Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе
по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР.
Цели.
1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи.
2. Формировать мотивацию к обучению, развивать творческую и познавательную активность, навыки работы с различными материалами.
3. Воспитывать любовь и интерес к русской культуре, своей Родине и её истории.
Оборудование.
По возможности, урок проводится в компьютерном классе, либо в кабинете изобразительного искусства устанавливаются 5-6 компьютеров.
Учителю: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, ЭОРы по теме.
Учащимся: альбомы, художественные материалы.
План урока: 1. Организационная часть.
2. Введение темы, постановка целей урока.
3. Работа над новой темой.
4. Физминутка.
5. Постановка художественной задачи.
6. Практическое выполнение задания.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
1. Организационная часть.
2. Введение темы, постановка целей урока. (Просмотр презентации)
- Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Вот мячик. Слайд 2.Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь.
А вот игрушки, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. Слайд 3.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите! Слайд 4.
ДЫМКОВО Слайд 5
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
- О чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (об игрушках) Слайд 6
- Мы поговорим о народной глиняной игрушке, о её видах, традициях формы и росписи.
- Какие цели мы поставим перед собой? Чему будем учиться? Что будем развивать, воспитывать? (ответы учащихся)
3. Работа над новой темой. (Просмотр информационного модуляEC_I02_04_14I_GlinIgr)
- А теперь мы более подробно познакомимся с разными видами глиняных игрушек.
- Первая игрушка, самая известная, – Дымковская. Слайд 7.
- Прочитайте вопросы на слайде. Можете ли вы сейчас на них ответить? Те ребята, которые внимательно будут смотреть сюжет о Дымковской игрушке, смогут дать верные ответы.
1. Почему гончарную слободу назвали Дымковской?
2. Какие виды игрушек лепят дымковские мастера?
3. Какие цвета и орнаменты используют для росписи игрушек?
После просмотра видеофрагмента учащиеся отвечают на вопросы, заданные перед просмотром.
Аналогично происходит знакомство с Филимоновской - Слайд 8, Каргопольской – Слайд 9, Абашевской – Слайд 10 игрушками. Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Кто положил начало игрушечному промыслу в Филимоново?
2. Почему у Филимоновских игрушек продолговатая форма?
3. Какие цвета и орнаменты используют для росписи игрушек?
1. Для чего изготовляли Каргопольские игрушки?
2. Какие виды игрушек лепят мастера Каргополя?
3. Какими орнаментами украшают игрушки? Что они обозначают?
- Какие виды игрушек создают абашевские мастера?
- Чем интересна форма абашевской фигурки?
- Какие цвета для росписи фигурок используют абашевские мастера?
- Итак, ребята, с какими видами глиняных игрушек мы познакомились на уроке?
- В чем особенность каждой игрушки?
4. Физминутка. Слайд 11.
Станем мы лепить игрушку –
Птичку, барыню, зверушку.
Раскатали мы полоски –
Быстро получились ножки!
Туловище вышло ловко,
Получилась и головка.
Вот и грива, вот и хвост!
Что же дальше? Вот – вопрос!
Нашу печку разожжем
И игрушку обожжем.
Время рисовать настало.
Мы художниками стали.
Размешаем сами краски,
Нарисуем сразу глазки.
Грива вьётся на ветру!
Я копытца обведу!
Я добавлю ей кружочки,
Между ними вставлю точки.
Радует игрушка наша!
Нет её на свете краше!
В ходе физминутки дети выполняют движения, имитирующие процесс создания игрушки.
5. Постановка художественной задачи.
- А теперь ребята предлагаю вам поприветствовать наших гостей. Кто же это? Слайд 12.
(Это наши старые знакомые – Мастер изображения, Мастер постройки и Мастер украшения)
- Как выдумаете, почему они заглянули к нам в гости? (ответы учащихся)
- Действительно, они пришли, чтобы помочь нам справится с творческим заданием – создать свою игрушку.
- Кто из Мастеров нам поможет первым? (Мастер изображения, он поможет создать эскиз игрушки)
- А кого из Мастеров мы пригласим на следующий урок? (Мастера постройки, он поможет вылепить игрушку)
- И последним к нам придет Мастер украшения. Чем он сможет нам помочь? (Поможет расписать игрушку)
- Итак, Мастер изображения предлагает вам приступить к работе и создать эскиз своей игрушки. Поэкспериментировать с цветовым решением росписи игрушки вы можете за компьютерами (Используются практические модули EC_I02_04_14P1_GlinIgr, EC_I02_04_14P2_GlinIgr.) Мастер изображения желает вам творческих успехов!
Слайд 13.
6. Практическое выполнение задания. (Звучит народная музыка)
Учащиеся по очереди выполняют практический модуль, что помогает закрепить знания по новой теме, продумать цветовое и орнаментальное решение своей композиции.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
7. Подведение итогов.
1) Выставка работ учащихся.
2) Беседа с учащимися по вопросам:
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- В чем особенность каждого вида игрушек?
- Какой Мастер помогал создавать эскиз игрушки?
- Удалось ли вам передать в эскизе своей игрушки своеобразие формы и декора народной игрушки?
3) Выполнение контрольного модуля EC_I02_04_14K_GlinIgr. Слайд 14.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай игрушку». Она поможет определить, кто из вас был на уроке очень внимателен и запомнил все виды игрушек. Формируем творческие группы, выбираем «главного эксперта». Внимательно смотрите на экран, если ваша группа узнала игрушку, «эксперт» быстро поднимает руку, и отвечает.
8. Домашнее задание.
- Вспомните отличительные особенности игрушек, заполните таблицу (учащиеся получают таблицы на листочках, вклеивают в тетрадь):
Игрушка Особенность | Дымковская | Филимоновская | Каргопольская | Абашевская |
формы | ||||
цвета | ||||
декора |
- Подберите иллюстрации с изображением народных игрушек других промыслов, узнайте об этих промыслах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"
5 класс. Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....
Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках
конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М. Неменского...
конспект урока по изо"Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"
Познакомить с историей , узорами и образами дымковской игрушки, развивать творческую и познавательную активность...
Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3
В данной работе представлены конспекты трех уроков на тему Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках....
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...
Урок изобразительного искусства "Древние образы. Единство формы и декора в народных игрушках"
Цель урока: Дать представление учащимся о русской народной игрушке, её разнообразии и цветовом решении.Задач урока: способствовать формированию у учащихся образного пр...