Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели игрушки. Но т.к. одной из задач урока была систематизация и обобщение знаний о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская и Каргопльская), особенностях формы и росписи, то часть урока была проведена с использованием занимательных заданий на повторение. Главными составляющими успешного урока считаю: хорошую мотивацию, единую сюжетную линию, многообразие форм и обилие наглядного материала (таблицы, рисунки и презентация, подготовленная к уроку).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. | 23.88 КБ |
Презентация к уроку ИЗО | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Илькинская СОШ"
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема урока: "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Учитель: Федина Елена Георгиевна.
Дата проведения: 18 октября 2013 г.
Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.
Тема урока: Роспись собственной модели игрушки. Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Вид урока: урок-практикум. |
Цели и задачи:
1) Систематизировать и обобщить знания учащихся о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.
2) Углубить познания учащихся о народных промыслах родного края на примере Ковровской глиняной игрушки.
3) Формировать навыки работы с художественными материалами.
4) Развивать творческую и познавательную активность , художественную фантазию и вкус.
5) Воспитывать интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Оборудование: для учителя - материалы компьютерной презентации, учебные таблицы "Элементы Дымковской, Филимоновской и Каргопольской росписи", готовые изделия, репродукции и фотографии народных игрушек; для учащихся - учебник, заготовка игрушки, акварель или гуашь, фломастеры, кисти (№1, 2), баночка для воды, тряпочка.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Ход урока.
1. Организационный этап. (Слайд 1)
(Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
2.Сообщение темы и целей урока.
Много игрушек есть у ребят.
Медведи и зайцы на полках стоят.
Мы же игрушку сделали сами,
Её и распишем своими руками.
(Слайд 2) Добро пожаловать на итоговое занятие по теме "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Урок наш будет необычным. Давайте представим, что мы находимся не в классе, а в другом помещении. Отгадав загадку, вы узнаете в каком. Что за комната такая? И большая, и сверкает, В ней всего так много есть: Краски, кисти, штук по шесть,
И большое полотно,
Разрисовано оно. (Мастерская художника).
Мы с вами находимся в мастерской, где расписывают игрушки. (Слайд 3)
Ребята, вы все знаете, что в декабре нашей школе исполняется 100 лет. Будет много гостей. В нашу мастерскую поступил заказ на роспись сувенирных игрушек для самых почётных гостей этого торжества. Мы должны очень постараться, чтобы у нас получились самые красивые игрушки.
В соседней мастерской уже были сделаны заготовки. Наша задача - вдохнуть в них жизнь, т.е. расписать как дымковскую, филимоновскую и каргопольскую.
3. Повторение теоретических сведений.
Прежде чем приступить к выполнению заказа, давайте повторим особенности каждого вида игрушек. Вопросы для беседы: - Из какого материала изготавливаются эти игрушки? (Из глины) - Как назывался праздник с ярмарками, торгами и гуляньями, который проводился в Вятке? (Свистунья) - Почему филимоновские игрушки такие вытянутые? (Очень жирная маслянистая глина) - Какой необычный герой есть среди каргопольских игрушек? (Конь-Полкан)
1 задание: "Найди ошибки художника" (выполняет пара учеников сидя за партой) Приложение 3.
2 задание: "Кто на каком коне приехал?" (выполняет на доске один ученик) Приложение 1.
3 задание: "Подбери фартук для барышни"(выполняется на доске совместно)Приложение 2.
(Ребята делают выводы об особенностях формы и росписи каждого вида игрушек) (Слайды 4,5,6) Дымковская - пышные формы, яркие краски, элементы геометрического орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Филимоновская - удлинённые формы, три основных цвета: малиново-красный, жёлтый, изумрудно-зелёный, узор состоит из полосок, ёлочек и точек. Каргопольская - приземистые неуклюжие фигурки, разные краски, простой узор - символы солнца (круги и кресты), мотивы хлебных колосьев и веточек растений.
Во многих городах нашей необъятной страны есть мастерские по изготовлению изделий из глины, в том числе и игрушек. Давайте вспомним, какая игрушка откуда к нам "приехала". (Слайд 7)
Дымковская - Кировская область
Филимоновская - Тульская область
Каргопольская - Архангельская область
Хлудневская - Калужская область
Абашевская - Пензенская область
4. Сообщение новых сведений.
На территории какой области мы живём? (Владимирской)
Оказывается наша Владимирская земля тоже славится мастерами-игрушечниками.
Выступление ученика с результатами поисковой работы - презентация "Ковровская игрушка". Приложение 4.
5. Физкультминутка. (Слайд 8)
Что рисует мальчик странный
На мольберте утром рано?
Это - мама, это - папа и любимая собака.
Это - солнце вместе с нами,
Светит добрыми лучами...
Нарисую маме поле,
Где гуляют на просторе
И зайчонок, и бельчонок,
И весёлый лис-плутишка,
Всех лесных зверей братишка.
Встанет мама утром рано,
Перед ней - моя поляна...
6. Практическая работа. (Слайд 9)
Молодцы, ребята, теперь мы можем приступить к выполнению заказа.
(На доску вывешиваются таблицы-помощницы) Приложение 5.
Учащиеся приступают к работе.
(Включаются записи русских народных песен).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность приёмов работы, оказывая помощь, контролируя объём и качество выполняемой работы.
7. Итог урока.
1) Выставка работ учащихся.
Ребята ставят готовые работы на стол "готовой продукции". Те, кто не закончил, доделают работу дома и принесут на следующий урок.
2) Оценивание работы учащихся на уроке.
Самым активным вручаются медали "За активную работу на уроке". Приложение 6.
3) Заключительное слово учителя.
Я думаю, что задание, которое вы сегодня выполняли, позволило вам почувствовать, насколько интересна работа художника-игрушечника. Я уверенна, что игрушки понравятся тем, кому они будут подарены и принесут им удачу. Закончить наш урок хочется стихотворением Бориса Дубровина: (Слайд 10)
Творенья умельцев дороже
Душе моей всяких иных
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Много игрушек есть у ребят…
Тема урока: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках»
Художественная мастерская
Дымковская игрушка 1. Пышные формы. 2. Яркие краски. 3. Узор: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки.
Филимоновская игрушка 1. Удлинённые формы. 2. Основные цвета: малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. 3. Узор: полоски, ёлочки, точки.
Каргопольские игрушки 1. Приземистые неуклюжие фигурки. 2. Разные краски. 3. Простой узор - символы солнца (круги и кресты), мотивы хлебных колосьев и веточек растений.
«Родина» игрушек Дымковская – Кировская область Филимоновская – Тульская область Каргопольская – Архангельская область
Абашевская – Пензенская область Хлудневская – Калужская область
Физкультминутка Что рисует мальчик странный На мольберте утром рано? Это - мама, это - папа и любимая с обака. Это – солнце, вместе с нами, Светит добрыми лучами... Нарисую маме поле, Где гуляют на просторе И зайчонок, и бельчонок, И весёлый лис-плутишка, Всех лесных зверей братишка. Встанет мама утром рано, Перед ней - моя поляна...
Чудо-игрушки
Творенья умельцев дороже Душе моей всяких иных И чем-то особым и звонким похожи На тех, кто задумывал их. Б. Дубровин Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"
5 класс. Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....
Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР
Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....
Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3
В данной работе представлены конспекты трех уроков на тему Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках....
открытый урок Древние образы единство формы и декора в народных игрушках. роспись игрушек ,сделанных собственными руками
открытый урок Древние образы единство формы и декора в народных игрушках. роспись игрушек ,сделанных собственными руками...
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Урок изобразительного искусства "Древние образы. Единство формы и декора в народных игрушках"
Цель урока: Дать представление учащимся о русской народной игрушке, её разнообразии и цветовом решении.Задач урока: способствовать формированию у учащихся образного пр...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Понравилась разработка урока
Понравилась разработка урока и яркая, достаточно иформативная для пятиклассников, презентация.