделать рисунок паутины с паучком | Насекомые Владимирской области. | Эскиз, композиция | 21.11 | ||
12 | Обитатели подводного мира | Показать приёмы изображения рыб и других обитателей подводного мира. | Выполнить эскиз композиции о подводном мире | Рыбы Владимирской области. | Эскиз, композиция | 28.11 | ||
13 | Кружевные узоры | Вспомнить правила выполнения узоров | Придумать кружева похожие на снежинки, паутинки, звёздочки. | Народные промыслы области. | Эскиз, композиция | 5.12 | ||
14 | Подводный мир | Вспомнить приёмы изображения подводных обитателей. | Сделать рисунок подводного мира | Рыбы Владимирской области. | Эскиз, композиция | 12.12 | ||
15 | Постройка и фантазия | Дать представление об архитектуре , познакомить с приёмами создания проектов построек. | Выполнить эскиз сказочной постройки. | Архитектура области и округа. | Проект | 19.12 | ||
3. | О чём говорит искусство. | |||||||
16 | Четвероногий герой | Дать основные приёмы изображения животных | Изобразить животное показав его характер, настроение: весёлое, стремительное, угрожающее. | Животные округа | Эскиз, композиция | 26.12 | ||
17 | Сказочный мужской образ. | Познакомить с различными видами портрета. Познакомить с основными приёмами и особенностями выполнения мужского портрета. | Изобразить доброго и злого воина. | Русские богатыри | Портрет, портретист, фас, профиль | 9.01 | ||
18 | Женский образ русских сказок. | Познакомить основными приёмами и особенностями выполнения женского портрета. | Изобразить противоположные по характеру сказочные образы. | Портрет, портретист, фас, профиль | 16.01 | |||
19 | Образ сказочного героя. | Познакомить с основными приёмами работы над образами сказочных героев. | Изображение сказочного героя с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Богатырь, Баба Яга, Кощей Бессмертный. | Портрет, | 23.01 | |||
20 | С чего начинается Родина? | Познакомить с художниками-пейзажистами. Познакомить с приёмами выполнения пейзажей. | Изобразить контрастные состояния природы ( солнечный день, гроза и т.д.). | Владимирские пейзажисты | Пейзаж, перспектива | 30.01 | ||
21 | Человек и его украшения. | Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства и его значением для жизни людей. | Украсить женский кокошник, зеркальце, гребень. Украсить богатырские доспехи воина-защитника и воина-захватчика. | Древние поселения округа, района, области | Богатырь, рыцарь, кокошник, гребень | 6.02 | ||
22 | Морозные узоры. | Изображение морозных узоров на оконном стекле. | Выполнить композицию «В царстве Матушки-Зимы». | Узор, | 13.02 | |||
23 | Морской бой Салтана и пиратов. | Знакомство с приёмами выполнения тематической композиции. | Изобразить два сказочных флота: добрый и злой. | Иллюстрация | 27.02 | |||
24 | Замок Снежной Королевы. | Знакомство с архитектурой и с особенностями её изображения. | Начать выполнение эскиза замка. | Архитектура округа | Архитектура, архитектор, замок | 6.03 | ||
25 | Замок Снежной Королевы. | Знакомство с архитектурой и с особенностями её изображения. | Изобразить замок снежной королевы. | Архитектура округа | Архитектура, архитектор, замок | 13.03 | ||
4. | Как говорит искусство. | |||||||
26 | Огонь в ночи. | Познакомить с особенностями изображения на основе контраста цвета. | Изобразить костёр на фоне тёмного неба, перо Жар-птицы (контраст цвета ). | Контраст, тёплые и холодные цвета | 20.03 | |||
27 | Весенняя земля. | Выполнение эскиза весенней земли с цветами | Изобразить весеннюю землю с цветами (по памяти и впечатлению ). | Цветы округа | 3.04 | |||
28 | Ритм линий. | Познакомить с различными графическими средствами и приёмами выполнения композиции. | Изобразить весенний лесной пейзаж с использованием графических упражнений. | Владимирские пейзажисты | Пейзаж, линия, ритм | 10.04 | ||
29 | Линия как средство выражения. | Знакомство с различными графическими материалами и их особенностями. | Изобразить дерево с определённым характером и настроением. | Деревья округа, | Линия | 17.04 | ||
30 | Птицы. | Познакомить с основными приёмами изображения птиц. | Уметь изображать птиц. Сделать несколько рисунков. | Птицы нашего края | 24.04 | |||
31 | Поле цветов. | Научить изображать различные виды цветов. | Изобразить поле цветов. | Цветы округа. | Эскиз, композиция, перспектива, горизонт | 1.05 | ||
32 | Птицы прилетели.. | Познакомить с основными приёмами выполнения тематической композиции. | Сделать эскиз композиции о прилетевших весной птицах. | Птицы округа, | 8.05 | |||
33 | Весна идёт. | Познакомить с приёмами выполнения тематической композиции. | Сделать эскиз композиции о весне. | Владимирские пейзажисты | Пейзаж | Контрольная работа | 15.05 | |
34 | Музеи искусств. | Познакомить с музеями искусств нашей страны. | Знать главные художественные музеи России, города Владимира. | Музеи Владимира и области | Пейзаж, портрет, натюрморт, декоративно-прикладное искусство | Посещение музея (по возможности ) | 22.05 29.05 | |
Календарно – тематическое планирование 3 класс.
34 | Тема урока | Цель урока | Предполагаемый результат | Краеведческий модуль | Термины | Примечания | Дата план | Дата факт |
1. | Искусство в твоём доме. | |||||||
1 | Летние каникулы | Вспомнить приёмы выполнения композиции. Развивать память и воображение. | Выполнить эскиз композиции о лете. | Владимирские пейзажисты | Пейзаж, композиция, эскиз | 3.09 | ||
2 | Осенний вернисаж | Познакомить с приёмами работы над пейзажем. | Сделать эскиз осеннего пейзажа. | Владимирские пейзажисты | Пейзаж, композиция, эскиз, пленер | Рисунок на пленере (по возможности) | 10.09 | |
3 | Твоя посуда | Познакомить с работой художника-дизайнера. | Выполнить эскиз различной посуды | Дизайнеры Владимирской области | Композиция, эскиз, дизайн | 17.09 | ||
4 | Мамин платок | Познакомить с работой художника-дизайнера. | Выполнить эскиз платка. | Дизайнеры Владимирской области | Композиция, эскиз, дизайн | 24.09 | ||
5 | Обои шторы в твоём доме | Познакомить с работой художника-дизайнера. | Выполнить эскиз обоев и штор для своей комнаты. | Дизайнеры Владимирской области | Композиция, эскиз, дизайн | 1.10 | ||
6 | Твои игрушки | Знакомство с работой художника-дизайнера. Познакомить с основными приёмами изображения игрушек. | Выполнить эскиз любимой игрушки. | Дизайнеры Владимирской области | Композиция, эскиз, дизайн | 8.10 | ||
7 | Твои книжки | Познакомить с работой художника- иллюстратора. Познакомить с приёмами работы над книжной иллюстрацией. | Сделать иллюстрацию к любимому литературному произведению. | Художники иллюстраторы области | Иллюстрация, композиция | 15.10 | ||
8 | Иллюстрирование русских народных потешек | Познакомить с работой художника- иллюстратора. Познакомить с приёмами работы над книжной иллюстрацией. | Проиллюстрировать несколько русских потешек. | Художники иллюстраторы области | Иллюстрация, композиция | 22.10 | ||
9 | Поздравительная открытка | Познакомить с основными приёмами работы над эскизом поздравления.. | Сделать эскиз поздравительной открытки. | Дизайнеры Владимирской области | Композиция, эскиз, дизайн | 29.10 | ||
10 | Букет цветов | Дать представление об искусстве составления букетов. Познакомить с работами художников рисующих цветы | Выполнить эскиз цветочной композиции в вазе. | Цветы Владимирской области | 12.11 | |||
2. | Искусство на улицах твоего города, села. | |||||||
11 | Декор русской избы | Познакомить с различными видами русской архитектуры. Начать выполнение пейзажа. | Изображение одного из фрагментов улицы с памятником архитектуры любой эпохи (церковная и светская архитектура). | Архитектура области и округа | Композиция, эскиз, дизайн | Экскурсия (по возможности) | 19.11 | |
12 | Декор русской избы | Познакомить с различными видами русской архитектуры. Завершить выполнение пейзажа. | Изображение одного из фрагментов улицы с памятником архитектуры любой эпохи (церковная и светская архитектура). | Архитектура области и округа | Композиция, эскиз, дизайн | 26.11 | ||
13 | Парки скверы бульвары | Познакомить с работой художника-дизайнера.Познакомить приёмами оформления ландшафта. | Выполнить эскиз оформления одного из уголков парка или сквера. | Владимирские пейзажисты | Композиция, эскиз, дизайн | 3.12 | ||
14 | Транспорт в городе | Знакомство с работой художника-дизайнера. Познакомить с основными приёмами изображения техники. | Сделать несколько зарисовок различного транспорта. | Владимирские пейзажисты | Композиция, эскиз, дизайн | Контрольная работа | 10.12 | |
15 | Витрины магазинов | Знакомство с работой художника-дизайнера. Познакомить с основными приёмами оформления витрин магазинов. | Сделать эскиз оформления магазинной витрины. | Дизайнеры Владимирской области | Дизайн, витрина, эскиз | Посещение магазина (по возможности) | 17.12 | |
.3 | Художник и зрелище. | |||||||
16 | Образ театрального героя. | Выполнение эскиза кукольного персонажа. | Эскиз персонажа кукольного театра ( перчаточного или обычного ). | Театры Владимира. | Драма, комедия, | 24.12 | ||
17 | Образ театрального героя. | Выполнение эскиза персонажа теневого театра. | Изобразить персонажа теневого театра – нарисовать силуэтный профиль. | Театры Владимира. | Драма, комедия | 14.01 | ||
18 | Театр кукол. | Выполнение эскиза головы кукольного героя. | Выполнить эскиз головы кукольного героя. | Театры Владимира. | Марионетка | 21.01 | ||
19 | Театр кукол. | Выполнение эскиза костюма кукольного героя. | Выполнить эскиз костюма театрального героя. | Театры Владимира. | Марионетка | 28.01 | ||
20 | Карнавальные маски. | Познакомить с основными приёмами работы над эскизом карнавальной маски. | Выполнение эскизов выразительных, острохарактерных масок. | Карнавал | 4.02 | |||
21 | Карнавальные маски | Познакомить с основными приёмами работы над эскизом карнавальной маски. | Выполнение эскизов выразительных, острохарактерных масок. | Карнавал | 11.02 | |||
22 | Театральный занавес. | Познакомить с работой художника – декоратора. | Выполнить эскиз театрального занавеса для пальчикового театра. | Театры Владимира | Декорация | 25.02 | ||
23 | Рисунок сувенирной куклы. | Познакомить с приёмами выполнения эскиза сувенирной куклы. | Выполнить эскиз куклы в русской национальной одежде. | Народные промыслы Владимирской области. | Сувенир | 4.03 | ||
24 | Афиша плакат к спектаклю. | Познакомить с приёмами выполнения плакатов и афиш. | Сделать афиши – плаката к спектаклю. | Афиша, плакат | 11.03 | |||
25 | Цирковое представление. | Выполнение эскиза композиции о цирке. | Изобразить цирковое представление и его персонажей. | Шапито, арена, цирк | 18.03 | |||
26 | Цирковое представление. | Завершить выполнение эскиза композиции. | Изобразить циркового персонажа (в движении). | Шапито, арена, цирк | 1.04 | |||
4. | Музеи искусств. | |||||||
27 | Музеи искусств. | Познакомить с музеями искусства Владимира и области. | Изобразить интерьер музея с фигурами людей. | Музеи Владимира и области. | Музей, жанр, | 8.04 | ||
28 | В музеях хранятся натюрморты. | Познакомить с натюрмортом, как одним из жанров изобразительного искусства. Познакомить с основными приёмами выполнения натюрморта. | Выполнить радостный, торжественный натюрморт; нежный, певучий натюрморт мрачный, печальный, грустный натюрморт. | Картинная галерея города Владимира. | Музей, галерея, натюрморт | 15.04 | ||
29 | В музеях хранятся известные пейзажи. | Знакомство с жанром пейзажа. Познакомить с основными приёмами и правилами выполнения пейзажей. | Изобразить пейзаж по представлению: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. | Картинная галерея города Владимира. | Жанр, пейзаж: сельский, городской | 22.04 | ||
30 | В музеях хранятся портреты. | Познакомить с портретом, как жанром изобразительного искусства. Познакомить с приёмами выполнения портрета. | Выполнить по памяти или представлению портрет друга или подруги. | Картинная галерея города Владимира. | Музей, галерея, портрет | 29.04 | ||
31 | В музеях хранятся скульптуры. | Знакомство со скульптурой как жанром изобразительного искусства. | Выполнить эскиз фигуры человека в движении (спортсмена). | Выставочные залы Владимира и области. | Скульптура, бюст, | 6.05 | ||
32 | Музеи архитектуры. | Познакомить с архитектурой и её основными видами. | Выполнить эскиэ на тему древней архитектуры: башни, крепость, крепостные ворота. | Музей деревянного зодчества в городе Суздале. Архитектура округа и области. | Архитектура, зодчество | Контрольная работа | 13.05 | |
33 | Музеи народного прикладного искусства. | Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством. | Выполнить эскиз узора: геометрического, растительного, животного. | Народные промыслы Владимирской области. | Музей | 22.05 | ||
34 | Музеи искусств. Ступени художественного образования. | Знакомство с основными музеями искусства страны. | Знать основные художественные музеи страны. | Музеи Владимира и области. | Просмотр фильма. | 29.05 |
Календарно – тематическое планирование 4 класс.
№ | Тема урока | Цель урока | Предполагаемый результат | Краеведческий модуль | Термины | Примечания | Дата план | Дата факт |
1. | Истоки родного искусства. | |||||||
1 | Летние каникулы | Вспомнить приёмы построения тематической композиции. | Выполнить эскиз композиции о летних каникулах. | Владимирские художники-пейзажисты | Пейзаж, цветовой колорит | 7.09 | ||
2 | Какого цвета Родина | Познакомить с красотой осеннего пейзажа. Учить рисовать по памяти и представлению. Показать приёмы построения пейзажной композиции. | Выполнить пейзаж различных состояний природы (дождь, ветер, гроза, ясный день ). | Владимирские художники-пейзажисты | Пейзаж, цветовой колорит | 14.09 | ||
3 | Пейзаж родной земли | Познакомить с красотой пейзажей родной земли. Учить рисовать по памяти и представлению. Показать приёмы построения пейзажной композиции. | Сделать пейзаж любимого времени года. | Владимирские художники-пейзажисты | Пейзаж, цветовой колорит | 21.09 | ||
4 | Гармония жилья с природой | Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома - избы. Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы. | Сделать несколько зарисовок деревенской избы. | Владимирские художники-пейзажисты | Архитектура, зодчество | 28.09 | ||
5 | Деревня - деревянный мир | Познакомить с деревянной храмовой архитектурой, рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек (избы, ворота, колодцы и т.п.). | Сделать эскиз деревенского пейзажа. | Музей деревянного зодчества в Суздале | Архитектура, зодчество, сруб, выпуски, конёк, крыша, причелины, полотенце, наличник,чело, гребень | 5.10 | ||
6 | Образ русского человека | Познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщины. Познакомить с приёмами выполнения женского портрета. | Выполнить женский портрет в народном костюме. | Портретисты области и округа, портреты созданные на Владимирской земле | Портрет, композиция, колорит | 12.10 | ||
7 | Образ русского человека | Познакомить с образом русского богатыря в живописи, литературе. Дать представление о вооружении. Показать приёмы выполнения мужского портрета. | Выполнить портрет русского богатыря. | Портретисты области и округа, портреты созданные на Владимирской земле | Портрет, композиция, колорит | 19.10 | ||
8 | Воспевание труда в искусстве | Познакомить с изображением красоты труда в произведениях изобразительного искусства. Совершенствовать навыки изображения человека в движении, в процессе трудовой деятельности. | Изобразить различные трудовые процессы: сенокос, пахота, уборка урожая. | Тематическая композиция, сюжет | 26.10 | |||
9 | Народные праздники | Дать представление о языческих богах древних славян, познакомить с народными праздниками, с обычаями и традициями наших предков. | Выполнить композицию на тему народных праздников | Народные праздники округа | Тематическая композиция, сюжет | 2.11 | ||
2. | Древние города нашей земли. | |||||||
10 | Древнерусский город-крепость | Познакомить учащихся с конструктивным образом древнерусского города – крепости. | Выполнить эскиз древнерусской крепости. | Древние города Владимирской области | Архитектура, собор, палаты, крепость, вал | 16.11 | ||
11 | Древние соборы | Дать представление об особенностях древней архитектуры Познакомить с архитектурой Владимира и Суздаля, | Выполнить рисунок древнего собора или церкви. | Древние соборы Владимирской области | Архитектура, собор, фасад, апсиды, аркатурный пояс, купол, барабан | 23.11 | ||
12 | Древний город и его жители | Познакомить учащихся с организацией внутреннего пространства города. Дать представление об архитектуре Кремля, торговой площади, посаде. | Выполнить рисунок древнерусского города. | Древние города Владимирской области | Архитектура, собор, палаты | 30.11 | ||
13 | Древнерусские воины - защитники | Дать представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников). Вспомнить вооружение древнерусских воинов – защитников. | Изобразить древнерусских воинов или княжескую друдину. | Богатыри земли Владимирской | Портрет | 7.12 | ||
14 | Города русской земли | Дать представление об исторической архитектуре древнерусских городов, познакомить с особенностями архитектурного облика древних городов. | Изобразить древнерусский город. | Древние города Владимирской области | Архитектура, собор, палаты | Просмотр фильма, контрольная работа | 14.12 | |
15 | Узорочье теремов | Познакомить учащихся с образами теремной архитектуры. Дать представление об украшении теремных палат. | Изобразить интерьер палаты. | Древние города Владимирской области | Архитектура, собор, палаты | 2112 | ||
16 | Праздничный пир | Обобщить знания учащихся о роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города; познакомить учащихся с праздничными одеждами бояр и купцов; показать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры. | Выполнить эскиз композиции «Княжеский пир». | Праздники округа и области | Тематическая композиция, сюжет | 28.12 | ||
3. | Каждый народ-художник. | |||||||
17 | Образ японских построек. | Познакомить с архитектурой Японии и её особенностями. | Изобразить японские постройки. | Архитектура Владимирской области и округа. | Архитектура, пагода, дворец | 11.01 | ||
18 | Красота природы в японской культуре. | Познакомить с основными видами изобразительного искусства и из особенностями. | Изобразить природу через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор ). | Владимирские пейзажисты. | Пейзаж, шёлк, тушь | 18.01 | ||
19 | Образ человека в японской культуре. | Познакомить с особенностями изображения человека в изобразительном искусстве Японии. | Изобразить японок ( погрудные или в полный рост ) на фоне цветущих веток. | Портрет, пейзаж, | 25.01 | |||
20 | Искусство народов гор и степей. | Познакомить с особенностями изобразительного искусства народов гор и степей. | Изобразить жизнь в степи и красоту пустых пространств. Цветом выразить особенности природы степей. | Владимирские пейзажисты. | Пейзаж, | 1.02 | ||
21 | Образ художественной культуры Средней Азии. | Познакомить с архитектурой Средней Азии. | Выполнить эскиз древнего среднеазиатского города. | Архитектура округа и области. | Архитектура, мечеть, минарет, юрта, дувал, | 8.02 | ||
22 | Образ красоты древнегреческого человека. | Знакомство с культом красоты человека в Древней Греции. | Изобразить фигуры олимпийских спортсменов (фигура в движении ) в соответствии с пониманием греками красоты человеческого тела-физически совершенного, прекрасного и в покое, и в движении. | Скульптура, рельеф, | 15.02 | |||
23 | Древнегреческая архитектура. | Познакомить с архитектурой Древней Греции и её особенностями. | Изобразить греческие храмы. | Архитектура округа и области. | Ордер: ионический, дорический, коринфский; фриз, фасад, фронтон, колонна, | 1.03 | ||
24 | Древнегреческий праздник. | Познакомить многообразием праздников Древней Греции. | Сделать эскиз композиции «Олимпийские игры в Древней Греции». | Праздники округа | 15.03 | |||
25 | Средневековая архитектура. | Познакомить с архитектурой Средневековья. | Изобразить средневековые готические здания. | Архитектура округа и области. | Архитектура: романская, готическая; замок, ратуша, | 22.03 | ||
26 | Средневековые готические костюмы. | Познакомить со средневековым готическим костюмом и его особенностями. | Сделать эскиз композиции «Праздник ремесленников на городской площади». | Цех, герб, эмблема, | 5.04 | |||
27 | Многообразие художественных культур в мире. | Знакомство с многообразием мировых художественных культур. | Знать основные особенности художественных культур в мире. | Европейская культура, азиатская культура, культура Африки, Америки. | 12.04 | |||
4. | Искусство объединяет народы. | |||||||
28 | Все народы воспевают материнство. | Познакомить с отношением к материнству в творчестве народов мира. | Изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу (изображение по представлению). | Портрет, натюрморт, | 19.04 | |||
29 | Все народы воспевают мудрость старости. | Знакомство с особенностями иэображения старости в произведениях искусстве разных народов. | Изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир. | Портрет, натюрморт, | 26.04 | |||
30 | Сопереживание - великая тема искусства. | Знакомство с произведениями искусства отражающие трагические события в жизни человека и животных. | Сделать рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.) | Анималистический жанр, портрет, пейзаж | 3.05 | |||
31 | Герои, борцы и защитники. | Познакомить с образом героя, борца и защитника в разных культурах мира. | Сделать эскиз памятника герою. | Скульптура, памятник, бюст, | 10.05 | |||
32 | Герои, борцы и защитники. | Познакомить с образом героя, борца и защитника в разных культурах мира. | Сделать эскиз памятника герою. | Скульптура, памятник, бюст, | 17.05 | |||
33 | Юность и надежда. | Познакомить с творчеством художников изображающих детство. | Изобразить радость детства, мечты счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. | Портрет, пейзаж, эскиз | Контрольная работа | 24.05 | ||
34 | Искусство народов мира. | Знакомство с искусством народов мира. | Сделать эскиз композиции о дружбе народов мира. | 31.05 |
1 – 4 коасс
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Учебно-методическая литература
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2007.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2008.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.
Изобразительное искусство 1 класс. Поурочные планы. Составитель И.В.Федотова Волгоград «Учитель» 2007
Изобразительное искусство 2 класс. Поурочные планы. Составитель С.Б. Дроздова Волгоград «Учитель» 2008
Изобразительное искусство 3 класс. Поурочные планы. Составитель С.Б. Дроздова Волгоград «Учитель» 2007
Изобразительное искусство 4 класс. Поурочные планы. Составитель Н.В. Лободина Волгоград «Учитель» 2007
Серия «Великие музеи мира» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»
Серия «Великие художники» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»
Оборудование
Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству 5 класс
Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...
Рабочая программа по искусству 8 класс
Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...
Рабочая программа по Искусству 8 класс
Рабочая программа по Искусству 8 класс...
Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...