Урок изобразительного искусства в 5 классе "Дымковская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
«Дымковская игрушка» (народные промыслы)
Цель: способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
Задачи: познакомить с традиционными видами росписи, материалами, научить эскизированию и простейшей геометрической композиции, кистевому мазковому письму по плоскости и объемной модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushka.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
- ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1.1. Ф.И.О. учителя Шилина А.Е. | |||
1.2. Дата: 9 февраля 2017 года | |||
1.3. Продолжительность урока (в минутах): 45 | |||
1.4. Ступень / Класс: 5 | |||
1.5. Предмет / Курс: изобразительное искусство | |||
1.6. Место (а) проведения урока: МАОУ Константиновская СОШ (Московская область, гор округ Домодедово) | |||
1 Обычная классная комната Классный кабинет 2 Компьютерная лаборатория нет | 3 Специально оборудованный кабинет по предмету нет 4 Другое (уточните): | ||
1.7. Количество уч-ся: – 29 | 1.9. Количество мальчиков: – 17 | 1.10. Количество девочек: – 16 | |
1.8. Тема / цели / задачи урока: «Дымковская игрушка» (народные промыслы) Цель: способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке Задачи: познакомить с традиционными видами росписи, материалами, научить эскизированию и простейшей геометрической композиции, кистевому мазковому письму по плоскости и объемной модели. |
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА УРОКА
2.1. Организация рабочего пространства
2.1 Организация рабочего пространства 1. Приветствие 2. Проверка готовности учащихся к уроку 3. Учащиеся занимают рабочие места по двое за парту |
2.2. Организация учебной деятельности на уроке
Этап урока | Учебная деятельность уч-ся (УД) | Учебно-познавательные и учебно-практические задачи | Деятельность учителя (роль) | |||||||||
Организационный момент | Прослушивание песни «Дымковская карусель». Драматургическая завязка. Подведение к цели урока. В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель». | |||||||||||
Проблематизация, актуализация, мотивация учебной деятельности. | Вид работы: «включение» в учебную деятельность – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни») Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково) С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково. Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские? Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково. Виды УД: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | освоение знаний + | приобретение знаний | разрешение проблем | сотрудничество | коммуникация + | самоорганизация и саморегуляция + | навык рефлексии | ценностно-смысловые установки | ИКТ-компетентность + | консультант | |
Первичное ознакомление / освоение / изучение материала | Работа: инсценировка сказки «Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки. Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету». | освоение знаний + | приобретение знаний | разрешение проблем | сотрудничество + | коммуникация + | самоорганизация и саморегуляция | навык рефлексии | ценностно-смысловые установки + | ИКТ-компетентность | режиссер-постановщик | |
Освоение, отработка, закрепление материала Обратная связь
| – Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка? Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Дети садятся за столы. Виды УД: Коммуникативные: планирование сотрудничество с учителем и одноклассниками Познавательные: умение строить речевое высказывание. | освоение знаний + | приобретение знаний | разрешение проблем + | сотрудничество + | коммуникация | самоорганизация и саморегуляция | навык рефлексии + | ценностно-смысловые установки | ИКТ-компетентность | консультант, Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо. | |
Применение изученного, систематизация, обобщение Подведение итогов Обратная связь | Вид работы: для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла; для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»). Самостоятельная творческая работа учащихся Вид работы: для учителя – помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; для учащихся – выполнение творческих композиций по объемной форме с соблюдением традиционных технологий.
Вид работы: для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание; для учащихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель». Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки! А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди. Виды УД: Регулятивные: Целепологание; Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное формирование познавательных целей. | освоение знаний | приобретение знаний | разрешение проблем + | сотрудничество + | коммуникация | самоорганизация и саморегуляция | навык рефлексии | ценностно-смысловые установки + | ИКТ-компетентность | во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи. помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; | |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Вид работы: Выставка и оценивание работ, прослушивание песни «Чем знаменито Дымково?». Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе. Виды УД: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. | Организует рефлексию: -у меня получилось, - я сделал. -я хотел сделать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"
5 класс. Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....
Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР
Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
Презентация к уроку изобразительного искусства "Дымковская игрушка"
Родиной дымковской игрушки является Дымковская слобода, которая находится неподалеку от города Вятка. Форма игрушек. Декор игрушки. Материал....
Древние образы в современных народных игрушках. Урок изобразительного искусства.
Урок знакомит с видами русской народной глиняной игрушки, способствует развитию творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса, учит видеть красоту в мире и в искусстве....
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе "Дымковская игрушка"
Роспись дымковских игрушек в графическом редакторе PAINT...
Схема сценария урока: изобразительное искусство 5 класса Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора
Сценарий урока с главной задачей: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы ра...