Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе "Дымковская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Федотова Анастасия Евгеньевна

Роспись дымковских игрушек в графическом редакторе PAINT

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_dymka_-_kopiya.doc738 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Урок

изобразительного искусства

в 5  классе

        

                                                                                                                      Учитель ИЗО:                                

                                                                                                                      А.Е.Федотова

Цели урока: 

Образовательные:

  • познакомить учащихся с дымковской глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества;
  • способствовать формированию представления об истории развития народного промысла и используемых материалах;
  • создать условия для усвоения учащимися последовательности работы росписи дымковской игрушки с использованием возможностей графического редактора “Paint”.

Развивающие: 

  • способствовать развитию творческой фантазии;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
  • способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные: 

  • создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
  • способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Методическое оснащение урока: 

Материально-техническая база: 

  • кабинет информатики;
  • компьютеры;
  • мультимедийный проектор.

Дидактическое обеспечение: 

  • слайды «Дымковские игрушки»;
  • образцы работ;
  • таблица «Элементы дымковской росписи».

Методы обучения:

  • проблемный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Словарная работа: Дымка, свистунья, сусальное золото .

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент (2-3 мин).
  2. Объяснение нового материала (15-20 мин).
  3. Физкультминутка . Игра «Составь орнамент».(2-3 мин).
  4. Практическая работа учащихся (  15 мин).
  5. Подведение итогов ( 2-3 мин).

Ход урока:

1.Организационный момент.

  • приветствие;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • сообщение темы, цели урока.

2. Вводная беседа /рассказ сопровождается слайдами/

- Ребята, у вас дома есть игрушки. Они сделаны из разных современных материалов: пластмассы, резины, металла, меха…

Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходят чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них- дымковскими игрушками.

В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.

Эта удивительная игрушка известна далеко за пределами нашей Родины. Наряду со знаменитой матрешкой зарубежные гости часто увозят с собой и дымковскую игрушку.

Как появилась эта яркая глиняная кукла?

Ее история уходит в прошлое нашей страны, в ХV век, когда царь Иван Ш после неудачных попыток подчинить Москве жителей северного города Великого Устюга приказал переселить их за непослушание в глухой край. Часть жителей Великого Устюга обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. Здесь ремесленники, гончары и прочий мастеровой люд основали свою слободу Дымково. Такое название , возможно, произошло от многочисленных печных дымков, витавших над слободой, ибо в каждом доме жили мастеровые, занятые всяк своим делом- гончарным, кузнечным, а их профессии напрямую связаны с огнем.

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом .

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

                                                                   / Народное творчество/

А может, свое название Дымково получило из-за частых туманов, охватывающих эту местность, когда слобода словно плыла в туманной дымке.

Гончарному ремеслу способствовали залежи красных глин, хорошо державших форму изделия. Из этой красной глины и создавали гончары свои горшки, крынки, полезные для дома вещи. А попутно лепили игрушки.

Мне хотелось бы рассказать вам о процессе изготовления игрушки:

1.Лепка.

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней „примажут" стан, ручки, головку и украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы „примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время „оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

        

2.Сушка.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной

 температуре от двух-трех дней до двух недель

 (в зависимости от размера). 

3. Обжиг.

Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах.

4. Обеливание.

Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - „обеливание". Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

5.Роспись. 

Роспись очень простая, представляет из себя сочетание тонких, толстых, волнистых линий точек, штрихов, овалов, ромбов, кружков. Она  нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.
Известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд

По побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом.

 Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях.

В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.

Игрушки эти очень простые .В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. 

Наездник

может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе.

Баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов.

По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов.

Дымковские игрушки продавались весной  на ярмарке Свистунье.

Из истории дымковской игрушки следует, что позолоченные расписные игрушки символизировали вятских вдов, чьи мужья, отцы и сыновья погибли в битве с живущими рядом устюжанами. Покойных ежегодно поминали, устраивая в их честь языческое празднество со свистом и плясками.

После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

После того, как праздник Свистуньи постепенно перестал отмечаться и ушел в небытие, мастера продолжали лепить дымковские игрушки, и это занятие стало самостоятельным народным промыслом. Особую известность он получил в 1930-е годы, когда усилиями нескольких потомственных мастериц была создана артель, занявшаяся выпуском вятской игрушки.

Дымковская игрушка стала одной из достопримечательностей  Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

В 2009 году во время своего визита в Киров Президент России Д.А.Медведев посетил областной художественный музей имени братьев Васнецовых, где ознакомился с экспозицией дымковской игрушки и поучаствовал в изготовлении и росписи дымковской игрушки[3].

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа "Семья", выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки [4]

В Москве установлена скульптура дымковской барыне

3. Физкультминутка. 

Ребята, прежде чем приступить к росписи наших игрушек на компьютере, я предлагаю вам составить орнамент с помощью цветной бумаги.

/на доске шаблоны дымковской игрушки, у двух команд вырезанные элементы, они по очереди подбегают к доске и наклеивают элемент на шаблон./

4. Практическая работа учащихся.

Вводный инструктаж

  • Сообщение названия практической работы “роспись дымковской игрушки ”.
  • Ознакомление с последовательностью выполнения.

Выбор эскиза. 

Актуализация знаний. 

  • Какие основные инструментальные возможности графического редактора “Paint” будем использовать:

- карандаш

- кривая

- эллипс

- ластик

- масштаб

- выделение

  • Какие основные команды графического редактора “Paint” будем использовать:

“правка”- “копировать”;

“правка” - “вставить”;

“рисунок”- “отразить - повернуть”.

« Роспись» эскизов.

Можно использовать определенный набор

элементов: волнистые линии, 5 крупных круга, 3 мелких, точки,

овал.

Выбор палитры.

- палитра

- заливка

- выбор цветов

- строка меню (изменение цвета)

Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж (по ходу работы)

Целевые обходы 

  • Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
  • Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
  • Рациональное использование учебного времени учащимися.

Подведение итогов

  • Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
  • Что узнали нового?
  • Просмотр работ.
  • Выставление отметок в классный журнал.

Домашнее задание: ответить на вопросы кроссворда.

В центре:

1

2

3

4

5

6

Наиболее часто вылепливаемая фигура дымковской игрушки.

По горизонтали:

  1. Как называлась смесь из молока и  размолотого мела?
  2. В какое время года обычно занимались изготовлением игрушек?
  3. Один из основных элементов дымковской росписи.
  4. Как  ласково назывались игрушки из глины?
  5. Какая домашняя птица украшалась красивым, похожим на

 павлиний, хвостом?

  1. Где распродавали дымковские игрушки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме "История декоративного искусства. Греческая вазопись"

конспект содержит богатый литературный и музыкальный материал, увлекательны и познавательные игры по теме урока....

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...